67. Мария Кочакова о сценариях в играх

Мария Кочакова, сценарист Skyforge из Allods Team (Mail.ru) рассказывает нам о том, как стать сценаристом, о том, что должен уметь сценарист, как ему общаться с остальной командой и почему в отечественных играх такие плохие сюжеты.

Ведущие — Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин.

1. Шестьдесят седьмой подкаст     

Скачать подкаст можно по этой прямой ссылке (88 Мб)

Содержание:

00:00:00 Вступление

Подписаться на подкаст можно по RSS или добавить в iTunes. Полный список подкастов есть на сайте Galyonkin.com.

Подкаст есть и в списке iTunes, его можно найти через приложение «Подкасты» по запросу «galyonkin».

Вопросы будущим гостям и ведущим подкаста можно задавать на этой странице.

Музыка: Michael Chapman — Goodwill Cowboys Ride Again

  • А почему в айтюнсе так долго не появляется? :с

  • У меня уже качается…

  • вася

    Подкаст слушать не буду. Принципиально.

    Плевать я хотел на говно контору под названием mail.ru.

    Может быть Мария очень талантливый и хороший человек, но к сожалению работает она в мерзкой шарашке, пьяные продюсеры которой рекламируют игру разговорами про влагалище, а директора пытаются давить более успешных конкурентнов стуча на них государству.

    И если бы они были единственные. Сколько там еще подобных уродов, в том числе и в самой аллодстим, ужас ведь.

    Я уже не говорю про сами Аллоды, которые могли бы стать нашим всем, а вышли тем чем вышли.

    Mail.ru — это худшее, что сейчас есть в российском геймдеве.

    Извините, просто накипело как-то в последнее время.

  • ichik

    >в Биошоке есть сюжет?
    Ну теперь-то понятно, почему подкаст выложили во время закрытия Олимпиады.

  • Ренат Варитлов

    Забыл упамянуть WarFace 🙂

  • Влад

    Виии… Мария… она такая няшка

  • Ренат Варитлов

    Прослушал первые 6 минут. Очень интересно!

  • RomanDK

    Подкаст о сценариях в играх, а не про «говно контору mail.ru».
    Странные у вас принципы.

  • Артём Князев

    А чем Сергей Климов занимается? Хотя из подкаста наверное узнаю.

  • Afinin

    Можно в двух словах, какие сценарии написала Мария Кочакова, чтобы рассказывать нам о том, как стать сценаристом, о том, что должен уметь сценарист, как ему общаться с остальной командой и почему в отечественных играх такие плохие сюжеты?

  • Пётр Поросятов

    >>сценарист Skyforge из Allods Team (Mail.ru) рассказывает нам о том
    >>почему в отечественных играх такие плохие сюжеты.

    Нутыпонел.

  • Пётр Поросятов

    О! О! Хочу разговоры про влагалище! Дай!

  • Пётр Поросятов

    У меня справа предлагает:
    >>6. Лариса Нуретдинова о сюжетах в играх и тяжелой женской доле

  • Дмитрий Ткаченко

    Сергей, Михаил и Мария! 🙂 назовите тройку игр с лучшим сценарием, на ваш вкус. просто любые разговоры о сюжетах должны чем-то подкрепляться. Некоторые представители «игрожура»тоже рассказывают за сюжеты и нарратив, а потом хвалят сценарии трансформеров и хеви рейн 🙂
    п.с. Мария, поиграйте в Brothers — A Tale of Two Sons — уникальный опыт с точки зрения взаимодействия сюжета и геймплея. Сергея не слушайте — он игру не прошел, ограничившись лишь ознакомлением с интересной геймпейной механикой 😀 а финал — квинтэссенция этого взаимодействия. игра одного порядка с Jorney.

  • Пётр Поросятов

    Надо не только назвать, а аргументировать.

  • lollipuss

    >>пьяные продюсеры которой рекламируют игру разговорами про влагалище
    Че меилру и таким прославился?

  • Да, у нас гендерное неравенство. Про сюжеты говорят одни женщины

  • Самое важно в подкасте: Галёнкин — брони.

  • Пётр Поросятов

    Да я скорее к тому, что я знаю кто такая Лариса. Кто такая Мария понятия не имею, а если заголовки читать, то… Я не знаю, что я несу короче.

    Всё равно пока не послушаю ничего умного написать не могу, только с бабками в подъезде обсуждать причёску «раненый командир».

  • Пётр Поросятов

    Do not want!

  • John Doe

    Не троньте Поттера! После него я стал книги читать!

  • Дмитрий Ткаченко

    не особо. это называется вкусы, а о них не спорят.
    или ты веришь в математическое обоснование условного идеального сценария? это от лукавого 🙂

  • Alexander Grekalov

    Второй выпуск, который дропается после первых 15 минут. Гости показывают себя непрофессионалами, слушать и принимать их мнение во внимание совсем не хочется.

  • John Doe

    Первые две игры на PSOne по Гарри Поттеру офигительные. Цветные бобы, цветные бобы!!!

  • Пётр Поросятов

    Я бы сказал что я после него перестал, но я его не читал в первую очередь, потому до сих пор читаю больше чем фильмов смотрю.

  • Пётр Поросятов

    Флипендо!

  • Хант

    Не качается.

  • Пётр Поросятов

    Не люблю непрофессионалов! Готовится надо к интервью со звездой! Римейки им тут…

  • Недели 2-3 назад на хабре была статья от геймдизайнера этого же скайфорджа где подобным образом размазывали сопли по кулаку, делая вид что очередная говноммо от мылору это нечто достойное внимания. Именно по этому даже как то стремно врубать подкаст, чую там тоже околореклама, завуалированная под изысканные беседы о геймдеве.

  • Пётр Поросятов

    Если ты даже для себя не можешь определить почему тебе нравится то или иное, то твое мнение как бог — его нет. Я могу тебе объяснить почему мне нравится сюжет РФ:Армагеддон, который больше никто не любит, например.

  • Дмитрий Ткаченко

    формула проверки крутости вселенной фильмакниги, в контексте успешности игр по ним, достаточно легко подвергается сомнению. всегда есть факторы, вроде аудитории — ей могут быть не интересны игры, заинтересованности автора (лучший пример — геймс воркшоп и вархаммер), финансирования, вопросов правообладания и так далее.

  • Сценарий в ммо от аллодс тим. Самому то не смешно?

  • вася

    В ютюбе — пьяный продюсер archeage

  • Дмитрий Ткаченко

    важный момент — объяснить для себя. это абсолютно личностные заморочки, ничего общего с объективностью не имеющие, следовательно — они бесполезны в споре.
    мне хватает простого понимания — Антону нравятся трансформеры, Петру — редфекшен, Василию — фф7.
    мне не интересно, почему Петр и Антон так увлечены какой-то ссаниной 🙂 зато вкусы Василия от моих недалеки.

  • Семен Семеныч

    хароший девушка, интересный.

    вот только я был уверен, что в подкаст приглашают уже состоявшихся людей из геймдева, с известными референсами. а тут, мало того что проекты из портфолио почти все навернулись, так еще и работодатель кипрский, офшорный… у нас к нему много вопросов.

  • Sergey Shpadyrev

    В подкаст про сценарий в играх надо было пригласить Джона Кармака. Он бы вам рассказал)

  • Там про мейлру исчезающе мало.
    Но сам разговор достаточно общий, да и вообще, больше Сергей говорит.

  • B1oodmage

    Начал слушать только ради того, чтобы узнать, за какие это заслуги с этой Марией записали подкаст.

  • Пётр Поросятов

    Хотел пояснить по хардкору, но по-скольку ты сам заявляешь что чужие вкусы теребят твои религиозные чувства стёр всё. Без толку объяснять.

    Василий кроме очередной финалки любит ещё ДК на мобиле, а антону нравятся fallout 2. Удачи с твоими вкусами. (И кстати трансформеры это просто омегакрутые игры, FYI)

  • Дмитрий Ткаченко

    это не менее интересная ситуация. значит мнение Антона не игнорируется полностью, но вызывает настороженность. Петр же пишет про всякое говно, вроде рф и трансформеров (игры). тут пока и настораживаться нечего. впрочем, это не значит что Петр ни черта не понимает, просто наши вкусы разительно отличаются и в обсуждении сюжетов с таким человеком смысла нет.

  • Дмитрий Ткаченко

    и показал))

  • Дмитрий Ткаченко

    еще и приложил бы(отдельный тхт файл к подкасту)

  • Пётр Поросятов

    Не играл игра говно!1111

  • Запись этого подкаста я проспал, вы уж извините. Неделя непростая была.

  • Дмитрий Ткаченко

    начинал и бросил это говно !!11

  • Пётр Поросятов

    Как ты мог начать? Украл с торрентов?

  • lollipuss

    Хорошие были времена когда они мужики делали игры для других. Пошел в ридми файл, прочитал «THE STORY SO FAR» и понеслось.
    http://www.classicdoom.com/doominfo.htm
    Не то что сейчас сопли сплошные, кинцо и никакого хардкора.

  • Пётр Поросятов

    Он говорил про шутеры, а не про игры конкретно. И вот к шутерам его подход хорошо идёт.

  • RomanDK

    Ты подкаст вообще слушал?

  • John Doe

    Всем сценаристам нужно пройти хотя бы Dreamfall и Silent Hill 2.

  • Не крутости, а продуманности 🙂

    У вахи пафоса много, но мир за пределами боев не продуман вообще. Не нужно было 🙂

  • А первый какой?

  • Пётр Поросятов

    Первый longest jorney тухловат кстати, не знаю как второй. Стоит героиня посреди толпы людей и вслух орёт «я не могу этого сделать».

  • Masha Kochakova

    Обязательно поиграю! она у меня в списке мастплей :З

    А игры с лучшим сценарием (из того, что я играла): Portal, Journey, Papers, Please )))

  • Пётр Поросятов

    In a grimdark future there is ONLY war!

  • Alexander Grekalov

    С гайдзинами.

  • вася

    А Климов в Сочи за шведов что-ли поехал болеть? Лол, неудачник 🙂

  • Пётр Поросятов

    Я угадал.

  • John Doe

    Первая грешит парой нелогичных моментов и небольшой по насыщенности историей. Сложно назвать вторую лучшей. История-то, в принципе, одна.

  • Masha Kochakova

    Portal — вызвал самые сильные эмоции (рыдала от восторга в буквальном смысле)
    Journey — игра с глубокой историей без слов
    Papers, please — моральные дилеммы, что надо, способ донесения свежий и необычный.

  • Пётр Поросятов

    Это скорее проблема всех квестов с ленивыми разработчиками. Даже S&M, когда тупиковые ветки может озвучивать напарник, всё равно главный персонаж будет стоять в людном месте и орать вслух сам с собой.

  • Masha Kochakova

    пара социалочек, одна мобилочка, полторы ммошечки. А рассказываю я об этом, потому что мне не все равно ))

  • John Doe

    Единственная проблема квеста, как жанра — то, что все они (по повествованию) прямые, как палки. Больше у квестов нет проблем.

  • Пётр Поросятов

    То что орки грибы, кстати, охренительно, и если выкинуть всю шелуху, то там очень крутой мир.

  • John Doe

    Пойду и переслушаю подкаст с Дыбовским. Особенно хорошо пойдёт, после конференции с Кеном Левином http://www.youtube.com/watch?v=Efv9Mgwk8SU&list=FLFtQ2CuUKnbtk0bnlFo0-OQ&index=56

  • Пётр Поросятов

    Ну да, стоять в комнате полной людей и орать вслух — совершенно нормальное явление. Попробуй так в магазине сделать.

  • Sergey Morozov

    и графон!

  • B1oodmage

    Кинул ссылку на лексиканум, коммент куда-то пропал 🙁

  • m0NKey bR4in

    А в Warhammer Fantasy Battles орки тоже грибы?

  • Гость

    Подкаст о том, что у нас сейчас не умеют писать. Спасибо!

  • John Doe

    Yes, sir!

  • Эстебан Кусков

    «Шаранавты. Герои космоса»… вот, что нужно запрещать!

  • vowen

    Я считаю, что обязательно нужно экспериментально выяснить, сколько раз нужно сказать «кикстартер», чтобы призвать Климова!

  • Эстебан Кусков

    Три раза перед зеркалом

  • meat in boots

    wat

  • GR

    «Papers, please»
    ok guys, we are done here.

  • Пётр Поросятов

    Эм. А может всё же аргументы, а не эмоции?

    Про вторую и третью много читал, но играл только в первую, потому остановлюсь на ней, тем более из списка она совершенно выбивается:

    Я вообще не помню что бы там был какой-то серьёзный сценарий. Это просто набор головоломок, скупо связанный глупым сюжетом с несмешными шутками. Основой там был всё же игровой процесс, и, тогда ещё не потерянный, фирменный дизайн уровней от вальв.

    Потому собственно второй портал и получился таким убогим — всё внимание сконцентрировали на убожественных шутках и неперсонажах, при этом потеряв полностью игровой процесс, а дизайн уровней заменили на невидимые стены.

    Так что как игра портал конечно крутой, но весь сценарий там:
    — игрок проснулся;
    — игрок решает задачки;
    — игрок увидел закулисье;
    — игрок попал в закулисье;
    — игрок победил.

    Сильные эмоции может вызвать и смешной котик, если напомнит о любимом питомце детства.

  • GR

    Mail.ru относить к непосредственно к геймдеву, для меня примерно так же как и сказать «ЕА делает новую игру»
    а так да, контора конечно шлаковая. я пидорасов за wakfu никогда не прощу.

  • вася

    Внезапно. Все реплики глэдос это тоже сюжет.

  • Masha Kochakova

    Для меня эмоции — это главный аргумент ))) Истории затем и делаются, чтобы вызвать эмоции.

    А в Портал есть сюжет, и он потрясный. Если вы его не видите, это не проблема Портал. Насчет шуток — тоже вкус и цвет. Я смеялась ))

  • Пётр Поросятов

    Мы здесь про сценарий, если что. И реплики это не сюжет, это реплики. Сюжет это: в заброшенной подземной лаборатории, захваченной сломанным компьютером, из стазиса пробуждается подопытная челл, которая, проходя испытания, обнаруживает способ убежать и сломать компьютер. Конец.

  • Пётр Поросятов

    http://img.pandawhale.com/60355-Mary-Poppins-claps-gif-7MLU.gif

    Пожалуй брошу всё и прямо сейчас послушаю, не в силах сдержать предвкушения, что в интернете кто-то настолько не прав.

  • Семен Семеныч

    вот кого можно слушать вечно на любые темы 🙂

  • Пётр Поросятов

    >> Fantasy

    Можно не продолжать.

  • Пётр Поросятов

    У меня её видно.

  • Пётр Поросятов

    Послаще владимирского централа заливает!

  • Влад

    А Галенкина, конечно, мнение насчет сюжетов… крхм… нетрадиционное.

    По-моему, главный показатель того, насколько удался мир — это фанфики. Пони, Гарри Поттер, Властелин Колец, Ваха — по всему этому столько фанфиков, что аж страшно становится.

  • B1oodmage

    Ну так ты известный хаосит этого блога)

  • вася

    А реплики Гейб что ли по твоему писал тогда все? Сюжет это просто костяк работы сценариста. Диалоги, постановка сцен — уже само наполнение. Это как сказать что battlefield говеный шутер потому что там просто целишься и стреляешь.

  • Masha Kochakova

    кстати присоединюсь. для меня показателем успеха собственного произведения было бы именно наличие фанфикшнов и косплея :З

  • Пётр Поросятов

    А связь между миром и сюжетом?

  • Семен Семеныч

    люто плюсую за Journey. простая история, а подана так что запоминается на годы.

  • Пётр Поросятов

    Я не хаосит, я за ультве, орков или некронов. Не могу определится. Ну ок есть немножко.

  • Пётр Поросятов

    Повествование — не сценарий.

  • вася

    Вот ты пристал. Лучшая работа сценариста это та, которая незаметна. Так же как и любая другая профессия. Если нет крутых поворотов как в затяжных сериалах, это не значит что сценарист баклуши бил.

  • Семен Семеныч

    помоему, он чисто дастмен

  • Пётр Поросятов

    Это всё разные вещи, это как говорить что миллиметры это то же самое что дециметры, так как и то и другое — длинна. Реплики относятся к повествованию. Сюжет же может существовать и без всяких реплик. Твои аналогии такие же меткие как вазелин-абстракционизм.

  • Леонид Таркин

    а тем временем в дискасе убрали минусы(

  • Семен Семеныч

    скорбим

  • Пётр Поросятов
  • Пётр Поросятов

    Просто сценарий — довольно конкретная вещь, объясняющее своё значение уже через этимологию. А мир — это мир. В WH40K нет сценария, но мир же есть.

  • вася

    Дальше можешь не продолжать. Уже ушел в бред.

  • У меня видны до сих пор

  • Семен Семеныч

    Хрю, я думаю топикстартер имел в виду и то, и другое, раз сам упомянул Путешествие.

  • Мир != сюжет

  • Семен Семеныч

    пусть продолжает. Хрю иногда выдает хорошие мысли и их нетрудно отыскать по плюсикам 🙂

  • Семен Семеныч

    или даже скорее дабус. что говорит непонятно, но долбит настойчиво 🙂

  • Пётр Поросятов

    Кто такой, чем знаменит?

  • Пётр Поросятов

    Если ты под «топикстартером» имеешь ввиду «Дмитрий Ткаченко», то он сам ни малейшего понятия не имеет, что он имеет ввиду.

  • Гость

    мир там все же есть

  • вася

    Жалоба на отсутствие сюжета в полуторачасовом фильме или игре где времени для сценария зачастую уделяется столько же времени это не хорошая мысль, а шаблонное и поднадоевшее нытье которое уже обсуждалось по тысячи раз всем кому не лень. Просто индивидуму в силу мании величия кажется что он должен раскрыть нам слепцам жестокую правду.

  • Lost Illusion

    Суть же ещё и в опыте, любой опыт ценен. Другой взгляд на проблему например. Откуда такие узколобы берутся. Кого считать профессионалом тоже вопрос, и они не являются истинной в последней инстанции. В общем и целом, мне вас жаль.
    А за подкаст спасибо, как и всегда.

  • B1oodmage

    Дослушал. Понял высший смысл 67-го выпуска; Мария может писать в резюме/говорить на собеседованиях:
    «Была на подкасте Галенкина, это где там еще Орловский, Дыбовский, Гайдзины, Кислый и прочие наши ребята.»
    Ну по крайней мере хоть кто-то выиграл с этого выпуска подкаста.

  • Пётр Поросятов

    Открой грёбанный толковый словарь.

  • Пётр Поросятов

    Ты несёшь полную херню. Сюжет, повествование, сценарий и мир — совершенно разные вещи. Прекрати измерять расстояние в литрах.

  • Семен Семеныч

    в дримфоле есть немного граблей, к сожалению, на эталон не потянет. а вот левиновскую SS2 я бы поставил рядом со вторым сайлентом. там тоже куча классных маленьких историй, которые в итоге запоминаются сильнее сюжетного твиста.

  • йцукен

    Со звуковиком из варгейминга. Помню тот еще треш был.

  • Alexander Grekalov

    Ценен конечно же. Но если поставить перед выбором — час потенциального перенятия опыта непро или час потенциального перенятия опыта про, что разумнее выбрать?

  • Пётр Поросятов

    Зависит от целей.

  • вася

    Я могу написать что несешь херню ты. Но ты у нас тут редкостный самолюбивый мудак, так что предлагаю обоим заткнутся.

  • Сергей

    жаль в подкасте нельзя скипнуть диалоги гостя

  • У меня для вас Дарк Соулс.

  • Пётр Поросятов

    Я предлагаю посмотреть трио из бельвиля, где есть сюжет, но нету диалогов. А ещё можешь открыть толковый словарь.

  • Пётр Поросятов

    Но это потому что там нет сюжета, именно что вместо этого там один мир. И всё повествование заточено на мир, а не отсутствие сюжета.

  • Семен Семеныч

    дядя Сережа, было бы очень здорово если бы ты написал про самые самые истории в играх на своей вкус. чисто эмоции, без сценарных технологий. или если не интересно, то вбрось хотя бы обсуждение темы 🙂

  • Пётр Поросятов

    Сейчас напишут, что это потому что мы все сексисты!

  • Там есть и общий сюжет «Мальчик любит девочку», точней «Проклятый мальчик пытается снять проклятие», плюс куча сюжетных арок. Но эти арки построены так, что ты их скорей пропустишь, чем примешь в них участие, потому что они часть мира, который живет практически не обращая на тебя внимания.

  • Пётр Поросятов

    Ну вот видишь. Сюжет там есть — проклятый хочет спастись из ада и либо продолжит ордер порядка, либо станет сатаной. От того что он маленький — это не значит что его нет.

  • Пётр Поросятов

    Хуже всего это звук кастрюль в микрофоне.

  • вася

    Плохой Галенкин, ай яй яй. Некрасиво звать в подкаст молодых разработчиков и ДОВИТЬ на них спорами. Некрасиво.

  • Я зануда, но в играх все так себе с историями. Потому что игры обычно не про историю, а про действие 🙂

    Хороши кино-игры, тот же The Last of Us. Но, положа руку на сердце, он по сюжету где-то на уровне хорошего сериала, не прорыв.

    Мне нравятся игры, которые дают игроку так сказать фреймворк для своих историй. Это не только DayZ или Minecraft, но и GTA, Batlefield, FTL. Где есть набор элементов, комбинации которых приводят к разным эмоциям. По отдельности сценарист каждую из них не планировал, но элементы он продумал и расставил грамотно, чтобы эмоции у игрока все-таки были. А какие — уже не так важно.

  • Пётр Поросятов
  • Ты еще не в курсе, что было в прошлом подкасте, котрый не вышел 🙂

  • вася

    Звать нужно опытных и взрослых и спорить с ними.

  • Пётр Поросятов

    Это современные игры ни про то, ни про сё. Историю в играх надо подавать действием, так же как в книгах подают текстом, а в кино постановкой сцен. Вот когда люди перестанут пихать свои катсцены, тонны текста и вести игрока за руку, тогда и истории заблистают.

  • Пётр Поросятов

    Премиум контент? Почём?

  • Пётр Поросятов

    Не поможет. Дыбовский взрослый и опытный, но спорить с ним нельзя. Надо тех кто умеет спорить.

  • Так мы сейчас о том «Мир != сюжет» и о том, что можно так сделать, когда мир вполне себе сможет стать сюжетом, пш-то в ДС, например, интересно то, что происходит вокруг, а проклятие дает условную точку для game over.

    Впрочем, об этом тоже говорили в подкасте — там про то, что в ммо нужно придумать не сюжет, а мир, и пусть игрок там сам себя развлекает.

  • Synap5e

    Может это вызывает мало доверия, но почему с потока информации нельзя делать для себя нужные выводы. Какая разница где работет человек (в которого опыт >0 чем в преимущественной части аудитории)? Проект/контора не всегда определяет знания и умения.
    Искренне благодарен Маше за беседу.

  • вася

    Я написал «опытных».

  • Пётр Поросятов

    Нет не может. Дело в том, что мир статичен в каждый отдельный момент времени. Сюжет же это вектор. В серии душ просто очень плохой сюжет, но он там и не нужен, потому что повествование заточено на мир. Картина написанная крупными мазками или ребёнком по-прежнему картина.

  • Saru Wakaranai

    Экспериментально минусанул. «Минусы всё ещё считаются, но не отображаются». ……Нафига?

  • Пётр Поросятов

    Ну мало ли какой опыт, у кого-то с веществами опыт, у кого-то с мальчиками. Уточнил бы сразу — я бы не пристал.

  • Пётр Поросятов

    И, да, в каком фильме всё хорошо с историей?

  • Пётр Поросятов
  • In Brugges, District 9, Gravity. Во всех трех синопсис очень простой, но реализация (выбор выразительных инструментов, темп развития, структура) превосходная

  • Пётр Поросятов

    Так ведь сам говоришь, что история там ниочём. В том и дело, что решает повествование, и тупейшие дырявые сюжеты с хорошим повествованием — великолепны. Взять те же фильмы Ноланов. В играх повествовательный язык — взаимодействие с игроком, именно поэтому все эти фильмецы за две триста плохие.

  • Леонид Таркин

    решили сделать все ванильно, как в социалочках, где дизлайков нет. Следующим шагом наверное поней добавят…

  • Дмитрий Ткаченко

    мир вахи — расписной 🙂 здесь вообще дискутировать не о чем %) эх, делай её близы…

  • В дашборде все еще видны.

  • Ну ок, остановимся на «повествование заточено на мир».
    Хотя на мой вкус это все еще тот случай, когда мир заменяет сюжет.

  • Дмитрий Ткаченко

    внезапно: купил в стимаче. глупость совершил — согласен.

  • Дмитрий Ткаченко

    приятно слышать) PP держу на примете, Jorney — игра жизни 🙂
    portal — «не играл, игра — г…»)) но это уже мои личные тараканы и разборки с велв %)

  • Пётр Поросятов

    Потому что мы про игру говорим, а не кино. Игра может выжить и без сюжета, если повествование хорошо подаёт мир.

  • Дмитрий Ткаченко

    ) сейчас такое уже не сработает. увы. но был времена — это да! 🙂

  • Пётр Поросятов

    Получилось бы говно, как и всё, что от близзард. Спойлер: близард всё что делают украли из вах.

  • Пётр Поросятов

    Вот прямо пошёл и за полторы тысячи купил?

  • Самый хороший

    Фууу женщина, фуу . пускай борщ варит

  • Пётр Поросятов

    Только не говори, что не играл в psychonauts.

  • John Doe

    Всё это дело вкуса. Мне просто сказка ближе im-sim.

  • Семен Семеныч

    ну как-то так, но вот ты любишь писать по итогам года самые моменты, что запомнилось. бывает так что запомнилась история. не сюжетный твист, который обычно именно фон (за редким исключением, вроде инфинита), но именно сайд-стори, которую хорошо подали.

    примеры: тут называли Сайлент Хилл 2 (история про девочку с ножиком), Систем Шок 2 (ну хотя бы истории пары ученных внутри анелидской тушки), в Обливионе (деревня Хакдерт почти по Лавкрафту).

    я понимаю, что с каждым годом таких зацепок все меньше, но они еще есть. в баннер саге, например.

  • Dmitry

    Спасибо Марии!
    А по случаю подкаста о сценариях можно вспомнить серию постов Д. Гейдера (который Dragon Age) на Tumblr:
    http://dgaider.tumblr.com/nardesignseries
    Может быть познавательно:)

  • Машу звал не я, но я считаю, что шанс высказаться надо давать не только тем, кто в индустрии уже очень давно. Иначе будет вестник старперов из подкаста.

  • Семен Семеныч

    считаются — для сортировки сообщений, не отображаются — чтобы загнобленных не было 🙂

  • Пётр Поросятов

    Ну «я так щитаю» потому что «а мне так нравится» — тоже не самое интересное. Когда человек способен найти хорошее в чём-то ужасном это интереснее, чем слушать безаргументированное мнение. То есть если человек приходит не опытом делится, то хотя бы донесёт свою точку зрения, позволив взглянуть на что-то со стороны.

  • Дмитрий Ткаченко

    я как бы при деле и в курсе : )
    сделай близы ваху — никто бы рот на нее открыть не смел. мне этого достаточно.

  • Пётр Поросятов

    Потому что котик покарает?

  • Дмитрий Ткаченко

    как мило, теперь мало быть «не пиратом» — теперь архи важно покупать все в первый день за фулпрайс! да ты слился (с). ты жалок.
    п.с. чтобы не было лишних домыслов и вопросов:
    я купил «в стимаче по скидону» игру, мимо которой прошел бы в других обстоятельствах. игра не понравилась, но моя копейка все равно пошла разработчикам — все по честному.

  • Пётр Поросятов

    На трансформеров не бывает скидок.

  • Дмитрий Ткаченко

    кто их знает. любой продукт от близов тут же заставляет всех пасть ниц и вскидывать руки к небу 🙂

  • Семен Семеныч

    даешь роботов-единорогов и ‘Always’ by Erasure на фоне

  • Дмитрий Ткаченко

    я говорил об рф.
    трансформеры — ну это так. только через плеча друга — фанбоя.

  • Пётр Поросятов

    2 часа назад

    Не играл игра говно!1111

  • Дмитрий Ткаченко

    только трансы!
    и да, в этом лозунге есть не малая доля справедливости. если игра не заинтересовала на этапе её продвижения — это её пробелмы, а не покупателя.
    п.с. более того, мы тут обсуждаем какое-то би-говно. пора завязывать делать это на серьезных щщах.
    ГОВНО!!

  • Пётр Поросятов

    Чуу-чуу.

  • Семен Семеныч

    я понял, была драка. из-за этого Климов сделал вид, что проспал этот подкаст, а в гости пригласили хрупкую девушку, чтоб уж точно без мордобоя 🙂

  • Пётр Поросятов

    Чтоб не сильно побила, а до лица даже не допрыгнула.

  • Семен Семеныч

    Дыбовский опытный. и умный. и супер-интересный. но будем честными, он НЕ взрослый 🙂

  • Пётр Поросятов

    Понимаешь, спорить с ним нельзя, если ты его друг, как Климов, он будет сдаваться и поддаваться, если ты не друг — он обидится и убежит.

  • Popper

    Downvotes are still counted but will no longer display the total number of votes. This action will still be denoted by the voting arrow turning red.

  • Семен Семеныч

    хер знает как тебе объяснить, в вахе аналога нет. они долбят стены и общаются никому не понятными образами. и да, это слуги Леди Боли. нутыпонел.

  • Пётр Поросятов

    А куда их засчитывают?

  • Пётр Поросятов

    Ну попробуй кинуть вики-ссылку.

  • Пётр Поросятов

    Из этого подкаста я узнал, что сценарии в играх такие плохие, потому что сценаристы пишут мир и диалоги, вместо сценария. Мир писать и диалоги должны отдельные люди.

    Сюжеты без мира спокойно могут жить, если это одиночные сфокусированные произведения — долларовая трилогия рисует мир ну очень крупными мазками, а сюжеты там хорошие. А вот если планируется сериал, то тогда мир надо продумывать обязательно и заранее, чтобы избежать ретконов или сделки человека-паука с дьяволом.

  • Dmitrij Bugajev

    А можете перечислить книги по написанию сценария, которые упоминались в подкасте? «Спроси кота» загуглить не удалось, ещё какое-то английское название упоминалось — не разобрал на слух.

  • Ivan Barkar

    да все равно, она так мило картавит, что я все прослушал 🙁 Придется еще раз

  • Спаси кота 🙂 Save the Cat

  • В сортировку, если выбрана сортировка по популярности

  • Пётр Поросятов

    Главное что совсем слегка и на краю слышимости.

  • KenTWOu

    Valve ты по этой же причине не любишь? 🙂

  • Дмитрий Ткаченко

    поддерживаю. дс важный образчик нетрадиционного обращения с сюжетом. лор дс необычной детализирован и велик, но при этом можно пройти абсолютно мимо всего.

  • LiuWong
  • Dmitrij Bugajev

    Теперь нашёл, спасибо.)

  • Oleg Pridiuk

    Помним Танат, он же на Юнити!

  • Lost Illusion

    Разумен любой опыт. Но исходя из вашего комментария ваш посыл был другим. И стоило написать именно об этом. Ну и 15 минут..

  • Guest

    а что с wakfu? расскажите в двух словах?

  • Igor Mosyagin

    Весь этот блог потерял смысл.
    А ещё дискус задолбал постоянно спрашивать у меня емейл при попытке залогинится. И постоянно его не принимать, сука!

  • Guest

    Final boss

  • Masha Kochakova

    отличные посты, да!

  • Masha Kochakova

    Роберт Макки «История на миллион долларов»
    Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим»
    Александр Митта «Кино между адом и раем»
    Кристофер Воглер «Путь писателя»
    Джон Труби «Анатомия истории»

  • KH

    В свете новых событий в государстве Украина, ваш блог считается хорошим СМИ или рупором российской пропаганды(который нужно запретить). Сходили бы к цензорам от новой власти спросили-бы. Жаль будет если закроют.

  • Alexey Kiyashko

    Я извиняюсь, может прослушал, но кто-нибудь может пояснить что такое ЛОР сценариста, о котором говорилось в подкасте.

  • Masha Kochakova

    lore — совокупность знаний о мире игры. История там, биографии персонажей и все такое.

  • B1oodmage

    Тогда вот вопрос (и Климову с Кузьминым заодно):
    в чем тогда цели и задачи подкаста сейчас?

    Ведь за полтора года вещания виден недюжинный прогресс: начинали с Сальникова и Галанина, а сейчас вышли на уровень Кислого, Дворски и авторов Полигона, впереди вот Крис Тейлор. И у всех гостей подкаста была одна общая черта: результат их работы виден любому, будь то программисты из 4А или знаменитый киберспортивный комментатор.

    И был ли разговор о визионерстве или чисто практических вещах — подкаст носил действительно просветительский характер и своего стремящегося к знаниям слушателя находил.

    То есть заявленная задача просвещения людей, стремящихся в индустрию, людей уже в индустрии, людей, вообще не относящихся к индустрии выполнялась на 120%, и был виден прогресс.

    Но зачем при таких целях звать подобную молодую поросль? Ведь по сути весь подкаст говорит собственно сам Сергей (creative и знаменитый блогер,да), и нет даже конфликта, альтернативных точек зрения, солидарность в мысли «у нас все плохо». Поэтому повторюсь: в чем тогда цели и задачи подкаста сейчас, с подобными гостями?

  • B1oodmage

    Тут надо уточнить, что я не питаю негатива к Маше, ее ждут свои вершины и победы. Но я не понимаю позицию ведущих 🙁

  • вася

    ну был, был, фейлом этот подкаст,
    не вешать транспорант же им теперь уже на главную страницу 🙂
    а маше успехов в будущем 🙂

  • Masha Kochakova

    спасиб! и да, для меня подкаст определенно вышел полезным — со стороны очень хорошо слышны свои промахи, и ясно, над чем работать, чтобы другие подкасты были лучше.

  • Alexey Kiyashko

    Спасибо, принято к сведению.

  • Dmitry Konstantinov

    Вопрос про тестовые задания для игры Галёнкина — а вы где сценаристов спрашивали? Объявляли открытый конкурс, в твиттере вопрошали или на заборе нацарапали? Может, не там искали? Как в том анекдоте: не могу найти композитора найти для новой оперы. Все ночные клубы объявлениями оклеил — и ничего приличного.

  • Arhangel Serafimovichev

    Так оставайся же в неведении!

  • Dmitry Konstantinov

    К вопросу про Lost. Очень жаль, что это жутчайшее сценарное говно стало образцом для многих сценаристов.

  • Hohenheim

    Он там что-то об играх конкретное пишет? По-моему его блог это сосредоточение нытья на тему ЛГБТ в его играх, и какие-то отписки про вырезанный контент.
    Во всяком случае я по переводам оттуда сужу.

  • Ivan Ohotin

    Михаил наверно про «Боишься ли ты темноты» вспомнил, в 90-х по ТНТ шел 🙂

  • luayan

    О каком непрофессионализме речь?

  • Гость

    Мария очень много всего организует, «болеет душой» за сценарии в играх, рассказывает всем как надо, как должно быть и «знает себе цену».

    При этом за спиной у неё пара говнопроектов и… да и все.

    Типичный пустобрех, нихера не умеет, кроме как поднять волну и сгенерить хайп вокруг себя. Но в индустрии таких пустышек (до сих пор) орды. Лучше бы настоящего специалиста нашли для подкаста 🙁

  • luayan

    А что?

  • Когда мы звали Машу неделю назад, лично я планировал пораспрашивать её про #GamesNightSPB — встречу про сценарии в играх, которую Маша организовала и прекрасно провела, и на которой выступали замечательные гости. Это уже не первое мероприятие, которое Маша проводит, и в этой области она большой молодец.

    В подкаст мы приглашаем людей, которые уже выпустили проект(ы), на основании которого(ых) можно сказать: да, умеет, да, может дать советы, так как советы имеют обоснование личным примером. Обязательная часть требований — данные проекты должны быть уже выпущены, то есть разработчик «Эйзенвальда» должен дождаться релиза, просто выйти в Early Access — недостаточно.

    На мой взгляд, такая политика делает подкаст ценным для индустрии за счёт трёх вещей:

    1. Доступ к людям, время которых обычно очень ценно, и в обычной жизни большинство из нас вряд ли сможет с ними «сходить на ланч» (Кислый, Орловский, Дыбовский).

    2. Возможность услышать людей, которые на публике обычно не говорят про свою философию, а тут готовы поделиться «правилами работы» (Клаповский, Юдинцевы, Дворски).

    3. Шанс познакомиться с людьми, у которых есть существенные проф. достижения, но которых из-за их непубличности многие из нас ранее не знали (Козиенко, Прохоров, Ионес).

    Из последних предложений, которые мы обсуждали — создатели прибыльной игры с 3М установок из города, где не было геймдева вообще, и которые к этому шли несколько лет и работали с инвестором не из индустрии — LingPlay (есть успех, есть преодолённые трудности и опыт представляет ценность), «Альтернатива» (после общения с Волковым на #GamesJamKanobu — интересная история, успех, оригинальная теория управления компанией в 90 человек), Дмитрий Морозов из BestWay про игровой диза

  • Здорово, человек из Чебоксар! Вот и я оттуда =)

  • Дмитрий Ткаченко

    во-первых, где хл3?
    во-вторых, мой любимый хл — хл1. а всем на него насрать, ведь есть хл2 и алекс няшка и вообще.

  • KH

    Сергей и Сергей, приглашайте побольше молодых сотрудников из индустрии они молодые, много чего рассказать смогут, для «зубров» много чего банальным кажется и они это не рассказывают.

    Masha Kochakova
    Всё хорошо рассказала, молодец.

    В сценарном деле не хватает своего Д. Кнута, Страуструпа, Банды четырёх и.т.д.
    И системного изложения навыков этого дела.

    http://www.lib.ru/WELLER/teacher.txt Этот рассказ один из лучших материалов по тому как писать рассказы. В сценарном деле дело нужное.

  • Horizon

    Со ссылками на свое любимое порно. 😀

  • Harmanz

    А я не согласен, что нужно приглашать только монстров вроде Орловского, Прохорова и т.п. Польза от подкастов с ними не такая уж большая, даже самый адский профессионал за время подкаста даст не больше полезных советов, чем можно нагуглить за пол часа. Вот был например подкаст, где гость (простите, не помню кто) говорил : при выпуске игры на американском рынке нужно учитывать его особенности. А ты сидишь и думаешь : Ну круто. А как ? Как блин его учитывать? Какие у него особенности?. То есть человек в лучшем случае лишь помог задать себе правильные вопросы. И не-совсем-профессионалы вроде Марии вполне способны сделать то же самое, главное, что Галенкин выбрал тему и позвал человека, который может много сказать о ней, и пусть это не гуру сценариев, главное, что прослушанная беседа даст вам самим пищу для размышлений.

  • luayan

    Комментаторы избаловались звездами. Подход аудитории, которая все-равно ничего не понимает в потребляемом, но в состоянии отличить авторитет от неавторитета (а профессионала от непрофессионала уже не в состоянии).

    Подкаст средний вышел, было лучше, было хуже. Мария нормальный собеседник (хороший, по сравнению с некоторыми собеседниками-табуретками, от которых местная публика писала кипятком, потому что они ей ближе и понятнее).

  • KH

    подход, «пипл схавает» меня всегда умилял. Аудитория, зачастую, мудрее и умнее чем думают авторы пишущие для неё. креаклы такие креаклы.

  • Dmitry Odinov

    Спасибо за подкаст.
    Конечно же ожидал большего, но наверное в «русскоязычной» индустрии действительно нет мэтра, которого можно было бы пригласить для раскрытия данный темы. Я по крайней мере точно такого человека не знаю.

    Поэтому несколько вопросов к Марии:
    1) Пишешь ли ты рассказыистории вне рабочего времени? Если пишешь где их можно почитать. Возможно есть примеры, рассказ — разбор почему так написано и т.д.
    2) Какая книгакурсигра больше всего повлияла на тебя как на сценариста. То есть ты получила какой-то новый опыт, другое видение.. Можно три примера.
    3) На что у тебя больше всего уходит времени? Какой именно труд составляет 50%+ твоего рабочего времени. Как он вообще проходит (ведь сначала черновик, потом это кому-то показывается, переписывается и т.д)? Сколько текста в день ты пишешь?

    К Сергею и Михаилу просьба составлять какие-то вопросы заранее, до подкаста. Потому как все выше перечисленное, хотелось бы услышать именно в аудио формате, а не постфактум тут.

    Заранее спасибо за ответы.

  • luayan

    Простите, что лезу с советами, но.
    Важно, чтобы собеседник умел, хотел и имел что сказать. У вас были подкасты с людьми, которые чего-то добились, но разговаривать с ними не о чем. Или они не хотят, или им просто нечего сказать, не знаю. В результате все интервью выглядело как генератор нейтральных ответов.
    Тут тоже была такая проблема (не очень выраженая, бывало и хуже).

  • KH

    Вот не надо, Имеющий уши да услышит. Из этого подкаста люди узнали что такое лоре, арки и.т.д., и с чем их едят. Это как минимум новые слова для запросов к google search для расширения кругозора.

  • famiak

    Разница, где работает человек, в том, что он диванный аналитик. В отвратительных аллодах отвратительный сюжет. Ровно так же, как в давнишнем подкасте, где человек из Варгейминга что-то рассказывает про отличный звук.

  • Gordei Krasnov

    Особенно когда плоский/банальный сюжет пытаются выдать за нечто глубокомысленное, в противовес подход «ребята, у нас все просто и незатейливо, не забивайте голову ерундой, это игра» выглядит куда честнее и лучше воспринимается

  • Юрий

    Вот всегда вы так. Продукт оказывается скатывался в уныние уже много частей назад, а вы только начали жаловатся.
    А потом все удивляются почему создатели COD, NFS, FF итп ничего не предпринимают 🙂

  • luayan

    Этот подкаст ничотак, согласен.
    Хотя измерять качество подкаста новыми словами — прямо совсем неправильно:)

  • KH

    Какие же это слова- это понятия профессии. по ним можно тонны инфы поднять.

  • Юрий

    Я уже вижу, как (не)люди в Skyforge во главе с их лидером Кровьлесом Навальнским, на фашистских маунтах атакуют и разнюкивают проваславных эльфов!

  • famiak

    блин, так ведь в этом и был их смысл!1

  • famiak

    Не, ну например как фамилия человека, который сценарий к пятым Героям писал?

  • Masha Kochakova

    Там не все так просто. Сценарий писал Сергей Величко, но Ubisoft сильно приложил к нему руку, так что это коллективная работа.

  • Как же не вспомнить нетленку про многострадальный сценарий героев и руку Юбисофта:
    http://burrarum.livejournal.com/14114.html

  • Masha Kochakova

    1. Да пишу, но последнее время все реже. Надо это исправить. Почитать можно вот здесь: lantally.blogspot.ru
    Там два рассказа, 2011 и 2012 года. Остальное по днявочкам раскидано, руки не доходят собрать. Разборов, увы, нет. Но если хочется, можно устроить ))
    2.
    а) Семинар Кристофера Воглера — он там не просто объяснял нам путь героя, но еще говорил о сути работы сценариста, об ответственности, об эмоциях — как их вызывать, как этому учиться.
    б) Книга Джона Труби «Анатомия истории» — структурный подход к созданию сценария сильно прояснил мне те вещи, о которых говорят Макки, Митта и Сегер. Там это все обновлено и максимально приближено к текущей ситуации на рынке.
    в) Интенсив в ScraemSchool по концепт-арту. Я вела там у студентов, объясняя как раз Воглера и Труби — и только на преподавании другим людям до меня по-настоящему дошло, как это работает.
    3. На придумывание и поиск референсов. Записать потом — быстро. Придумать — сложно. Слишком много вариантов, надо отсекать лишние и выбирать лучший. А такие решения непросто даются, постоянно сомневаешься — то ли выбрал и перепроверяешь. И диалоги еще много времени занимают — их вообще можно полишить вечно.

    Вам спасибо! Хорошие вопросы. И да — до мэртов пока далеко, мы все еще только учимся. К пониманию этого я и призывала в подкасте.

  • luayan

    Тушоночный анон нас всех разоблачил.

  • alexey vladimirov

    Общаться с жителями России не буду. Принципиально.

    Плевать я хотел на говноправительсвто РФ.

    Может быть люди в России очень порядочные, добрые и хорошие, но к сожалению живут они в мерзкой стране, жадные правители которой, разворовали всё!
    ..
    ну ты понял

  • Dmitry Odinov

    Спасибо за ответ.
    — Разбор рассказов конечно же хотелось бы увидеть. Потому как прочитав, что-то хорошеевеликое один отметит для себя одну какую-то изюминку, другой другое и т.д. И именно такие разборы позволяют посмотреть на текст с новой стороны.
    — Из перечисленного, к своему стыду, ничего не знаю. Поставлю в список на чтение. Спасибо!
    — Так я и думал. Придумывать всегда сложно. Хотелось бы конечно узнать как вы выбираете лучший, но скорее всего ответ будет опыт =)

    Пойду, пока обед, почитаю ваш блог. ^^
    Еще раз спасибо!

  • Masha Kochakova

    На самом деле есть один совет — как выбрать лучший вариант: фокус. Перед началом работы (или во время — никогда не поздно) надо очень четко сформулировать, что должно быть на выходе, о чем будет история, про что она. У киношников это называется «премисса».

    В дальнейшем, когда возникает спорный момент — вы смотрите, помогает ли решение, соответствует ли оно фокусу, нужна ли эта сцена, чтобы раскрыть идею, или она лишняя, просто для красоты тут. И это всех аспектов игры на самом деле касается — от выбора логотипа до написания конкретных реплик. Когда вы знаете, что сказать, выбрать — как сказать — уже гораздо проще.

  • Masha Kochakova

    я кстати слышала версии, что Ubisoft значительно помог ))) но тут наверное реально наболело от переделок.

  • Dmitry Odinov

    Вот теперь мне хочется побить Сергея и Михаила колотушками. Вот о чем должен был быть подкаст, а не о том, как все плохо! =)

    Еще раз спасибо.

  • Masha Kochakova

    Да не они виноваты))) сценарий-то был мой, а я как-то действительно сосредоточилась на проблемах…

  • B1oodmage

    Очень хорошо, что вы намерены держать марку! Жаль, что без конкретно вас, Сергей, этот выпуск скатился к каким-то кухонным разговорам (о чем кстати Михаил в середине записи справедливо заметил).

  • я ещё не успел прослушать. Машу люблю и уважаю, мне очень интересно было бы послушать про «сценаристикум» на питерской встрече — кто что рассказал и кто как реагировал. думаю, после релиза Message Quest Маша будет отличным собеседником по разработке инди-проекта!

  • да, такой риск есть, чем меньше мы знаем человека — тем он выше. единственная страховка — начинать общаться заранее, чтобы на стадии общения выяснять подобное

  • Baloot

    Ещё не слушал подкаст.
    Но он уже один из лучших из-за нереального количества ссылок в комментах на «что почитать» и «что посмотреть».
    Хотя бы для подобного стоит иногда приглашать людей, не являющихся неоспоримыми авторитетами.

  • что за книга про «спаси кота » ?
    дайте почитать !

  • Masha Kochakova

    http://lib.rus.ec/b/415907 на русском не издана, только в пиратке есть.

  • Эстебан Кусков

    Не ни ризу, уже давно не идет. Бессмысленные шутаны уже мало кому нужны, если они, конечно, не сделаны так шедеврально, как, к примеру, Bulletstorm или Vanquish

  • Tar

    Мария Кочакова написала сценарий установки спама от mail.ru

  • Эстебан Кусков

    Набросились на девушку. Сколько лет вы работаете сценаристом? Я отвечу за вас — ноль, so GTFO

  • Птицын

    Я бы еще добавил туда «Букварь сценариста» Александра Молчанова. Очень полезная книга.

  • famiak

    О методах работы Ubisoft в части ЛОРа и сценариев я читал, да 🙂

  • Alexander Grekalov

    Два это у вас много?

  • Masha Kochakova

    спасибо! я и не знала, что у Молчанова есть книга. Где были мои глаза?

  • Пётр Поросятов

    А ты видел хоть один осмысленный шутан? Наблюдать какой герой ранимый и нежный после того как перестрелял тысячу человек с другим цветом кожи — смехотворно. Шутеры должны быть как боевики восьмидесятых — прямолинейные и мощные. Все слёзы и эмоции надо оставлять вспомогательным персонажам, главный должен быть бесчувственным и циничным, потому что весь игровой процесс про истребление.

  • Юрий

    Два это существенно:)

  • хотел написать что-то типа «ху из Мария? чем она знаменита? почему нужно прислушиваться к её советам?», но вижу что уже до меня вроде как всё обсудили.

    но всё-таки, без всякого сарказма, я действительно не в теме — теперь уже сценаристы казуалок для ВК рассуждают про вомглу?

  • Masha Kochakova

    ага, рассуждают )) «со дна постучали» называется 😉

  • Эстебан Кусков

    Кхм-кхм, Bioshock infinite, Gears of War, Max Payne 3. Не знаю, что касается сингла, то если шутан не рассказывает мне хорошую историю, то я закидываю его максимум через полчаса

  • Птицын

    Ну он по букварю даже семинары проводит. А Лайош Эгри «Искусство драматургии» как? Или это все старо уже? Еще можно всех отправлять читать теорию литературы Тамарченко в двух томах. Чтоб по-хардкору. Хотя, тебя наверняка этому всему учили.

  • но на самом деле это всё конечно же зависть, просто меня в подкасты не приглашают 🙁

  • Masha Kochakova

    о, как — для меня тут тоже много нового! Ни Эгри, ни Тамарченко не читала. Литературоведение по Хализеву и Поспелову учили. :З Запишу себе почитать.

  • Птицын

    Ну тамарченко, если не ошибаюсь, 2002 года издания. А вот Воглера и Труби я не нашел на русском. Весь рунет завален анонсами их семинаров. Они вообще выходили?

  • Masha Kochakova

    на русском нет, в том-то и дело. Оба у меня в семинарной записи. Так что их только на английском пока.

  • 123

    ну вот, еще немного и подкаст совсем скатится в фигню
    говорили же вам, что нужно реже выпускать 🙂

  • спасибо за ссылочку !
    на русском этот кот не гуглится вообше ))

  • Никита Дронов

    и игры не патриотичные…

  • Ярослав Кравченко

    Как говорится, «Не могу молчать!». Друзья, я имею некоторое представление о сценариях к играм, и работаю над ними уже (о ужас) 19 лет. От Казма через Вивисектор , — к Анабиозу. И то, что я наблюдаю в «эти наши времена», — конечно и боль и стыд, и «У меня легкость необыкновенная в мыслях». И добавить здесь пожалуй больше нечего.

  • Masha Kochakova

    Чудесный рассказ, спасибо!

  • Shoogo

    Марию нужно в вечный коллектив подкаста, отличный ведущий.

  • вася

    Раньше трава была зеленее?

  • Dmitrij Bugajev

    Спасибо!

  • Пётр Поросятов

    Сюжетные дыры из сюжетных дыр, не играл, конфликт повествования с процессом, крутая вещь, но сюжет про мальчик любит девочку, не играл.

    Ты книг много читаешь?

  • Денис

    Да, Мария супер, очень приятно слушать)))
    И пофигу, что сюжет и mail.ru — несовместимые понятия

  • Пётр Поросятов

    Всё правильно зделал.

  • Пётр Поросятов

    Новые?

  • Пётр Поросятов

    Сколько лет чувак из мыла работал, прежде чем офшорные компании приключились. Сколько лет путин работает президентом? Или, там, янукович?

  • Пётр Поросятов

    >>которая все-равно ничего не понимает в потребляемом

    Да-да. А портал «самый лучший», потому что «эмоции». Наверное там полигонов много и девид кейдж.

  • Denis Belyaev

    А сколько вам заплатили за ваш мерзкий и гнусный пост конкуренты Mail.ru?

  • Jon Irenicus

    Хмм, а мне понравился подкаст. Хоть и беседа не всегда клеилась.
    На счёт Гарри Поттера — удивлён тем, как воспринимает это произведение Мария и согласен с Галёнкиным.

  • Jon Irenicus

    Принцип оценки качества сюжета по кол-ву фанфиков, косплееров, активности фанатов, создающих шумиху вокруг, не работает! Возьмём Baldur’s Gate II: Shadows of Amn, вокруг этой игры не было, вышеописанного ажиотажа, который есть вокруг Elder scrolls, Dragon Age, но его сюжет даст фору этим играм, не смотря на то, что она вышла намного раньше и над ней не работала толпа сценаристов, режиссёр и не было того бюджета, что есть сейчас. Вокруг фастфуда, тоже обычно много людей толпится, но это не значит, что это не пища для свиней. Персонажа-антогониста круче, чем Jon Irenicus, не видел ни в одной игре или фильме.

    Или детективная серия Max Payne, с ней та же история — описанной активности вокруг нет, но история рассказана круче, многих игр, где эта активность есть.

  • Masha Kochakova

    А чего удивляться — на вкус и цвет )))

  • Ekaterina Krasichkova

    Люто плюсую, там такое ЧСВ у товарища звуковика, как будто он сам танки лично создал. А внятно рассказать что-то для аудитории подкаста он так и не смог.

  • Ekaterina Krasichkova
  • Ivan Zenkov

    Приглашайте гостей которые действительно являются теми кем себя называют. Этот ваш гость называется «красивая девушка», а не «сценарист».

  • Ivan Zenkov

    У этих игр несоответствие механики и сюжета. Две эти вещи у них совершенно противоположены друг другу. Той же BioShock шутер только мешает, а Max Payne убил около тысячи человек, из-за механики, что совершенно не укладывается с сюжетом.

    В идеальном шутере сюжет должен додумываться самим игроком как в старых RPG, либо подыгрывать происходящему, то есть объяснить убийство каждого из 140 (или сколько их там было) человек в первой части Max Payne, что несколько проблематично, учитывая количество.

  • Baloot

    А одно обязательно исключает другое? Может, у вас ещё и «ум» и «красота» — взаимоисключающие качества?

  • Ivan Zenkov

    Нет.

  • Ivan Zenkov

    Сценарии без слов http://www.europapier.com/ru/products/office/paper/- 500 страниц в одной пачке.

  • Дмитрий

    Все кто играл Spec Ops с тобой не согласны.

  • Виктор Пустырник

    Хоть кто-то кроме меня подметил, что девочка няшная. Почему бы и не пригласить.

  • 123

    ты уже достал всех со своим юнити

  • Os

    > Возьмём Baldur’s Gate II: Shadows of Amn, вокруг этой игры не было, вышеописанного ажиотажа

    А там и не было хорошего сюжета. Для меня это тоже одна из первых RPG, но я вырос и за это время прочитал много книжек и поиграл во много игр. Чего и вам советую.

  • Jon Irenicus

    Вы не поверите, потому что это редкость, но сюжет там не такой простой и если Вы его не оценили, то просто не поняли.

    Если бы я не поиграл во многие игры, я бы и не сравнивал.

  • Jon Irenicus

    Нет, щас зеленее — новые сорта, ГМО…

  • Jon Irenicus

    Получается Вас надо пригласить в подкаст!

  • Пётр Поросятов

    Ну я играл. На эту хрень может купиться только тот кто обожает колофдути. Для тех кто нет — игра проваливается мгновенно, так как таскает тебя за ручку без твоего участия в игровом процессе и ничем не отличается от колофдути. Те же невидимые стены, те же пафосные речи, те же цитаты из попкультуры. Как сказал номад — чистейший trollbait.

  • Антон

    А не подскажете какие книги по сценарному мастерству упоминались в подкасте? А то как-то промежду прочим сказали и я найти их не могу.

  • Maelstrom

    Почему-то…вот прям почему-то, сразу вспоминаю изречения Глуховского на тему тупых сценаристов в играх. Про сценарный талант Марии не знаю, но когда Глуховский выдал свое «фи» сообществу сценаристов… Не знаю, мне показалось он гондон. Нет не подумайте я играл в Метро .. и первое и второе. Но позвольте там такая ахинея(хоть и занимательная) что высказывание Глуховского показало его как идиота скорее, чем эксперта в сфере сценариев игр.
    А касательно того что в подкасте так сказать просто труженица индустрии, а не МАТЬ ТВОЮ ГУРУ И БОГ ГЕЙМДЕВА!!… ребята успокойтесь, есть люди которым интересны все, вообще все этапы производства игр. И когда появляется обычный вменяемый человек это хорошо. Неужто вы все гении нереализованные? «Какого хрена я уже сделал 200 игр, все в топах апстора!» Да чушь все это. Я так думаю тут почти все никакие разработчики(ну не все хорошо) и никакие сценаристы. Но свое «фи» высказать горазды блин все.

  • Maelstrom

    На айпаде зашло бы ваще

  • Maelstrom

    Эм…было бы весело, если бы продюсер был вечным алкашем и троллем типо Мэддисона. А так просто свинья какая-то… Кривой у них там отдел кадров в майле чтоли?

  • Masha Kochakova

    Роберт Макки «История на миллион долларов»
    Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим»
    Александр Митта «Кино между адом и раем»
    Кристофер Воглер «Путь писателя»
    Джон Труби «Анатомия истории»
    Блейк Снайдер «Спасти кошку»

  • Maelstrom

    Мощнее…. Ты думаешь как Вивисекторы получаются?

  • Виктор Пустырник

    Интересна озвученная история про то, как кто-то из ведущих (я не различил по голосу, кто) подбирал сценариста в свой проект. Во-первых, есть такая фишка, как ограничение по числу символов. Например, реплика макс. 250 символов, диалог макс. 6 реплик. По идее, антидот от графомании. Но еще удивительней различие в уровне российских и западных сценаристов. Вот этому я даже объяснения найти не могу. Возможно, огрехи в английском просто меньше кинулись в глаза, чем огрехи в русском.

  • Qwary Batrad

    Как писался сценарий The Last of Us, там парень очень интересные вещи рассказывает:

  • лёша

    мэйлу, я думаю, все равно, а вот вы лишаете себя возможности послушать отличный подкаст)

  • Jonny

    Как называеться книга, «спроси у кота»?
    Не нашел в гугле.

  • Masha Kochakova

    Save the cat

  • Егор Владимирович

    Абсолютно не понравился подкаст.
    Гость не очень, музыка гавно, Климова нет.
    Было смешно, когда «была там — закрылось, была там — закрылось, была там — там тоже уже пиздец. Вот, теперь в мэил ру».
    Да и в целом, получился рассказ о том «как я ничего не добилась».
    Сорри, если кого задел.

  • Пётр Поросятов

    Илитка.

  • Jon Irenicus

    Молчи челядёнок или я прикажу тебя высечь!))

  • Пётр Поросятов

    Тебе не понять!

  • Отец Григорий

    Про страну, умеющую рассказывать истории это, простите, ерунда. Во-первых, почти в любой стране, я уверен, почти во всех более-менее крупных городах есть подобные «литературные кружки». Во-вторых, культурная гегемония США связана совершенно не с этим, а с развитой экономикой, при которой, на протяжении долгого времени формировались индустрии развлечений.

  • Xander Grishchenko

    Спасибо за выпуск, с удовольствием послушал. Гостья понравилась, чувствуется профессиональная хватка и общая подготовка. Было интересно

  • Ronnie Amato

    Огромный выбор самых прикольных бесплатных игр с клиентом здесь: http://anidog.ru/igry-s-klientom

  • Очень, очень, очень интересный выпуск, да еще на такую тему, о которой на русском мало услышишь. И спасибо Марии, обожаю собеседников, которые могут рассмотреть какой-то вопрос с разных точек зрения.

  • Masha Kochakova

    эх, не о себе я хотела говорить. о себе и правда пока сказать нечего. О проблемах, которые есть в моей области. Изнутри. Да чего уж теперь.

  • motigist

    1. Бамперы. Эти штуки в пинболле. Называются бамперы.
    2. Воглер — молодец, но лично для меня сам первоисточник Кэмпбелла стал просто откровением. К тому же, там много пересказов оригинального мифологического материала, которые сделаны настолько вкусно, что прямо даже не позволяют, а заставляют рассказывать.

  • Матвей Кузин

    Не знаю, читают ли комменты еще под этой новостью, но отмечу следующее: в России учат сценарному мастерству во многих вузах теле- и кино- направленности. Даже если нет полноценного факультета, обязательно учат этому режиссеров. Много молодых и пассионарных парней, понимая условия работы на отечественном ТВ (см. сериал Воронины) хотят работать в геймдеве. Так что не так уж все и плохо.

  • Den

    Недавно с другом обсуждали эту тему. И нашли немало примеров ХОРОШИХ российских игр. В общей массе большая часть игр — среднего и низкого качества. И не только российских. Любых. Сейчас перешёл на браузерки на сайте http://gamelendi.ru/

  • littlemad

    Super Meat Boy — вполне сработало

  • Дмитрий Ткаченко

    вы пытаетесь сравнить дум и мит боя?

  • Divuar LaCroix

    очень крутой выпуск

  • alnair

    Ровно так же, как в давнишнем подкасте, где человек из Варгейминга что-то рассказывает про отличный звук.
    Не знаю, что касается сингла, то если шутан не рассказывает мне хорошую историю или, по крайней мере, не берет сеттингом
    где подобным образом размазывали сопли по кулаку, делая вид что очередная говноммо от мылору это нечто достойное внимания. Именно по этому даже как то стремно врубать подкаст, чую там тоже околореклама, завуалированная под изысканные

    http://playigra.ru/
    http://igrasetka.ru/
    http://gamelendi.ru/