68. Максим Аристов из Valve о 3D-моделировании

Максим Аристов из Valve рассказывает о том, как он попал в самую главную компанию индустрии, о работе 3D-моделлера, о последних тенденциях в этой индустрии и о конкуренции с низкооплачиваемыми специалистами из развивающихся стран.

Ведущие — Сергей Галёнкин, Михаил Кузьмин и Сергей Климов.

1. Шестьдесят восьмой подкаст     

Скачать подкаст можно по этой прямой ссылке (118 Мб)

Содержание:

00:00:00 Вступление
00:01:40 Как Аристов пришел в GSC
00:06:00 Работа в Crytek
00:08:00 Почему продали франшизу FarCry
00:09:30 Про Raven Software
00:10:30 Разница между art lead и art director
00:11:00 Клюква в Singularity
00:12:30 Важность оценок на Метакритике для студий
00:14:30 Переход в Valve
00:16:30 Собеседование в Valve
00:20:30 Задачи на собеседовании
00:22:30 Кто такой технический художник
00:28:00 Как оценивать качество портфолио
00:31:00 Про объем портфолио
00:36:00 HR и игровая индустрия
00:38:30 Инструментарий
00:41:30 Что используют хипстеры
00:43:00 Почему нет кинематографического реализма в играх
00:44:30 Использование 3D-принтеров и 3D-сканеров
00:48:00 Как стать 3D-моделлером
00:49:00 Воровство моделей и последствия
00:51:00 Что делать новичку
00:55:30 О пользе художественного образования
01:02:30 Почему Valve не любят консоли?
01:04:30 Бесплатные приложения для 3D-моделирования, мнение о Blender и 3D-Coat, и программы для начинающих
01:11:30 Использование планшетов для моделирования
01:13:00 Использование нескольких программных продуктов для моделирования одной модели
01:14:00 Нормы моделирования
01:16:00 Нужно ли обладать пространственным воображением?
01:17:30 Аутсорс в геймдеве
01:21:30 PBR, PTEX и новые веяния в новом поколении
01:25:00 Любимое место работы
01:31:30 Люди из постсоветского пространства среди художников
01:34:00 Pipeline в Valve
01:37:30 Время разработки контента в TF2 и DOTA2
01:41:00 Во что играют в Valve?
01:43:30 Моделирование в игровой индустрии сейчас и в будущем
01:48:00 Студия 3D-сканирования в Activision
01:49:30 Самая сложная модель
01:51:30 Нужно ли выбирать специализацию или стоит охватить несколько областей?
01:54:20 Заключение

Подписаться на подкаст можно по RSS или добавить в iTunes. Полный список подкастов есть на сайте Galyonkin.com.

Подкаст есть и в списке iTunes, его можно найти через приложение «Подкасты» по запросу «galyonkin».

В следующем подасте мы ожидаем Петра Сикачева из Eidos, программиста графики Thief.

Вопросы будущим гостям и ведущим подкаста можно задавать на этой странице.

Музыка: Michael Chapman — Goodwill Cowboys Ride Again

  • Семен

    Когда же в rss появится подкаст?

  • John Doe

    Спасибо за труды. Качаю регулярно.

  • Никита Дронов

    Качаю. Надеюсь все вели себя кулюторно и предельно интеллигентно. Ну или надеюсь на хороший монтаж.

  • alexey vladimirov

    первый шаг на пути к подкасту с Гейбом

  • B1oodmage

    Спасибо! Есть большая просьба: обновляйте «Содержание», а то уже который выпуск весь подкаст — это вступление 🙂

  • Сорри, постараемся.

    Я с удовольствием размещу содержание, если его сделает кто-то другой, кстати.

  • Уже 🙂

  • ПОДКРАДЫВАЕМСЯ!

  • Janeway

    начались длц

  • Никита Дронов

    DLC? Скорее UGC 🙂

  • Janeway

    Да, подкаст с Вэлв же!

  • Присылайте нам свои шапки к подкасту!

  • mrchristmass

    Огого, уже уже!

  • Janeway

    Кстати, огромное спасибо, что выложили не в 12 ночи по Москве =)

  • Janeway

    Я шрифты уже начинаю делать под содержание!

  • Спасибо большое

  • JollyBallz

    А вообще хоть немного осязаемая вероятность такого подкаста существует?

  • Гейб очень не любит давать интервью, чтобы не превращать Valve в компанию одного человека.

    Я бы сказал, что куда вероятнее его приезд на GamesNight в мирное время, чем появление в подкасте.

    Но мы будем пытаться!

    Что касается Valve, то через пару месяцев я постараюсь заманить оттуда кого-нибудь из команды Steam, чтоб рассказали про сотрудничество с ними, лучшие практики и все такое.

  • JollyBallz

    Было бы замечательно, спасибо за работу в этом направлении.

  • Ro Kolos

    Ждем. Надеемся!

  • Анон

    Воу, воу кто то из Valve. Спасибо тебе Подкаст™ за то, что ты даешь послушать таких интересных людей.

  • leet it b

    Странно, но в Singularity как раз хватает тех самых косноязычных русских фраз 😀

  • 01

    >и о конкуренции с низкооплачиваемыми специалистами из развивающихся стран

    прочитал как «разваливающихся стран»

  • Artyom Ilyin

    Климова забыли записать в ведущих

  • 123

    «По крайней мере по-русски всё написано правильно».

  • Блин, копипастил и не заметил. Спасибо, сейчас исправлю!

  • Janeway

    Хоть как-то

    00:00:00 Вступление
    00:01:40 Как Аристов пришел в GSC
    00:06:00 Работа в Crytek
    00:08:00 Почему продали франшизу FarCry
    00:09:30 Про Raven Software
    00:10:30 Разница между art lead и art director
    00:11:00 Клюква в Singularity
    00:12:30 Важность оценок на Метакритике для студий
    00:14:30 Переход в Valve
    00:16:30 Собеседование в Valve
    00:20:30 Задачи на собеседовании
    00:22:30 Кто такой технический художник
    00:28:00 Как оценивать качество портфолио
    00:31:00 Про объем портфолио
    00:36:00 HR и игровая индустрия
    00:38:30 Инструментарий
    00:41:30 Что используют хипстеры
    00:43:00 Почему нет кинематографического реализма в играх
    00:44:30 Использование 3D-принтеров и 3D-сканеров
    00:48:00 Как стать 3D-моделлером
    00:49:00 Воровство моделей и последствия
    00:51:00 Что делать новичку
    00:55:30 О полезности художественного образования

  • Огромное спасибо!

  • lakoros

    Так! *Мотает запись* На какой минуте он рассказывает про Half life 3?! Первая? ааа… нет. вторая? сороковая?! Ну где же!?
    *Уткнувшись в рукав, рыдает над клавиатурой*

  • Andrey Sarafanov

    Потрясающий подкаст. Благодарю!

  • Janeway

    Я еще вопросы выносил, но огромная простыня получилась.
    Могу тоже скинуть

  • Виталий

    еще не слушал, но огромное спасибо за моделлера в подкасте!

  • Sevokus Ananasimus

    И такое тоже есть

  • Давай. У меня никогда не хватает терпения, а это полезно.

  • Dale

    Спасибо за подкаст, но можно спросить, что такое «outsourcing»? (Вроде правильно написал)

  • B1oodmage

    Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

    Всегда ваша, Дорогая Википедия.

  • Janeway

    01:02:30 Почему Valve не любят консоли?
    01:04:30 Бесплатные приложения для 3D-моделлирования, мнение о Blender и 3D-Coat, и программы для начинающих
    01:11:30 Использование планшетов для моделирования
    01:13:00 Использование нескольких программных продуктов для моделирования одной модели
    01:14:00 Нормы моделирования
    01:16:00 Нужно ли обладать пространственным воображением?
    01:17:30 Аутсорс в геймдеве
    01:21:30 PBR, PTEX и новые веяния в новом поколении
    01:25:00 Любимое место работы
    01:31:30 Люди из постсоветского пространства среди художников
    01:34:00 Pipeline в Vavle
    01:37:30 Время разработки контента в TF2 и DOTA2
    01:41:00 Во что играют в Valve?
    01:43:30 Моделирование в игровой индустрии сейчас и в будущем
    01:48:00 Студия 3D-сканирования в Activision
    01:49:30 Самая сложная модель
    01:51:30 Нужно ли выбирать специализацию или стоит обхватить несколько областей?
    01:54:20 Заключение

  • Гость

    Думал про политику послушать, а там про игры какие-то. Климова наверно почти всего вырезали.

  • [email protected]

    шикарный выпуск.

  • Это в вырезанных бонусах, доступных только подписчикам премиум-виайпи-голд версии!

  • Супер, спасибо!

  • Ktototam8

    хороший получился выпуск
    Singularity и Wolfenstein — отличные игры

  • Alexander Kozachenko

    Большое спасибо за отличный подкаст. И отдельное спасибо Максиму!!! Очень полезно 🙂

  • Юрий Позняк

    Shut up and take my money!

  • Yura Kim

    Огромное спасибо за подкаст, очень интересно было послушать! Полностью реабилитировались после предыдущего.

  • вася

    Классный подкаст! Но так много говорили про моделирование, а казалось бы человек мог много еще чего интересного рассказать 🙂

    Вот например Максим упомянул про трудность разговора с автралийцем. Я как раз задавал вопрос про коммуникации, но его не выбрали. Перепощю на всякий сюда. может быть кто-то ответит:

    >Вы уже давно работаете в зарубежных компаниях, в которых везде требуют свободный уровень владения языком. А как с этим обстоит дело на практике? Неужели каждый у кого английский не родной язык, знает его на уровне » fluent advanced». То есть свободно, без запинки может поддержать любую дискуссию, на любую тему? Или же в реальности в первую очередь смотрят на рабочие навыки, а на язык уже потом и могут брать людей и со средним уровнем?

  • вася

    я бы еще последний кусок в содержание добавил, где гость говорил про терпимость и личностное отношение выходцев из пост ссср
    1:55:00

  • Andrey Chudaev

    Блин, много читал историй и шуток «на тему» в комментариях, и вот это случилось со мной: решил послушать подкаст перед сном. В итоге — бессонная ночь перед понедельником и все же великолепный настрой. Ловил каждое слово Максима, хоть ничего не смыслю в 3д-моделировании. Чертовский умный человек и очередной классный выпуск. Благодаря таким приглашенным профессионалам очень поднимается планка подкаста, представляю как тяжело будущим гостям: теперь просто не прийти и не «перетереть с пацанами за индустрию», нужно либо готовиться, либо иметь подвешенный язык :))

    А за последний спич — отдельный респект. Спасибо команде подкаста и Максиму. Keep up the good work!

    P.S. Климова что-то мало было 🙂

  • luayan

    Забавно, что гость сам рвался рассказать, как у них в Valve все устроено, а вы сводили к темам «как стать моделлером» и «какими инструментами пользуешься» (дальше шла узкоспециальная сортировка пузырьком).
    Думал, будет наоборот.
    Но подкаст хороший.

  • Andrey Sarafanov

    Хочу заметить, что, как специалисту было очень приятно послушать именно узкоспециализированную информацию по софту, инструментам, тенденциям — хорошо что дали Максу обо всём рассказать. Понимаю что не всем это дело понятно, но для меня и людей в теме это очень ценно. Надеюсь что в последующих выпусках будет ещё больше такого контента.

  • Пётр Поросятов

    Теперь ещё и слово «говно» цензурите?

  • Glauzer

    Большое спасибо за подкаст.

  • Пётр Поросятов

    То, что везде называют категоричностью — у нас называют честностью. Это как casual racism, только casual lie:

    — Hello, how are you?
    — I’m fine, thank you.

    Даже при том, что спрашивающему до бесконечности насрать на твоё состояние, а ты можешь ползти у него на глазах, с оторванными ногами истекая кровью, до больницы.

  • Gordei Krasnov

    Имхо, узкоспециализированные темы привлекают в аудиторию подкаста больше людей занимающихся, или планируюих заниматься непосредственно разработкой, а их нужно уважать, ведь именно они делают игры а не простые слушатели интересующиеся индустрией но не имеющие к ней никакого отношения. Для меня как 3d-шника этот выпуск осветил больше полезной информации чем все предыдущие вместе взятые.

  • вася

    Это просто американская культура не более. Я думаю речь в основно шла как раз про наше «дружелюбный» профессиональный стиль общения, когда все называют друг друга дебилами. А если человек культурно воспитан, то он будет культурным в любом обществе. Хоть в России, хоть в Японии хоть в США.

  • irvinesykes

    01:04:30 Бесплатные приложения для 3D-моделЛирования
    01:34:00 Pipeline в VaVle

    просто поправьте

  • 231

    Студенческие версии 3ds, майя и т.д. уже несколько лет как бесплатные.

  • Никита

    Ребята очень жаль, что не спросили про конкретный пакет Cinema 4D, какие у него перспективы на рынке видеоигр и можно ли без проблем моделировать модели в нем?

  • Gordei Krasnov

    Максим кажется ясно дал понять что важен результат, а не как и чем он был достигнут. По поводу с4д — не смотря на то что он пользуется популярностью в моушн дизайне, модели созданные в нем состоят из одних и тех же полигонов и текстурных координат что и в любом другом пакете.

  • гость

    TL;DR версия подкаста:
    Все модели в мире уже сделаны и лежат за копейки в турбосквиде, для всего остального есть 3д-сканер, спрос есть на пару сотен спецов экстра-класс которые начинали 20 лет назад, расходимся пацаны

  • Иван Ефимов

    Отличный подкаст!
    По поводу русских текстов в Singularity:

  • Janeway

    Стыдно =(

  • Антон

    Оч приятно было послушать спеца в хор смысле этого слова !СПС за подкаст

  • thug

    Что не моделирую, всё рюкзак получается :/

  • Пётр

    Максим, есть ли какие-то сайты, которые вы регулярно посещаете, связанные с артом, софтом, игровой индустрией?

  • Анон

    Вспомнился ваш комментарий к предыдущему
    подкасту. Скорее всего такое поведение он и имел ввиду…

  • akira_ves

    Очень интересно. Но минус ведущим за перебивание и не смешные шутки.
    И таки мне интересно, что же ответил Максим про корабль и самолёт (ну или про что его там спрашивали при приёме)?

  • Анон

    Это подкаст был просто замечательный. Из всех гостей именно этот поразил. Уж если бы я пошел в игровую индустрию, то после разговора с этим харизматичным человеком. (работать с 3d конечно же 🙂 )

  • Dmitry Konstantinov

    Браво! Лучший пост в этом году.

  • Спасибо за комментарий со стороны человека, который разбирается в теме обсуждения.

  • timquo

    Спасибо за очень интересного гостя, выпуск получился превосходный!

  • luayan

    Вы правы, конечно.
    Но процессы внутри Valve тоже интересны разработчикам других специальностей (менеджеры, продюсеры, дизайнеры). Понятно, что это непрофильно для гостя, но вряд ли в ближайшее время в подкасте появиться человек, который сможет про это рассказать.
    Я бы предложил провести второй подкаст с Максимом уже на тему процессов в Valve, но, полагаю, в подкасте все расписано до 2028 года.

  • Дмитрий

    Просто шикарный подкаст, спасибо!

  • Gordei Krasnov

    Общая картина без деталей будет неполная, как и детали сложнее воспринимать без должного контекста, я тоже за второй подкаст с Максимом!)

    Гейб:
    — Пригласите меня в подкаст, ну пожалуйста!
    — В очередь! Возьмите талончик, вы 152

  • Vitaliy Tramontan Anikienko

    Кстати хороший показатель уровня компании, когда нужен результат, без навязывания пакетов.

  • GR

    когда все называют друг друга друзьями, смысл слова теряется. лучше друг друга называть дебилами (тогда литературный смысл и сила будет относительно низкой), но хвалить людей за дело и относится к ним соответственно.
    проработав, хоть и не много (не в компаниях геймдева), в компаниях американо-русских и русских, я предпочитаю работать в русских, где за «дружелюбного стиля» нет как такового. так же из опыта известно, что после «дружелюбного стиля» начальник пригласит тебя тет-а-тет пообщаться и там уже пообщается «недружелюбно» да и мозг выебет. так что тут кому как нравится. нравится лицемерие — тогда да, будь «дружелюбным», хочешь суровую реальность — будь готов слышать «дебилов» в свой адресс тогда когда обосрался.

  • Colossus_ololossus

    Познавательно, информативно, а так же чертовски интересно. Фантастически мотивирующий подкаст!

  • Сергей

    спасибо за подкаст, пока лучший выпуск

  • Семен Семеныч

    отличный рассказчик, готовый часами делиться массой интересной информации, даже направлять не надо 🙂

    выпуск одного уровня с дыбовским.

    мне искренне жаль следующего гостя 🙂

  • fxtema

    Спасибо, ребята, все было круто!

  • Анон

    Если все ведут себя дружелюбно, то они лицемеры. Бесспорно, это логично как день. Такое знаете интересное мнение, что все изначально мудаки. Это странно…. Но вообще, да, лучше быть во всем искренним. Просто тут проблема двух разных культур. В России люди более открытие и честные, но каждый раз находится какой-нибуть д’артаньян, либо обличитель, который относится ко всем как к сами знайте чему (при этом либо не делаю нихуя, либо считающий, что он то явно разбирается во всем лучше всех) . Это тупо. В америке (или других подобных странах) же на фоне такого дружелюбия находятся те самые лицемеры. Это мерзко. Везде свои плюсы и минусы. Просто грести всех под одну гребенку странно.

  • Syrojeno Pyrojeno

    Спасибо за подкаст! Максим отличный собеседник!

  • слушатель

    блин запарили мужика перебивать

  • Мы уже несколько лет основную часть работы (для разных серьезных проектов в том числе) делаем в Blender’е, отличный софт.
    Подкаст очень интересный, спасибо! 🙂

  • feddark

    познавательно! пасиба!

  • вася

    Та не. Тут просто образ мышления такой. То есть если тебе в течении дня не сказали что ты дебил, то значит все лицемеры. Просто народ забыл что можно работать и по другому. Ну и плюс, также как и тотальная толерантность в америка и полная искренность в России — это полная чушь. Как у нас есть крысы, так и у них искренние грубияны.

  • вася

    Гость в перерывах между разговорами про моделирование делился тоже как бы весьма и весьма полезной информацией, которая пригодится всем подряд. Но блин в эти моменты его постоянно прерывали вопросами «что лучше, «blender или maya». Все таки узко специализированные вопросы типа «какой софт юзать» на которые уходит полчаса в подкасте который слушают все подряд это как-то ну уж совсем расточительно с такими крутыми людьми. Такую фигню моделеры и погуглить могут.

  • Эдуард

    Сергей! Здравствуйте. А можно завести традицию дописывать названия треков музыки, которые в конце звучат? ) И вот в этом подкасте что звучало.
    PS: Спасибо за подкаст.

  • Семен Семеныч
  • Семен Семеныч

    второй трек

  • вася

    То есть дополню свою мысль. Узко специализированные вопросы моделеры могут задать на проф ресурсах. Как использовать PBR и PTEX, как экспортить модели и т.д. Нафига нам остальным знать про это?

    Но вот послушать что такое технический художник было очень интересно. Про собеседования было очень интересно. Про историю жизни гостя было интересно, про балкон, про обеды в Крайтеке и т.д. Но блин, имхо, слушать (всем) про тончайшие подробности, как-то глупо.

  • Janeway

    Это же традиция угадывать треки в конце подкаста.

  • А почему нет? У нас нет жесткой длинны продолжительности выпуска (стараемся быть около 1.5 часа, правда), говорим с гостем пока не падаем или не теряем интерес. Вопросы собираются с людей, которые будут слушать подкаст, также как и вы. Я не вижу ничего плохого в том, что в подкасте, посвященном профессиональной теме, затрагивать и профессиональные вопросы, требующие уже какой-то подготовки.

  • Петр И

    А где же можно посмотреть портфолио этого художника?

  • Сергей забыл в описание вставить ссылку http://www.maristov.com

  • Rost_Lunegov

    Климов таки ввернул про майдан. Бейте током его, что-ли, за политику.

  • Meso Keen

    Максим, а что можете сказать о процедурном моделировании? Используется ли ли Houdini в геймдеве, и насколько она и ее принципы распространены вообще? Какие плюсы и минусы вы видите в процедурности при работе над реальным проектом

  • гость

    рахитный траль

  • вася

    пруф!
    то есть тайм стамп!

  • вася

    ну дыбовского перехваливать как-то все сообща стали
    по сравнению с аристовым он не так уж крут, имхо
    «п*здеть не мешки ворочать»
    в случае с аристовым все его слова подтверждены делом
    а дыбовский, так, божий одуванчик

  • гость

    говорит каждый год одни пиндосские вузы готовят 40 тыс моделлеров, плюс китайцы наступают, можешь смело скачивать максик с рутракера и осваивать тридэ

  • вася

    согласен
    круче гостя не было

  • Mikhail Pigichka

    Спасибо огромное Максиму за участие в подкасте. Может я что-то упустил, но как он видит свое дальнейшее будущее? Будет работать в Valve пока не надоест? Думал ли он когда-либо о инди проекте? Неужели обладая таким колоссальным опытом и знаниями никогда не хотелось создать что-то свое? Проект мечты?

    Отдельное спасибо за объективную оценку плюсов и минусов работы в Германии и Штатах. В последних я не был, но вот про Германию полностью согласен. Кстати, моя категоричность тоже пару раз чуть не довела меня до увольнения, но я стараюсь больше над этим работать 🙂

  • вася

    >Будет работать в Valve пока не надоест?

    хорошая компания это как семья
    когда тебе в семье хорошо, ты задаешься вопросом: «ой, а куда мне пойти дальше… хм» ?

  • Rost_Lunegov

    Примерно на девятнадцатой минуте.

  • Семен Семеныч

    я их сравниваю как рассказчиков, оба были одинаково интересны, хоть и совсем непохожи.

    да, у Дыбовского было меньше прикладухи, ну так и подкаст был не о 3д-моделировании.

  • Mikhail Pigichka

    Вы живете с родителями?

    Иногда, даже в самой хорошей семье человеку нужно побыть одному и «отдохнуть» от всех.

  • Семен Семеныч

    да ладно, он и так бедный молчал почти весь подкаст 🙂

  • вася

    Нет, я про завершенные дела.
    То есть про выпущенные проекты и т.д.
    Дыбовский, как дитё, скрываясь от реальности, хочет делать свои игры мечты, а команда, которая работает с ним, типа должна страдать и мучатся. Как я понял, страдают и мучаются они уже лет 10(!).
    Аристов же из другого теста — пришел, увидел, победил.
    Естественно, каждому свое. И естественно, нельзя тут говорить куда склоняется планка творчества.

    Но, имхо, подкаст с Дыбовским, как квинтэссенцию рефлексии неудачника, мне было слушать как минимум скучно, как максимум противно. И замечу, я в целом как раз склоняюсь в строну «художника может обидеть каждый». Но в случае в Дыбовским это было как это жалко и убого.

  • вася

    шта?
    ты о чем парень?
    ты предлагаешь человеку уйти из компании, где собраны сливки общества и «начать делать своё инди»?
    то есть просто потому, что ты где-то вычитал что инди это модно?
    спешу тебя уверить «пойти делать инди» уже как минимум не современно, как максимум, на практике — зачастую тупо

  • Mikhail Pigichka

    Все с вами понятно 🙂

  • вася

    понятно что?
    аругментировать витая в облаках это может каждый

  • Семен Семеныч

    я понимаю о чем ты, но игры Дыбовского вышли. и вышли хорошими.

    Аристов, конечно, супер-профи, но ведь он только в наёме работал, не занимался вечным мытарством со стартапами. или я что-то пропустил?

  • Дмитрий

    Как улучшить подкаст.
    Сергеи и Михаил, вы не раз просили писать предложения по улучшению подкаста.

    Вопросник к подкастам ну ооочень неудобный. Я не могу понять почему он общий на всех гостей, вопросы в разброс, много дубликатов (во многом это связано с беспорядком).
    Если я не один, у кого отпадает желание задать вопрос только зайдя в тему «задать свой вопрос», стоит подумать про систематизацию этой стороны подкаста.

    Как предложение, отдельные темы для отдельных гостей. Вывешивание темы с вопросами гостю на видное место, за несколько дней до его (гостя) прихода.

  • вася

    если неписанное правило — если ты что-то делаешь, то должен делать это хорошо
    дыбовский решил быть руководителем,
    как он сам признался получается у него это настолько убого, чтото даже и говорить не стоит
    вопрос — зачем?

  • вася

    подкаст с гкейбом обречен на провал
    о чем вы его будете спрашивать что уже чуть ли не по сотни раз было написано в журналах?

  • Там форма для вопросов — свой вопрос задавайте в нее. Что непонятного-то?

    Если делать тему со сбором вопросов, то из нее тут же будет тема с ответами аналитиков. Это не совсем то, к чему мы стремимся.

  • Семен Семеныч

    мой опыт не из геймдева, но думаю тут это не принципиально. на уровне лида без хорошего языка тяжело. в чистом менеджменте тем более. ну а профильному специалисту уверенного разговорного (пусть не беглого, с ошибками и кривым произношением) и вокабуляра по профилю чаще всего хватает. все равно в процессе работы это все схватывается за пару месяцев максимум.

    это что касается английского. а вообще, по-разному. в германии в немецком нужды особой нет (чаще всего), в италии с итальянским чуть хуже, но еще не критично, а вот в испании или странах латинской америки по крайней мере кастальяно лучше знать.

    хех, а грузины с удовольствием будут говорить с тобой на английском, даже если нет трудностей с грузинским.

  • alexey vladimirov

    мой комментарий — это шутка, как например: «халф-лайф 3 выйдет в следующем году». мы ведь все прекрасно понимаем, что ни халф-лайфа, ни подкаста с гейбом — не будет.

  • На самом деле он каждый раз вступал и говорил про Майдан, но цензура все вырезала. Поэтому Климова в подкасте так мало!

  • Guest

    Мне как человеку далекому от 3D моделирования еще вот такой аспект интересует: 3D моделлер обязан уметь рисовать текстуры?

  • Антон

    Перестал себя чувствовать хипстером, используя modo

  • Snakes

    Мне как человеку далекому от 3D моделирования еще вот такой аспект интересует: 3D моделлер обязан уметь рисовать текстуры? Т.е. если человек делает отличные модели но при этом не может нарисовать текстуру для этих моделей (просто не является художником) — то он не считается профессионалом? Просто всегда считал что 3D моделлер и текстурщик это 2 разные профессии..

  • Snakes

    Странно что комменты не удаляются — случайно отправил недописанный комент 🙂

  • Janeway

    Я очень удивился, когда он на 40 минуте «проснулся»

  • Artem Brizitskiy

    моделлер такой же художник как и текстурщик просто он оперирует формами а не цветом. но текстурить он тоже обязан уметь

  • Сергей

    Не обязан, но желательно уметь. Сейчас много софта для генерации процедурных текстур, да и спроджектить можно с фото или концепта.

  • Никита Дронов

    Спасибо, всё прослушал. Вот если честно странно, что blender не используется так активно.

  • про академическое художественное образование — в точку прям.
    Сама так же считаю, сама после худ. заведения пришлось потратить много времени, чтобы выпихнуть из головы ненужное, и запихнуть туда нужное

  • lakoros

    Да, Куда ему до Галёнкина!? )

  • Ur

    Отличный подкаст. Единственный минус постоянное использование гостем английских слов, которые он вставляет не в тему. Но гость очень интересный, последний раз так нравилось слушать, подкаст с Виктором Кислым.

  • SpectrumZX

    Я так хотел, чтобы подкаст не кончался -_-

  • Unbornus Channelus

    Михаил, в Валв можно создавать что-то своё не уходя из компании!

    Если верить хотя бы этой статье — http://habrahabr.ru/post/142649/, то сотрудникам открыт простор для собственных проектов.

  • вася

    Артём, а вы же из Naughty Dog? Давайте тоже в подкаст! 🙂
    После TLOU, Ноти Дог это второе место после Беседки, куда я мечтаю попасть 🙂

  • Отличный комментарий. Единственный минус — постоянное использование автором знаков препинания, которые он использует не по правилам. Но комментарий очень интересный, последний раз так нравилось читать комментарии к подкасту с Виктором Кислым.

  • Артём детектед!!! )) А приходи в подкаст? И, кстати, будешь на GDC?

  • Слава Украине!!

  • Wakai

    Спасибо, интереснейший подкаст.

  • Учитывайте, что Максим уже лет 10 живет за границей.

  • Cyancobalamine Intercellular

    Спасибо ребята, спасибо Максим — отличный подкаст: приятно послушать профессионала!

  • Timur
  • JenAnty

    Очень понравилось, спасибо за подкаст.
    Ушла из инженеров по ОВ и почти полгода работаю техническим художником.
    Продолжаете вдохновлять. 🙂

  • Shmatter

    Один из лучших подкастов за последнее время.

  • Не было

  • Героям слава!

  • Timur

    Мой косяк, там запись пятнадцатиминутного интервью с Е3, пардон.

  • Roman Leontiev

    Отличнейший подкаст, как и всегда 🙂

  • гость
  • Ur

    Хромает грамматика, извините.

  • Jon Irenicus

    «Крадущийся Галёнкин, затаившийся Гейб».

  • Jon Irenicus

    Наверное у парня придумавшего лего, была похожая проблема.

  • Ivan Zenkov

    > 3D моделлер обязан уметь рисовать текстуры?

    Обязан ли скульптор уметь рисовать? Откуда вообще такие вопросы у людей странные появляются. Естественно обязан.

  • Ivan Zenkov

    Наконец-то профессионал. Хотя область мне эта совершенно неинтересна. Хотелось бы программистов из Naughty Dog.

  • Заслушал второй раз. Огромное спасибо Максиму за простоту и открытость. Вновь подкрепил серию собственных домыслов, и этот выпуск переходит в мой небольшой список «периодически возвращаться».

    Очень много было затронуто тонких моментов, которые зачастую недооценивают… Действительно воодушевляет. Спасибо.

  • beast

    Вопросы про подробности нужны не слушателям, а говорящему. Чтобы обосновать свой проф-авторитет.

  • Mihail Oryol

    На счёт профессионализма правильно, но у многих, особенно в россии — не реально. В особенности наше образование, больше любит мешать и навешивать требования под угрозой «хочешь корочки, чтобы считаться человеком — делай, что велим». Узколобость и требовательность преподавателей зачастую просто поражает. Даже перед дипломом никто не согласится сменить лабы по вёрстке и созданию детских учебников на лоуполи моделинг для диплома.

    Наше образование почти везде — это рабство ради бумажки, а навыки и профессионализм нужно наробатывать в свободное время.

    P.S. Был очень наивным когда шёл в ВУЗ за знаниями и навыками. Вот и все знакомые мне профессионалы художники, моделлеры и так далее, по образованию повара, металлурги и электрики. Главное, чтобы ВУЗ не отнимал те «10 часов в день» которые надо тратить на те же «руки» 😀

  • И да и нет.
    Я солидарен с Максимом: «главное не забывать фокус и цель своего обучения». В большинстве случаев люди и после получения высшего не представляют, чем хотели бы заниматься по жизни. Из всего потока у нас буквально два-три человека отчётливо знали зачем пришли «учиться»- это позволяет не распыляться.

    Вообще считаю, что самое важно определить центр своего внимания, сформулировать для себя «что же стоит в центре» и построить свою жизнь и активность из элементов взаимодополняющих друг друга. К примеру, аниматор — тоже сидячая профессия, и чтобы не затекать жиром — парень идёт на курсы брэйк-данса. Но помимо поддержания здоровья у него есть ещё коварный мотив — изучать движение и ритм, что позволит лучше решать рабочие задачи.

    А вообще — просто делайте то, что вам нравистя денно и ночно, пока организм позволяет. Все в универе спали по 2-3 часа в сутки, но не все из-за клубных вечеринок. 😉

  • Sergey Volkov

    Подкаст великолепный получился. И профессионал индустрии, и интересный рассказчик, и про опыт переезда в Европу и Америку. Спасибо Максиму и ведущим!

    Мне кажется у Максима ещё осталось, что рассказать и ему нравится рассказывать, зовите его ещё раз 🙂 И вообще всех лучших спикеров таких как Дыбовский, Орловский, Кислый зовите повторно, у людей инфорации явно больше, чем на 1,5 часа

  • Яр Абрам

    вопрос максиму, но поводу тестовых заданий при приеме на работу,
    в россии, при приеме на работ принято давать тестовые задания.
    обычно этим занимаются ичары, и как потом я узнаю часто даже не показывают эти работы лидам.
    как этот вопрос устроен в остальном мире?

  • Beton

    Спасибо за подкаст, наконец-то про нашу многострадальную профессию. Больше подкастов на темы в которых ведущие не шарят. очень весело, Уиии!

  • Гена Воробьев

    С чего ты взял, что Дыбовский решил быть руководителем?

  • Rebecca

    Вопрос не очень корректный. Не обязан. Вообще любой профессионал сам решает в чём он будет развиваться и какие навыки ещё качать и нравится (хочется) ли ему рисовать те же текстуры.

    Другое дело спросить предъявляют ли работодатели требования к моделлеру по рисованию текстур. Да предъявляют. Моделинг-развёртка-текстурирование идут в одной связке требованиях к профессии. И шансы моделлера повышаются в разы, если он ещё и текстурит. В десятки если он круто текстурит. А если он ещё ригит и анимирует — так ваще)) Хотя аниматор это совсем другая вполне полноценная и отдельная профессия.

    Вообще я когда только начинала моделить мне было само собой разумеющимся, что мои модели должны выглядеть законченными, в текстурах. Поэтому параллельно учила и текстуринг. Тогда я не знала, что это разные профессии, мне просто хотелось видеть мою модель законченной.

  • Roman Galashov

    Отличный подкаст, спасибо! Макс — молодец!

  • Юра

    у меня есть вопрос,который к сожалению не задали,как вы относитесь к cinema 4d.и к слову,если человек на профессиональном высоком уровне владдет данной программой,его могу взять в валв или близард и т.д.?а то просто все «3д макс,3д макс»…,

  • Ivan Vitoshnev

    Блин вот я слоупок… а хотел про пайплайн спросить.:(

  • Приятно было слышать вопрос и мнение о Блендере.
    Свои 5 копеек вставлю, если позволите:
    Modo и Blender — в первую очередь интерфейс по типу «все в одном». Это и мощнейшие средства полгонального моделирования, и режим скульптинга (пусть и не такой совершенный, как в Зебре), и тежим текстур пейнтинга, постобработки, анимации, редактор видео.
    Полгода назад с Макса я перешел на Блендер, даже не из-за бесплатности, а из-за функционала, дружественности интерфейса и массы фич. Не скажу за остальных, но я после него в Макс вернуться ну просто не могу, хотя в Максе работал до этого 5 лет. Есть ребята и с овер10-и летним стажем, ненарадующиеся этой софтине.

  • Ivan Vitoshnev

    Я новичок в 3д. Начинал с Maya где то чуть больше полугода назад, освоил полигональное моделирование, но после того как поработал в браше решил освоить его полностью. Возможно ли построить пайплайн на 2х-3х пр.пакетах (например браш, топоган, фотошоп)?

  • Valentin Gritsenko

    Очень классный подкаст.
    Большое спасибо!

  • Osman

    Спасибо за подкаст, очень интересный.

  • Osman

    Да, без этого сейчас никак. Как минимум Zbrush+Maya. Ретопологию можно делать в браше, но там она не очень удобно реализована. В последней майе, к слову, неплохие инструменты ретопологии.

  • Ivan Vitoshnev

    я в топогане делаю в майе иногда топологию редактирую(очень редко), а так брашем все делаю даже с самого лоу реза. Текстурю в Мари иногда в браше.

  • Тимур

    Лучший комментарий, выражает все то, что я думаю, когда Климов в очередной раз начинает не с кикстартера, а про новости Майдана.