Мобильные игры не дают игрокам того, что они хотят

Давно мы не ругали в этом блоге мобильные игры, давайте вернемся к этому увлекательному и душеспасительному занятию.

Барри Мид (Barry Meade), создатель прекрасной игры The Room пишет, что чрезмерное увлечение разработчиков игр метриками и рекламой привело к тому, что 66 процентов игроков уходит из игры в течение 24 часов (как раз как достроится ловушка в Dungeon Keeper). Мол, вся статистика мира не может дать вам понимания того, что игроки на самом деле хотят.

Знаете, я как ни странно согласен с Барри, но это вопрос настолько очевидный и при этом почему-то поляризованный, что даже спорить как-то неудобно.

То есть – да, метрики не заменяют геймдизайн. Как автофокус в фотоаппарате не заменяет умения фотографировать. Но с автофокусом снимать проще, а с метриками легче понять, чего же игроки хотят. Или точнее, легче понять, чего они не хотят, а там уже методом исключения.

Еще Барри ругается на виртуальные джойстики и тут я с ним согласен, в большинстве мобильных игр они реализованы из рук вон плохо.

Ну и обязательный пинок в сторону Candy Crash Saga, где платит всего 2% пользователей. Хотя кого волнует, какой процент платит – на самом-то деле важна не доля, а общее количество платящих и доход с них.

  • Всю жизнь хочу мобильную (а теперь – на айпаде и Android-планшетах) HoMM 3, can confirm.

  • Яростно плюсую. Я бы еще от Космических Рейджеров не отказался бы

  • Илья Ткаченко

    Не играю в Hearthstone, выпал из общества

  • Я бы тоже с радостью поиграл во что-нибудь нормальное РПГешно-стратегическое, без микроплатежей…

  • Azro

    На айфонах была вторая часть, но ее быстро забросили. Да и айфон не то, на айпад надо.

  • Сам безумно ее хочу. При этом даже понятно как ее делать, как на ней зарабатывать и как продвигать.

    Но она дорогая в разработке получается, вот никто и не рискует.

  • onizzzuka

    В посте про софт для Андроида кто-то кидал ссыльку на эмулятор, который вроде как HoMM3 умеет.

  • Алмас

    А на винде планшеты? http://m.youtube.com/watch?v=uPEvntasxAc

  • Saint

    Прикольные комментарии там к статье.

  • Илья

    И там же Сиротин эпично разделывает на атомы противников фритуплея.
    Про метрики все правильно сказано: они полезны не тем, что заменяют геймдизайн, а тем, что помогают найти отвалы.

  • Janeway

    Хочу нормальную циву на планшете

  • Нормальная там цива

  • mrnovember

    Сорт оф римейк от наших разработчиков можно ожидать 😉

  • Janeway

    Я много играл в революшн и мне она нравилась, но я хочу десктопную циву 4 на iPad.

  • SlowJoe

    Революция слишком ужатая. Иногда это хорошо иногда это плохо. Не играл на паде, играл на дс и зы3

  • Тогда уже пятую 🙂

  • SlowJoe

    Ой сейчас начнется)

  • Janeway

    Боюсь, что пятую айпады не потянут, но со всеми аддонами я бы сразу джве купил

  • покупайте планшет на Win8 😉

  • Janeway

    Тяжело переходить с продуктов эппла на другие фирмы.
    Это как подписаться на ps+, выбить 100500 трофеев, перейти на xbox one и играть в мультиплатформу только на нем

  • Гость

    То, что делает Game Insight, даже трудно назвать играми. Внешне игры, а внутри гэмблинг, ящик скиннера и прочие пейволы. Таким манипуляционным механикам самое место в Лас-Вегасе, а не в игровой индустрии.

  • Илья

    Это не совсем так и это другой вопрос.
    А в комментах на полигоне Сиротин говорит правильные вещи. Точнее, особенно правильными они выглядят на фоне оголтелой ф2пфобии.

    //надо было на геймджем сделать игру про ф2пфобию, которая начинается с пейволла и, собственно, ничего больше не содержат.

  • AquaMID

    Мне кажется, это прозвучит банально, но в играх должна чувствоваться душа. Тот же Hearthstone всем показывает как надо делать, чтобы нравилось и пк игрокам и совсем казуалам. Но вот получится ли хоть у кого-нибудь повторить успех по рецепту близзард? По всей видимости, нельзя сделать реально хорошую и прибыльную игру по линейкам и формулам, нужен талант и оригинальное видение разработчиков.

  • Janeway

    Что такое душа?

  • AquaMID

    Это то, что нельзя просчитать в случае с игрой. Вот видит Gameloft успех Hearthstone, делает свою карточную игру, а в неё никто не играет. Вопрос, почему? Они ведь всё анализировали и на калькуляторе высчитывали. Я уверен, клоны HS вскоре последуют.

  • Janeway

    HS и есть клон

  • AquaMID

    Клон чего? MTG? Ну тогда Halo клон Doom. Это просто жанр карточной игры.

  • Janeway

    Я тебе даже скажу, что близзард всё анализирует и высчитывает не меньше gameloft.

  • Гость

    В чем не совсем?
    Как вы считаете, в будущем, через много лет, ф2п сможет эволюционировать в такую бизнес-модель, где будут монетизироваться только косметические вещи и UGC (как в играх Valve, Path of Exile, мобах, и как собираются сделать в Fortnite, H1Z1 и Unreal Tournament), если пользователи пользователи поумнеют и перестанут платить за кристаллы, энергию и прочий донат?

  • AquaMID

    Но почему у них получается? Потому что, как написал в самом верхнем посте, кишка тонка у остальных.

  • Janeway

    Потому что берем аудиторию вова (в пике вроде 12млн), берем аудиторию вар1,2,3. Игроки рады вернуться в знакомую вселенную и хайпят везде эту игру.
    Почему сейчас нет такого хайпа по MTG? Тоже кишка тонка у них?

  • Guest

    > душа
    > мобильные игры

  • тролол

    все игоры близард клоны

  • зууу

    а чего, спускателем уже выше 15 никак не прыгнуть?

  • gg no re

    все можно просчитать
    душа – выдумка суеверной черни

  • SlowJoe

    Хайпа нет потому что мтг 25 лет. Кто то из фанов умер уже наверное. Но при этом я знаю ребят которых в нее засасывает с головой в любом возрасте.
    А воверы – это не вспаханное поле. Многие наверное и мтг не видели ни разу. При этом HS вполне себе энтрилевел для того чтобы потом подсесть в мтг.

    Давно пора вывести определение “души” в игровой индустрии.

  • Janeway

    Это был риторический вопрос

  • Ivan Sukhanov

    Тяжелые нынче времена, в школе спокойно играл в нормальную циву на n-gage (=

  • SlowJoe

    С этого надо было начинать)

  • Максим Петков

    В играх это хорошо проработанная симфония ощущений.

  • Janeway

    Щито?

  • Максим Петков

    Это сложно пояснить вербально, и почти невозможно в тексте. но я попробую.

    Любое взаимодействие в игре порождает у игрока определённые ощущения (например, вспомните приятные ощущения от лопанья пупырышков). Когда хороший гейм дизайнер делает игру, он способен заранее сформировать у себя в уме спектр ощущений, которые должен чувствовать игрок и при создании игры ГД следит чтоб во всех ключевых точках общий ощущенческий настрой сохранялся. В основном именно это игроки и принимают за душу игры.

  • Пётр Поросятов

    Очень простой принцип, насчёт виртуальных джойстиков: не можешь сделать нативное управление – не делай под платформу.

  • Janeway

    То есть имеем кривой код, кривую графику, кривой сценарий, кривой сеттинг и т.д, но имеем “общий ощущенский настрой” везде. Рубим кассу в сторах?

  • Артём Князев

    А Candy Crash Saga это про кондитерское королевство

  • Maxim Zareckiy (23+)

    >> на фоне оголтелой ф2пфобии.

    Которую провоцируют Сиротин и КО, умудряющиеся превращать любой сеттинг в ферму с одинаково убогим визуальным оформлением.

    Будь каждый Ф2П как Вар Тундра или, прости господи, WoT – другой совсем бы был разговор.

  • Илья

    Я надеюсь никогда.
    Кастомизация работает, когда у тебя аудитория исчисляется десятками миллионов. Если она станет основным драйвером монетизации для f2p – значит все мелкие и средние фирмы умерли, погребя под собой два десятка отличных жанров.
    А значит вас будут кормить одной и той же дотой в разных сеттингах, пока наружу не полезет.

    Чтобы перестать платить за кристаллы и “прочий донат” надо не поумнеть, а, наверное, сильно победнеть. Это вопрос из серии “когда пользователи перестанут платить за айфоны, потому что я пользуюсь андроидом за 3 т.р. и мне все нравится, а лохи платят за бренд”.

  • Илья

    То есть каждый ф2п должен быть как многобюджетный голивудский блокбастер? Типа “убьем все сериалы и артхаус, оставим только трансформеров и бетмена, потому что я ничего кроме бетмена не смотрю”?

    В танках и тундре вообще нет никакого прорыва в визуальном оформлении. И в плане монетизации там такой же анальный ад, как у всех. Только начинается он чуть позже.

  • Гость

    Сомневаюсь, что у Path of Exile (86 на mc) аудитория исчисляется десятками миллионов. Игру разработала студия из 15-20 человек. К слову о смерти мелких и средних фирм.

    Чем больше ф2пфобия, тем лучше для индустрии. Ведь пользователи сами голосуют рублем за модель монетизации. Перестанут голосовать за анальный донат и он исчезнет. Надеюсь ф2п в его нынешнем виде отправиться в небытие, как когда-то рынок социалок.

    Мелкие и средние фирмы бы не умерли. Есть много мелких и средних инди, которые делают игры, а не ф2п. Трешеделам да, пришлось бы учиться делать игры или закрыться.

    Вообще Орловский очень правильно говорил про ф2п. Некоторым студиям сейчас приходиться делать не такую монетизацию, как хотелось бы, чтоб конкурировать с теми, кто делает жесткий донат. И это все понемногу улучшается. Не зря Fortnite, H1Z1 и Unreal Tournament анонсировали с такой монетицацией. И не похоже, чтоб они метили в аудиторию, большую десяти миллионов.

  • Battleheart пробовал?

  • Бросил Hearthstone после второй битвы. Абсолютно бездушная игра.

  • Только что описал русский геймдев, и трепетно любимых “Рейнджеров” в частности.

  • Илья

    Я набрал в яндексе “Path of Exile” и увидел клон дяблы скверного качества (судя по скриншотам). Ну может монетизация там хорошая, а клонировать все-равно нехорошо.
    Но тут что важно: десятки миллионов это, конечно, условная цифра. Просто f2p зарабатывает в прогрессии от известности. Я не знаю, откуда вы знаете про этот клон дяблы, но раз в курсе – значит о нем писали, минимальная известность у него есть (есть ли у него прибыль не знаю).
    А попробуй заработать на кастомизации когда о тебе никто не знает. Все опять сводится к позиции “я хочу только блокбастеры, убейте все остальное” – ну хотеть никто не мешает, а убивать все-таки не надо.
    И, кстати, 20 постоянных человек на одном проекте – это верхней порог средней студии.

  • Гость

    Facepalm, метакритик 86, вы бы обзоры почитали, а не картинки смотрите. Многие считают его гораздо лучше D3. И назвать его клоном, тоже что назвать все опен-ворд экшен-шутеры клонами ГТА, или Дарксайдерсы и Бетмены, клонами Зельды. Это уже давно отдельный жанр. С вашей логикой, тогда и все ММОRPG клоны друг друга. Не знаю где вы читаете, но о нем западные ресурсы писали больше, чем WoT и Варсандер, когда они выходили.

    При чем тут “я хочу только блокбастеры, убейте все остальное”? Пусть вообще делают хоть ф2п 2д пиксель-арт. Только с таким балансом, где человек, который вложит тысячу баксов, и тот, который вложит ноль, получат идентичный опыт от игровой механики за одинаковый промежуток времени. Иначе это уже не геймдизайн, а разработка манипуляционных механизмов монетизации, завуалированных под видом игры.

  • Гость

    Если игра действительно хорошая, не важно 5 или 20 человек её сделала, сомневаюсь, что RPS или Polygon откажутся о ней написать. Но нет, лучше же за трафик и фичеринг платить.

  • Shmatter

    после первой.

  • Shmatter

    так хало клон дума и есть.

  • You win.

  • Максим Петков

    Что за тупая манера всё утрировать?

  • Илья

    “Только с таким балансом, где человек, который вложит тысячу баксов, и тот, который вложит ноль, получат идентичный опыт от игровой механики за одинаковый промежуток времени.”

    В общем, это комментировать не нужно – тут все настолько прозрачно, что я просто рад еще раз процитировать.

  • Legioner

    Вообще не играл и бросил.

  • AquaMID

    Да, много наверное ты понял самой игры раз так. Это глубокая карточная игра, на самом деле.

  • Душа чувствуется лишь спустя сорок часов? Дай угадать, ты должно быть фанат Dark Souls.

  • Wushvuzulle

    Даже затрудняюсь представить – из какой глубокой и гулкой пещеры нужно вылезти в 14 году человеку, имеющему какое-то отношение к индустрии (судя по всему), чтобы не знать про PoE?
    Давайте без диванных резюме про “клонирование это плохо” и предсказаний по скриншотам.

  • Илья

    Зачем мне знать про игру, которая не является ни моим референсом, ни конкурентом, ни объектом интереса и даже не присутствует на платформах, которые у меня есть?
    Вообще, как-то наивно думать, что есть какое-то “такое”, про которое все должны знать, хотя это их вообще никак не касается. Да с какой стати?

    Я прямо написал, что сделал вывод по скриншоту. У меня хватает ума не делать этот вывод окончательным; еще бы у собеседников хватило ума отличить окончательный диагноз от первого впечатления (и без лишних слов) – получился бы нормальный диалог.
    Но заметь – какой-нибудь торчлайт я бы никогда не назвал клоном дяблы, там понятно, что это “другая игра в том же жанре”. А тут по скринам не другая игра, а какой-то брат-дебил (т.е. не “близнец”, а “почти близнец, только хуже”).

  • Илья

    Полигон и прочие пишут не о хорошем, а о резонансном.
    Вообще, позиция “просто сделайте хорошую игру и все само получится” это наивняк.

  • Shmatter

    Играть надо, а не по скринам клоны высматривать. Расстреливать вас надо – диванных аналитегов.

  • Shmatter

    >То есть имеем кривой код, кривую графику, кривой >сценарий, кривой сеттинг и т.д
    Врядли с такой хуитой будет “общий ощущенский настрой”

  • Shmatter

    потому что близзард считает математическую модель геймплея и геймдизайна, а геймлофт – математическую модель монетизации и пейволов.

  • Shmatter

    >Я набрал в яндексе “Path of Exile” и увидел клон дяблы >скверного качества (судя по скриншотам).
    А где здесь написано про не окончательность? Утвердительное предложение, что Path of Exile гавно. Собеседники поняли все правильно.

  • Илья

    Ок

  • Шоп

    вот сто пудов. Кажется все игры близов вызревают после долгого анализа того, что сейчас в тренде, и какие ошибки совершаются. Потом грамотно компануют все наработки других, вылизывают до блеска – и вуаля хит!
    Простой рецепт, казалось бы. Но только у них и получается:)

  • Шоп

    подожди ты правда боишься, что у мелких контор исчезнет возможность делать фермы с кристалликами? Тебе правда не хватает таких жанров? Выше же написали, что никто не мешает делать инди нормальны игры, а не ф2п-клоны убогие.

  • Илья

    Цитирую тебя:
    “А все остальные f2p попросту барахло. И привлечь они ни чем не могут, кроме своей якобы бесплатности. Поэтому фри ту плей не нужен.”

    В общем, тут не о чем разговаривать.

    Чем дальше блог Галенкина, тем толще партизаны.

  • Гость

    Конечно не нужно комментировать, если ответить нечего. Из-за такого вот отношения, как ваше, такие недо-игры и фермы и процветают. Я, кстати, нигде не писал про то, чтоб не платить ни в каком ф2п. На мой взгляд, как раз нужно голосовать рублем за ф2п проеты, в которых микротранзакции не влияют на баланс. Климов как-то писал, что хочет в будущем видеть проекты, в которые пользователи будут заносить потому, что им нравиться игра и они хотят поддержать разработчиков, а не потому, что жесткая монетизация к этому подталкивает. Надеюсь, в будущем индустрия к этому придет.

  • Гость

    Polygon и Rock, Paper, Shotgun, если вы не замечали, очень лояльны к инди и пишут о всех более-менее примечательных проектах. И не обязательно же огромное превью, достаточно небольшой заметки с трейлером и скриншотами.
    “Само собой” конечно нет, а вот в десяток редакций письма написать, и если игра стоящая, будет и аудитория.
    Наивняк это делать фермы и думать, что рынок никогда не изменится.

  • Шоп

    так ты бы лучше на вопрос ответил. Где и что я говорил, я и так знаю

  • AquaMID

    Вот да

  • AquaMID

    Я как раз терпеть не могу Dark Souls. Ну не душа, а глубина игры, продуманность всяких мелочей, можно это и так назвать.

  • Илья

    Ни у кого не хватит писалки писать обо всех более-менее примечательных проектах.
    Редакциям приходит чертова уйма писем. В большинстве пишут о тех, которые заранее где-то засетились.

  • Chernous Vlad

    Давайте обсудим жизнь инди-хуинди без фичеринга в аппсторе. На сколько там продажи падают после снятия, м ?

  • Гость

    Это растяжимое понятие. У нас похоже разное представление хороших игр. Про те игры, которые чем-то выделяются на фоне остальных в плане вижуала или механик, напишут вне всякого сомнения. “Просто сделай хорошую игру” всегда будет работать, если применять даже минимальные усилия по продвижению. Засветились – это сарфанное радио, если есть чему светить, адутория сама пропиарит.

  • Илья

    Окей, объясняю как это работает:
    есть несколько человек, которые сделали замеченные (и, кстати, замечательные) инди игрушки: данжелот, TBS, гамлет и пр.
    Их знают, у них берут интервью, может быть вы с кем-то из них даже знакомы.
    Все это создает впечатление, что рынок охотно реагирует на новое и классное.
    А это не так. Это просто survivorship bias: вы знаете об успешных кейсах, а неуспешных кейсов не знаете, именно потому что они неуспешные. Их вообще мало кто знает, а знающие – не любят об этом говорить.
    Я, например, знаю, потому что варюсь индустрии много лет и видел чего добиваются в том числе хорошие проекты, в том числе сделанные талантливыми дизайнерами. Еще знаю, какой deathrate даже у успешных компаний с проверенной бизнес-моделью, не говоря уже о компаниях второго-третьего порядка.
    А еще вижу, что выживают в основном фермы и мач3, а правило “чем хуже, чем успешнее” очень часто срабатывает именно в нашей индустрии.

  • Гость

    Тут с вами во многом соглашусь.
    Сам читал несколько постмортемов финансово провальных проектов. Но тут тоже, на мой взгляд, все неоднозначно. Конечно есть много факторов которые влияют на финансовый успех. Хорошая игра может быть очень нишевой, а может у авторов проблемы с продвижением и аудитория, которая бы заинтересовалась, о ней даже не знает. Это очень комплексный вопрос. Конечно нужно думать для кого делаешь, и на каких площадках продвигать, монтировать трейлер как можно лучше и тд и тп. Вывод. Про действительно отличный проект это ЦА и может не узнать, но если узнает будет и финансовый успех. “Просто сделай хорошую игру” с поправкой на продвижение. Те неуспешные кейсы, про которые я знаю, либо имели проблемы с продвижением, либо были не настолько хороши, как о себе думали.

    Насчет остального вы правы. Донатские мобильные фермы и прочие ф2п как раз поэтому и процветает. При меньших затратах и рисках, большая прибыль и стабильность. С точки зрения бизнеса, это конечно правильно. Логично, что инвесторы больше захотят вкладывать в такие проекты. Я свое мнение высказал с позиции игрока, для которого словосочетание “видеоигра” означает то, что оно означало во времена PS1, а не то, которое в него вкладывает Zynga или GI. Говорил не к тому, что безнесмены делают не правильно, что хотят больше заработать, а к тому, что игроки делают не правильно, занося в такие проеты. Этим они сами подталкивают разработчиков к использованию таких бизнесмоделей. А потом жалуются, что сейчас большинство СНГшных студий делают ф2п для мобилок и ММО.

  • smash

    Обычная винда не интересует. Бери и играй – интерфейс однокнопочный. Разговор про мобильные ОС

  • Master

    http://jeff-vogel.blogspot.fi/2014/05/please-stop-complaining-about-free.html “Please Stop Complaining About Free Mobile Games Now. PLEASE.” В комментах обсуждение темы мобильного фритуплея.

  • Глефа