Про Steam Dev Days

Вернулись со Steam Dev Days, мероприятия Valve, которое проходило в Сиэтле 15-16 января. Было полезно.

Valve рассказывали не только о невероятном SteamOS, но и о работе с комьюнити, маркетинге, игровой экономике, раннем доступе и пользовательском контенте. Конечно, о SteamOS и разработке под Linux тоже было, но поскольку я не программист, я эти доклады пропустил.

О конференции

Понравилось, что хотя все шло в четыре потока, я успел практически на все, что мне было интересно. Кроме доклада о Early Access, там банально не хватило мест. Самые важные лекции шли в большом зале с утра, а затем публика разбредалась по четырем потокам.

Если вам вдруг был не интересен ни один из докладов, можно было сидеть в лобби, куда шла трансляция из лекционных залов, пить кофе, общаться с разработчиками и Valve, играть на Steam Controller или пробовать их систему виртуальной реальности (туда я тоже не попал, к сожалению).

Понравилось, что все докладчики были открыты к вопросам, каждого можно было поймать после выступления, а по самым интересным темам были организованы сессии вопросов и ответов — наверное даже более полезные, чем собственно лекции.

О докладах

Мне наиболее полезными показались выступления о работе с комьюнити, игровой экономике и пользовательском контенте. Думаю это потому, что в нашем следующем проекте мы собираемся очень много внимания уделить модификациям и UGC. Но и вообще, Valve довольно открыто рассказывает не только о том, что получилось, но и о том, что пошло не так. Такое всегда интересно слушать.

Их подход к оперированию проекта отличается от того, с чем я сталкивался с Nival. Valve не разделяет команду оперирования и разработки, а комьюнити-менеджеров (если такие есть) рекомендует интегрировать в разработку, а не держать отдельно.

Кроме того Valve не очень сильно общается с фанатами — по их словам лучше исправить игру, чем обещать это сделать. Кроме того так фанаты внимательнее воспринимают действительно важные сообщения от разработки, которые не тонут в общем шуме.

Вы наверное замечали, что Valve любит намекать в промо-материалах на будущие апдейты. Конечно, любит. Но делает это, чтобы прощупать почву и определиться с тем, что делать дальше в первую очередь. Если игроков порадовала роборука на столе инженера, то надо сделать такой аксессуар (хотя вообще роборука намекала на Mann vs Machine). Если что-то игроков пугает, то стоит знать об этом заранее и не тратить ресурсы.

Что касается экономики, то Valve рекомендует делать все предметы доступными для торговли и обмена, не привязывать награды к достижениям и не обесценивать вещи.

Случайные предметы, которые падают игрокам в процессе игры никак не зависят от уровня мастерства и выдаются случайно. Это было бы проблемой, не будь у Valve системы торговли между игроками — так ненужную шапку или пушку всегда можно обменять на что-то полезное.

Valve очень довольна тем, что игроки создают для Team Fortress 2 и Dota 2 и советует поощрять игроков деньгами. Скажем, Valve выплатила 10 миллионов долларов за прошедший год создателям предметов для ее игр и 90% контента для TF2 и Dota 2 сейчас делают пользователи. Более того, пользователи не только рисуют шапки и осликов, но и готовят рекламные ролики для них, оптимизируют LOD, нанимают аниматоров, чтобы создавать промо-материалы и баннеры.

Для тех, кто не может встроить систему а-ля TF2, Valve советует проводить конкурсы по созданию модов с денежными призами и выпускать апдейты на основе комьюнити-контента, где деньги делятся между создателями модов и компанией-разработчиком.

Еще Valve много говорила о виртуальной реальности, SteamOS и других интересных штуках, но поскольку в нашей игре пока не планируется VR, я эти доклады пропустил. А на SteamOS мы портировать разумеется будем, и поддержку Steam Controller тоже встроим. И даже вроде придумали как.

Офис Valve

OLYMPUS DIGITAL CAMERAА за день до Steam Dev Days мы были в офисе Valve — огромное спасибо Максу Аристову за организованную экскурсию. Офис у них любопытный — нет переговорок, практически нет отдельных кабинетов, команды сидят в открытых комнатах, а столы действительно на колесиках. И еще столы поднимаются, чтобы можно было работать стоя, если есть такое желание.

Вообще офис Valve напоминает не знакомые вам по картинками IT-офисы будущего, а классическую инженерную лабораторию — много прототипов, столы завалены рабочими материалами, на стенах не только картины, но и наброски, тестовые экземпляры сувенирки и просто заметки. Есть конечно стена с письмами фанатов и стена с наградами, но они занимают не так много места — видно, что Valve гордится, но не зазнается.

Меня больше интересовала внутренняя организация Valve — и Макс довольно подробно о ней рассказал, включая не только плюсы, но и минусы.

UPD: Фотографии из офиса Valve на фликре.

Напоследок

Я не был на GDC, которая считается самой лучшей конференцией разработчиков — мне очень жалко две тысячи долларов за входной билет (и это не считая перелета в Сан-Франциско). Но я был на многих других конференциях и Steam Dev Days легко затыкает их все по полезности. Ни одного рекламного партнерского доклада о самой лучшей в мире платежной системе, никаких философствований, только практические рекомендации и реальные примеры из опыта.

На конференции, кстати, шутили, что даже с учетом розданных стимбоксов и афтепати, Steam Dev Days обошлась раз в десять дешевле, чем празднование годовщины Wargaming — а пользы для индустрии от такого мероприятия было гораздо больше. Я очень надеюсь, что Valve сделает эту конференцию ежегодной.

  • Janeway

    Так, когда будет анонс нового места работы?

  • Gadzhega

    Когда планируется обзор гейбпада и гейббокса?

  • Как поиграюсь с ними хоть чуть-чуть.

  • Я только прилетел и сейчас усну. Так что завтра наверное уже.

  • Алексей Каширин

    «пробовать их систему виртуальной реальности (туда я тоже не попал, к сожалению)»

    Ну воооот, кто ж нам теперь о ней рассказывать будет.

  • John Doe

    Поиграем в угадайку. Юнити?

  • Mr_Moxnat

    Шутки за 300: Вторую конференцию проведут через 5 лет

  • Шутки за 1500: Третьей конференции не будет никогда.

  • Booch@rt

    значит опять игровая компания.

  • 0xotHik

    Они, вроде, не собираются в ближайшее время ее выпускать, и пока что будут поддерживать Oculus Rift.

  • Конечно

  • Artem Kosarev

    Valve, на моей памяти, единственная игровая компания, которая смогла подойти к созданию и развитию продуктов по lean, это круто.

  • Janeway

    До последнего верил в старбакс?

  • Booch@rt

    на играх мир сошелся?
    в политику или нефтью торговать.

  • Booch@rt

    жду еще больше задушевного рассказа в подкасте, на усмотрение автора.

    а варгейминг так захотели, кто знает что будет через год и чего не погулять сейчас.

    «Мы построим русский Валв, с космосом и шапками»

  • 0xotHik

    «Еще Valve много говорила о виртуальной реальности, SteamOS и других интересных штуках, но поскольку в нашей игре пока не планируется VR, я эти доклады пропустил. А на SteamOS мы портировать разумеется будем, и поддержку Steam Controller тоже встроим. И даже вроде придумали как.»

    Как бы намекает.

  • Алексей Каширин

    Да знаю, просто Сергея хотел послушать.)

  • Booch@rt

    читал, потому и жду.

  • Anton Zaytsev

    Читал twitter, смотрел instagram, видел вк и все это «онлайн» со Steam Dev Days
    Сергей, как ты все это успевал!? 0_о

  • Динозавр

    «команды сидят в открытых комнатах» – программисты в опен-спейсе – это разве хорошо?

  • 213

    Когда сотрудники — «люди-пароходы» (т.е. умеют или хотя бы знают почти всё обо всём), то почему бы и нет?

  • Я бы сказал, что нет, если бы не видел результатов работы 🙂

  • Пётр Поросятов

    А зачем от празднования должна быть польза, если это праздник?

  • Не должно быть, но надо же чужие деньги посчитать! 🙂

  • Там скучно

  • SXX

    Там вроде со звуком какая-то проблема в текущей версии ОС.
    http://steamcommunity.com/groups/steamworks/discussions/0/648817377485782969/
    Вот здесь описано решение для красноглазиков.

  • Спасибо! Если выйдет, я завтра попробую эту штуку настроить.

  • Oleg Kovalov

    если в опен-спейсе не отвлекают, то норм.

  • Пётр Поросятов

  • blowjobforacowboy

    В течение пары недель должны выложить видео. Очень хочется самому посмотреть.

  • famiak

    >Конечно, о SteamOS и разработке под Linux тоже было, но поскольку я не программист, я эти доклады пропустил.

    НУ КАК ТАК ТО, ЭТО ЖЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ(((

  • famiak

    >… 300 … 5 лет
    3, через 5 лет

    HL3 confirmed

  • Denis

    Млин, как добавиться к тебе в друзья в Steam?

  • Denis

    Как добавиться к тебе в друзья в Steam/

  • Динозавр

    Дело не в том, отвлекают ли конкретно тебя. Дело в том, что а) фоновый шум (галдёж на большом крытом рынке слышали когд-нибудь? То-то же), б) большое открытое пространство с множеством движущихся объектов, которые наш мозг волей-неволей вынужден рефлективно отслеживать, дабы убедиться, что это не хищники какие-нибудь. Не зря человек чувствует себя комфортнее и защищённее, сидя спиной к стене, например.

  • Гость

    Большое спасибо Вам и Сергею Климову за твиттер-трансляции.

  • Александр Сусоров

    А правда, что несколько раз упоминался source 2?

  • Может на докладах для программистов. Я не слышал.

  • artruz

    работал в Берлине в опен спейс офисе, правда не в гейм деве. Очень мотивирует, когда все вокруг заняты делом.

  • one

    меж тем Гейб объявился на Reddit’е с предложением Ask Me Anything в случае если пожертвований в Сиетловский благ.фонд наберется на 500000$

  • Anar Babaev

    «Меня больше интересовала внутренняя организация Valve – и Макс довольно подробно о ней рассказал, включая не только плюсы, но и минусы.»

    Сергей, а расскажите, пожалуйста, как раз о плюсах и минусах по мнению работающих там людей — о самой системе еще только на заборах, наверное, не пишут, но вот о взгляде на нее изнутри инфы я не встречал. Что именно на практике не работает? Если будет желание написать на эту тему отдельную статью, думаю все только спасибо скажут 🙂 Ну и поделитесь заодно что именно решили у себя применять:)

  • Ivan Zenkov

    Сергей, продал бы ты мне Gigabyte Brix Pro. Если он тебе не нужен. Можно без гейбпада и RAM/ROM. Здесь, на Сахалине, его не купить, да и в Штатах он редкость.

  • Ivan Zenkov

    Да не особо. Если это та же самая вода что была на LinuxCon