Почему другие страны поддерживают игровую индустрию?

Видеоигровая индустрия — очень выгодная штука, особенно для государства. Разработчики видеоигр зарабатывают выше среднего в любой стране (в некоторых — сильно выше), не требуют для производства натуральных ископаемых или дорогостоящего импорта, не занимают много места, не создают вреда окружающей среде и не зависят от стоимости энергоресурсов. И еще пьяные разработчики не купаются в фонтанах и не гопстопят прохожих. Видеоигры — наукоемкий бизнес, который по сути требует от страны только специально обученных людей, интернета и аэропорт, чтобы ездить на конференции.

В недостатках у видеоигровой индустрии только то, что в ней одновременно не может быть задействовано много народу — чай не металлопрокат или добыча угля. Соответственно видеоигры влияют на трудоустроенность масс только опосредованно: хипстер-разработчик оплачивает труд баристы в кафе, брадобрея в парикмахерской и мастера в тату-салоне. Ну и еще взятки с игровых компаний брать сложно, потому что у них ни торговых площадей, ни лицензируемой деятельности, ни НДС нет. Разве что к огнетушителю возле компьютеров придраться и потребовать поставить ящик с песком.

Поэтому все развитые страны (и даже некоторые не очень развитые) предлагают компаниям, которые разрабатывают игры, льготы. Про Литву вы уже без меня знаете, но в списке таких еще и США, Канада, Британия, Франция, Южная Корея, Польша, Мальта и даже Пуэрто-Рико. И еще множество других стран поменьше.

Понятно, что это относится не только к играм, но и к анимации, музыке, кино и другим креативным индустриям. Правда в отличие от них, игры более универсальны и менее требовательны к бюджетам: не каждая страна может построить свой Голливуд, но почти каждая может обеспечить существование нескольких успешных игровых компаний мирового уровня.

UPD: Какие формы поддержки индустрии существуют.

1. Налоговые льготы для зарплат сотрудников. Самая любимая тема среди разработчиков: прибыль еще непонятно когда и где возникнет, а вот зарплаты — основная статья расходов уже сейчас. Как правило предлагают скидку по налогам для специалистов, занятых в создании copyrightable work, то есть программисты и художники — да, бухгалтера и QA — нет.

2. Инкубаторы. Многие города и иногда даже страны предлагают компаниям-разработчикам аренду помещений со значительной скидкой, часто за символические деньги.

3. Компенсация расходов. В ряде стран ЕС игровой разработчик может компенсировать значительную часть расходов на закупку оборудования, участие в выставках и R&D (создание движков или технологий).

4. Гранты. Самая коррупционно емкая форма, поэтому индустрия ее не любит. Государство может тупо давать денег на создание игр, отвечающих каким-то условиям. Скажем в Британии это «игра проникнута британским духом на ХХ процентов», а в Австралии «игра сделана в Австралии». Некоторые штаты в США поддерживают разработку игр на актуальные темы, вроде иммиграции, прав меньшинств или политических свобод.

  • //»Почему другие страны поддерживают игровую индустрию?»

    //»взятки с игровых компаний брать сложно, потому что у них ни торговых площадей, ни лицензируемой деятельности, ни НДС нет»

  • Александр

    Российская элита — рабочие и крестьяне же. Путин сказал пару часов назад.

  • VirtusX

    «И еще пьяные разработчики не купаются в фонтанах и не гопстопят прохожих.»
    А что делают пьяные разработчики, можно поподробней?

  • Либо хвастаются кодом, либо спят.

  • Артём Максимов

    Я только знаю, что у финов Remedy в почёте — чуть ли не гос. бюджет на это дело выделяют.

  • Aleh Yurevich

    Наше государство (Беларусь) еле еле, на последних вздохах, само себя поддерживает, им не до игр — колхозы тащить надо и прочие атавизмы совка.
    Да и в правительстве у нас не знают что такое компьютерные игры. Про создателя роликов для нашей армии слышали только наверное.

  • Rick_id

    Мне кажется после успехов Wargaming уже все знают )

  • Михаил

    А нет ли какого-нибудь ресурса, где вся(ну или просто ее много) информация сведена: какие и где льготы для игроделов существуют?

  • VirtusX

    Какие скучные эти ваши пьяные разработчики. Я то думал они делают что то еще веселее! Пьяный парный код!

  • Egor Zelenkov

    Все нет. Пьяные разработчики обычно обсуждают, и да, до прохожих им никакого дела.

  • mrBrerr

    Ну так вы обратитесь в вашему правительству, может оно задумается. А там и Россия с вас пример возьмет.

  • Срамота!

  • Это Wargaming и делает ролики для армии, без шуток.

  • Поросёнок Пётр

    Потому что там живут цивилизованные люди. /thread

  • Нет, хотя GI пытается периодически делать материалы на тему.

  • Поросёнок Пётр

    So you been to school
    For a year or two
    And you know you’ve seen it all
    In daddy’s car
    Thinkin’ you’ll go far
    Back east your type don’t crawl

  • Никита Жинжиков
  • Поросёнок Пётр

    Это твои деньги с kickstarter.

  • «предлагают скидку по налогам для специалистов, занятых в создании copyrightable work»
    — Валерий Петрович, почему у вас в фирме так много художников, вы же кирпичи делайте?
    — Мы делаем красивые кирпичи!!!

  • Поросёнок Пётр

    Патриотичные.

  • Гость

    пьяные разработчики собирают денег на кикстартере

  • MegaIniesta

    Есть идея купить hatred и отправить министру культуры. Может этот еблан сдохнет от ужаса, раз его дум так впечатлил.

  • Dima Bas

    Тех процесс забирает работу у рабов, рабы начинают бунт, а тут бац, игры. В будущее ждите игры от государств.

  • Государственное регулирование цен на водку проще, дешевле и эффективнее.

  • Cadmus

    Прошелся по офису — не нашел ни одного хипстера. Зашел в твиттер увидел 500 хипстеров не айтишников, которые ничего кроме «контента» не производят. Контент — косплей, абзоры, шутки про курс доллара. Может Путин прав.

  • Andrew Vishnevskiy

    Думал Батька рад, что у Вас есть такой гигант как Wargaming.

  • Dima Bas

    на водке только этикетка, форма тары, и само содержание может указывать кто «враг», кто «прав», + что бы обновить агитку, надо обновить партию. А с играми все проще, обновление выкачал, а внутри уже целая инструкция «как жить». Так что, они будут, 100% будут.

  • Dima Bas

    Государство никогда не теряет то, что имеет влияние, а игровая индустрия велика.

  • Radilov Dmytry

    Айтишники могут и обидица не надо так

  • Александр

    Тебе просто завидно, что ты не элита.

  • Cadmus

    Ну в принципе да. Ни репоста тебе благословенного, не подписчиков

  • Shoogo

    Двойной канадский с++.

  • Mihail Druzhinin

    А айтишник уже не рабочий штоле?
    Да и с хипстерами непонятно — крестьянин тоже может быть пидорасом же.

  • Гость

    Может они уже есть? Call of Duty — это не они?

  • Добро

    Может этот еблан и тебя долбоёба за одно привалит.

  • Mihail Druzhinin

    Меня, как конечного потребителя, больше интересует каков процент хороших игр, увидивших свет, благодаря такой поддержке?

  • Гость

    > Ну так вы обратитесь в вашему правительству, может оно задумается.

    может даже задумается и перестанет отключать свет

  • аххаха

    > атавизмы совка.

    борец с режимом в треде

  • Dima Bas

    может

  • Если главному герою хейтред повязать георгиевскую ленточку — минкульт сразу выдаст грант за патриотическое воспитание. Это ведь ловкий российский шпион прокрался в стан врага, чтобы справедливо судить пиндосских карателей.

  • > Видеоигровая индустрия – очень выгодная штука, особенно для государства
    Дальше идут аргументы, почему разработчики на самом деле НЕ выгодны государству.
    Заработок выше среднего — расслоение и напряженность. Плюс коррелирует с требовательностью. Человек у которого нет денег на одежду — просит на одежду и рад, что хватает на еду. Человек, у которого не болит голова о первичных потребностях, начинает требовать от государства прав, свобод, честности и т.п.
    Не требует природных ископаемых — недостаток, потому что у государства монополия на ресурсы и класс, который их не требует, сложнее контролировать.
    Не занимают много места — см выше.
    Не создают вреда среде — всем плевать.
    Не зависят от стоимости энергоресурсов — см выше про ископаемые.
    Не купаются в фонтанах — чо, самые умные штоле? см. пункт про заработок.

    В общем — плесень все это. Идеальный человек для государства это просто рабочий на заводе, который крутит гайку, не беден, но и не обеспечен: на все копит или в кредитах; не отказывает в удовольствии регулярно нажраться, от государства требует только праздников побольше и ненавидит всю эту пиндосско-бандеревскую шваль, которую его научили ненавидеть.

  • Peter Sikachev

    >Ну и еще взятки с игровых компаний брать сложно,
    >потому что у них ни
    торговых площадей, ни лицензируемой деятельности, ни
    >НДС нет.

    Ну сейчас на мейл как раз налоговая наехала 🙂

  • Потому что нет ничего невозможного!

  • lollipuss

    Галенкин про «…другие страны…. США, Канада, Британия, Франция, Южная Корея,», а Вы все про расиюшку и страны второго и третего мира.
    Хотя бывает разное, в СанФранциско недавно люди протестовали против работников гугла, которые понаехали и швыряют во всех деньгами.

  • нужное подставить

    > и ненавидит всю эту пиндосско-бандеревскую шваль

    и ненавидит всю эту восточноевропейскую шваль
    и ненавидит всю эту рашистко-жидовскую шваль
    и ненавидит всю эту русню поцреотичную шваль
    и ненавидит всю эту косорылую узкоглазую шваль
    и ненавидит всю эту черножопую шваль

  • Александр

    Часть про хипстеров — это уже от меня.

  • прiвет

    Если главному герою хейтред повязать гирп украшки — минстец сразу выдаст грант за патриотическое воспитание. Это ведь ловкий укроинский поцреот прокрался на донбасс, чтобы справедливо судить про-российских сепаратистов.

  • внимание

    > за патриотическое воспитание

    за противоборство информационной агрессии же! лол

  • Работники Гугла (и других ИТ-контор) ценам в Калифорнии давно не рады, сейчас народ валит в другие штаты в частности в Техас.

  • гость

    Как-то все так смазанно что я не понял сути поста. Почему в России не поддерживают геймдев? По той же причине что в России в принципе не поддерживают негосударствообразующий бизнес. Потому что Россия — «патримониальное» государство, т.е. правитель не без оснований считает себя собственником всего чего в стране есть, так как он эта страна и есть, без него все развалится. А с какого он должен поддерживать каких-то барыг которые будут бегать на выручку по кафе и парикмахерским? Хочешь благ? Иди послужи в армии, гебне или ментах, может выделят надел в кормление.

    Почему в Украине и Белоруссии не поддерживают? Потому что все что у них есть и не разворовывается уже итак ушло на поддержку штанов.

  • За последнюю неделю три человека спросили: «а зачем геймдев этот поддерживать?» А поскольку я ленивый, написал один ответ на всех.

  • Водка плюс телевизор все равно дешевле всех этих игр

  • А еще он поди эффективный собственник.

  • Irina Reinova

    Boyd Crowder approves =)

  • Поддержка любой сферы государством автоматически означает некий ущерб для всех остальных сфер — сделал налоги ниже одной сфере, ну значит для всех остальных налог будет выше. В реальности конечно это не совсем так, но в конечном итоге любые реальные послабления со стороны государства это деньги (прямая их выдача в виде грантов, снижение налогов, администрирование всего этого дела) — а следовательно эти послабления как-то нужно компенсировать за счет кого-то ещё.

  • Dmitry Konstantinov

    Это вы к чему ляпнули, капитан?

  • Ramil G

    Зато зарплата в долларах, а место работы обязательно где-нибудь на Мальте.(

  • Cadmus

    Nope. Спб

  • Ramil G

    В масштабах страны Спб — это УЖЕ почти Мальта. 🙁

  • Cadmus

    Я из Владивостока, так же как и господин с ежом на аватарке. Я не вижу в чем спб мальта. Видимо тут какая то тонкая мысль

  • Ramil G

    «Я из Владивостока»
    Ну так у вас там и запрлаты же выше раза в два. Как и цены.

  • Cadmus

    Чем где? Откуда такие сведения =)

  • Ramil G

    Друган на Южном Сахалине живет.

  • Cadmus

    А. Да, но это уже север. Немного другой регион. Это все Дальний восток, но Сахалин совсем дальний.

  • Oleg Kovalov

    чет ссылочка не пашет 🙁
    вы про это http://www.gamesindustry.biz/ ?

  • А зачем поддерживать убыточную сферу? Надо поддерживать как раз то, что уже успешно конкурирует с продуктом других стран.

  • Александр

    Но я ведь уже давно… в смысле… какого?! о_О

  • Ага

  • В республике геймдев поддерживает Wargaming.

  • Наше государство, это не только правительство но и мы сами. Так вот, мы что-то сделали, чтобы на нас обратили внимание? Нет, а зачем тогда выть по этому поводу? Собственно у нас (в Беларуси) уже есть программа поддержки в виде ПВТ, где уже есть очень правильные льготы по отчислениям в ФСЗН. И хотя ПВТ это не совсем про геймдев и есть еще куда двигаться, что мы потихоньку пытаемся делать. Но это уже что-то и многие компании этим пользуются. Так что давайте не будем тут про колхозы, ок?

  • Aleh Yurevich

    Он и рад, наверное.

  • Cadmus

    Ну изначально =) Ладно, Александра можете вычеркнуть. Он действительно уже в Ивропе практически.

  • Aleh Yurevich

    «ПВТ» — а там есть кто-нибудь из игровой индустрии?

  • Serhiy

    Пожалуйста, не плутайте государственные интересы с интересами отдельных людей, которые мечтают видеть граждан в рабстве.
    Государству выгодны успешные граждане, а вторым — нет.

  • 1

    Идея налоговых послаблений в том, что вначале вырасти даешь тому, чего в итоге просто не было бы. 30% от нуля это небольшая сумма. другие индустрии от этого не сильно напрягутся.

  • 1

    Был. Пока он не начал на Кипр переезжать.

  • Гейм Стрим (Wargaming), Нивал Нетворк (Nival), Мелсофт (Melesta), Плейтика, Сампад, Инвентейн и вроди как собирается Visor.

  • Yevhene Shemet

    Тебя не смущает что Россию ни разу не упомянули в посте? Успокойтесь уже, хватит кудахтать, вы не центр вселенной.

  • Я не уверен, что такая штука, как «интересы государства» вообще существует.

  • Я заметил, что больше всего над хипстерами ржут люди, соответствующие большинству формальных признаков хипстера.
    И не знаю ни одного человека, который сам себя называет хипстером.
    Хипстер — это такое пугало для «всего что нас бесит в поколении Y», при этом каждый свое подразумевает.

  • Aleh Yurevich

    Если это не тайна и не секрет, то например у Вашей студии есть возможность вступить в ПВТ? И какие именно льготы Вам бы были интересны на данном этапе Вашего существования? Это именно та, поддержка, которую бы Ваша студия хотела бы получить?
    Как мне кажется — вступают туда уже крупные компании, которые имеют хороший доход и тп.
    А начинающие студии или разработчики со своими стартапами — даже при условии что у них есть хороший бизнес план — могут ли рассчитывать на полезные льготы или на другую поддержку именно в начале своей деятельности?
    Или считается — что такие не достойны, потому что «ничего не сделали»?

  • Любая IT (и геймдев) компания при желании может это сделать. По крайней мере оформить и подать документы. Вот нормативный акт о порядке вступления http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Pd0500012&p2={NRPA} Хотя конечно есть масса нюансов, которые затрудняют вступление в ПВТ маленьких компаний, если интересно могу написать подробнее.

    Нам и в принципе всем начинающим компаниям, в первую очередь интересна льгота по отчислениям в ФЗСН, когда платить не 30% от полной зарплаты сотрудника, а только от средней по стране. Опять же, если интересно могу подробнее.

    Что касается «ничего не сделали», я немного про другое пытался сказать. Это не в смысле «не сделали хорошую игру», а в смысле не пошли к своему депутату с инициативой. А еще лучше, объединяться на местах и идти уже с коллективным предложением. У нас очень просто можно начать движение по аналогии с Литвой. Вот это, я повторюсь, мы и пытаемся делать.

  • Aleh Yurevich

    Спасибо за ответ. Можно и подробнее, было бы интересно.
    Но мне все же интересно, поддержка именно стартапов — у которых нет кучи сотрудников и отчислений. Могут ли там помочь с арендой помещения или с компенсацией от участия в мероприятиях, или льготы на обучение сотрудника?
    Когда ответ не «вам будет проще существовать» а «вам будет проще начать»
    Среди компаний в которых я работал были и резиденты и не резиденты, но какая у них выгода — я не знаю, по-скольку не руководитель, но все они компании уже с доходными проектами, начать новый проект для которых — возможно и без поддержки парка.

  • Я пожалуй напишу статью и скину ссылку сюда. Но думаю, не раньше чем через недели две. Если коротко — то ПВТ сейчас как раз про «проще существовать», чем про «проще начать». Но есть движение и в эту сторону. Например сейчас заканчивается ремонт помещения, места в котором будут бесплатно предоставляться начинающим командам на конкурсной основе.

  • Гость

    Успокойся и не кудахтай, это русскоязычный блог про геймдев — здесь собираются люди в первую очередь из России, Украины, Беларуси и т.д. Эти люди, в первую очередь, обсуждают проблемы геймдева в тех странах, в которых они живут.

  • Подтверждаю, для Nival существование ПВТ было одним из главных факторов при открытии офиса в Минске и затем при перевозе части московского офиса туда.

  • Артемьев Дмитрий

    он и Кентукки не может захватить 🙂

  • Артемьев Дмитрий

    а водка плюс игры — веселее 🙂

  • Irina Reinova

    Там просто не было айтишников 🙂

  • minzahidyd

    грят, СССР большие бабки делал на прокате иностранного кино

  • Arseniy Shved

    Что забавно, роль Кентукки играет как раз Калифорния =)

  • TheDoranX .

    На игры в стране цены одинаковые, так что они однозначно в выигрыше)

  • Irina Reinova

    Урожденная Алабама 🙂 По ощущениям – богатые южане играют бедных южан =)

  • Guest

    Похоже парням надо делать поддержку модов.

  • Andrii Vintsevych

    Похоже парням надо делать поддержку модов. .

  • Andrii Vintsevych

    Польша из года в год, заметно повышает качество и количество своих игр.

  • Andrii Vintsevych

    Игры минус водка, повышает точность лучше мышек Razer.

  • Артемьев Дмитрий

    Не шутером единым жив человек 🙂

  • Mihail Druzhinin

    хм, ну кол-во то может и растёт, а вот по качеству — последний хуарез неплох, «моя война» вот хвалят вроде. По последним годам это всё, что могу вспомнить. Ну в любом случае при гос. поддержке хуже не стало, даже если количество дерьма увеличилось, то годного меньше не стало, да.

  • Mihail Druzhinin

    хм, ну кол-во то может и растёт, а вот по качеству — последний хуарез неплох, «моя война» вот хвалят вроде. По последним годам это всё, что могу вспомнить. Ну в любом случае при гос. поддержке хуже не стало, даже если количество дерьма увеличилось, то годного меньше не стало, да.

  • Andrii Vintsevych

    Из очень свежего и почти вышедшого, The Vanishing of Ethan Carter, новый витчер явно будет не промах, франчайз Dead Island, Dying Light… http://en.wikipedia.org/wiki/Category:Video_games_developed_in_Poland

  • Mihail Druzhinin

    Просто у меня планка несколько другая, ведьмак мне по нраву только первый, Dead island и проч. ваще не рассматриваю, а Painkiller не последних годов. Спорить ессно не о чем. За ответ спасибо.

  • Nikita

    Сильно зависит от людей формирующих конкретное государство. Ненависть не особо продуктивна, если что.
    А крутить гайку и придумать херню в которую эту гайку закручивают — немножко два разных таланта. Второй в описанной модели государства не востребован, а значит такое государство всегда будет каким-то ненавидящим все вокруг третьим миром.

  • Nikita

    У тебя, сразу видно, свое видение вопроса. Я думаю, что не поддерживается в Украине, Белорусии и Рашке геймдев потому что у Украины нет денег и реформ и там нихера не поддерживается(вот реально никакой бизнес не поддерживается), а Лукашенко и Путька просто не в курсе, что есть какой-то интернет, IT и вот это все(про игры как отдельное явление даже упоминать не стоит). Они до сих пор живут в мире, где они цари со скипетрами и державами, а как между собой общается между собой чернь(то есть граждане) и какие у этой самой черни развлечения — их не ебет вообще ни разу(хотя, Лукашенко, вроде, заинтересовался чуть). То есть они тупо не видят в этом перспектив из-за того что старые режимные гэбисткие упыри. Ну и ты правильно заметил про «патримониальное» государство Россия.

  • Nikita

    я ебу — боты переживают за судьбу министра культуры. это как-то даже трогательно))

  • Nikita

    Россия вряд-ли с нас пример будет брать хоть в чем-то. Ты одним этим комментом сейчас тут половину кремлеботов страны соберешь))
    Если наше правительство в ближайшее время облегчит судьбу малого бизнеса это будет уже отлично для начала. А там может и отдельные преференции для IT и Gamedev появятся. Но не думаю, что даже в грядущем году.

  • Nikita

    Вопрос только о том в каком веке находится государство. Если государству не доступны элементарные и привычные технологии, то куда уж ему опережать технический прогресс и делать пропагандистские игры во время, когда далеко не каждая большая компания способна сделать интересную и захватывающую игру?

  • Dima Bas

    Если государство отстает от прогресса — то будет революция, ил государство будет отуплять народ. Если государство сделает фиговую игру, то, скорее всего, за за определенный период наигрования получи ачивку «льготы» «понижение налога»

  • Nikita

    Есть ощущение, что некое государство успешно идет по пути «отупления» народа.

  • Dima Bas

    А государству не нужны все умны, так страх не навязать. Умные обходятся без государства.

  • Nikita

    Умным наличие государства позволяет не акцентировать постоянно внимание на бытовых проблемах. Оно для этого и нужно. А когда государство перестает решать проблемы граждан и вдобавок создавать этим самым гражданам новые проблемы — это уже как-то иначе должно называться.

  • Dima Bas

    «государства позволяет не акцентировать постоянно внимание на бытовых проблемах» детям мозг промывать в школах? справки выдавать? разрешения выдавать? наши СНГшные государства «не очень полезны».

  • Nikita

    Да вообще не полезны. Украина начинает медленно меняться, но стать удобным для жизни государством сможет еще спустя время. Тут пока правительство невероятно медленно реагирует на запросы общества, но реагирует.
    В России такие изменения кажутся невозможными т.к. все(в интернете) утверждают, что довольны уровнем жизни и развития страны.

  • Dima Bas

    Да, мы просто меньше времени под рабством пробыли, и образование начали получать раньше (по Киевской Руси), но все равно, идет так туго, народ еще спит, скорее всего еще 2 революции будут и может быть «совок» подчистим. Ну а у Вас, скорее всего будет как СССР — распад, и если власть снова возьмут «совочники», то как мы будете еще 23 года хороводы водить. Вообщем, если случиться как у Грузинов, придут новаторы, то считай — настало новое время)

  • Nikita

    Так все ж у нас в руках. Я, кстати, не из России))

  • Dima Bas

    Пока массу кормят «АТО», «реформаторы» делают из нас Беларусь, тотальный контроль… Ха, это уже явный плюс))

  • Specter

    Да да! Нахер колхозы, кормящие население — игрушки главнее!

  • Nikita

    Это сильно радикально, мне кажется. Да и история с тем, что пока «АТО» реформы нельзя — себя уже исчерпала полностью(мне по крайней мере так кажется). И депутаты уже все подряд не голосуют, а кажется, принимают какие-то решения. С реформами по прежнему беда, но это говорит только о том, что люди занимаются праздниками, а не давлением на власть. Единственное весомое достижение этого года — возможность это самое давление оказывать.

  • Denis Belyaev

    «Разработчики видеоигр зарабатывают выше среднего в любой стране» — я бы поспорил с вами, Сергей.

    Если сравнивать с любыми другими профессиями, то возможно и так, а если, например, сравнить игрового программиста и программиста в других сферах (банк, нефтянка итд), то здесь сравнение будет явно не в пользу геймдева. Причем такое судя по всему не только в России (вспоминаю ваш подкаст с Артемом Брижицким из Naughty Dog)

  • Вы знакомы со значением слова «средний»? В частности, применительно к числам?

  • Denis Belyaev

    Знаком. Извиняюсь, видимо не так трактовал фразу.

  • Aleh Yurevich

    http://dev.by/lenta/main/pvt-planiruyut-lishit-chasti-lgot-po-nalogooblozheniyu — походу поддержка расцветает ((