149. Визуальные новеллы

Мы говорим про визуальные новеллы, их виды, аудиторию, российский подход. А вовсе не про юри, яой и слэш-фанфики, как вы все думаете.

В гостях у нас:

  • Евгений Дебатин. Администратор крупнейшей группы по новеллам Visual Novel, Тернокс (администратор сайта anivisual.net, владелец канала на ютубе с прохождением визуальных новелл.
  • Александр Гудовский, Серафим Онищенко. Победители первого конкурса AniVisual contest с игрой “Алый Шарф” — Ignis Sanat.
  • Вера Величко, Павел Усачев. Инди-студия OWl Studio с визульной новеллой One Day in London.
  • Сергей Ейбог. Соавтор Бесконечного лета. Работал над музыкой, звуком и в целом приложил руку к разным моментам разработки.
  • Андрей Князев. Основатель студии Lostwood и главный разработчик Leviathan.

Ведущие — Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин.

patreon-button

Подкаст выходит при поддержке Джинна. Джинн — сервис анонимного поиска работы для программистов.

Подкаст выходит при поддержке Playrix. Распределенная команда Playrix состоит из 250 профессионалов, которые работают из 49 городов. Вакансия — директор филиала Playrix.

[lbg_audio2_html5 settings_id=’54’]

Youtube-версия

Ссылки из подкаста

Вакансия: Player Support Specialist — Russian Language в Epic Games
Вакансия: директор филиала Playrix
Инвайт в чат игровых разработчиков
Голосовой чат для игр

Подписаться на подкаст можно по RSS или добавить в iTunes. А еще подкаст есть в твиттере: @kdicast. Полный список подкастов есть на сайте Galyonkin.com.


Если вы хотите принять участие в подкасте «Как Делают Игры», то посмотрите предварительный план подкастов и напишите нам письмо.

Подкаст есть и в списке iTunes, его можно найти через приложение «Подкасты» по запросу «galyonkin».

Вопросы будущим гостям и ведущим подкаста можно задавать на этой странице.


Музыка: Michael Chapman — Goodwill Cowboys Ride Again.

  • Отлично. Недавно заинтересовался этим жанром, будет о чем послушать.

  • Игорь Савинов

    Еще бы создателей «Бесконечного лета» привлечь

  • Есть же

  • Komolov Alexey

    Вопрос к Сергею, скажите, если можете, есть ли какие-то мысли сделать приложение для скриптинга на blueprint ах под мобильные устройства? Было бы круто ехать с планшетиком на работу и набрасывать логику уровня))))

  • Игорь Савинов

    Ой, извиняюсь, просмотрел

  • Imp

    Джва года такой подкаст ждал.

  • Тимур

    Если не сложно, попросите участвующих назвать те новеллы, что им понравились больше всего (неважно, свои или нет), а то я после «Бесконечного лета» пошел изучать жанр и понял, что там проходняка и посредственности полно, неважно показывют там панцу или нет. И тут есть засада, что если проходняк в других жанрах это поиграл пару часов и забил, то ВН в первую очередь про сюжет, тексты (чаще всего на английском) и ты читаешь, читаешь и читаешь в надежде, что дальше-то будет норм, пока не проходит часов 6 и игра заканчивается 🙂

    Второй вопрос — как участвующие относятся к оригинальным экспериментам вроде «Евгения Онегина»? Вроде и ВН, но про известную тему, озвучка за три копейки, аркадные вставки и все такое.

  • Garet Shadow

    Песнь Сайи, Врата Штейна, Divi-Dead. Это те, что прозвучали в подкасте.
    Советую ещё тут посмотреть, хорошо расписано http://vk.com/wall-81413361_1865

  • Garet Shadow

    Фееричный пиздец, а не подкаст.

  • Oleg Kubaneishvili

    Ребята, так дело не пойдет. Думаю, многие согласятся со мной, что подкаст вышел сумбурным и малоинформативным. Каждому из гостей было уделено недостаточно внимания. Слишком много лишних споров. Да и сам вопрос разработки визуальных новелл в России разбирать пока слишком рано. Возможно, стоило больше внимания уделить популярности жанра на нашей территории, перспективам развития, локализациям(как любительским, так и официальным), частично затронуть западные рынки, ибо там тоже все не так просто.
    Иными словами, сомневаюсь, что слушателям удалось сформировать хоть сколько-то целостное представление о визуальных новеллах.
    И если вы все-таки намерены вернуться к теме(а я на это надеюсь), то в следующий раз стоит подготовиться куда основательнее.

  • Botch

    Левиафан — кусок претенциозного добра.

  • Roman

    Говорили про визуальные(!) новеллы и забыли поговорить про арт. Раскадровка, дизайн, объёмы, качество — вот это всё осталось за кадром. В целом, о разработке ВН сложилось следующее впечатление:
    1. Берём Ren’Py.
    2. Пишем 400 тыщ букв.

    x. Находим переводчика за 2000$.

    y. Публикуем в Стиме.

    z. Тут должен быть PROFIT, но игра у нас бесплатная.

  • вот, кстати, про арт — да, было бы интересно послушать. Хотя, я посмотрел, именно в ширпотребном сегменте качество арта очень низкое.

  • Arraktur

    Одна из лучших новел (для меня) Zero Escape: Virtue’s Last Reward. Правда для 3DS. Но ведь есть эмуляторы 😉 Советую от души.

  • Yodo Ferrengar

    Есть база данных всех релизов, сортируем по рейтингу:

    https://vndb.org/v/all?q=;fil=tagspoil-0;rfil=type-complete.lang-en;o=d;s=rating

  • Yodo Ferrengar

    Согласен. Я правильно понимаю, что в отличии от запада, в России нет ни одной официально локализованной японской VN?

    Поэтому и нет людей которые могут рассказать про рынок, про особенности работы с японскими компаниями и сложностями локализации. Надо подкаст делать с людьми из MangaGamer и Sekai Project.

    А инди опыт — он и вне VN разработки примерно такой же, вроде и по теме, но как-то бесполезно.

  • А мне понравилось, в отличие от предыдущего «Сплетни, интриги, сенсации с очередной выставки и кто там на какой стойке танцевал»
    «Каждому из гостей было уделено недостаточно внимания» — одни ведущие что ли говорили?
    Гости были интересные и были интересные мысли. О принципиальности театральной драматургии. О важности «диаложника». О том, что актеры в театре вносят свой вклад в роли, а в ВН их нет, поэтому надо учитывать эту специфику и художнику быть особо персонажевыразительным. Галёнкин вроде тоже со стороны маркетинга комментарии давал.И про историю ВН, как они появились.
    Да, может не было структурированного доклада, целостного, последовательного, детального и сбалансированного.
    Но это я погуглить могу заранее или (видео)доклады найти.
    В общем — на то это и подкаст, чтобы люди мнениями обменялись, и не обязательно они должны быть согласны друг с другом.
    И этот подкаст я буду переслушивать — думаю на что-то интересное ещё наткнусь.

  • Oleg Kubaneishvili

    «Акелла» какую-то эротику локализовала. X-Change, кажется.
    Я говорил про любительские переводы. Многие из них сделаны с английского, да и жалуют их нечасто. Но бывают и качественные исключения. Даже знаю несколько примеров, сделанных напрямую с японского. Среди них известные Ever 17 и Narcissu.
    Кстати, MangaGamer и Sekai Project, как я слышал, тоже выросли из фанатской среды. Многие их работы являются редакцией того, что народ делал до них. Может, подобное могло бы стать возможным и у нас. Anivisual же сотрудничает со многими командами перевода. Они наверняка могли поделиться какими-нибудь подробностями.
    В общем, тему развить можно было.

  • Oleg Kubaneishvili

    Какие интересные подробности разработки «Алого Шарфа» можно было узнать из этого подкаста ? Раскрыли ли новые факты о внутренней кухне создания «Бесконечного лета» ? Как обстояли дела с продвижением и финансированием «Левиафана» ? Что можно узнать о возможных планах по развитию Anivisual(чьи посетители, кстати, написали несколько вопросов, но прозвучала лишь их малая часть) ? Сколь много полезной инфы сможет узнать потенциальный автор VN ?
    Я не говорю, что подкаст вышел бесполезным. Были и по-настоящему любопытные речи. И их за эти полтора часа могло быть намного больше. Но вместо них мы услышали слишком много рассуждений на тему того, что должно было быть определено заранее или хотя бы в первые десять минут эфира.
    Повторюсь: хотелось еще трансляции по этому вопросу. Уверен, при тщательной подготовке можно выдать то, что будет интересно и новичкам, и сведущим.

  • CrazyPigi

    Когда увидел Сергея Ейбога в списке гостей очень надеялся, что он расскажет что нибудь про музыку в ВН, потому что музыка в Бесконечном лете на самом деле запоминается и очень сильно качественнее музыки в большинстве других ВН. Все таки гостей слишком много да и еще разговор постоянно уходил куда то в сторону, хотелось бы больше послушать именно про арт, про музыку, про то как создавать сценарий для игры с нелинейным сюжетом. Надеюсь еще когда нибудь вернетесь к этой теме.

  • Тимур

    Блин, я тормоз, пришел по ссылке из твиттера, думал тут еще только вопросы готовят.

  • Ну значит задел на будущее остался 🙂
    Можно ещё пару раз будет собрать дорогих гостей
    Может и не таким большим составом, раз они все такие говорливые (в хорошем смысле этого слова 🙂

  • LPS

    Опять. Собрались какие то мальчики (у которых подгорает), спорили пол выпуска с Галенкиным не понятно о чем, доказывая Сергею (на самом деле сами себе) пространными изречениями не пойми что. Чем то напомнило выпуск 123 там тоже подгорало только уже у состоявшихся дяденек. Опять та же иллюстрация.

  • пара треков из саундтрека БЛ до сих пор в плейлисте

  • Timks

    Держи. Новеллы для тех кто не фанат ВН (и не матерый фанат Анимэ), но интересно изучить вопрос:

    Ever-17 (классическая ВН, фантастика) есть на русском! перевод хороший
    True Love (это дэйт-сим, но это уже считай классика и не просто так)

    Песня Сайи — хороша и интересна, но это на любителя ибо «кровь-кишки-мерзость»
    Диви-дед — Нормальный сюжет, кровища и чудесная графика
    Ноктюрнал Иллюжн — крепкая, хорошая хентайная новелла

  • Kashadoo

    Давайте начистоту. Лучшая визуальная новелла вышла пару лет назад и имя ей — «Starless. 21th century Nymphomaniacs».
    До выхода этого произведения искусства я не предполагал, что увижу такое сдовосочетание как «сперминый сомелье» (семячерпий).

    От качества диалогов и их гениальности у меня иногда выделяются «густая капля преэякулянта вместо слезы».

    Полный обзор будет позже, но вот некоторые из них:
    «Коктейль из вашей спермы это подобен симфонии. Если еспользовать метафоры, то он как Моцарт мира семени»
    «НУ ЧТО, КАКОВО ЭТО ДЕЛАТЬ СЕБЕ КЛИЗМУ СВОИМ ЖЕ ГРУДНЫМ МОЛОКОВ?»
    «О нет! Я забеременею! Я стану матерью щенят!»
    «Ешь дерьмо, парень! А-га-га-га»
    «…Мой разум затмевает черная пелена, пока я тону в фекалиях.»

    Воистину эта новелла должна быть проиграна всеми.

  • Artem Lysaichuk

    этому выпуску не хватает Дыбовского.

  • Mark Quincy

    Андрей Князев на мой взгляд слишком много спамил в эфире и доказывали свою точку зрения. Было неприятно слушать

  • ggman

    Надоело слушать подкаст где-то на середине.
    Скажите кто-нибудь, кто дослушал, визуальные новелы в Стиме нормально подаются и вообще продаются?

  • Andrey Tsybiskin

    Эти люди делали не одну игру, just sayin.

  • Sergey Volkov

    Слишком много гостей, по голосам удавалось идентифицировать только девушку и «творца», из-за этого тема раскрылась мало 🙁

  • chudic

    Андрей Князев — претензионный пиздец.
    Этот выпуск заставит вас скрипеть зубами..

  • KiN

    Горячий выпуск — давно не было таких споров )

  • Поменяйте, наконец, плеер. Полоска как веревка бельевая. Не ясно где текущее положения. На 2536х мониторе хрен попадешь

  • TON14

    А они об этом и не говорили =)
    Вот все что было хоть как то связанно с продажми
    «Мобилки созданны для визуальных новелл»
    «На мобилках продажи лучше чем на Steam»
    «Я бы сейчас не делал платную ВН»
    «Мобилки это своя экосистема, надо быть готовым»
    И это все без аргументов и конкретики…..

  • TON14

    Что бы он спорил с Андреем Князевым?? =)

  • TON14

    Очень сложная задача….по сути ты хочешь весь редактор но на планшет.
    Откуда то надо-же брать ссылки на объекты для блюпринта…ну допустим список объектов пишется в файл и типа..
    Но что будет если кто-то в проекте все переименуетзаменит… получится не работающий блюпринт.. и сиди ищи где какой кусок отсутствует…
    Набрасывай на том же планшете но в какой нибудь рисовалке или програме для майндмап

  • TON14

    Что я только что прочитал….

  • TON14

    Больше 4 гостей тяжко очень….

  • TON14

    Да они про все забыли поговорить =)
    Под жанры визуальных новел и схожие жанры

    без выбора — кинетически новеллы.
    С сюжетным выбором
    С прокачкой, всякие симуляторы свиданий.
    И вообще можно ли назвать новеллой то где есть прокачка и мало текста?
    А если туда добавить боевку иили пазлы?? Это уже получается гейм-бук, квест-бук или HOPA с диалогами??

    Арт
    Есть ли НВ не в аниме стилистике?
    Они не продаются или их просто не делают?

    Текст
    Что с сеттингами , почему только подростковая тематика
    расчлененка и эротика

    ЗвукМузыка

    Аудитория

    Продажи
    преимуществанедостатки модели распространения и продажи

    Мобилки……НВ созданны для мобилок…
    Ок…и как мне читать эти маленькие буквы на своем 4″ смартфоне???
    Увеличивать шрифт? А зачем тогда столько арта рисовать? Может проще уже издаться в пдф особенно если это кинетическая новелла???

  • Михаил Федосеев

    Ну там только один был такой «мальчик» — Андрей Князев.
    Остальные вроде по делу говорили.

  • Shoogo

    Начитался комментариев, ждал чего то страшного а оказалось хорошие гости, все классно рассказали.

  • ggman

    Спсибо.

  • jedi

    Давненько здесь не бывал и … ничего не пропустил.

    Короче так. За первые выпуски с _создателями_ фирм: Орловским, Кислым, Прохоровым и K и еще некоторыми _Огромное человеческое СПАСИБО_. Услышал Людей которые идут своей дорогой «которым не пофиг». Потом … тишина в эфире.
    Критиковать терпеть не могу. Но последующие 100500 выпусков с оффисным планктоном на тему как они попали в «индустрию», как лучше «устроиться», как оно вообще в «индустрии», какие там хрено^H^H^H^H^H хакатоны, это уже … Это уже не galyonkin.com Знак Качества. Это уже для дебилов.

  • Innovation33

    Здравствуйте Сергей.

    Не хотел бы доставать, но мне для курсовой нужна ваша оценка, как эксперта, шансов VR на успех. В процентах.

    Просто оценка из 2 вариантов, что VR выстрелит и будет 60 млрд. или наоборот исчезнет как в 90е или будет узкой нишей (например 80% к 20%)

    Пожалуйста! В доказательство прикладываю экосистему Российского VR которую я составил)

  • Innovation33

    прошу прощения, что не по теме

  • Anonymous

    Народ, а откуда ост в конце? Дико зацепило.

  • Vasil

    Подскажите трек завершающий подкаст, он какой-то прямо суперкосмический!

  • Sector

    Говорил он, а стыдно было почему-то мне.

  • Xoxarle

    Spike Chunsoft же, это не абы кто. Danganronpa еще гляньте, обе части недавно на стиме вышли. Или на вите можно поиграть. Хотя, вы наверно уже знаете о ней.

  • Mark Quincy

    На эту тему есть классное обьяснение.
    https://www.youtube.com/watch?v=hLo6bE87C_E

  • #AYYTEAMLMAO

    ЁМАНАРОД ОООООООООООООООООООООО
    как же меня тригернуло просто афедронная эксплозия
    мало того что ВН это настолько не игры на сколько только можно достич так ещё половина говорящих не понимают что говорят
    то пазлы у них вн то квесты ВН то кликеры ВН даже небо ВН то левиафаны звягинцева страна оз дурак жмурки какието одна история охренительнее другой просто я уже не человек на я уже животное нахрен

    просто такой лов эфорт такое отсутствие наратива такой гонор
    тут у многомиллионных индустрий райтинг с трудом фанфики скребёт а тут ВН пьесы у нас
    с писаниной сделанной японскими школьниками извращённой школьниками переводчиками. они просто штампы через штапы агаинст вимен ин видео гейс. вообще не писанина просто копирка вот америкаснкая колда это шекспир моих ушей это гомер это война и мир по сравнению с японской писаниной, у множенная на то что это ВН возведённое в степень додзей. и арты тут внезапно с уродами порванной перспективой и сиськами у женьщин из воздушных шариков которые в космос улететь пытаются и покинуть хозяйку
    идеи фашизма дерьмо художника ценность для жанра работать за жрать оральный компас внутренние ценности

    построение отношений «внезапно» вставляют когда в балде 98го в которую все школьницы играли и во всех играх до этого всегда были эти потсроения перед генералом
    у кланнада арт трёхмесячной гориллы-аутиста инвалида рисующего ногами

    ехала катава через хигураши видит даганропа хатойфул ремембер ми лонг квин некопара уминеко
    просто нулевой эффорт нулевой нарратив ни арта ни райтинга

    ПИЧОТ ПИЧОООТ ПИЧОООООТ

    простите

  • #AYYTEAMLMAO

    то есть тебе понравилось что капитан был очевилдностью?
    так ты и меня спросить можешь и прочитать суть в 10 минут а не два часа подкаста с двумя гостями (из восьми)

  • #AYYTEAMLMAO

    >>перевод
    >>2016
    >>геймдев комьюнити

  • #AYYTEAMLMAO

    в хопе должны быть ХО тем она отличается от ПА и ХОПА жанр очень хорошо использует каждую букву и пазлов там куча и ХО и адвенчурая есть со свободной картой и диаложками

    не виабу
    soul gambler норм, короткий чуть менее тупой врайтинг чем вокруг, стиль похож на класический западный рисунок вполне приятен

    потмоу что япония
    но опять соул гамблер мистика

    звук это эмбиент трёхкопеечный и бипы иногда из бесплатный базы звуков звон удары итд

    последний пункт КЕЙС ИН ЭФФИН ПОИНТ

  • #AYYTEAMLMAO

    вот величайшая ВН всех времён
    без шуток

    фотка собственной классной комнаты пока училка отошла с гаусиан блюр

  • #AYYTEAMLMAO

    ФРЕШ МИТ

  • #AYYTEAMLMAO

    музыка для вн:
    пишешь хорошую музыку. продаёшь поштучно
    ??????
    прибыль

    обычный фоновый композиторство, никаких лейтмотивов ни динамического саундтрека на переходах

  • #AYYTEAMLMAO

    вейпил на ховербордах на брудершафт

  • Музон там действительно отыгрывал больше половины, это был классный экспириенс

  • #AYYTEAMLMAO

    чуть не асфиксировал

  • #AYYTEAMLMAO

    http://vk.com/video5951925_164827305
    посмотри начало (ну или весь он норм)

  • Ridiculous Bad

    Категорически приветствую. Стал слушать подкаст недавно и заметил несправедливость. Михаилу Кузьмину не нравится, когда подкаст позиционируется как подкаст Сергея Галенкина. Но почти 150 выпусков начинаются именно так: «Здравствуйте, меня зовут Сергей Галенкин и это подкаст «Как делают игры». Со мной на связи, как обычно, Михаил Кузьмин». То есть каждый раз с самого начала говорится, будто есть Сергей, у него есть подкаст «Как делают игры» и Сергей просто позвонил своему другу чтобы не было скучно. Это все конечно грубо говоря, но несправедливость все же присутствует. Если в начале сначала представиться обоим, а уже после объявлять название подкаста, будет правильнее.

  • Danila Patrimaev

    Подкаст сам по себе не плох, но слишком уж много людей было для двух часов, и тема про визуальные новеллы настолько неизвестна широкой общественности в России, что у многих людей вызвало больше путаницы, чем информативности. Хотелось бы целую серию подкастов на данную тематику с меньшим числом гостей в каждом.

  • Mufasa

    Там есть кнопка «скачать». Можно слушать с любом удобном плеере.

  • Mike Realight

    Даже удивительно, что про Ever 17 никто не упомянул — там же сюжет просто напалм! (Хотя мб упомянул и я просто клювом прощелкал?)

  • polecat017

    Боже, как же бомбило весь подкаст от этого доморощенного интеллектуала. А пасссаж в конце про Чтеца — просто дичь какая-то. Кто вообще его об этом спрашивал? Зачем каждый раз, когда тебе дают слово, выливать на слушателей свой немерено глубокий внутренний мир? Это просто неуважение к аудитории. Такой чувство, что он один во всем мире умеет читать, а остальные только из пещеры вылезли. Детский сад какой-то. Да и ладно бы глубоко разбирался в вопросе, но нет. «Культура видеоигр — профессиональная этика — что значит быть человеком в рамках государства». Дичь. Дыбовский бы от него камня на камне не оставил. Господи, как же печет. Простите.

  • #AYYTEAMLMAO

    с Дыбовским они на брудершафт смусси заливались бы
    просто послушай все подкасты и интервью дыбовского

  • anon hikka

    > >>
    > 2016

  • #AYYTEAMLMAO

    разница между не раком и раком

  • Riddik Xaker

    Извиняюсь, а что за трек в конце играет? Нигде не смог найти название, шазам не осилил.

  • industria intrepidusfrom

    он тварец а мы все быдло