62. Итоги года

Последний в этом году выпуск подкаста посвящен подведению итогов года. Мы говорим про тринадцать GamesNight, про разработку игр для мобильных устройств, про возрождение отечественного геймдева, SteamOS, консоли нового поколения, инди, free-to-play, летсплеи и другие модные термины.

Кроме того в выпуске вас ждет шокирующий анонс и прогнозы на следующий год. И еще мы даже отвечаем на некоторые вопросы.

Выпуск получился очень длинным, но зато следущий эпизод подкаста появится уже после новогодних праздников.

Ведущие — Сергей Галёнкин, Михаил Кузьмин и Сергей Климов.

1. Шестьдесят второй подкаст     

Скачать подкаст можно по этой прямой ссылке (140 Мб)

Содержание:

00:00:00 Вступление

Топ-10 выпусков 2013 года

По числу скачиваний, а не по ценности для жанра.

Ричард Чиркин и Роман Гагатун про летсплеи
Виталий ‘v1lat’ Волочай о киберспорте
Андрей Прохоров о S.T.A.L.K.E.R., Metro: Last Light и новом проекте 4A Games
Вадим и Тамара Бахлычевы про работу художников по персонажам
Николай Дыбовский об игровом артхаусе
Виктор Кислый о самом важном в разработке игр
Леонид Енин про концепт-арт
Леонид Козиенко о концепт-арте в играх
Valve, Big Fish Games, уход Ричителло и лесбиянки в играх
Олесь Шишковцов и Александр Максимчук из 4A Games про программистов в игровой индустрии

Подписаться на подкаст можно по RSS или добавить в iTunes. Полный список подкастов есть на сайте Galyonkin.com.

Подкаст есть и в списке iTunes, его можно найти через приложение «Подкасты» по запросу «galyonkin».

Музыка: Michael Chapman — Goodwill Cowboys Ride Again

  • Mr_Moxnat

    Топ 3 какой-то… пугающий.

  • Гость

    Я бы послушал, но, к сожалению, я уже лег спать :/

  • Олег Селин

    >>Кроме того в выпуске вас ждет шокирующий анонс

    HL3 confirmed.

  • Я бы ответил на комментарий, но тоже сплю

  • Я бы лег спать, но, к сожалению, занимался монтажом подкаста.

  • Mr_Moxnat

    We Need To Go Deeper

  • ну, теперь-то можно!

  • это бот, я так понял =)

  • Nikita Gurkin

    Как у подкаста «Как делать игры» на первые два места по количеству скачиваний попали выпуски с летсплеерами и с комментатором? Может, там какая ошибка была и их многие перекачивали, не напомните?

  • Это же очевидно — пришла аудитория этих медиа-персоналий, которая наш подкаст обычно не слушает. Послушала про них и ушла.

    Так всегда происходит, когда делаешь материал о ком-то (чем-то), у кого есть своя аудитория.

    Поэтому пресса охотно пишет об известных играх и так дерется за эксклюзивы о них.

  • Никита Дронов

    Интересно, who is who из этих санта клаусов?

  • Nikita Gurkin

    Значит, я очень недооценил популярность этих персоналий.

  • OneMoreShepard

    Самый скачиваемый про летсплеи…

  • Друня

    Каждый раз слушаю и немного не коррелирует моя инфа с подкастом насчет работы.
    Я программист Unity и музыкант. Работал удаленно с украинской студией. На вышеупомянутый GamesJam сделал за неделю в одиночку не худший прототип. До этого пилил достаточно амбициозный проект для себя (игра мечты, но реально выполнимо, понимаю как его доделать и сколько мне для этого нужно времени). Я живу в Питере (город не маленький). Есть выпущенный не совсем игровой проект на iOS (хотя на кокос2д).
    И я не могу найти работу в гейм деве на Unity с зп 50к (вроде как зп джуниора).
    Это реальность.

  • famiak

    50к это зарплата джуниров только в среде финансовых директоров

  • Baloot

    А можно ссылку на материалы, по которым возникла оценка «50к — зарплата джуниора»?

  • Друня

    Я не просто так написал «вроде как».
    Сергей Климов в этом выпуске «предлагал» джуниорам 60к. В целом более полу года назад одна питерская студия готова была меня взять на 65. Год назад я отработал в компании как Objective-C программист с зп 45 на испытательном. Удаленно как Unity программист имел зп 1600 долларов. Именно эту же ЗП мне предлагали в крупной питерской студии как джуниору. Сейчас есть вариант, где мне на собеседовании сказали что рады что у меня не высокие требования (50к для начала), но «слоты» я делать не хочу (я даже к игровой индустрии не хочу это привязывать, холивар).

  • cr.vlad

    6 утра. Сегодня на работу. Как я засну и как я теперь проснусь?
    Может подкаст переносить немного всегда на час-два, чтобы все уже спали?

  • GvinP

    Галенкин, что же ты наделал?

  • vanadium

    устраивайся на те деньги которые дают, получай опыт работы, со временем сможешь просить больше
    я пока не слушал подкаст поэтому не знаю о какой цитате именно ты говоришь, но мой личный опыт подсказывает что если хотеть работать, то возможностей куча
    я студент 20 лет, искал работу на удаленке, отправил резюме аж в два места. по одному ответили. справился с тестовым заданием, работаю художником на юнити-проекте. деньги меньше чем те которые ты называешь, но с учетом того что это удаленка, моя первая работа по специальности и я вообще достаточно отвратительный художник — вполне ничего
    и кстати это без стар-павера, знакомств или рекомендаций. просто отправил резюме незнакомым людям, которые подкаст не слушают и ничьи блоги не читают

    я вообще не чтоб хвастаться или рассказывать как все поражены твоей неудачей, а чтоб студенты которые читают такие комменты не получили себе еще одно оправдание чтоб ничего не делать. хотите в индустрию? идите работать — работы полно

  • Друня

    Ты — молодец. Ты делаешь всё правильно. Я не шучу, мне нужно было так поступить в свои 20 (мне 28).
    Пожалуйста, прочитай мое сообщение ниже, у меня есть опыт.
    И не подумай, что я жалуюсь (хотя, если подумать, так и есть), просто каждый раз слышу в подкасте, как всем везде никого не хватает, как тут намазано в индустрии, и как то неловко.
    Недавно в Питере устраивали курсы гейм дизайнеров, я хотел туда попасть. Написал заявку, заполнил анкету. Пришел ответ в духе «Курсы рассчитаны на менее опытных людей». Это так, казус забавный, ведь я на самом деле не опытный геймдизайнер.

  • Гость

    «Самый скачиваемый подкаст про летсплеи» — так надо рекламировать подкаст Галенкина.

  • Eugene_Tkachenko

    3-й проект в серии, этобылопроказаковштоле ?)

  • Гость

    Геймснайт в жанре match-2 для директоров маркетинга и казуалов:
    [привет, я программист] — (привет, мы ищем программиста)
    (привет, мы ищем художника) — [привет, я художник]
    [привет, у меня есть идея для игры] — (привет, мы ищем идею для игры)
    В аппсторе за 33 рубля.

  • Гость

    По поводу активности на Игромире, в 2012 году Канобу отлично выступила, когда брала интервью у разных разработчиков со всего света. Было бы здорово ожидать похожего от вас, в аудио формате. Правда, там у них это была работа, студия, съемочная команда и все такое.

  • Гость

    Раздайте людям бейджики и маркеры — пусть напишут себе кто они и чем занимаются чтобы народ который сейчас ни с кем не разговаривает походил между столами и уже имел ввиду к кому подойти когда они освободятся.

  • griever_gf

    you are not alone такой

  • Гость

    Канобу это делали не в последнюю очередь чтобы прорекламировать Канобу. Не совсем понятно кого будут рекламировать Михаил и два Сергея, особенно если потенциальный заказчик это неопределенная группа геймдевов. Чувствую будет сложно набрать денег на съемочную группу. Придется приглашать ее откуда-нибудь кто готов на это в обмен на рекламу своего сайта или компании.

  • dizelok

    Подожди, давай переставим кровать, там еще пыль осталась

  • Baloot

    Не совсем понял: что значит фраза «но «слоты» я делать не хочу»?

  • Гость

    У моих родителей и знакомых все пульты от видеотехники были в презервативах. И мне это не нравилось задолго до того как это сделали в Нинтендо.

  • Гость

    Пару лет назад занялся программированием, прослушал шутку про пылесосы… Боже, кем я стал…

  • del

  • Слот машины, игры для игровых автоматов, гэмблинг

  • Bolly

    Если что — конце играет трек из Bastion, называется Pale Watchers 🙂

  • Nevermind

    Знакомая студия ищет юнити-программеров. В первую очередь лида, правда, но джуниору тоже будут рады, я думаю. Контакты?

  • Михаил

    Ну, самое очевидное — Нивал, не?

  • Kinrany

    *Анекдот про инженера с высшим образованием и СССР*

  • А что говорят работодатели? «Нее, у нас вакансий нет»? Или тупо никто не отвечает на email’ы?

  • Вау! Редкий случай, когда угадывают сразу же. Молодец!

  • john doe

    Так что смущает то. Скачивать и прослушивать его пришла аудитория летсплееров с которыми было интервью.

  • sexeh

    Прекрасный подкаст, причем настолько, что заиграло в заднице, когда понял что прослоупочил GamesNight по арту, но хвала небесам за людей, которые умудрились записать видео.
    Всегда хотел задать вопрос: куда пойти адепту 3д моделлинга (только окончившему образование (второе)) стажироваться если он согласен к переезду и работе за еду? 🙂

  • подкастоголик

    Судя по всему основная аудитория подкаста — летсплейщики. ВНЕЗАПНО!

  • 1

    Сергей Климов, про ваше загадочное сообщение про поиск города для загадочного открытия загадочной студии. Если чего, то возьмите в консидерейшн еще и Самару пожалуйста 🙂
    Вузов много, один Аэрокос чего стоит. Инфраструктура неплохая. Природа великолепная. Волга, леса, степи, что хочешь. Нет слякоти, уныния и диоксинов в море как в Калининграде 😉

  • продюсер

    Художник не особо нуждается в стажировке в геймдев компании. Просто нарисуйте ряд моделей для воображаемой или реальной игры — и соберити портфолио.
    По портфолио все понятно в плане качества работ, а личные качества достаточно хорошо видно на собеседовании.

  • программист

    и московских программистов=)

  • Гена Воробьев

    Во всех трех первых местах такое произошло,тогда уж.

  • luayan

    Отличный подкаст, хочется больше такой болтовни.
    И хочется верить, что вы не станете подстраивать формат подкаста под текущий топ.

  • hutler

    а почему уволились ведущие специалисты с Блиц Криг 3 ?

  • а кто кроме Петра ушёл, простите?

  • только под поп!

  • ха ха ха! диоксины в море, это опасно.

    я передам про Самару! в плане транспорта всё ОК, часовой пояс нормальный (ещё), набережная неплохая.

  • хороший совет!

    портфолио => Saber, Nival, 4A Games, Wargaming, Gaijin, Mail.ru Games, ZeptoLab, Vostok Games, Tatem, Ubisoft Kiev, etc.

  • приз в студию!

  • Друня
  • luayan

    Так это тоже самое.
    Я бы даже дополнил: топ = поп = задница

  • Друня

    Кто то не отвечает, но обычно после собеседования тишина)

  • Друня

    Не видел там вакансий.

  • мы попробуем сделать в подобном формате на ИМ2014 вместе с KNB! по-моему по деньгам пустая кабинка в бизнес-зоне в 2013 стоила ~$3K. значит, в $10K уложимся.

  • это называется Game Connection Meeting Application 🙂 правда, там много странных людей «просто познакомиться» слоты забивают.

  • Я таких в последний раз просто реджектил, в итоге на встречи ушел только 1 день из трех, но плотно.

  • i find it hard to believe! программистов на Unity засасывает быстрее, чем мои собаки засасывают корм по утрам )

    дайте ссылку на профиль в LinkedIn и список комапний, куда писали?

  • писат ьнадо тем, кто интересен, а не тем, у кого вакансии есть на сайте )

  • ***Saber’s social casino division detected***

  • Сергей пойдет и накажет их!

  • Друня

    А вот кстати и нет) Туда я даже на собеседование не пошел 😉 Хотя когда то у них была вакансия игрового разработчика на Unity, но они ее закрыли.

  • 1. Думаю, может быть проблема с CV.

    2. Думаю, может быть не отправлял в 7-10 компаний, которые просто не очень крупные!

  • дай ссылку на профиль, если он нормальный — я отправлю паре знакомых. Saber классный! и у них наверняка найдётся работа для тех, у кого найдутся способности )

  • Я начал делать портфолио и не могу остановиться)) У меня последнеи пол года «Вот ещё одну модель, и начну отправлять резюме».

  • Друня

    Мой профиль в Linked In пуст, и мы там даже законнекчены 😉
    Я писал вам насчет гремлинов. Сегодня займусь его заполнением, нетворкингу и вправда нужно учить. Как закончу — отправлю.
    Ходил на собеседования в i-Free, GameInsight, Pragmatix и еще куда то.
    Вот кстати насчет резюме. Общался тут с человеком на собеседовании, и разговор зашел про геймдизайн/продюссирование, на что он мне сказал, что есть люди, у которых навыки на 2 страницы расписаны, что они такие крутые и показал мне одно такое резюме. И сам, подумав, признал что я более опытный) При этом я не считаю себя опытным, то есть конечно я не дурак, но пока джуниор.

  • marcellus00

    Материалы? Какие материалы? Обзоры зарплат программистов?
    Просто это *действительно* зп джуниора, по крайней мере в мск.

  • привет —

    пустой профиль — анекдот про еврея и выигрыш в лотерею («попробуйте билет хотя бы купить» 🙂

    в резюме никому не интересны skills (внимательный/невнимательный), интересны факты: языки, тулзы, сделанные проекты. только факты! без характеристик.

  • Друня

    Я отсылаю мое резюме на хх. И могу рассказать факты вживую. В любом случае, профиль на LinkedIn нужно заполнить, да. Спасибо.

  • 1

    вузы, вузы главное:)
    ни воронеж, ни калининград не может таким количеством похвастаться:)

  • luayan

    Может стоит понаглее себя продавать?
    «Опыт 8 лет, несколько крупных проектов, успешное участие в геймджеме, рассматриваю вакансию при доходе от 110тыр.
    Что? Джуниором? хотите меня оскорбить?»

    Я прямо скажу: когда человек с опытом и в 28 устраивается на джуниора, а еще эдак прибедняется — в нем автоматически подозреваешь либо алкоголика, либо ленивую бестолочь, либо просто неудачника. И даже если все остальное хорошо — это подозрение автоматически зачеркивает кандидата в голове нанимателя.
    И не говорите во время собеседования про опыт в геймдизайне и музыке. Это создает образ человека, который способен в середине проекта уйти с формулировкой «посоны, програмировать мне больше не интересно, теперь я серфер/летсплеер/поэт».

  • Garrett

    а как по вашему опыту, если человек в 28, но с основным опытом в совершенно другой сфере, будет пытаться устроиться джуниором — это нормально?

  • Даниил Кирса

    О, а давайте в Харстоун дуэльки против слушателей 🙂

  • riffst

    Там уже ниже писали из Питера, что сложилось обратное впечатление после поиска работы. Вот у меня оно сложилось в обратную сторону тоже, но в Киеве. Да, киевская индустрия немного развивается, но при этом под новый год закрываются студии. И вот походив по собеседованием есть три проблемы:
    — хед хантеры, которые поголовно не понимают специфики индустрии и кто есть кто в ней. Так гейм дизайнеру могут предлагать должность арт директора, а арт директору должность unity программиста
    — многие студии не понимают зачем они ищут человека, и что они хотят от него по итогу получить
    — студий ищущих довольно мало(да всех забирает Wargaming, но других студий не так уж много на Киев), и в основном ищут программистов и художников, вакансий project/product manager, producer and game designers довольно мало, но так было всегда, тут я больше с непривычки, так как давно не менял компанию. Хотя в своей бывшей компании мы имели другую проблему этих людей найти, а сейчас я имею другую проблему найти такое место для себя 🙂

    Ну и на правах селф рекламы, если кому-то нужен продюсер с выпущенными проектами как с полным циклом продакшена и сапорта, так и паблишинг проектами, с большим дизайнерским бекграундом, то я все еще в поисках работы. И вот мой профиль http://www.linkedin.com/pub/rostislav-kaminskiy/1a/a28/267 вдруг кто-то в поиске и читает тут комментарии.

  • luayan

    Если бы у меня на выбор было два кандидата с одинаковыми скилами, но один 28, а другой 18 — я бы взял второго. Потому что меньше рисков и больше шансов получить спеца, который готов все время и душу вкладывать в дело, не отвлекаясь на вторую работу, семейные обязательства, новые увлечения или что-то еще.
    Но у меня не тот опыт и не в тех местах, чтобы это мнение было показательным. Лучше у Сергеев спросите.

  • привет —

    HR, как хорошо кто-то сказал недавно, это система суппорта, которая отрабатывает и предотвращает проблемы. а поиском людей и их наймом должны заниматься руководители направлений. поэтому я бы не воспринимал HR/HH как что-то большее чем просто проводник к нужным лидам, которые уже и будут собеседовать.

    студии как правило ищут хороших людей, способных и готовых работать в коллективе. и этого достаточно. вот проект, вот команда, вы сюда вписываетесь? не представляю, как после первого интервью можно ещё остаться с сомнениями о том, кто кого ищет.

    PM — вакансия из прошлого (для маленьких), или изнутри (для больших). взять со стороны сразу на управление проектом — большим проектом — это риск. то же касается продюсера. тут надёжней вырастить кого-то своего. про перспективу мелких команд — мы несколько недель назад думали взять продюсера, хотя б и линейного, но решили, что риски по коммуникации перевешивают бенефиты по оптимизации ).

  • Друня

    Я не вру и с самокритикой у меня все ок.
    В вашем сообщении меня поражает количество стереотипов (в том числе в сообщении ниже про 18/28 лет).

    И еще, холиварно конечно, но имхо чисто программисты в геймдеве вымрут. По крайней мере в средней ее части, занимающейся самой игрой. Потому что они даже уже сейчас не особо нужны (не нужно писать движки с нуля, этим занимается middle ware, за что им огромнейший респект, тоже самое с серваками и тд). Важнее игровые механики, контроллеры персонажей и прочее, что связано с самим игровым процессом, а тут нужно быть немного не типичным программистом.

  • Denis Poluyanov

    Почему то Вы не рассматриваете Одессу как возможное перспективное место для организации крупной студии. Хотя в Одессе, на мой взгляд, есть все что нужно и нет крупной студии.

  • Очень надеюсь попасть на Games Night Moscow. Но пугает информация количестве в 50 человек, в Москве желающих наверняка будет больше. Попасть хочется как раз ради поиска работы и конечно послушать лекции. Обещаю вести себя хорошо и не задавать дурацких вопросов. =)

  • Михаил

    Факт. Удивительно, но почему-то мало кто это делает, хотя казалось бы…

    Другой распространенный способ — заводить друзей и знакомых в игропроме — они часто пишут в своих блогах/соцсетях о поиске того или иного специалиста, еще до опубликования вакансии на оффсайте. Ну или прямо у них можно спросить: вам там программисты, часом, не нужны?

    Кстати, в отношении Нивала это все можно и пропустить — на оффсайте три программерские вакансии. На любой вкус и скилл.

  • luayan

    Конечно не надо врать. Надо преподносить правду так, чтобы она выгодно смотрелась. Именно это называется «продавать».

    И, слушайте, если у меня есть эти «стереотипы», с чего вы взяли, что их нет у ваших собеседников при приеме на работу?
    Вы же пытались устроиться в компании, которые конвеерно производят предсказуемый продукт. Это не стартап вашего приятеля Васи, который не подвержен стереотипам и весь из себя визионер новой эры; это крупные, бюрократизированные конторы, с жирными профилями вакансий, в которых нет места «немного не типичным программистам».

  • присылайте ссылку на профиль LinkedIn, у нас фильтр по специальности.

    темы:

    1. сеттинг проекта
    2. стратегия запуска проекта
    3. питчинг реальных проектов и позиционирование

  • Oleg Pridiuk

    но…но… ведь все в каментах говорят как надо и что надо делать, а ты так: «нет… я делаю по-другому и у меня не получается, что я делаю не так?».

    Юнити-программеров даже с небольшим опытом реально всасывает, и 50К рублей — нормальная зарплата.

  • посмотрел на профиль.

    1. spell-checker? довольно много опечаток, в сочетании с «pushing quality» не очень смотрится )

    2. из профиля непонятны профессиональные амбиции, мотивация. в Summary идёт описание скиллов. я прочитал весь профиль и так и не понял, чего же ты хочешь от своего следующего места работы?

    3. описание работы продюсера не дало (по крайней мере мне) представления о том, за что конкретно ты отвечал. размер команды? что значит «screenwriting» — работал сценаристом? тогда почему это в рамках продюсера описано. market research — то же самое. я от продюсера ожидаю деталей по команде, которой управлял, продуктам, которые запускал, и процессу, в рамках которого это происходило. здесь мне непонятно, и это скорее минус, чем плюс.

  • 🙂

  • Друня

    Олег, дайте мне время, комменты только сегодня появились) Сегодня же будет начата работа над ошибками.

  • Денис Черных

    А удастся когда-нибудь организовать GamesNightTomsk?Просто интересно.

  • riffst

    за ревью спасибо) поправлю, чтобы дать боле ясности и понимания со стороны)

  • Baloot

    Ок, будем действовать более наглядно.
    Я утверждаю, что заплата джуниора — 2рубля 50 копеек. Опровержения, доказательства обратного?
    Или продолжим дискуссию на уровне «2 человека без авторитета пытаются выдавать своё мнение за истину в последней инстанции без доказательств и пруфов»?

  • Baloot

    Скажу по оыту Самары: удастся, как только найдётся готовый взяться за это дело человек.

  • marcellus00

    Вам копию моего трудового договора за прошлый год показать? У меня нет ссылок на статьи, которые экспертно освещают зп джуниоров, но зато я по собственному опыту знаю, что если полезть на хх и начать ходить по собеседованиям — то мои слова подтвердятся. Ну не хотите верить — да не надо, хоспаде, не хочу я с вами спорить.

  • Baloot

    Вообще, было достаточно ссылок вида «вот вакансия на hh/superjob/сайте студии, на которые я вышел в ходе своих поисков и где они обещают такую зарплату».
    Человек же явно претендует на некий проведённый анализ рынка и средних зарплат, значит может поделиться найденным.
    Но можно было и копию трудового договора показать, да.

  • Vladimir KUKSYNOK

    Тоисть программистов не пустят?

  • Laren_Door

    Господа, а вы не думали на геймс-найтах поставить доску для объявлений, куда бы народ пришпиливал свои фоточки с комментариями вроде «Ищем программиста, сидим в 7-м ряду, места 6-12, подходите»? Оно для интровертов самое то.
    Вообще под ваш подкаст так хорошо фотошопится, жалко, что такие короткие 8)

  • marcellus00

    Я специально написал про «ходить на собеседования», потому что на том же самом хх не всегда пишут конкретную цифру в описании вакансии, если вообще пишут. А зп выясняется уже по итогам беседы.

  • Dmitry Konstantinov

    По поводу монетизации, фри-ту-плей, не фри-ту-плей и куда можно вложить на игровом рынке 7-10 млн. беличьих шкурок. Есть один хитрый способ оплаты, который подходит для большинства жанров и проектов, за исключением, пожалуй, мобилок. Это когда пользователь покупает не контент, а время, которое он готов потратить на потребление этого контента. Ведь, в конце концов, основная конкуренция сейчас идёт не столько за кошелёк потребителя, сколько за его внимание и, соответственно, время. Время же есть величина постоянная и ограничивает твою возможность потреблять любой контент (не только игры) своими физическими рамками. Ты можешь купить на распродаже в Steam 20 игр, но 25-й час в сутки ты не купишь при всём желании. В результате на следующей распродаже ты покупаешь только 5 игр, а ещё через 2 — всего пару игр, в которые ты действительно собираешься играть. Представь, что ты покупаешь не игру (сериал, фильм, any content), а время, которое ты планируешь потратить на свободное времяпрепровождение помимо работы, сна, семьи, еды, прогулок, спорта и т.д. (между прочим, если попытаться посчитать оставшееся время, его останется удивительно не много). При этом тебе доступна ВСЯ (или хотя бы на 70%) библиотека из игр и прочего контента. Есть ли у тебя повод откладывать знакомство с тем, что тебе интересно? Нет. Нет необходимости ждать очередной распродажи в Steam, халявы в PSN+ или дня рождения Wargaming. Ты сел и начал играть. Не понравилось — без всяких сожалений о впустую потраченных деньгах, без криков о продажных рецензентах переключился на что-нибудь другое. Нашёл свою игру, завис в ней — деньги за потраченное тобой время тонкой непрерывной струйкой подпитывают разработчиков, позволяя им безболезненно создавать вполне себе нишевый продукт и развивать игру, как сервис, практически endless gaming.
    Логично и справедливо, я бы даже сказал, естественно. Другое дело, что построение такого сервиса — задача весьма нетривиальная и затратная. Вот здесь бы 7-10 лямов свободной зелени пригодились бы весьма. Тем более, что окупаемость у такого проекта в относительно близком будущем весьма и весьма солидная. Не хуже Steam, как минимум.

  • Vadym Ilin

    Надо срочно найти Сегала в стиме, чтобы попасть под раздачу подарков!

  • Laren_Door

    Да, все забываю спросить — а что, с Одессой в плане игр все совсем печально? Кроме Blam! и FarMills никого?
    И — хорошего вам Нового Года! 8)

  • Как долго я ждал подкаст без гостя. Они мне больше нравятся почему-то.

  • думали!

    и поставим обязательно.

  • согласен, надо подумать.

  • ага! и в подкасте Олег Чумаков звал разработчиков в Nival, и последний слайд его презентации на #GamesNightMoscow — «приходите работать в Nival!», при том что вся презентация была про использование Unity. если бы я был программистом, я бы Олегу точно написал, он отличный специалист.

  • ограничений по профессии нет. есть ограничение по релевантности. если вы программист, которому интересны темы выше и есть что спросить — welcome!

  • Dmitry Konstantinov

    Зато есть грязь в трёх агрегатных состояниях и про инфраструктуру я бы не горячился.

  • Андрей

    Доброго дня! С Рождеством! С наступающим!

    По поводу «команды для проекта за 7-10 миллионов»: не скажу за Калининград и Киев, но в Минске для этого создалась вполне благоприятная обстановка.

    1. Есть команды среднего размера, в 15-20 человек, которые уже более 2х лет делают игровые проекты. Сейчас это аутсорс, но они уже готовы делать свои игры.
    2. На основе этих команд можно легко расширяться – добирать и растить джуниоров, приглашать опытных людей.
    3. Работать в Минске вполне комфортно – нечто среднее между Варшавой и Киевом. Стоимость жизни ниже чем в Киеве.
    4. Судя по настроению на рынке – люди уже пресытились гегемонией Воргейминга и с готовы менять завышенные зарплаты на более комфортные условия труда в меньшем коллективе, и над своим проектом.

    Из недостатков и рисковых областей отметил бы гейм-дизайн. Программисты одни из самых лучших, художники отличные, но вот с гейм-дизайном не очень. Но это все решаемо за счет привлечения опытных людей.

    В целом по ситуации в Минске – все и идет к описанной вами схеме. Приходят инвесторы или представители игровых компаний из Европы (в основном) и готовы вкладывать деньги или в команду и ее расширение, или собирать людей с нуля.

  • Alexander Firyan

    Привет!
    Еще одно предложение для Сергея Климова:
    Подумайте про Ригу.

    У нас много крупных аутсорсинговых компаний, а крупных игровых нет, конкуренция за кадры будет меньше. Людям будет интересно сменить индустрию на смежную.

    Например Рижский офис компании Accenture, в которой я работаю — ~500 человек. К нам люди даже с Украины приезжают работать.

    К тому же мы уже в Евросоюзе и Шенгене, большинство говорит и на английском, и на русском. Плюс инвесторы имеют право получить вид на жительство.

    Приличные университеты есть, они уже работают с ИТ-компаниями. Есть даже фонд, который платит зарплаты студентам-стажерам.

    Подумайте, Сергей, и оцените такую возможность с партнерами.

    П.С. Огромное спасибо за подкаст

  • cr.vlad

    Блин, зачем вы так про роял квест. Как теперь жить, зная что на возрождение игры шансов 0?

  • cristaloleg

    думал я один такой (

  • Shmatter

    идти играть в блек дезерт когда выйдет.

  • Shmatter

    в стиме люди покупают игры что бы в них не играть. Доказано Гейбом.

  • Друня

    Извиняюсь, а почему такое явно болезненное отношение к вопросу?

  • cr.vlad

    ну это же по описанию какая-то игра по типу Линейки
    а роял квест был хорош тем, что был клоном рагнарока. больше таких клонов нет

  • Shmatter

    роял квест был плох тем что был плохим клоном рагнарока.

  • Dmitry Konstantinov

    Ну да, на первой распродаже я тоже накупил игр, как дурак фантиков. Потом количество покупок стало сокращаться по экспоненте. Во время текущей распродажи установил максимальный лимит цены.

  • ***

    Почему после титров подкаста (в смысле после финальной музыки) нету никаких бонусов? Каждый раз дослушиваю до конца и обламываюсь!

  • GreyDronT

    Сергей, вы часто говорите в подкастах «Если работа не радует — надо уходить». Я каждый раз дёргался, т.к. тема для меня больная. И тут новость про Нивал… И я такой: «Блин, Галёнкин не просто теорию проповедует, а ещё и сам действует».
    P.S. Всё равно не уволюсь, я ж не супер-профи, которого уже на части рвут предложениями.

  • 1

    Я хотел бы от всей души поблагодарить всех троих ведущих за целый год полезной и интересной информации!
    Это просто интересно и еще очень полезно для подрастающего поколения! Хотел бы я послушать все эти подкасты 10 лет назад.

    Всем спасибо и всех с Наступающим!

  • Den Gorbachev

    парни на позиции стажеров в P&G получают 45.
    Да и много где еще. Только туда попасть сложно.

  • Iurii Zakipnyi

    Бокс есть на олимпийских играх. А автогонок нету там

  • Aliza

    +1, очень хочется попасть, чтобы иметь возможность пообщаться в живую с людьми из индустрии.

  • 1

    в российском кино пост-продакшене в мск джуниоры получают 50к
    не зная ни черта

  • Dmitry Konstantinov

    Про программистов и пылесос было круто. Ржал от души. Спасибо за хорошее настроение и отличные подкасты! Всего наилучшего в Новом Году!

  • В каком-то плане понимаю вас и в том, что хотите, и в том, что не можете 🙁

  • Fuja Yjcathfne

    под «у меня есть идея игры» кто угодно же подходит
    у меня самого таких идей куча, куому я только нужен
    dime a dozen

  • Спасибо за ответ! Зарегистрировалась там, мне было бы очень интересно послушать про сеттинг проектов.
    ru.linkedin.com/pub/svetlana-kochergina/88/646/562/

  • 1

    легко быть художником и программистом!
    а попробуй найди работу будучи гейм-дизом или звуковиком например
    когда в каждой конторе их по полторы штуки.

  • Pavel Shestakov

    Вместо того что бы жаловаться на жизнь, лучше используйте все доступные лазейки и моменты.
    Я, например, в один прекрасный момент понял, что надо что-то менять в жизни.
    Нашел работу в МСК с зп, более чем достаточной,
    и квартиру в МСК за 15 тыр в месяц (квартиру!!!)
    а еще и договорился уволиться с предыдущей работы на несколько день раньше
    И все эти «телодвижения» заняли у меня… полчаса (30 мин!!!) реального времени.

    Или мой знакомый — сидел у себя в Сибири, никого не трогал, тоже переклинило и бац — через 2 недели переехал в Saber.

  • 1

    ПФФФФФ УХАХАХАХАХАХАХАХА
    иди нах*й со своей фашистокой страной

  • 1

    ты из самары? давай затусим! я тут фрилансю и никого кроме убогих социалок нет!

  • Друня

    Павел, Вы — молодец! Отличный пример того, как нужно действовать по жизни. Поймите, я не жалуюсь, а делюсь опытом. Без «работы» я не останусь, своих проектов хватает, чтобы быть занятым постоянно.

  • cristaloleg

    а что за украинец на кикстартере?

  • Pavel Shestakov

    «И я не могу найти работу в гейм деве на Unity с зп 50к (вроде как зп джуниора) «- боюсь это не способ делится опытом. Кстати если прогер на юнити из вас толковый и есть желание релокейтнуться в МСК, могу подсобить, как раз вакансия вроде открыта, ищем еще одного си-шарп прогера для юнити.

  • Друня

    Это мой личный опыт, как по вашему я должен был его преподнести? Только в этом подкасте минимум 2 раза обсуждалось как нужны люди. Моя статистика немного другая. В любом случае, из этой беседы я извлек полезную информацию, и надеюсь люди с таким же опытом как у меня — тоже.

  • 1

    >Зато есть грязь в трёх агрегатных состояниях
    ты хочешь сказать что в воронеже чище?
    >и про инфраструктуру

    или же что в калининграде окрому порта есть что-то еще?

  • Shmatter

    я хотел бы ответить Климову по поводу вартандера, что в стиме вартандер нужно сравнить в первую очередь с другими фритуплей проектами (а не только кол-во играющих в него). Потому что среди всех фритуплеев идет более острая конкуренция за аудиторию между собой. Так вот на фоне десятков тысяч одновременно играющих вартандера у остальных дела идут не особо — у них нет таких показателей. Можете сами зайти проверить.

    Во вторых гайдзины правильно все сделали когда зашли на стим. На дтф Титов писал в одном из срачей, что со стима без напрягов и проблем можно получить миллион аудитории. И хоть он рассуждает только в рамках мау дау и арппу я вынужден с ним согласится. Все эти 35 мильенов уникальных посетителей конвертируются в игру в виде сотен тысяч пользователей только благодаря сарафанному радио, а если еще фичеринг и реклама то вообще!

    Ну и конечно вальв поодерживает вартандер. Стим есть на пс3 и надеюсь будет на пс4. А вартандер наверное первый в мире ААА проект который гарантирует полноценный кросплатформенный сетевой компетитив мультиплеер между пекашнегами и плейстейшин.

    ЗЫ я не из команды гайдзинов и не пою им оду. Они реально молодцы.

  • Пётр Поросятов

    Так это гагатун популярнее лесбиянок или лесбиянки популярнее гагатуна?

    Ну и заодно по маркетингу: по-скольку у подкаста и у них аудитория почти не пересекается — был ли подогнан в подкаст постоянный траффик, или это разовый всплеск?

  • Sergey Morozov

    Сергеи, это какие подкасты про разработку появились в последнее время и где вы их отслеживаете?

  • Я не Сергей, но отвечу. Как минимум http://fgb.podster.fm/ и http://gamesjam.podster.fm/

  • Сергей, вы говорили, что вам не хватает «Манчкина» на планшете, чтобы играть по сети (упомянули, что играете в настольные игры на планшетах, т.к. «лень возиться с карточками»). «По сети» — это имеется ввиду, когда собирается компания, и все с планештов как-то играют вместе, или прямо совсем «по-сети» a la Hearthstone, когда игроки вообще друг-друга даже не видят? 🙂 Спасибо!

  • Пётр Поросятов

    Послушал про будущее fee to pay, отошёл к стене и заплакал. Выходит в две тысячи четырнадцатом я пропущу вообще весь «триплэй», а не только девяносто процентов.

  • Пётр Поросятов

    Игры не могут быть спортом? Срочно лишаем звания спорта такие игры как футбол, хоккей, шахматы и все прочние соревновательные игры!

  • Baloot

    Потому что товарищ marcellus00 прочитал не то, что было написано, а то, что ему захотелось прочитать и с ходу пошел в атаку. В последнее время это меня стало сильно напрягать в людях.
    К Вашему же посту интерес был из чистого любопытства, ради повышения образованности и прояснения общей картины мира 🙂

  • Дмитрий

    В Харькове gameloft занимается херней. Нет тут крупных путевых игроков.

  • luayan

    А в чем подвох с квартирой оказался?

  • Baloot

    А не с Вами ли мы недавно тут в комментах спорили есть ли геймдев в Самаре?
    Хотя там вроде ник был другой, но вдруг.
    Если не с Вами, то знайте: вас таких Одиноких Рыцарей в Самаре как минимум двое 😉

  • Baloot

    а программистов вообще по полкоманды иногда. В чем разница-то?

  • Shmatter

    люто бешено плюсую.

  • Sergey Morozov

    спасибо большое

  • Adrenaline

    Подкаст не грузится, а при попытке скачать пишет, данный файл повреждён.

  • Shoogo

    Услышать студию СiЧъ было бы прекрасно!

  • famiak

    2 с лишним часа, да это же РАЙ.

  • Пётр Поросятов

    А реально позовите как-нибудь косплееров, только не рядовых, а хардкорных, тех что с издателями работают. Ту же элизабет, напрмиер, из биошока.

  • ё

    и что ты хочешь от них услышать? как рюшечки на рукавах вышивать?

  • вася

    http://universumwar.com/

    затея мутная имхо, но кто его знает

  • Shoogo

    Она на кнб рассказывала про теорию струн, ты без википедии знаешь что это такое?

  • ё

    я тебе про миграцию птиц могу рассказать? ты без википедии занешь что это такое?

  • Пётр Поросятов

    Да, например. Вот ты мне можешь рассказать как вышивать рюшечки на рукавах мастера чифа, маркуса феникса или на кого ты там, из мужиков, дрочишь?

    Ты же слушаешь когда приходят художники и про арт рассказывают, так вот это напрямую перекликается, потому что они этот арт художников пытаются в реальную жизнь перенести, а эти влажные фантазии зачастую не дружат с физикой и биологией.

    Ну и конечно их взаимоотношения с издателями, маркетингом, выставками и прочая занятость.

  • Любой из вариантов подойдет. но лучше оба, как в Carcassonne и Ticket to Ride 🙂

  • Shoogo

    Я к тому что с ней есть о чём побеседовать, как о играх так и не очень.

  • Shmatter

    кстати Александр Велики который сделал фелскаар уже работает в банги над дестини. Вот снова живой пример как попасть в индустрию.

  • Shmatter

    так он все равно снова почистит. =)))

  • Роман

    Где мой пирожок?!

  • Shmatter

    а я свой забрал.

  • Спасибо! Просто относительно недавно как раз обсуждали целесообразность переноса настольной игры на планшеты 🙂

  • ё

    чел, у тебя серьезные проблемы с психикой,
    плевать я на фан сервис хотел и на создание единичного, оторованного от всего продукта
    послушать как берестянные фигурки вырезать я могу в другом месте
    и да, опережая твой избрызганный слюной комментарий — плевать я хотел и на тебя

  • ё

    у тебя перекос на болтовню? сходи с соседом поболтай, с ним можно и про игры про не очень

  • 1

    давай ссылку на компанию!
    приду с коньяком и печеньками в гости!
    если делаете фермы-социалочки наливать не буду!

  • cristaloleg

    согласен, много всего. слишком. какая-то каша получается.

  • Пару раз было же

  • Baloot

    ссылки на компании-разработчики есть тут: http://vk.com/gamesnightsamara
    Там же можно посмотреть вакансии. Да и напроситься в гости к кому-нибудь)
    Мне лично вот эти ребята очень-очень нравятся: http://www.insomnia-project.com/?lang=ru

  • Пётр Поросятов

    Тебе огнетушитель дать?

  • одна проблема — последний и единственный релиз был давно, а у нас по правилам авансов студиям не раздают. ждали, пока Дыбовский выпустит, ждём «Эйзенвальда» в релизе, Максима тоже будем ждать — как очередной мод выпустит, так сразу же!

  • Baloot

    А вот тут была беседа с Вашим товарищем по несчастью 🙂 http://sergeiklimov.biz/2012/12/qa/#comment-1120713883

  • 1

    жалкая личность

  • Warframe ~14K CCU, War Thunder 11K CCU.

    Warframe ~3.6K reviews, War Thunder ~2.4K reviews.

    Это не к тому, что WT нехорошо себя чувствует. Но к тому, что 20-25К CCU на Стиме так и не набрала, в Top 10 по ССU не вошла (сейчас на N20). Думаю, пока не откроют офис в часовом поясе США — так и останется.

  • Dmitriy Romanov

    Хотет добавить Сергея в стиме.

  • PS

    На Steam «фичеринг» отсутствует как класс. Есть набор правил, они ко всем применимы. Про «один парень в сраче сказал» — могу одно сказать, ориентируйтесь на достижения и по ним уже придавайте вес словам. Много кто говорит, это не всегда совместимо с реальностью.

  • Только если это будет подкаст в формате набора фотографий.

  • Рига — интересный вариант, но сложна тем, что требует визы. И если надо будет кого-то туда отправить из Питера — всё, привет посольство, пять дней (минимум), деньги и т.д. То есть нельзя, как с KGD, сказать в Скайпе — бери завтра утром билет и приезжай на собеседование.

  • Пётр Поросятов

    Пенный или порошковый?

  • привет!

    1. инвестиционный климат в Минске довольно прохладный. в 90% случаев это не мешает, если у вас команда в 20 человек, но как только начинаем говорить о 100, об оборудовании и проектах, которые подписываемся сдать издателю с санкциями за опоздание — уже немного страшно становится.

    2. есть очевидный лидер — WG. местные таланты уже там, перспективы работы в WG — отличные, кто за пределами WG — это а) не формат (другие жанры) б) инди по призванию (мотивированы сделать свою собственную игру).

    «более комфортными» условия в таком новом офисе будут вряд ли, учитывая вложения WG в новый офис и возможность обучаться через другие офисы, внутреннюю Wiki и проч., «над своим проектом» люди в новой студии работать точно не будут — ибо в примере речь о том, что проект уже существует и под него нужна команда.

    3. перевозить опытных людей в Минск можно из Петербурга, например, или из Москвы, но не из Киева, и при этом люди будут воспринимать такой перевод как «ссылку», ожидая повышения зарплаты. что сводит экономику подобной затеи в ноль )

  • 1

    давайте честно и без обид,
    — инсомния — извините вообще ни о чем, полтора арта которые можно сделать за неделю, причем стилистика нагло заимствована из разных проектов, а название компании даже не удосужились на занятость в гугле проверить,
    — список компаний, с надеждой проверил каждую — каждая делает никому не известные казуалки-социалки, есть еще скайривер, который сдулся с концами в середине 2000х
    это не геймдев, без обид

  • ExileDaniel

    Думаю, некогда она без Википедии тоже ничего бы по этому поводу не сказала.

  • Baloot

    Какие уж тут обиды.
    Каждый решает сам в кого ему верить.
    А Вы всё-таки попробуйте пообщаться с тем «Васей», на беседу с которым я кинул ссылку выше. Думаю, вы найдёте много общего на фоне оценок по 1-2 скриншотам. Вомгла, все дела.

  • Pavel Shestakov

    Да у единственного московского «земляка», буквально в последние полгода появилась в наследство квартира… ну вообщем первый выстрел и в цель =)

  • Shoogo

    Ну как же, в прямом эфире кнблайв седела и говорила без всяких интерентов. http://www.youtube.com/watch?v=GclB4B5OU7g

  • Shoogo

    У них там «На Карибы» уже где то близко. Уверен выйдет раньше чем HL3.

  • Ага. Как сказал мне в ноябре 2011 года продюсер этого проекта, «мы уже в бете — выйдем скоро». В том смысле, что когда продукт выйдет и если он будет от этой студии — то с удовольствием распросим Максима!

  • Shoogo

    Они в глубокой бэте… в общем надеемся и ждем.

  • luayan

    Все таки хотелось бы отдельный подкаст, посвященный мыслям косплееров о сочетании глубокого выреза с пушапом, тяжкому опыту киберспортсменов в наращивании апм, драме взаимоотношений летсплееров с ютубчиком и тому подобному.
    И отдельный про то, как понимающие чуваки болтают об индустрии между собой и с теми, кто ее формирует.

  • Артемьев Дмитрий

    Про подноготную создание чего либо, в самую точку сказано 🙂

  • saratnick

    А я отлично совмещаю приятное с полезным. Особенно хорошо на сон грядущий подходят гиковские выпуски радио-т.

  • По поводу будущего устройств с немного другой стороны: скорее всего ноутбуки и планшетики объединятся в одно устройство с подсоединяемой клавиатурой — такие уже есть на рынке, и много. Сами устройства будут обладать достаточно большими мощностями, что видно уже сейчас на примере ARM, и мало персонифицированными. Все персональные данные, то есть фоточки с котиками, и персонификация среды, грубо говоря обои и иконки, будут в облаке и доставляться или синхронизироваться с устройством при подключении или по мере необходимости. При подключении к док станции такие устройства будут получать доп. ресурсы — большой монитор, беспроводные клавиатура и мышь, доп. физ. ресурсы.
    ПК умрёт окончательно и бесповоротно как делает это последние n лет и превратится в своего рода приставку для гиков и геймеров. В данном случае, если говорить о форм-факторе, а не ОС, сложно сказать что будет дальше так как всё зависит от движений MS в Win9. Учитывая увольнение Синофски и подвижки Гейба к «пристакофикации» ПК не исключён вариант соревнования в next gen commodity hardware и *nix с commodity hardware и проприетарной ОС, чем и являются современные приставки за исключением GPU.
    Ну как-то так вкратце.

  • Dmitry Konstantinov

    Мои контакты: http://www.linkedin.com/profile/view?id=146003465&trk=nav_responsive_tab_profile
    Ты что фрилансишь?

  • zelga

    Вы в началае подкаста говорили о детской игре, что-то вроде бонбон. Как она точно называется? И вообще, в какие игры ваши дети любят играть больше всего?

  • Bubl Draw

  • tuman18

    эй, нельзя так про стеснительных, мы же няши!

  • wat

    Учись школьник. Играми тебе заниматься, только играть разве что.

  • пинкертон

    Хочу порекомендовать в подкаст гостя, моддера http://vk.com/id131586787 Александр Горячев skype ID: allienl Проект http://www.moddb.com/mods/alchemilla-mod/

    Интересный собеседник и разработчик, помогает другим николаевским проектам.

  • SAS

    про количество людей в war thunder — стат стима вот прям щас показывает чуть меньше 5 тысяч, а в самом клиенте показывается онлайн больше 34 тыс.

  • Alexander Shalapuda

    Итоги года и ни слова о GTA V. Вы специально? 😀

  • Valeriy Nikolenko

    Нормальные люди в него не играют. Тем более взрослые. 😉

  • Alexander Shalapuda

    События года: да так игра какая-то которая стала самым быстро распродаваемым медиапродуктом в истории, ерунда какая:D

  • Да, но из нас в нее никто не играл.

  • Да, конечно, общий CCU проекта может быть в 7-15 раз больше CCU на Steam’e. Мы не говорили про игру вообще — об этом поговорим с Gaijin’ами в январе, надеюсь! — мы говорили о возможности набрать 20-25К CCU именно на Steam.

  • Богдан Литовченко

    Сергей спасибо за подкаст! Подскажите линк на детскую игру про которою упоминали БУБУ или ВУВУ, Еще сделайте подкаст про детские игры от 3-8 лет.

  • GvinP

    Ну, во первых не школьник, а во вторых, уже, можно сказать, занимаюсь 😉

  • Valeriya Mallayeva

    Про голландцев очень хорошо. Смеялась от души.

  • Valeriya Mallayeva

    опачки, Вадик 🙂

  • Oleg Pridiuk

    у Лерики особая боль 🙂

  • Vadym Ilin

    Опачки Лерика. 🙂
    Ты звезда! Тебя сами в подкасте упоминают!

  • Valeriya Mallayeva

    О да…

  • Valeriya Mallayeva

    Сама в шоке ^___^

  • MaZ

    В Самаре немало софтверных контор, которые уже сейчас друг с другом за кадры воюют. А в бизнесе, как известно, денег больше, чем в геймдеве. Так что с Самарой там не всё так просто может оказаться.

  • 1

    вот именно
    можно подумать индустрия это только про фейс-ту-фейс общение

    можно и статьями информацией вообще-то обмениваться

    для себя давно уже черпаю большую часть полезной инфы именно из них
    если она хорошо написана, то КПД от нее в разы больше, чем от докладов, которые больше про вау эффекты и для экстравертов

  • wat

    Ты не wat.

  • wat

    what about talk — аббревиатура, ничего личного 🙂

  • wat

    Зачеты по учебе? — значит школьник. Уже можно будет сказать,
    когда школу (шарагу/вуз — имелось ввиду учебное заведение) закончишь, получишь опыт работы и наберешься мудрости
    взрослой жизни.

  • Bubl Draw. 5 комментариями ниже уже был такой же вопрос ). Подкаст про детские игры — как их разрабатывают? С TocaBoca? Честно говоря, не самая интересная тема, лучше Gaijin и Chris Taylor.

  • Ohmygod, you are the best!!! А если серьёзно, когда у нас Gaijin? Хорошо бы дату забить, потому что они наверняка дико заняты будут.

  • MaZ

    Вот опять ведущие рекламируют игры, а искать время, чтобы в них поиграть — мне.

  • Богдан Литовченко

    Тема не особо интересная, но если бы вы уделили минут 20-30 рассказу что есть на рынке и какие команды, думаю будет интересно.

  • zelga

    спасиб

  • Schrodinger’s_cat

    почитала комментарии @ заспойлерила себе подкаст 🙂

  • Shmatter

    варфрейм таки на полгода больше в стиме висит чем вартандер. Время сколько проект уже находится в стиме тоже имеет значение. А при этом 2.4к и 3.6к это все таки отрыв не в половину. Когда откроют офис в часовом поясе и догонят и перегонят.

    Варфрейм при таких показателях, кстати, очень круто себя чувствует. И с учетом того, что варфрейм продается только через стим, то это еще один плюс в сторону вартандера, который в основном идет через мейн сайт, а стим это так, вторичная площадка.

  • Warframe, last 6 months.

  • War Thunder, last 6 months.

  • пусть два юных родителя отдуваются, я на 20-30 минут не наберу. знаю только 5-6 проектов от силы хороших.

  • посмотрим, пока динамика по CCU не показывает того, что аудитория остаётся играть. при этом аудитория тех, кто попробовал и кому понравилась — растёт. мне и самому интересно, до какого размера может вырасти CCU F2P подобной на Стиме.

  • Evgeny Belyaev

    Ну вот к вопросу о кадрах и такой гипотетической области, где еще нет крупных студий, но потенциал есть. Есть Кировская область в России, где нет крупных студий вообще. Я согласен, не так много кадров на текущий момент, однако есть множество учебных заведений, выпускающих и программистов, и художников, и дизайнеров (не гейм-, а обычных), т.е. потенциально можно пробовать. Увы, было несколько примеров, не очень удачных. Однако на местных форумах, особенно несколько лет назад, топиков от людей заинтересованных было немало, были даже какие-то разделы по созданию игр. Из плюсов — экономически гораздо дешевле, з.п. программистов по области в среднем 20-30 тыс.р.

    Вот как раз здесь бы организовать Геймснайт, чтобы всосать всех заинтересованных в одном месте в один день — сразу бы показало потенциал и перспективы, возможно, сразу бы что-то куда-то двинулось. На мой взгляд, как раз подобный формат очень подошел бы.

  • циник

    как итог года: самую оцененную игру от инди No Man’s sky — смыло водой

    http://www.polygon.com/2013/12/25/5243182/hello-games-studio-flooded-on-christmas-eve

  • Shmatter

    я про то что нужно сравнивать не последние 6 месяцев. А первые полгода варфрейма и текущие полгода вартандера,

    Во вторых — Вам стимчартс не посчитает правильно. Потому что формально варфрейм был в стиме запущен с начала января 2013 (опен бета), а официально с 29 марта. И до 29 марта он набирал и набирал аудиторию.

    Ну а в третьих, да вартандер более нишевый и ему в этом плане тяжелее конечно. Но повторюсь еще раз, так стим это не основная площадка продаж вартандера. То даже такие результаты это уже очень хорошо.

  • Shmatter

    может фичеринг в стиме и отсутствует как класс, но некоторые проекты на главной появляются чаще остальных.

  • GvinP

    Касательно моддеров, которых можно пригласить в «Как делают игры», предлагаю пригласить кого-то из dezowave team. Эта команда, которая разрабатывает наиболее глобальную модификацию игры Stalker (если сравнивать с уже вышедшими). И, вроде, с ними даже сотрудничает то, что осталось от GSC Game World.
    Вот официальный сайт проекта: http://www.dezowave.com/
    Вот официальный русскоязычный сайт по модификации: http://lost-alpha.com/
    А вот страница на moddb: http://www.moddb.com/mods/lost-alpha

  • Garet Shadow

    >mfw подкаст с Дыбовским не на 1ом месте

  • Andrii Vintsevych

    2 Галёнкин, если ты уверен, что ты не экстраверт, то ты скорее всего амбиверт. То есть, человек находящийся по середине инро-экстра спектрума. Такому человеку пресущи как черты интоверта, так и экстроверта. Но я никогда в жизни не поверю, что ты интроверт. Погугли, что ли. Многим интровертам, сложно даже знакомым в глаза смотреть.

    Забавный факт: Во время прослушевания подскаста, делал игру про интроверта.

  • @IgnatMetelkin

    О, майн Готт! Галенкин, там не от жатия на газ нога устает, а от боковых перегрузок. Почитай, хотя бы, википедию, перед тем как осуждать автоспорт)

  • Sergey Volkov
  • Sergey Volkov

    Прекрасный выпуск!
    Будьте ещё лучше и интереснее в следующем году 🙂

  • Andrey Krut’ko

    Гугл еще сканирует наши (человеческие) книги, чтобы их AI их читал.

  • Tevton

    А где это устраивали курсы? Можно ссылку?

  • Друня
  • Klaus Muller

    Идеальным кандидатом для «интервью с мододелом» считаю Михаила Кадикова (Buzzer) : левел-дизайнер, работает в индустрии, лидер проекта Paranoia ( Mod of the Year 2007 по версии ModDB и один из лучших модов для Half-life ), ведёт блог и пишет статьи по созданию уровней, а также готовится к созданию нового проекта — в общем, хороший человек.

    Его сайт http://www.level-design.ru/

  • Konstantin Konev

    Это просто еще одна ГТА.

  • Maria Idoru

    уважаемые монстры индустрии, подскажите, плиз: хочу попасть в геймдев, чувствую в себе способности к менеджменту, опыт мизерный, читала разную литературу на эту тему, учусь быстро. как получить опыт? или: как попасть в падаваны к руководителю? (СПб)

  • solarwind

    Может это уже и спрашивали когда-то, но все же спрошу. А вы не собираетесь провести подкаст-интервью с создателями проекта Ил-2 Штурмовик Битва за Сталинград? Или может такой выпуск уже был, а я слоупок? Сейчас этот авиасимулятор в стадии ранней беты, и, похоже, имеет все шансы на возрождение легенды Ил-2. Было бы ОЧЕНЬ интересно послушать такой выпуск. Тем более, этот жанр не очень типичен в данное время, но очень интересен.

  • Кстати, еще одним фактором, влияющим на то, что сообщество игроков больше интересуется процессом создания игр потому, что в последнее время оно может посредственно или даже непосредственно влиять на этот процесс.
    Кроме того, если можно так оценить, «погружонность» потребителя в игровой контент гораздо сильнее, чем у других медиа, как мне кажется, существует даже доля аддикции (нехилая порой), грубо говоря, среднестатистические игроки больше увлечены играми, чем среднестатистические любители фильмов кинолентами, к примеру. Вывод сделан на личных наблюдениях, потому сильно субъективен.

  • RusoTuri100 .

    Игра Mad Out бывшая Super Baiga https://www.youtube.com/watch?v=5iSRueJ7-fU
    ролик старый.

  • Fill Freeman

    А что насчет Тулы?
    Есть два университета (программисты, дизайнеры), развивающаяся инфраструктура. Ни одной игровой компании. Вариант спорный, но несправедливо забытый.