10 признаков азиатской монетизации

Много слышал интересных теорий о том, как же выглядит настоящая азиатская монетизация и решил немного написать про это, чтобы был какой-то список основных особенностей. Все добавления в комментариях приветствуются.

Еще прошу не путать азиатскую/западную монетизацию с быстрой/длинной и мобильной/клиентской, потому что все они имеют свои особенности.

1. Азиатская монетизация рассчитана на китов. Азиатские игроки беднее западных и не привыкли платить за игры, поэтому конверсии в платящих игроков там заведомо ниже, чем в западных странах. Местные компании вынуждены «охотиться на китов» — делать игры без потолка разумных трат, чтобы забредший в игру партийный функционер мог потратить в ней всю партийную же кассу.

2. Азиаты не платят за преимущество в синхронных играх. Принято считать, что платят и любят это, но это скорее особенность асинхронных и мобильных игр. Азиаты платят за победу, но обычно это значит, что компания продает мощное оружие, аналог которого можно нагриндить, но это долго и сложно. В крайнем случае речь идет о преимуществе, которое измеряется в процентах или даже долях процента.

3. Контент в аренду. Если в западных играх есть просто «премиум-подписка», то в азиатской игре можно арендовать пулемет за 15 долларов в месяц, каску и бронник за 5 и еще купить доступ к специальному режиму с увеличенным лутом за 3 доллара в неделю. Аренда — способ избежать ситуации, когда предмет в магазине настолько хорош, что игрок покупает его один раз и больше не платит. А так и предметы хорошие, и платежи повторяются.

Обычно арендованные предметы не только хороши по основным параметрам, но и дают бонусы к прокачке, которые складываются.

Купить предмет навсегда тоже можно, но самое лучшее — только в аренду. Покупка навсегда — это скорее sunk cost, чтобы удержать игрока. А вот аренда — уже заработок, плюс аренда стимулирует играть больше, чтобы отбить траты.

4. Платящего игрока должны любить. И друзья и враги. Поэтому самое хорошее (арендованное) оружие или шмот дает бонусы не только игроку, но и всем остальным участникам боя. Обычно это неигровые бонусы: увеличение опыта и денег, зарабатываемых по итогам матча. В играх, основанных на лобби (таких в Азии много), вся толпа будет играть так, чтобы платящий игрок не расстроился и не ушел. Не в смысле поддаваться, но хотя бы не ругаться матом слишком громко.

5. Уровней пафоса должно быть много. Премиум-статус, который западные игры продают за одну ежемесячную покупку, в азиатских играх заменяет несколько (много!) уровней VIP разной степени элитности. Чтобы заработать самые высокие уровни надо платить много, регулярно и еще и играть. Высокие уровни VIP дают доступ к игровым удобствам, облегчают гринд, могут открывать какие-то скины. Это примерно как программа лояльности, которая заставляет игрока с одной стороны чувствовать себя комфортнее, а с другой создает sunk cost, из-за чего платящему игроку бросить проект сложнее.

6. Азиатские игроки любят лакшери. Золотые калаши, золотые танки, меч правосудия из чистого виртуального золота — окружающие должны видеть, кто тут платит. Это безвкусица только по нашим меркам, там же такое проявление статуса воспринимается обществом не хуже, чем новый айфон в средней российской деревне. Ну и, опять же, окружающие должны знать, кто тут выдает всей команде бонусы.

Западные игроки тоже охотно покупают кастомизацию, но для них это способ подчеркнуть свою индивидуальность, в то время как для азиатов это именно статусные лакшери-элит-виайпи вещи.

7. Крафт, заточка и лотерея (гача) — основы экономики для китов. Самые лучшие предметы нельзя купить, их можно только создать, улучшить или выиграть. Дело в том, что обычные покупки обычно ограничиваются здравым смыслом игрока, в то время как в лотерее (крафт и заточка с вероятностью провала — ее разновидности) мозг у части людей отключается. Поэтому, кстати, коллекционная гача в онлайн-играх запрещена в Японии.

8. Заплатить, чтобы не потерять. Про страховку от провала при крафте вы наверное все уже знаете благодаря «Аллодам Онлайн». Но это примитивный способ монетизации лотереи при крафте или заточке, сейчас многие компании используют продажу увеличения шанса успеха, в том числе и при обычной лотерее.

Провал при заточке обычно значит, что вещь потеряет один уровень, но злые игры могут отбирать предмет полностью. Провал при крафте всегда значит потерю ресурсов, а для крутых предметов это редкие расходники, добытые в рейдах или за деньги в лотерее.

Так же может продаваться уже добытый игроком лут, который он получил, открыл, порадовался, но не смог унести из пещеры, потому что умер на боссе. Заплати (используй специальный билетик) и твоя команда воскреснет и получит второй (третий) шанс.

9. Таймеры, таймеры, таймеры. Если западные игры иногда используют таймеры как средство заработать, то азиатские игры применяют их чтобы заставить игрока заходить в игру почаще с определенной регулярностью. Бесплатные билетики для лотереи раз в час, доступ к VIP-контенту раз в сутки в определенное время и так далее.

10. Нельзя купить все сразу. Азиатский игрок должен играть в игру долго, особенно если он готов за нее платить. Поэтому часть опций монетизации изначально недоступна и скрыта либо за прокачкой игрока либо за уровнем VIP-статусности. Скажем самый крутой новый автомат не продадут каждому встречному с VIP 2-3 уровня, нужно иметь 10 уровней VIP и выше. Так желанный автомат ценой в 15 долларов в месяц может привести к тратам в 50-70 долларов в месяц, просто чтобы прокачать статус и получить возможность его купить.

А некоторые вещи могут быть доступны только членам кланов не ниже определенного уровня. Прокачка клана стоит не только времени, но и денег — но уже всей команды.


В комментариях пишите свои добавления, уточнения и исправления, я обновлю пост по итогам дискуссии.

  • хаха

    10 призРаков..
    fixed

  • Torick

    > Поэтому, кстати, гача в онлайн-играх запрещена в Японии

    Запрещена только «коллекционная» гача — лотерея, которая не ведет к моментальному получению предмета, а основана на «рандоме в квадрате». Обычная гача разрешена.

  • 1

    в японии запрещена только complete gaha — это когда надо в гаче получить несколько разных предметов, чтобы разлочить какой-то убер предмет.
    Обычная гача не запрещена.

  • Обновил!

  • ‮‮‮

    8. Хех, вполне себе такой «русский донат». Чего стоили только мечи по цене квартиры в БК в свое время…

  • Max

    Гача, кстати, хреново гуглится. Может в скобочках хоть рассказать, что это?

  • Torick
  • Лотерея с шансом что-то получить 🙂

    А название вот отсюда пошло. http://en.wikipedia.org/wiki/Gashapon

  • ProF

    …ужас какой

  • Snorlax69

    Дааа, в свое время там было много денег)

  • infar

    Все ужасы фритуплея. Статья отбила желания пробовать любой ф2п. Даже на OverWatch теперь сложно смотреть без подозрений.

  • У Blizzard западная монетизация, как и у LOL, WOT, Dota 2, TF2 и так далее.

    Я вот думал, что про западную монетизацию смысла писать нет, потому что с ней все знакомы. Но тут вижу, что нет, не все.

  • Гейбушка

    в лол закручивают гайки

  • infar

    Это уже точно известно? Не будет моментов из Hearthstone?

  • Нет, но и в Hearthstone ничего такого нет, обычная карточная монетизация, причем крайне мягкая.

  • Как? Я давно не играл, на HotS пересел.

  • Nevermind

    > sunken cost

    sunk cost. FTFY

  • спасибо!

  • Денис Вероцкий

    Спасибо за статью.
    Ну его к черту этот ф2п

  • Андрей

    Некоторые пункты, по моему мнению, напрямую исходят из основ функционирования общества в азиатских странах. Мои слова справедливы по крайней мере для Кореи, похоже все устроено и в Китае и Японии. Общество крайне иерархично — отношения «начальник-подчиненный», «высший-низший» закрепились даже в грамматике языка. Отношение к незнакомому человеку определяется его статусом в обществе, который в первую очередь подтверждается образованием, местом работы, семейным статусом, а потом и брендами одежды/телефона/автомобиля (как и везде). Из этого можно вывести пункты 3, 4, 5. Игрок платит, чтобы заявить о своем высоком положении относительно других игроков, для него это важно, поэтому иерархия вип-уровней и сложная, чтобы больше денег заработать. Насчет лакшери вещей понятно — всем должно быть ясно сразу, у кого какой статус. Ну и плюс в обществе чем больше статус, тем благоприятнее отношение других людей. Айдолов поп-музыки там чуть ли не боготворят, к примеру. Думаю, бонусы остальным игрокам для того, чтобы это простимулировать в игре.

  • smash

    Спасибо. Много нового.

  • Гость

    «Это
    безвкусица только по нашим меркам,

    Чьим вашим?

  • Нашим — высокообразованной культурной элиты общества, которая пьет смусси, ходит в спа и стыдится говорить русские термины, когда можно ввернуть заимствованное слово.

  • Гость

    «новый айфон в средней российской деревне. »

    на Ростов залупаешься?

  • Ed Ryzhov

    Оффтоп.
    О четвертом пункте никогда не задумывался.
    Если когда-нибудь буду делать ф2п — обязательно заюзаю.

  • Stif

    Как страшно жить.

  • Юрий

    This article brought to you by South Park: Episode 6 Season 18’th 😉

  • Гейбушка

    новые чемпионы имба, старых нерфят

  • lll

    Это только для азиатов работает.

  • Mihail Druzhinin

    В Payday 2 играют только азиаты? Лады.

  • Mihail Druzhinin

    Ну кстате не увидел никакого «ужас-ужас», то есть речь скорее именно особенности и оттенки, а не «смарите какой анальный донат».

    И тут уже всё равно чем вызвано наличие золотых стволов в игре — подёркиванием индивидуальности или гонкой за понтами (диллема эскобара, да).

  • Я и не писал про анальный донат. Анальный донат — это особенности реализации, а не идеология.

  • Они со старта так работают 🙂

  • Ed Ryzhov

    В играх для не азиатов донаторов следует ненавидеть.

    Ах, сука, ты еще и платишь!11
    Тогда всем участникам замеса минус %50 всего.

  • Mihail Druzhinin

    > Анальный донат — это особенности реализации, а не идеология.

    Ну это и говорю, да. Чёт просто много коментов про «ай-ай, какой кошмар».
    Вообще интересно, да.

  • Mihail Druzhinin

    Вежливость, как ни странно, производная от рациональности. Если платящий сможет резать всем участникам по минус 50, это все будут вежливы (на самом деле нет, нужна более тонкая реализация 😀 ).

    Гы, ну вот опять же в Payday2 купивший DLC-миссию может запилить лобби, куда вступают и не имеющие DLC. Для тех, кто не скупает потоком весь DLC-контент, «упасть на хвост» к постороннему хосту — единственная возможность сыграть в них. С этого к хосту по умолчанию есть некоторая доля уважения штоле. Ну… в большинстве случаев.

  • Mihail Druzhinin

    Вежливость, как ни странно, производная от рациональности. Если платящий сможет резать всем участникам по минус 50, это все будут вежливы (на самом деле нет, нужна более тонкая реализация 😀 ).

    Гы, ну вот опять же в Payday2 купивший DLC-миссию может запилить лобби, куда вступают и не имеющие DLC. Для тех, кто не скупает потоком весь DLC-контент, «упасть на хвост» к постороннему хосту — единственная возможность сыграть в них. С этого к хосту по умолчанию есть некоторая доля уважения штоле. Ну… в большинстве случаев.

  • Ed Ryzhov

    Это я попытался пошутить, не стоит воспринимать серьезно.
    Хотя абилка «по желанию резать участникам %» тоже ничего так идея.
    Будет хоть какая-то монетизация игровых «троллей».

  • Michelle Popov

    В китайской версии WOT, вроде, внедрены элементы азиатской монетизации. Золотой Тype59, например.

  • виабу

    В среднюю азиатскую игру до первого пейвола играть — это как 4 кампании в Hearthstone -там никто не давит, кроме китайцев.

  • Гость

    Дык скоро чтобы нагибать нужно будет скупать не один вид бустера, а уже два.

  • ExileDaniel

    «sunk cost»
    Сергей, признайся, в You Are Not So Smart подслушал?

  • гiсть

    «высокообразованной культурной элиты общества, которая пьет смусси, ходит в спа и стыдится говорить русские термины, когда можно ввернуть заимствованное слово.»

    блєск і ніщета підарасів, лiл

  • Jey Lymon

    Ждем статей про белорусский донат

  • Рина Ужевко

    Еще шмоточки, которые нифига не дают, кроме смены визуала.
    Еще доступ к каким-то квестам которые дают мега предметы но по ним надо угрохать там 5000 кроликов, к примеру
    и добыча маунтов.

  • Ac1d_Bl4ck

    Полная чушь. Удивительная массовая истерия. говорю как игрок с 2009 года. Была куча историй релизов предположительно андерпавер чемпионов до тех пор, пока какой-то про не покажет как им правильно играть. А если посмотреть свежие турнирные игры на сцене опять появляются герои эпохи ОБТ (Зиллеан, Алистар)

  • выфа

    гэмблинг (гачапон) — самая жесть и развод, все остальное вообщем-то ок, если в меру

  • nagibator666

    Да это совсем пиздец.
    Как мы до этого дошли? Надеюсь что мода на фритуплей спадет(читай — игроки откроют глаза), и все забудут этот этап игровой индустрии как страшный сон.

  • Alex Mazur

    Да, было бы неплохо написать. Сравнить и понять, чего же стоит опасаться.

  • 1

    Опасайся всего, не ошибешься.

  • Kodo

    То-то недавно Valve на своей сходке говорили: «лучшая покупка — эта та которая радует не только игрока, но и тех кто с ним играет» так-то;)

  • Не, это еще в институте было 🙂

  • Поросёнок Пётр

    Robotcraft, кажется.

  • Imp

    Нет. Есть нормальный фритуплей, есть азиатский. Модели работают и приносят доход. И они работали задолго до появления «моды». Мало того, поищи тут недавно Галенкин писал что сейчас консольные игры за 60 баксов обрастают донатом, поскольку «сюрприз!» игроки все равно продолжают платить.
    Зачем себя тешить какими-то сопливыми мечтами о том, что это вдруг исчезнет? Это так же наивно, как предполагать, что русские сериалы снимать перестанут. Лучше порадуйся, что тебя их смотреть пока еще не заставляют. Ровно как и играть в игры, которые моделью монетизации не подходят под твой личный вкус.

  • Imp

    Нормальный perfect imbalance. Сомневаюсь, что в заданных рамках профессиональные дизайнеры могли бы придумать что-то более интересное. Теоретически то можно, но что-то примеров не видел.

  • Юрий Волошин

    11. Они там все ускоглазые.

  • Imp

    Нечего писать. Нам ближе азиатская модель, и даже если забугорное что-то расчитывают на наш рынок (восточная европа/азия) или случайно на него попадают, то модель медленно превращается в нечто подобное описаному выше.
    Взять например один продукт славной Канады (от чего недавняя серия сауспарка выглядит еще смешнее), где в свое время предлагали 500 баксов заплатить за золотой (внешне) скин. Аж на сайте форбса удивлялись как оно вообще им в голову пришло? И ничего. Прокатило.
    Добро пожаловать в азию, чо.

  • Юрий Волошин

    Похоже, мы, сторонники полноценных платных игр — меньшинство. А раз мы меньшинство, давайте требовать уважения и защиты своих прав?

  • Imp

    Нам и так считай освобождают место.
    Нет игр без доната -> есть рынок -> есть игры без доната.

  • SV

    Это актуально и для мобилок и для клиентских игр?

  • У мобилок короткий цикл жизни игрока и асинхронный геймплей, поэтому монетизация отличается.

  • Ilya Shilin

    Что-то мне после этой статьи пацанов которые футболки еле еле выпросили совсем жалко стало.

  • Кирилл Олейников

    ват

  • KH

    хех, дерёвня, — смусси дринкают!!

  • KH
  • KH

    Настоящим гемергейтом будет тот факт, что целевой аудиторией игр признают азиатских мужчин, а ты со своими 50ю баксами пошёл вон нищеброд.

    Переиначу один диалог.

    -Был я в этой Америке, там геймеров нет, там люди донатят как в Азии
    -Как геймеров нет? .
    — А вот так нет, это наши фантазии.
    — Но мы то есть!

    http://www.youtube.com/watch?v=nG9SWQbPDIg

  • Alexander Nikolaev

    Из последних чемпионов разве что Браум был ОП. Велкоз, к примеру, игровыми преимуществами не выделялся.

  • Alexander Nikolaev

    Я играл за Yasuo с момента релиза, но только потому что нравился стиль, а не баланс. По балансу он проигрывал. Только летом его бафнули.

  • Alexander Nikolaev

    Уточнение — иерархия общества типична для северной части Азии. В южной Азии (Тайланд, Индонезия, Малайзия) общество более ориентировано на горизонтальные, а не вертикальные отношения.

  • Всегда можно голосовать кошельком. И если вы оказались в меньшинстве…

  • Следует учитывать, что они по сравнению с Западом совсем недавно вышли из традиционного крестьянского общества. Южная Корея 50 лет назад, Китай в лучшем случае лет 20, некоторые регионы до сих пор там.

    С индустриализацией много может поменяться — вырастут уже городские поколения, живущие в совсем другой экономике.

  • Каких пацанов?

  • Ilya Shilin

    Которые были в гостях в вашем прошлом подкасте, которые в Китай за призом поехали.

  • Валерий Прокофьев

    «8. Заплатить, чтобы не потерять. Про страховку от провала при крафте вы наверное все уже знаете благодаря “Аллодам Онлайн”.» — Нет такого в Аллодах, по крайней мере последние лет 5. =) Так что те, кто следят за рынком ММО менее 5 лет, могут вас неверно понять.

  • ntangl

    Азиатских мужчин целевой аудиторией игр признали в 83-м году еще.

  • Оми

    Ох, аллоды пнули, спасибо. Было это, правда, 5 лет назад, но кого интересует?

  • Не пнули, а похвалили за инновационный подход.

  • SlowJoe

    Бустеры будут одни. Карты в общий пул добавляют же.

  • Сергей Мазюк

    3. Контент в аренду.
    Предлагал я, в своё время, танки в аренду сдавать…

  • Notwing

    3 пункт напомнил о вполне западном battlfield heroes и том, что за внутреигровые деньги в нем можно было купить НИЧЕГО

  • Gadzhega

    У Dota 2 есть небольшая доля азиатской монетизации. с недавних пор там самые крутые предметы выпадают только с сундуков с определенным шансом дропа 🙂 Так же есть лакшери предметы типа Genuine (датся только со всяким мерчем типа наушников, мышек, etc.), и с последнего The International появились предметы качества Golden Immortal их цена на маркете 200+ баксов 🙂

  • Твой кОтец

    F2P лучше чем DLC, и гораздо популярнее чем подписка, так что можете дальше в Angry Birds (¬‿¬)

  • MadFanBoy

    Давно уже думаю сделать «free2play»-игру, суть такова … игра будет про блекджек и шлюх и пользователи тратят реальные бабки на блекджек и шлюх соответственно. Профит же!

  • Alexander Nevzorov

    Если сейчас открыть топ андроида какого-нибудь Тая, то там будут раннеры и кардбатлеры по доте. Так вот в этих играх есть все 10 признаков.

  • SlowJoe

    Чацкий, перелогиньтесь.

  • Предметы, меняющие визуал, но не меняющие статы, это наоборот западный подход. Шапки в TF2, скины в доте, маунты в вовке.

  • Shmatter

    «Я думал фритупей это магия, а выглядит как упоротое шаманство.»

  • Ilya Shilin

    Вообще-то это моё высказывание как и последующее мне лично самому не нравится и искренне надеюсь что их поездка им пользы больше принесёт чем негативных эмоций.

  • Sagoth

    В общем вывод: азиаты — не люди.

  • beast

    …то вы ещё не понимаете, но уже начинаете замечать, что голосование кошельком — социоэкономическая фикция, основанная на неоправданных упрощениях модели.

  • Ilya Shilin

    В аллодах кстати минимальный месячный чек был в районе 126 рублей лет 5 назад, это было ниже чем у Вова и остальных платников, при этом игра была сильнее всех корейцев.

    Блин если бы ещё с первой альфы механику боя оставили и под геймпад её то вообще бомба была бы…

  • Ilya Shilin

    Ога ога https://wiki.teamfortress.com/wiki/Righteous_Bison/ru

    Там насколько я помню второй ствол из комплекта вообще удалили так как с ним игры не стало для большенства (не все готовы в инстант кил играть)

  • SekaZz

    Минвайл есть чудо русского геймдева игра с азиатской монетизацией: http://warspear-online.com/ru/home

  • Не все 🙂

  • Alexander Nevzorov

    Я возьму для примера игру, которую издаём мы, но которую сделали китайцы: House of Heroes
    1) Потолка трат — нет.
    2) Игра асинхронная, естественно за реал есть и герои, и предметы.
    3) Аренда — бустеры на час.
    4) Своего крутого героя можно сдавать наёмником другим игрокам, бесплатно. Если ты вдонил на крутого перса, с ним раз в день могут сыграть все твои друзья(а это двигает прогресс по игре, когда у тебя все герои 60, а арендный 120)
    5) Куча вип статусов, которые открывают возможно вливать ещё больше денег.
    6) Естественно всё делится на нормал и эпик. Шмотки/герои/петы
    7) Герои качаются до 100+ уровней, эволюционирует в эпик, шмотки точатся, супер точатся и эпично точатся. Рулетки 3-4 видов присутсвуют.
    8) При эволюции героя шмот ломается, молоток на починку за кристальчики.
    9) Таймер на босса 3 раза в сутки, на фонтан, на рефреш, на логин, на энергию друзей. Всё за таймеры. Неделю вставал пораньше, чтобы ходить на босса сам.
    10) Как уже было сказано, випы в наличии.

    И если открыть ранер, то там такая же ситуация, только не карты идут по полю драться, а ты дёргаешь пальчиком бегуна.
    И таких игр в топ-100 там 50%. Я так понял из-за игры одной рукой в вертикальном положении, но это уже другая история.

  • minzahidyd

    надеюсь Lost Ark будет ф2п…
    вообще, подтверждаю тезисы, в азиатских ММО всё так. Даже Hellgate Global переделали под это, ну и шутеры.
    кстати, это правда, что многие ММО делаются по рецептам Final Fantasy?

  • Ахмад Исаков

    Какими видят разработчиков игр, игроки, после появления f2p)))

  • SilkT

    О чем речь?

  • Аллоды стартовали как очень дешевая игра, но в январе гайки так закрутили, что у меня куча знакомых слиняла куда подешевле. Потом открутили, правда.

  • Kitocat

    Какой-такой продукт славной Канады?

  • Dalairen

    Ноуп. Бустеры будут разные. На арене теперь будут выдаваться бустеры и карты ГвГ в ревардах.

  • SlowJoe

    Не понял.

  • Dalairen

    Будут разные бустеры — классические и гоблины/гномы. В призах арены будут теперь давать карты и бустеры дополнения, там обычных не будет. В покупке можно будет выбирать, какой бустер тебя интересует, уже есть интерфейс для этого.

  • SlowJoe

    Ну тогда это полная херня. Я не вижу в этом смысла.