Привлекательный отличитель в геймдизайне

Оригинальный термин из кино звучит как Strange Attractor, что переводится буквально как «Странный привлекатель», но я решил его немного переделать для красивого словца. В комментариях пишут, что правильнее его называть «Странный аттрактор».

Так вот, речь идет про подход, при котором фильм должен содержать что-то знакомое и привлекательное, но при этом достаточно отличающеся, чтобы запомниться. Типа «еще один фильм про супергероев, но сразу про всех!» или «снова фильм о взрослении, но робота!».

Джозеф Ким предлагает распространить этот подход на игры (он пишет про мобильные игры, но думаю, что подходит для всех). Как пример он приводит DomiNations: вроде привычный Clash of Clans, но необычный стиль и механики из Rise of Nations, достаточно, чтобы игра зарабатывала свои 150 тысяч долларов в сутки.

В обычных играх это тоже применимо: «Еще один шутер про морпехов, но с гигантскими роботами». Или «еще одна игра про строительство городов, но сделана не через жопу».

Домашнее задание — придумайте привлекательный отличитель для своей игры. А если своей игры нет, то для любой другой и напишите его в комментариях.

  • Torick

    Еще один матч-3, но не… а хотя нет, это уже было.

  • Как танки, только про корабли!

    (прости)

  • Как дота, только 2.

  • Oleg Chuprov

    Как battlefield, только про орков с эльфами.

  • mrnovember

    MMORPG, но для WinMobile.

  • про орков с эльфами, но можно грабить корованы!

  • Андрей Сидоров
  • Разве это не стандартный подход, которым руководствовался весь мобильный (и не только) игропром со дня основания?
    «Берем работающую механику и удобряем новой фичой».
    Раньше это называли УТП.
    Но в широком смысле этот подход описывает все на свете — и поэтому бесполезен, можно набрать миллион примеров «за» и тридцать три миллиона «против».

    Автор, называющий себя «философ мобильных игр» по-моему, впал в типичный философский грех, когда модной теорией пытаются объяснить все на свете; и это звучит логично, потому что любая теория — если ее правильно обобщить, подвести красивые аналогии и удобные примеры — описывает что угодно.

  • faradeiG

    я вам даже удобную форму для выполнения дз принес:

  • B1oodmage

    Хотел привести в пример уже придуманных идей старый генератор «Стартапер» http://galyonkin.com/startup/, но он сломался 🙁

  • faradeiG

    возможно все идеи оттуда уже просто реализовали

  • Aleksandr

    Лига легенд — «Дота, но доступная»; ВОВ — «Эверквест, но понятный для масс».
    Взято из «Маркетинга игр» (стр. 10).

  • Alex_Gol

    Как battlefield, только про звездные войны! Oh, w8..

  • как герои меча и магии 3 но для планшетов и про космос

  • Леонид Таркин

    Как халф лайф 3, только с датой выхода.

  • Sasha Dmitriev

    Как Баттлфилд, только с модельками имперцев и повстанцев…

  • Imp

    А я думал весь «большой» геймдев развивается по этой схеме последние лет десять минимум. Шутер про вторую мировую как медал оф хонор, только еще больше пафоса — шутер как про вторую мировую с пафосом, только про современные конфликты — шутер как про современные конфликты, только с экзоскелетом/наносьютом — такой же шутер только с луком.
    Особено популярна схема: такое же говно, только фритуплей.

  • madsaylor

    Чтож за насилие над русским языком! Все уже устоялось: странный аттрактор и есть. Термин не из кино, а из теории хаоса :https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80

  • John Doe

    Биошок со Скарлетт Йоханссон.

  • Plem

    Как Hearthstone, но рогалик (Hand of Fate).

  • Спасибо 🙂

  • chaoticneutral

    всегда хотел игру менеджмент типа симситианнотропико но только не про людей и их проблемы. а про всяких «социальных» букашек муравьевтермитовпчел с мультяшной графикой .попытки конечно же были но очень вялые и очень давно

  • Vitaly Moroz

    «но сделана не через жопу» — универсальная формула

  • Den Luxerus

    Там другая формула: как кино, только игра.

  • Imp

    Наоборот.

  • Den Luxerus

    Рекурсия.

  • Pavel

    Та же фифа, только с донатом и микротранзакциями.

  • chaoticneutral

    даже форму заполнил =))

  • #AYYTEAMLMAO

    колда но батла
    асасин крид но с машинами
    гта но не скучная
    wot но от китайцев

  • Как метал гиар солид, но без Кодзимы

  • Maxim Zareckiy (23+)

    Колда, только с роботами.
    Колда, только с Карточным Домиком.
    Колда, только с Холодной Войной.
    Колда, только с Deus Ex.
    Колда, только с плохими русскими.
    Колджа, только с хорошими русскими.
    Колда, только в современности.

    Мне кажется кое-кто на этот поезд уже давно вскочил.

  • SlowJoe

    Как Дэйз только майнкрафт и с писюнами.

    Как ассасинс крид только про хакера.

    Как цивилизация только про космос

    Как Бэтмен только про орков

    Как масс эффект только фентези

    Как кстельвания только БЕЗНОГNМ

    Как файтинг но под пиво

    Как олдскульная адвенчура только деньги просрали

    Как мир танков только с физоном

    Как Убица оригами только для девочек

    Как зловещие мертвецы только (вставьте любой сеттинг)

    Как клешофкленс только про ВВ2 и для хардкорных игроков

  • grokinn

    Ещё один сетевой шутер, но у каждого из двух соперников по одному патрону в револьвере.

  • SlowJoe

    Согласен, такаой принцип в работе со времен появления игр. Что то из серии как Как вульфенстейн 3Д только про ученого с монтировкой морпеха-пелота ходячего роботамультиплеерныйс оружием ближнего боя

  • А если оба промахнулись, то надо провести около трех дней в онлайне, впустую шатаясь по локации, пока персонажи не умрут от истощения — и только тогда можно начать заново.
    Реализм, хуле!

  • grokinn

    Ну я бы выдал в этом случае каждому ешё по патрону, но это тоже вариант:)

  • MadFanBoy

    Фоллаут, но только сделанный в России

  • polecat017

    Как Дота, только с Новой.

  • startooy

    Колда, только понарошку во дворе с пластмассовыми пистолетиками (по типу stick of truth)

  • Dirk Digler
  • Konstructor

    Warspear Online кстати ))

  • Marat Gilyazov

    Еще одна викторина, но с аудиоподсказками 😉

  • Sergey Shakirov

    «Странный привлекатель» — это коллекционные карточки в Steam. Я теперь еженедельно наблюдаю, как люди покупают игры за 5 рублей только потому, что там есть карточки.

  • jdjiof djiudfoig

    Как Скайрим, но с боёвкой из Dark Souls, только ещё глубже и реалистичнее и чтобы парирования сразу убивали врага, как в Bloodborne.

  • TON14

    ИМХО: Этот подход будет мало эффективен для игр. Но все-же эффективен

    В кино подход «Типа «еще один фильм про супергероев, но сразу про всех!» или «снова фильм о взрослении, но робота!».»
    Работает лишь потому что фильмы, относительно игр «одноразовый продукт». Поход в кино в стоит 8-14 баксов, трубет лишь сидеть на месте и жевать поп-корн. После происходит обсуждени фильма с друзьями и возможно покупка DVD.Все,конец.

    Игры стоят дороже. Требуют больше усилий и времени чем фильм.
    Зачем покупать TitanFall Если я наиграл 100+ часов в Call Of Duty ?
    Зачем играть в подобие Clash of Clans если я играю полгода задонатил туда уже 100 баксов ?

    Для популярности игры аттрактор должен быть действительно весомым или оочень странным (но все еще понятным).
    Иначе никакого смысла..

  • SlowJoe

    Большая часть существующих игр создана при помощи такого подхода

  • Ac1d_Bl4ck

    Сергей, прошу пардону, но это ооооочень старые новости. Я еще 3 года назад, кажется, в Art of gamedesign читал об этом, в главе как делать питчи. Вкратце, это Х, но с У. И да, это не только про продажу идеи, это и про разработку игр. Assassin’s Creed 2 это Assassin’s Creed 1, но с фермой. И лично мое мнение — это в принципе самый надежный подход в разработке. Экспериментаторство во все поля — для инди, полные клоны — тухляк. Клон + 1 крутая фича = успех с высокой вероятностью.

    Хотя чего я ворчу? Все новое — хорошо забытое старое. 🙂

  • Shoogo

    Вроде и так все именно это делают, не? Мне кажется правильнее находить элементы и строить вокруг них мета игру. Ближайший пример такого подхода (но неудачного самого элемента) Evolve, вырезали битву с танком и получили новую игру, так и нужно делать.

  • chaoticneutral

    колда. только с блекджеком и шлюхами )))

  • One

    Еще один world of tanks но про роботов и на мобиле.

  • Ed Ryzhov

    Ты же сам подсказал: «игра, но сделана не через жопу».
    Стопроцентный хит любого жанра на любой платформе.

  • brujah

    Что-то похожее было в Бакумане, «Делайте обычную историю в необычном мире или необычную историю в обычном мире». Всем, кто раздумывает о популярных сюжетах, кстати, советую почитать.

  • brujah

    Тем не менее 90% разработчиков берут и тупо копируют уже существующие и успешные игры.

  • brujah

    Безногую каслванию не расшифровал, это что?

  • Вот в Вангерах был очень хороший аттрактор.

  • Pavel Ovchinnikov

    Silent Hill, только с Норманом Ридусом и отмененный

  • Tommmy

    Поросятов но забаненый.

  • Дмитрий Николаев

    как 8-битный платформер, но брутальный с кровищей и сиськами.

  • Micromesistius Igneus

    Просто сделать возможность бить рукояткой.

  • Micromesistius Igneus

    Колда с хорошими русскими? Такая была?

  • Johnny Wild

    Уже есть.

  • SlowJoe

    Души же

  • MegaIniesta

    Смешной ты. Вон, SlowJoe тебе десяток примеров привёл.

  • MegaIniesta

    И чтобы корованы можно было грабить!

  • MegaIniesta

    а люди которые покупают игру, потому что там лёгкая платинка, не?

  • Stas Shostak

    у нас вертикальный раннер, но только бежать сверху вниз, и с текстовыми квестами, вроде подготовились)

  • MegaIniesta

    Да. Юра был.

  • MegaIniesta

    Колда, только с собачкой.

  • Зайцеухий Эльф

    Пошаговая стратегия но с уровнем различия рас как у старкрафта!
    (Подозреваю что предложили минимум трижды уже)

  • Зайцеухий Эльф

    Я бы сыграл

  • MegaIniesta

    Было. Режим last man standing в колде.

  • Johnny_G

    >Как Убица оригами только для девочек.

    Это про что?

  • MegaIniesta

    Это про Пейдж в ванне.

  • MegaIniesta

    так ведь всегда

  • Это не так.

  • SlowJoe

    And we got a winner!

  • Артемьев Дмитрий

    в душе же 🙂

  • Tommmy

    Как ограбление корованов, но… а пофиг и так сойдет!

  • Сейчас подобный подход применяют в рекламе, так как люди перестали реагировать на селебрити в ней. Простой подход: берется человек, который похож, скажем, на Брэда Пита, и уже его используют в рекламе. У смотрящего срабатывает «кажется, я его знаю, но не могу вспомнить, откуда», и возникает интерес.

  • TON14

    ДА, я такой =)

    Да большая часть игр созданы так, но и толку от предложенного в статье метода? Простое перетекание аудитории… Сейчас тысячи мелких студий примут эту статью за догму! И будет еще больше игр как X но с Y у которых геймплея на 20 минут т.к. все это Видели в Х игре. И популярной будет та у которой более агрессивный маркетинг..

    Я вообще больше про то , что этот метод не работает магическим методом. И 150 тысяч в день всем не светит =)

  • TON14

    А не будут ли тогда постоянно Игрока убивать рандомные бандиты на дороге теми самыми парированниями ??

  • ntangl

    >Как масс эффект только фентези.
    А это что?

  • SlowJoe

    DA

  • SlowJoe

    И будет еще больше игр как X но с Y у которых геймплея на 20 минут т.к. все это Видели в Х игре. И популярной будет та у которой более агрессивный маркетинг.

    А нам то что? Ты главное так не делай, а на остальных с колокольни плевать. Очень часто хорошая идея не добирает потенциальной публики из-за того что там не хватает той или иной фичи (Графона, опенворлда, эльфов, зомби, комодесов, реализьма, абилок, прокачки).

  • jdjiof djiudfoig

    Не, это не все , а только опытные. В принципе в Скайриме и сейчас крутой бандит может сразу убить анимацией добивания.

  • ntangl

    Аааа…. А Хартстоун — это тогда как Старкрафт, только фентези, да?

  • SlowJoe

    Затронул фанбойские чувства?

  • Vlad Zacartchuk

    Как мультиплеер Half-Life, но только с шапками.

  • ntangl

    Ну если любой человек, который играл в игру, обязательно ее фанбой, то считай, что да.

  • Леонид Таркин

    я про life is strange подумал

  • SlowJoe

    Ну в защиту твоих чувств могу сказать, что это к DA:I относилось.

  • Леонид Таркин

    и на игровых автоматах

  • SlowJoe

    Я после того как запостил тоже о ней подумал)

  • SlowJoe

    Ты не поверишь но так оно и будет.

    http://gamescontra.ucoz.net/_bl/7/91664661.jpg

  • Xemsa

    тупо скопировать 1в1 мало у кого получается.

  • AlexeySerg

    Санитары подземелий подходит?

  • TON14

    http://www.broforcegame.com/
    Только сисек нету =(

  • TON14

    Блин какой-то замкнутый круг получается…. Можно переборщить со «Странным аттрактором» и не добавить «нормальности»… И получается один и тот -же итог… но по разным причинам…
    1. Слишком Похожа на X и Y
    2. Нифига непонятная игра т.к. нечего подобного в X Y и X2 небыло…

    Хотя вот Dark Souls все таки протолкнула свой гемплей в массы…Но на это понадобилось 3 игры и смена мира игры в каждой части..

    А это мысль Просто менять мир какэто делали с Souls Играми…. Этакий «мягкий аттрактор». Т.е. сохраняется большая часть старой аудитории но добавляется немного новой

  • SlowJoe

    Соулс пример не очень. Во первых разительно отличный только бладборн. В остальном не зная Лора их ( соулсы) вполне можно отнести к одной вселенной. Во вторых перед нами окарина оф тайм (всё-таки к ней она ближе чем к кастельвании) со своими свистелками. Во вторых привлечение новой аудитории не выходя за пределы жанра маловероятна. Но все же . Какая координальная разница между кс и код? Или между анрилом и квейком? Или между хком и клеш оф клэнс? Все они вполне под работу этого правила подходят.

  • Сергей Сычев

    Мне кажется, применительно к игродизайну, этот подход соответствует нынешнему подходу клонирования: возьмем лунапарк и попробуем добавить туда немного шлюх и блекджека. Но только чуть-чуть, что бы не оттолкнуть традиционную аудиторию лунапарков.
    На мой взгляд, интереснее это работает в оформительной части игродизайна, в создании сеттингов и визуального стиля:
    Возьмем классическую пафосную космооперу и добавим немного нуара (Масс Эффект)
    Возьмем фентези и добавим немного Гигера (Вархаммер)
    Возьмем бесславных ублюдков и добавим немного бластеров (Вольфенштейн)
    Возьмем ретро-футуризм 50-х готов, добавим немного мутантов и квантовых парадоксов (ну вы поняли).

  • Mark Quincy

    *Минутка саморекламы*
    Я когда создавал дизайн для своей игры опирался именно на этот термин. Игра должна быть привлекательной и приятный на вид, но при этом её содержание должно быть как-то отличаться.http://gamesjam.org/1413/
    Или наоборот, меня так в свое время подкупила оболочкой Banner Saga, хотя жанр тактических пошаговых рпг меня мало привлекает.
    В общем я бы даже сказал это обязательный термин при создании арта. Хочется ведь, чтобы очередной рыцарь был как-то уникальным, но при этом все равно узнаваемым. На все это еще накладывается свое художественное видение, которое должно быть визитной карточкой

  • Gadzillo

    О да, я знаю такие игры. Например, Xenonauts — как XCOM, только без попыток его улучшить. Чем привлек новый Wolfenstain? Он как ремейк классического шутера, только сделанный как классический шутер, а не как новое гавно. Или, например, Path of Exile: как Diablo 3, только как Diablo 2.

    Это я к тому что Стрейндж Аттрактор — это чушь. И дичь. Нет такого. Есть хорошие игры и плохие игры. Если Доминейшенс стали популярны, то не потому что они добавили какие-то механики, отличающие ее от Клашофкланс, а потому что эти механики пришлись к месту и удачно развили идею. Все зависит от трех факторов: качество, реклама, удача. Стрейндж аттракторы в схему не входят и на качество не влияют — если просто дополнить и развить схему оригинала, сделав как-бы сиквел, это сработает не хуже стрейдж аттрактора, и даже фичерлист будет не менее круто смотреться.

    А вообще, если менять что-то просто ради того чтобы изменить, в серьезных играх часто вызывает раздражение. В геймплее, имеется в виду, а не в сеттинге. Потому что играть — это не кино смотреть. Чтобы играть в серьезные игры (а не мобильные казуалки), надо учиться. Усваивать определенные механики. И если в детстве все усваивается легко, то потом, когда вырастаешь, менять свои вкусы и привычки уже сложно. И когда кто-то пытается начать их ломать ради того чтобы побыть оригинальным, это неприятно. Может даже возникнуть отторжение, когда игрок целенаправленно ищет чего-то точно такого же, как ему нравилось раньше, и без всяких «только».

  • uleboole

    Если бы не ссылка на вики, я бы ничего не понял.

  • Леонид Таркин

    Снейк! Снейк!! Снеееейк!!!

  • Леонид Таркин

    только как апокалипсис хорошего вкуса

  • SinKerS

    Ubisoft: Еще одна игра про Ассассина, только в другой эпохе.

  • Andrii Vintsevych

    Сюжетный хоррор, но нелинейный.

  • Что-то такое сейчас и делаю, со своим игровым проектом ru.loonyquack.com 🙂

  • mrnovember

    так там и написано: «про свою игру» 🙂

  • MaZ

    или Новый Союз

  • Eugen Gorodetskiy

    Ну они стараются. Корабли уже дальше от танков отстоят, чем самолеты.

  • therealDucat

    Очередной брофорс, но про киборгов и плюшевых медведей 🙂

  • Как обычный раннер, только герой летает, а вместо стандартной внутриигровой валюты монеток — печенье, которое ест герой и не толстеет. И битвы с боссами.

    И куда уж без рекламы: http://gamesjam.org/1404/

    А вообще у нас любят мешать бульдога с носорогом, где три-в-ряд смешивают с пвп или с рпг. Хотя есть отличные примеры, как Puzzle Quest 2.

  • Алексей Бородинский

    Игровых примеров не вспомню, но предложу на суд в качестве д/з примеров исторических 🙂

    Феномен strange attractor’а явно имеет долгую историю. Макиавелли в XXV главе «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия» рекомендует правителям при претворении в жизнь реформ обязательно сохранять видимость неизменности — так, чтобы и цели достигнуть, и несильно возмутить народ переменами.

    В качестве примера Макиавелли приводит становление Римской республики после свержения царя Тарквиния. Хотя форма правления и была заменена на прямо противоположную, для спокойствия народа было решено не менять «внешнее оформление». Ликторов осталось, как и при царе, двенадцать, только теперь их разделили напополам между двумя консулами. Строй богослужения тоже не поменялся, только теперь царя в нём заменил верховный жрец.

    Различие между республикой и монархией и между богослужением с царём и без царя было всем очевидно, но (в том числе и) удачная комбинация нового и привычного привела к одобрению перемен в государстве.

    Есть и более поздние примеры. Тут и Иисус Христос, сказавший в Нагорной проповеди, что он «не нарушить пришел» ветхозаветный закон, «но исполнить» (хотя на деле Новый Завет определённо не то же, что и Ветхий). Тут и апостол Павел, который по-разному подавал христианство евреям и грекам, господам и рабам, женщинам и мужчинам, после чего говоривший, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского».

    Пожалуй, не будет ошибкой вспомнить и политику Сталина в отношении Красной Армии — оставив в основе «советское», снабдить его в период с 1935-го по 1940 год привычными «царскими» воинскими званиями, а в 1943-м завершить процесс ещё и погонами.

  • Nick

    Как танки в тундре, только МОВА на драконах.

  • MaZ

    Как Alien: Isolation, но про «Курск».

  • Alexey Krukovich

    Ну, там все советы больше сюжета касались, а здесь геймплей выходит на первый план.