152. НДС и E3

Мы говорим про НДС на онлайн-продажи в России и о том, как это повлияет на игровую индустрию. Ну и про E3 тоже поговорим.

В гостях у нас Сергей Орловский, легенда игровой индустрии и по совместительству основатель Nival.

Ведущие — Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин.

patreon-button

Подкаст выходит при поддержке Джинна. Джинн — сервис анонимного поиска работы для программистов.

Подкаст выходит при поддержке Playrix. Распределенная команда Playrix состоит из 250 профессионалов, которые работают из 49 городов. Вакансия — директор филиала Playrix.

Студия Lazy Bear Games (создатели Punch Club) благодарит дядю Мишу и дядю Сережу за подкаст. Мы выросли на ваших советах. А еще, мы ищем гейм-дизайнера со знанием C# в офис Санкт-Петербурга для работы над DLC.Подробности на LazyBearGames.com/job.


Youtube-версия

Ссылки из подкаста

Вакансия: гейм-дизайнер Lazy Bear Games
Вакансия: директор филиала Playrix
Инвайт в чат игровых разработчиков
Голосовой чат для игр

Подписаться на подкаст можно по RSS или добавить в iTunes. А еще подкаст есть в твиттере: @kdicast. Полный список подкастов есть на сайте Galyonkin.com.


Если вы хотите принять участие в подкасте «Как Делают Игры», то посмотрите предварительный план подкастов и напишите нам письмо.

Подкаст есть и в списке iTunes, его можно найти через приложение «Подкасты» по запросу «galyonkin».

Вопросы будущим гостям и ведущим подкаста можно задавать на этой странице.


Музыка: Michael Chapman — Goodwill Cowboys Ride Again.

  • Ray_domkrat

    Вот это бомбическая тема. Обязательно буду слушать!

    И отличное завершение сезона перед летом. Прямо «Счастливо оставаться и спасибо за рыбу».

  • Pavel Pivovarov

    А как этот налог скажется на «Великих и могучих Российских стимах»? Местные магазины типа ростелекома платят НДС и живут, а если стим поднимет цены, то они смогут увеличить цены немножко или оставить на прежнем уровне и переманить людей. Я правильно понимаю?

  • Повезло, что не во время матча Украина — Сев. Ирландия.

  • Тимур

    Не смогу быть на подкасте вживую, надеюсь Орловскому передадут вопросы:

    1) В новостях, где Орловский комментировал закон есть следующее: «Более того: «по факту для российских компаний НДС удваивается», — подчеркнул Сергей Орловский.» Можно вот это пояснить? Ведь российские компании закон не облагает налогом, это оговорено. Или речь про те «российские» компании, которые в целях «оптимизиации» выводят деньги таким образом, чтобы не платить вообще никаких налогов?

    2) На примере Стима по поводу двойного налогообложения. У нас заключен договор между РФ и США от 17.06.1992 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», разве он не позволит избежать лишних налогов? Ведь в США-то площадка (стим) тоже платит налоги. Такие договора заключены со множеством других стран.

    3) Как правильно напомнили люди в обсуждениях в интернете цены на цифровые издания (что на РС, что на консоли) привязаны к ритейлу. Да-да, он до сих пор живой, если кто забыл. И сейчас ситуация такова, что покупая диск с новым анчартедом за 4 тысячи вы платите налог НДС (он туда включен!), а делая то же самое через интернет, покупая цифровую версию — нет! Сэкономленные деньги просто идут приятным бонусом издателю. Отсюда вывод, что есть неиллюзорный шанс, что никто вообще повышать никаких цен не будет, хотя бы потому, что это и так подорвет ритейл, все еще приносящий ощутимую прибыль. Да и народ не обрадует.

    4) Ну и раз уж Орловский стал звездой интернета, хочется спросить его, какие игры за последние 10 лет он и его кампания делали только для России, издавали в России, переводили на русский язык (то, от чего кампания сейчас отказывается после нового закона, как следует из его слов). Я могу кое-как вспомнить 2 — Дефендоров я купил после хорошего поста Галёнкина («сингл, без микроплатежей, все как вы любите»), а Блицкриг 3 обошел стороной, на том же стиме можно почитать хорошие отзывы пользователей почему. Негусто.

    Я не экономист, поэтому могу ошибаться и писать глупые вещи, поэтому буду рад, если объясните мне как все там на самом деле. Спасибо!

    P.S. Ничуть не хочу приуменьшить роль Орловского и Нивала в игровой разработке в России, все что было до 2006 года — мое почтение, играл, переигрывал, помню, люблю.

  • Насчет пункта 2, на НДС это не распространяется. Это только про доходы физлиц и налог на прибыль компаний, возможно есть еще исключения, но точно не НДС, налог с продаж и подобное.

  • Тимур

    Буду знать, спасибо.

  • Если подпись ставит Путин, как сказал Орловский, то можно начать капать на мозги ему от имени всех разработчиков: Nival, Game Insight, Plarix, Gaijin, Lesta, Saber Int, Nevosoft и прочие. Об отмене закона. Потапенко подключить, твиттеры и прочее. Не за вилы же браться, чесслово. Кстати, а чего наши антиглобалисты Шевчук, БГ, Макаревич молчат? Или не их денежная яма им не интересна?

  • Ivan Vitoshnev

    Какая разработка игр в России? У нас поля не паханные стоят! Село надо поднимать!

    Hots игра проходняк. Делали под казуалов, которые дольше двух недель не играют. В доту лет по 10 играют и не устают.
    Близзард перешли по арту и механике на дошкольников. Сейчас вобще в хентайщину пошли!
    По WoW было забавная ситуация, когда у них миллион подписчиков отъел пиратский сервер, который они лично прикрыли.
    Blizzard меня вобще только печалит последние 7 лет… Не делает эта контора больше культовых игр и не сделает больше.

  • 00bruce

    Аудитория дотки 95% — это русское школие, которым мамка денег не дает на новый компутер и новые игори по 2к. Вульв дает им бесплатную онлайн игру, для которой практически ничего не нужно иметь кроме мусорного ведра и желания понагибать мамок. Была бы она платной, а не f2p, нахер бы никому не была бы нужна, а в топе твича был бы только LoL из всех моба. ХОТС сливается также как и все клоно-мобы потому, что опоздал в гонке моб (вышел поздно). Зачем играть в ТРИ-ЧЕТЫРЕ мобы одновременно? Когда одной заебись хватает. Аудитория все-таки не резиновая.
    Тоже самое щас будет с новыми клонами хартстоуна — который стал успешным в своей нише «ККИ для народа» — они все сольются и никогда даже близко не подберутся к популярности ХС.

  • TON14

    Насчет
    1 пункта
    Допустим Я российский инди продаю игру через стим(иностранную компанию).
    Цена в стиме 10 долларов не уверен насчет порядка вычета всех показателей.. но примерно это выглядит так.
    10$ -18% «Налог на Google» = 8.2
    8.2 — 30% берет себе стим = 5.74
    5.74 — 13% подоходного налога = 4.99
    4,99 — 5% коммсии банков ,конвертация валюты и прочее =4.77

  • TON14

    О каких «Великих и могучих Российских стимах» вы говорите?? =)

  • Lugard

    Overwatch простой, но если те, кто собрался в одной команде не будут координировать свои действия по обстановке, проигрывают в 100% случаев. И просто индивидуальные качества выживания не работают на победу — ты либо умираешь быстро, либо долго пытаешься пробиться через героев другой команды.

  • Владислав Павлов

    В Dishonored играл только через стелс, и он показался очень скучно под конец: монотонное выполнение одних и тех же действий с постоянной перезагрузкой в случае провала. Вторая часть вызывает больше вопросов к истории с пока негативным настроением.

  • Ivan Vitoshnev

    У вас странное представление о аудитории доты. Естественно школьники это 95% онлайн почти ВСЕХ игр и в LoL их не меньше.
    Странно но я играл в доту в 10м году на топовом на тот момент железе и не играл больше практический не во что…. также играл на отличном железе и 7 лет до этого. в т.ч. в варике3м. В доте тучи людей, которые без проблем донатят на скины по 5 к в месяц (сам донатил). Многие играют потому что геймдив сейчас унылый по сравнению с тем что было до 2005 года. Играть тупо не во что — одно мыло и казуальщина.
    Я играл во ВСЕ мобы до 10 года. Были очень отличные клоны, но которые просто угробили разработчики. Даже лол был другой игрой по сравнению с альфой-бетой и первыми годами, сейчас я уже не могу в него нормально играть только в арам.
    Были хорошие аналоги WoW, которые угробили разработчики.
    ХОТС просто ужасен как моба. Я вобще могу сказать что это даже не моба это какой то казуалый рпг слешер. Изначально было очевидно для задротищ моб, что это пустой проект. Я вобще был в ужасе, когда видел первую версию ХОТС, который был просто картой для старкрафта…
    ХС уныл по «стандартизации» колод и тактик. И к этому еще прибавляется близовский сталь баланса — от сезона к сезону бустят 1-2 класса остальные ждут следующий и сливаются.
    По визуальной части близзард сейчас 50%дисней 50% азитский дисней. Вся готичность пропала в играх, ушли в игры для 3+.
    Близзард сейчас на спаде это очевидно всем кто играет в их игры с начала 90х. Им надо все руководство нафиг менять. Те кто что то креативное мог делать уже убежали оттуда, причем почти одновременно…

  • Михаил

    Сам играл через стелс, никаких нареканий не имею, но таки подтвержу: действительно, при кровавом прохождении разнообразие средств и (что еще важнее) их комбинаций, на порядок больше.

  • Denis Voznyuk

    Сомневаюсь, что по продажам они на спаде, а значит руководство все делает правильно.
    Заявления, что сейчас игр нет и одна казуальщина от лукавого. Просто, несмотря на свою показную элитарность, вам лень/не интересно учить новое, поэтому и сидите в одной игре.

  • Ivan Vitoshnev

    Продажи растут по естественным причинам — игры давно не для «избранных» развлечение. Продажи не показывают развитие отрасли, делают одно и тоже и продают его — это тупик. Все пришло к тому, что сейчас представляет киноиндустрия.
    Близзард всегда говорили и говорят, что они делают лучшие игры в индустрии (оригинальные, прорывные и т.д.) по сути стали делать среднечек и иногда провал. В близзард сейчас ужасно душат креативные идеи. Они сейчас на 100% слушают маркетологов, которые и направляют компанию штамповать клоны других игр.
    Есть игры стоящие -серия DS и некоторые старые серии — типа цивилизации, тотал вар, файтинги и некоторые шутаны.
    Элитарность? Я почти не играю, но в то что играю меня на долго не хватает Я слишком быстра расковыриваю механику и мне уже скучно.
    Просто раньше разработчики вдохновлялись старыми настолками, старыми играми и спортом где была большая реиграбельность и в механиках нужно было сидеть и разбираться. Сейчас тупо попкорн делают и все. Даже те проекты где типа олдскул на деле все очень быстро упрощают в угоду массовости.
    Кстати итал где то новость что Нинтендо проводило эксперимент- «новое» поколение геймеров садила играь в старый 2д марио и почти все сказали что это нереально сложная игра и никто не хочет играть в сложные игры..

  • Denis Voznyuk

    Вообще Blizzard всегда делали на массовую аудиторию игры. И часто их упрощали по сравнению с конкурентами. Просто массовая аудитория игр изменилась, и игры тоже изменились.
    Примеры:
    Diablo — Action/RPG вышла в эпоху чистокровных RPG. Взяла для себя упрощенную ролевую систему, более динамичную боевую систему (считай шаг к кинематографичности), добавила красивые видео вставки. Т.е. в то время, по сравнению с Baldur’s Gate являлась казуальной игрой.
    World of Warcraft — mmorpg которая привнесла упрощенную прокачку на квестах (а не гринд), эпичный сюжет, кучу социальных элементов внутриигровых. В общем да, тоже облагородила для массового пользователя MMORPG.
    Да и новые игры у них все еще одни из лучших в своих жанрах (кроме HOTS, мне он тоже не понравился)
    Инноваций в них много.
    До Hearthstone, например, компьютерные карточные игры для большинства были задротской мутью. Поэтому для многих людей эта игра открыла жанр. Т.е. Blizzard как раз взяла не избитую идею и реализовала ее.
    Или вот Overwatch — практически идеальный сессионный шутер. Там вообще кроме геймплея ничего нет, насыщенность событиями матча бешеная, ты всегда в центре. Никаких ожиданий после смерти по минуте, забегов через пол карты, чтоб героически сдохнуть и т.д. И вылизана игра тоже очень здорово именно с точки зрения дизайна всего, от картинки до интерфейса и управления (играл на PS4 в бету)
    И идея снова не избитая, это не сетевой милитари шутер, не новый аналог квейка, из конкурентов только Team Fortress 2, который все таки другой и устарел.
    При этом я не фанбой Blizzard, играю только в WoW иногда, т.к. мир игры нравится. Но нельзя не замечать заслуги компании. Не нравятся новые игры, так и говорите. Но это не значит, что они плохие.

    Ну и про сложные игры. Они есть и сейчас. Просто они не массовые, т.к. большинству, да, лень разбираться в механиках и 20 раз перепроходить один и тот же уровень.
    Мне лично больше безумия в современных играх не хватает, чем сложности.
    Вот этого, что два водопроводчика скачут по канализации, ищут принцессу и жрут грибы))

  • Tevton

    На 1 и 2 вопросу отвечено вот здесь в комментариях — https://vc.ru/p/nalog-na-google
    По поводу 4 — я нигде не видел, чтобы Сергей говорил, что Нивал отказывается выпускать игры для России, это выражение по-моему придумал роем.

  • Тимур

    Большое спасибо Галёнкину, который задал все самые-самые актуальные и насущные вопросы, большое спасибо Орловскому за развернутые и интересные ответы, а так же строго здравый и рассудительный подход.

    Наверное самый запоминающийся подкаст из последних, потому что по очень важной и актуальной для слушателей теме и гость явно понимает о чем рассказывает. Побольше бы таких!

    P.S. Михаил тоже молодец 🙂

  • One

    Да никогда blizzard не делал инновационных игр. Доступные вылизаные проверенные решения.
    Даже диабло не особо инновация — а warcraft — это warhammer один в один.

  • 00bruce

    У меня нет представлений, ты это статистику нагугли. Синие это дотка по странам. Как видишь она популярна в основном в нищих странах, где платить за игры по 60$ это дорого и вообще пиратки любят (Китай,СНГ, Бразилия и прочие свалки). То, что ты задротина, которой нравится только дота это твое дело, игр дохуя разных выходит и да они НЕ всегда МОБА и не всегда в них нужно задротить.

    У Близзард все охуенно на самом деле, ты это почитай про циферки или Галенкина хотя бы слушай. У ХС дохуя игроков (более 30 млн.по миру), по части киберспорта идет дохера всяких турниров, на Твиче всегда в топе 5 самых просматриваемых игр. С Овервотчем так вообще все хорошо пока. Так что никуда они не катятся. Мнение тех, кто играет с 90х, их уже давно не волнует и для них они больше ничего делать не будут (вернее не будут создавать продукт с прицелом исключительно под них), новая аудитория показывает хорошие результаты и их больше.
    http://i.imgur.com/5iQE0vA.png

  • Den Luxerus

    Охуенные выводы на основе сравнения кс го (15$) и доты 2. Еще загуглите где на карте Бразилия находится, пожалуйста.

  • KenTWOu

    показали хакера, который ‘мне страшно высовываться, нажать кнопку’, поэтому я пошлю робота, который нажмет кнопку выдвигающейся ручкой, меня заметили, он достает автомат и косит всех, включая сотрудников лаборатории

    Не так же все было! Его заметили, он достал автомат и расстрелял окно, чтобы сменить позицию. В сотрудников стрелял исключительно из тазера и колотил рукопашной колотушкой, то есть не убивал он никого.

    Вообще, мне не понятны претензии в стиле, зачем добавлять в игру хакерство, если всех можно перестрелять. Это же не хардкорная стелс игра, а попсовый стелс-экшен. Никто не будет склонять игрока к хакерству, его просто поставят перед выбором, хочешь — стреляй, хочешь — взламывай, хочешь — крадись. Качество WD2 будет зависеть от того, будет ли этот выбор предоставляться всегда. Проблема Watch Dogs как раз была в том, что выбор далеко не всегда предоставлялся. Это типичная беда большинства игр Ubisoft с их любовью к экзотическим скриптовым моментам. На словах — играй как хочешь, на деле — нет.

    Чего не скажешь, например, о последних Deus Ex (в Mankind Divided не будет проблемы боссов) и особенно о Dishonored, где с этим пунктом был полный порядок, поэтому и реакция игроков с критиками была в большинстве своем хвалебной.

  • Святослав Гавриленко

    Было очень интересно послушать мнения «изнутри». Особенно когда на Орловского в комментариях к новостям с его цитатами вылили тонны ненависти. И мне понравилась позиция Орловского. Ведь в конце своего выступления, не смотря на явное негодование от отечественной бюрократии, было видно, что человек болеет своим делом и рад бы спокойно развивать отечественный рынок (да ту же локализацию хотя бы), но…
    Жалко, что вы уходите на перерыв. Мне, к примеру, очень понравился ваш 147 выпуск, где вы просто обсуждали новости. Надеюсь перерыв покажется недолгим 🙂

  • Mihail Druzhinin

    CS GO. Не нищие страны. Яснопонятно.

  • Sam 2.0

    Мне не было скучно. Телепорт давал полную свободу перемещения в трёхмерном пространстве (что в общем-то и нужно, для хорошей стелс-игры). Некоторые проблемы, возникали в замкнутых локациях. Но их, по счастью, не так много. А в дополнениях, геймдизайн и вовсе отшлифован до блеска.

  • Henry08

    Разрабы Thief писали, что в хорошем стелсе, должно быть минимум зон, где игрок чувствует себя в комфорте, Dishonored в этом плане мягкий диван с порнушным журналом. Телепорт вместе с ренгеновским зрением, есть, по сути, читы, полностью ломающие геймплей. В Deus ex подобное нивелировалось деревом прокачкой и жестким ограничением по энергии, тут же все подкручено так, чтобы стелс не сбивал темп игры даже у совсем бездумных игроков. Может кто-то и смог себя развлечь устройствами и скилами, но у меня это был цикл: переместись-выруби-спрячь-повтори

  • Василиса Пупкина

    Подскажите, пожалуйста, название музычки в конце записи, очень уж понравилась

  • KenTWOu

    Разрабы Thief делали стелс с тенями, поэтому там легко было создать ситуацию, когда ты уперся в угол, мимо тебя проходит охранник, но не видит тебя = стелс, саспенс. В Dishonored теней, можно сказать, нет, поэтому там чаще всего игрок и враги действуют в разных плоскостях, например, охранники ходят по коридорам, игрок перемещается по люстрам, карнизам под потолками, крышам. То, в какую мороку там превращается стелс без блинка и рентген зрения, хорошо дают понять экспертные испытания на стелс из 1-го DLC. И вообще, Dishonored стелс-экшен про убийцу. Цель игры — не прятаться по углам, а месить врагов, сочетая грамотно сдизайненные механики: .

  • Дмитрий Ткаченко

    > В Deus ex подобное нивелировалось деревом прокачкой и жестким ограничением по энергии

    что выглядело нелепо, когда тебе нужно сидеть в углу и ждать регенерации единственного блока энергии, чтоб сделать обычный тейк даун врагу. ну или батончик съесть. учитывая принадлежность к иммерсив симам, это серьезная условность, которую трудно не замечать.

    > Разрабы Thief писали

    это которые? которые и сделали дизонорд или речь о новом Thief, которого лучше б не было?

  • Henry08

    Любая игровая условность нелепа, вопрос в том работает ли она? В Deus ex батончики работали, ибо они не были панацеей, существовали ограничения, что приводили к необходимости включать мозги и продумывать свои действия. Не хватает на тейкдаун? Подбирай стратегию с нелетальным оружием, обходи стороной, забей инвертарь едой, сделай хоть что нибудь оригинальное! В Dishonored, меня только 2 раза заставил использовать что-то хитрее телепорта. Смысла нет, местных батончиков-бутылок хоть обожрись + реген.

    Может это архаичные подход, но мне кажется, тру стелс должен быть сложным и глубоким, а не прогулка с читами, понятно, что разработчики искали баланса между челенджем и плавностью повествования, но вышла уж совсем спинномозговая забава, не pressxtowin, но вполне в тренде того времени.

    З.Ы. О условностях Dishonored: первое разочарования я словил, когда сбросил два тела в одно место и одно магические пропало, последнее — когда мой способ решения задания не совпал с замыслом геймдизайнера, в Хитмане и Deus ex такое б прошло, так как там учитывается только результат, в MGS подобное просто бы просчитали,а тут поставили шлагбаум из скрипта.

  • Micromesistius Igneus

    >> То, в какую мороку там превращается стелс без блинка и рентген зрения, хорошо дают понять экспертные испытания

    Это потому что в игре не подразумевался честный стелс, она сделана с учетом блинка.

    >> И вообще, Dishonored стелс-экшен про убийцу.

    …в котором для хорошей концовки нужно не убивать.

  • KenTWOu

    Это потому что в игре не подразумевался честный стелс, она сделана с учетом блинка.

    Не сделана. И речь о другом: в DLC, в одном испытании, требуется играть как в воре = в одной плоскости. А потом тоже самое еще раз, но без способностей. В основную игру как в вора играть не требуется = игрок и враги действуют в разных плоскостях. И кстати, что такое честный стелс?

    …в котором для хорошей концовки нужно не убивать.

    Не нужно. Например, можно без тревог убивать только цели и получить «хорошую» концовку. Можно убивать некоторое кол-во обычных противников и все равно получить низкий хаос. Можно убивать всех в части миссий, не убивать в остальных, вернувшись в низкий хаос. Короче, убивать можно.
    И это не хорошая/плохая концовки, а низкого хаоса и хаотичная. Более того, хаотичная поставлена ярче и драматичнее, чем та, что с низким хаосом. Она еще и увлекательнее играется.

  • Micromesistius Igneus

    Честный стелс это когда ты не имеешь возможности телепортироваться за спину врагов.