Стадии развития геймдева в регионе

Рами Исмаиль (Rami Ismail), разработчик из Vlambeer, написал колонку про стадии развития геймдев-комьюнити в регионе. Он разделяет их на стадии: от простого “ух ты, у нас есть геймдев!” до “давайте обмениваться знаниями” и “давайте пригласим какого-нибудь заморского эксперта” до “случился первый большой успех” и “теперь другие приглашают наших экспертов”.

Схема очевидно упрощенная, но предлагаю обсудить про стадии нашего геймдева.

С одной стороны очевидно, что мы все еще на стадии 2. У нас есть лидеры мнений, куча маленьких мероприятий (DevNight, DevMeet, DevsGo и так далее), несколько средний (DevGAMM), одно на самом деле большое (Игромир). Мы уже зовем западных экспертов, но никаких лоббистских организаций или профсоюзов нет, хотя попытки были.

С другой стороны признанные герои индустрии у нас появлялись не раз – GSC Game World, Nival, Wargaming, Gaijin и другие студии добивались признания зарубежом и финансовых успехов. А это по идее стадия 4, до которой мы вроде как не дошли.

Ну и понятно, что вся индустрия ведет себя так, будто у нас тут стадия 6, когда кругом сплошь одни международные эксперты, которые научили бы глупых иностранцев уму, но лень.

  • John Doe

    В России нет производства AAA тайтлов, соответственно, ни о какой индустрии не может быть и речи.

  • Sergey Volkov

    Прошу вернуть Поросёнка Петра!!!

  • Ruslan Panasenko

    Это ты Поросёнок Пётр штоль?)

  • Slow Poke

    А у нас независимых профсоюзов и в других областях почти нет. Политическая ситуация такая, что любые независимые общественные организации долго не живут.

  • Den Luxerus

    Поросёнок Пётр есть в каждом из нас…

  • Kraken666

    Срочно Нужны Миллиардные Инвестиции!!!111

  • Ogion

    1. Отрицание,
    2. Гнев,
    3. Торг,
    4. Депрессия,
    5 Принятие.

  • dobrodum

    После выхода ГТА 5 геймдева нет. Я заметил даже активность в интернете упала, такое впечатление что все шпилят в ГТА 5!

  • То есть полтора года как?

  • dobrodum

    Ты еще скажи на смартфоне поиграть в ГТА, сосноли не в счет, только ПеКа, только хардкор!

  • Сергей Сергеев

    А где же
    6.?????
    7.Профит

  • Ogion

    Je suis Peter.

  • SlowJoe

    Наш геймдев напоминает мне пост римский период, когда на пепелище бегает куча царьков и на перебой называет себя наследниками ТОЙ САМОЙ империи.

  • Adept

    Только никто не знает что делать с этими миллиардами. Денег в нашем геймдеве по-моему хватает.

  • R.I.P in Peace

  • Алексей Петров

    По-моему пора организовывать Общество Свидетелей Петра. Ходить эти две недели и книжечки раздавать.

  • chaoticneutral

    и собирать деньги на на великую церковь его хрюшества )))

  • chaoticneutral

    интересно а кто будет делать проект ААА класса за деревяненькие ? когда та же КОЛда стоит вроде как 100 лимонов вечно зеленых а может и больше !

  • John Doe

    Кто угодно. Лишь бы было много деревяненьких.

  • chaoticneutral

    и будут еще как : “Нам нужно больше золота !” а потом “we need more vespene gas!” =)) тут вопрос вроде как о рентабельности ААА проекта и ориентация сугубо на западную аудиторию и огромный + прямые руки разработчиков и хороший менеджмент .но все же это вроде как рискованно иначе таже КОЛда невыходила бы каждый год и GTA бы загнулся они же все начинали с болота . а как часто отечественные проекты сейчас выходят ? а то я не в курсе выходят ли вообще )))

  • John Doe

    Отечественные проекты ушли в MMO и f2p. Чтобы развивать индустрию, нужно начинать с малого. Захотели сразу всё, пораздавали кредитов. Все мы прекрасно знаем, чем это закончилось. С теми, кто ничего не делает, ничего и не происходит. Мы не являемся ньюсмейкерами. Нам нечего презентовать. И пока журналисты не буду говорить типа:
    “- А меня в mail позвали, смотреть Кибержаба 3.
    – Да ладно! Третья часть будет? Ну нифига себе.”
    Короче, как сейчас относятся к Blizzard. Вот пока такого отношения не будет, просто забудьте об игровой индустрии в России, как о явлении в принципе.

  • StSoslan

    Ой дурааааак…

  • Леонид Таркин

    А стадия в стране случился майдан и все валят на Кипр у Рами есть?

  • Леонид Таркин

    на пэкаверсию всем пофиг, не смеши.

  • Леонид Таркин

    отличная рецензия на любую новую игру убисофт.

  • Леонид Таркин

    Михалков Великую Игру запилит?

  • Леонид Таркин

    что, хрюшку забанили штоле?

  • Дмитрий Николаев

    Сотрудничаю с австралийскими геймдевелоперами – нам до них как “на улитке до Луны”. В общем учите английский, ребята, и читайте зарубежные форумы, сайты, блоги и т.д., если вы ещё этого не делаете. Ну если не хотите, протаптывайте свои дорожки и наступайте на те же самые грабли, про которые они могли бы рассказать вам.

  • dobrodum

    Ой мудааааак…

  • dobrodum

    Всем пофик на тебя, а ПК версия бьет рекорды продаж и показывает третье место в стиме по одновременно играющим после доты 2 и CS:GO. А ты можешь и дальше жить в своем маня мирке и думать что все так и есть как ты для себя решил.

  • dobrodum

    А стадия карлик сошел с ума и развязал войну поэтому все валят на Кипр у Рами есть?

  • StSoslan

    Сразу переходить на мат. Типичный ПК-шник 😀

  • gekkon

    Да ты что, у него есть целая одна новая игра за год, и полторы игры с момента выхода новых консолей, он то знает что лучше!

  • «Рами Исмаиль (Rami Ismail), разработчик из Vlambeer».
    Кто-то ещё не знает, кто такой Рами Исмаиль?

  • dobrodum

    Типичный соснольщик. Ведь ты назвал меня дураком, человеком у которого не в порядке с головой, а я назвал твою черту характера, делай выводы.

  • StSoslan

    Ясно всё с тобой.

  • dobrodum

    гуляй

  • Гость

    Сочетание “австралийскими геймдевелоперами” смотрится смешно. Во всей Автралии сейчас есть в разработке хоть один проект, крупнее мобилок для анроидов?

  • vladsv

    Ну это типо достаточно известный инди девелопер.

  • Гость

    А как же War Thunder, Skyforge, Halo?
    Прямо таки и речи об индустрии не может быть?

  • John Doe

    Что это?(MMO+f2p) Что это?(MMO+f2p в сотрудничестве с Obsidian) И, Halo не российская игра. Она не была здесь придумана и сделана. Да, не может.

  • Гость

    Т.е. офисы с сотнями фуллтайм работников, высокими зарплатами, конкуренцией за место и играми широко известными во всем мире это так, местные ИП, блинами торгующие?

  • Mihail Druzhinin

    А в том то и фишка, что тут речь не про качество конечного продукта, а про уровень развития индустрии. Конешно потребителю лучше кустарное дикарство индустрии, но пусть с хорошими “жемчужинами” раз в пару лет. А с точки зрения людей в этой самой индустрии лучше когда постоянный поток говна ААА, типа ассасина.

  • Vasya Vasin

    L.A. Noire вроде у них делали, сейчас не знаю

  • John Doe

    Кто известные? Blizzard известные, Activision известные, даже Midway, которые обанкротились – известные. Никому на хер не сдались русские разработчики, разве что в плане аутсорса.

  • Гость

    Ниче не понял.
    О каком уровне развития может идти речь когда нет результатов никаких из Автралии уже сколько лет.

  • Гость

    Парень, иди уроки делай.

  • Mihail Druzhinin

    Деньги. Там много денег в этом бизнесе.

  • John Doe

    Ты вообще кто?

  • Гость

    Так нет разрабов же. Какие деньги.

  • Гость

    Раньше да, были студии. У нас тоже много раньше делали.

  • Mihail Druzhinin

    Да полно вроде офиссов и филиалов то, не?
    Постиндустриальная страна, все дела. Ну а сами клепают конешн вот такое вот:

    http://www.iphones.ru/iNotes/22038

  • Гость

    А в РФ сколько офисов клепающие мобильные игры?
    Всякие плейриксы, глу, гейминсайты. Если подобный шлак считать то Австралия по сравнению с нами вообще Мухосрань тогда.

  • Дмитрий Николаев

    дело не в том, насколько крупным является проект, а в том, насколько серьёзный подход к разработке они имеют. Насколько детализируют свою игру в дизайн-документе перед, непосредственно, реалзиацией. Сотрудничаю в инди-проекте и говорю за конкретных людей и их подход к разработке, а не за “абстрактную игровую индустрию Автсралии”.

  • Mihail Druzhinin

    > А в РФ сколько офисов клепающие мобильные игры?

    Ну вроде изначально гражданин говорит про более аккуратный и качественный подход.

    Ваще по уму надо взять список филиалов крупных контор в Австралии и в СНГ и сравнить.
    Думаю Австралия встроена в этот рынок куда более по ряду банальных причин – судя по титрам в конце ААА игрушек – австралийцев там куда больше, а значит и её доля в мировой индустрии больше.

  • Гость

    Это по моему спорный показатель. Качество отстроенных процессов можно тупо перенять позвав спеца из машиностроительного завода например. Но это что, сразу саму игровую индустрию вперед толкнет?

  • Mihail Druzhinin

    > Blizzard, Activision, Midway

    Вот в том то и проблема, что вот такое “развитие индустрии” нахер не нужно конечному пользователю.

  • John Doe

    На вкус и цвет. По крайней мере, если вы хотите популяризировать свою индустрию на весь мир, то именно так и придётся делать.

  • Гость

    http://en.wikipedia.org/wiki/Category:Video_game_companies_of_Australia

    2K, THQ, Team Bondi и Irrational прикрыли.
    Остальное все одному богу известные конторы.
    Я не спец в этом деле. Но просто так конторы же не закрывают.

  • Mihail Druzhinin

    Хм, я тут гугланул – вроде как пишут что “расцвет Австралии прошёл”, да-с

  • Леонид Таркин

    не одновременно играющими, а одновременно пытающиеся запустить, не путай…

  • Леонид Таркин

    одна игра? Какими тяжелыми наркотиками вы предпочитаете упарываться в это время суток?

  • Леонид Таркин

    Авэ, Григорович?

  • Vanilla

    Присоединяюсь. Не смотря на его некоторую ОДИОЗНОСТЬ было интересно читать по-настоящему аргументированное мнение

  • dobrodum

    Евгений Ваганович

  • Dagnir

    На две недели.

  • Гость

    Угу, что-то вроде как у нас после кризиса 2008-го. А были ведь времена, эээххх.

  • на пека за последние 5 лет вышло две игры только(дивинити и пиларс оф этернити). Все остальное порты с олимпа.

  • chaoticneutral

    я конечно уже наверно далек от игро тем но ностальгия осталась по СТАЛКЕРУ и даже не потому что отечественный шутер а по той тематике советских руинах которых я в реале могу лицезреть и по тому говору ЗК которые перезаряжают обрез с репликой “ЭЙ мужик не стреляй я не при делах” а когда наоборот “ЧИКИ БРИКИ И В ДАМКАХ” =)) или по изометрическому Блицкригу просто прикольной ртс и замечательному “ЗВЕЗДНЫЕ РЕЙНДЖЕРЫ 2” в котором куча неповторимых инопланетных рас и игра была с кучей других :симулятор челночника. примитивные ртс и куча текстовых но продуманных квестов которые могли быть и экономическими симуляторами и детективами с серийными маньяками и ведь я за них за всех заплатил и даже не однократно но все они действительно метят в те же MMO и f2p потому что ААА в пост советском пространстве не рентабельно а то что пишут игрожуры))) я уже как пару лет как забил все они пишут только о том о чем им заплатили или о том что пипл хавает

  • John Doe

    Тяжело было читать, без знаков препинания. Тем не менее. И про крутые игры, и про прессу, я согласен. Вопрос в продажах. Если игра нацелена исключительно на локальную аудиторию, основные деньги она и будет собирать локально. А поскольку у нас любят халяву, то и ПК тянет не только доступом к торрентам, но и дешманскими ценами на игры. Ни одной российской игры, не то что собравшей денег, а просто вышедшей на консолях, лично я не припомню.

  • Alex Mazur

    Мысль 1. У нас есть большие и успешные компании, которые последнее время делают фри-ту-плей. Окей, хорошо, показатель. Успехи “годов минувших” в расчет не берем. (На западе есть и то, и то. У нас — нет)
    Мысль 2. На западе тоже чертова туча компаний, которые подпадают под пункты 1 и 2, но есть и пара-тройка больших на страну. Разве у нас не так?

  • Это не та страна, где недавно закрыли последнюю AAA-студию?

  • Не мешай эксперименту!

  • Руслан Гареев

    Порох вроде не такой уж и карлик.

  • MrBubble

    Метро две тыщщи многа букаф? Дальше сами уже решайте подходит ли она под критерий в связи с нынешней ситуацией.

  • John Doe

    Это украинская игра. Можете главе 4A сказать, что она российская. Он подробно объяснит, куда вам нужно будет пойти.

  • MrBubble

    я в курсе чья это игра – не подошла под критерий и собсна не нужно посылать никого никуда

  • John Doe

    Я просто для примера сказал. Были прецеденты.

  • Major Glory

    В данный момент он пилит Великий Макдак, ему не до каких-то там игр.

  • Леонид Таркин

    но такое же х…ло

  • Nikita

    Подпишусь.

  • Nikita

    Да, толкнет. Зовите спеца.

  • Nikita

    Мне кажется индустрия сейчас находится на стадии – все уехали поработать на большую западную компанию чтобы научится, но не вернулись))

  • IVintik

    War Thunder – на консолях, причем в числе первых игр вышедших на PS4 и вроде неплохо живет. Halo- пусть ремастер но всеравно пример. Еще есть несколько менее успешных, но все таки выходивших на консолях игр. Или Cut the rope – пусть не совсем консолях(хотя 3ДС все таки тоже консоль), но пример вполне мирового успеха. Примеры редкие но они есть.

  • John Doe

    Значит дело просто в моей невовлечённости. War Thunder мне просто не интересен, потому что единственная нормальная игра про самолёты, которую я видел, была Ace Combat на первой плейстейшн. Консоли нового поколения у меня нет, и я откровенно не вижу ни одной игры, ради которой её стоит взять. Halo не люблю. А то, что Cut the Rope выходила на 3DS, узнал только что, потому что на консолях Nintendo уже 30 лет подряд выходят одинаковые игры. Всегда думал, что Cut the Rope есть только под iOS и Android.

  • SlowJoe

    Я даже не знал что там вообще есть индустрия.

  • KH

    Какая там империя была?

    Игровая индустрия советского союза – которую мы потеряли?

  • Tommmy

    Смешно.

  • Tommmy

    >Vlambeer
    Это же та контора которая все время воняет, что их проекты клонируют, хотя сами в этом виноваты.

    У нас стадии от “нахер делится с кем-то знаниями?!” до “щас за годик запилим пару фри-ту-плейных клонов и срубим бабла”.

  • TON14

    “Т.е. офисы с сотнями фуллтайм работников, высокими зарплатами, конкуренцией за место”
    Это конвейер территориально расположенный в СНГ, индустрия по прежнему может быть за границей.

    WOT,War Thunder, Аллоды Онлайн и прочее это всеголишь несколько успешных игры в масштабах СНГ это вообще капля. Сколько заработали они и сколько заработали юбики на ассасинах?

  • Воздержись от геополитических умозаключений, дорогой друг. Прежде чем их делать, следует ознакомится со всеми конфликтами за последние 100 лет.
    Тем более здесь не место для этого

  • SlowJoe

    Утрирую же. Но были игры, были студии.

  • dobrodum

  • dobrodum

    Мой не дорогой не уважаемый не друг. Выйдите из виртуальной реальности, проанализируйте ситуацию, сделайте выводы. Крым у нас аннексировала РФ. Поставки оружия, танков, градов, боеприпасов, “добровольцев” на Донбасс осуществляет именно РФ. Вот и вся правда мой не дорогой не уважаемый не друг.

  • Во всех предложениях фактические ошибки.
    Ещё раз, здесь не место для этого.
    Про реальность посмешил ))

  • Прекращайте политику, пожалуйста.

  • dobrodum

    Так вы учитель? Исправьте ошибки и поставьте оценку. Если здесь не место для этого, зачем вы начали об этом тут трындеть?

  • Какие вообще могут быть независимые организации на планете победившего капитализма?
    Занеси бабла куда угодно – контора твоя.

  • Внезапно да, толкнет. Один толковый руководитель значительно полезнее взвода «визионеров» и прочих творческих личностей.

  • Леонид Таркин

    ты недооцениваешь его пилительные мощности)

  • Дмитрий Николаев

    Та страна где недавно три человека монетизировали 10 миллионов долларов с Crossy road. Чем не показатель индустрии ? С AAA к сожалению всё печально конечно, не только в Австралии.

  • Не вижу повода опускать руки. По крайней мере меня вдохновляют подкасты Галенкина . Однако до элитной компании мне в моем регионе придется до пенсии развиваться, такая же ситуация и с инди разработкой =)

  • Да, мы на стадии 2, но есть компании, позиционирующие себя на стадии 4, что не очень-то оправданно. Самое печальное, что они не только позиционируют, но и правда думают о себе, как о местном “герое” в статье.