Почитайте про ранний доступ в Steam и судьбу Кикстартеров

Во-первых, почитайте заметку о запуске игры в Steam Early Access, которую написал Александр Дергай на основе опыта «Легенд Эйзенвальда». Игра, кстати, действительно сырая и действительно интересная, мне понравилась.

А во-вторых, Wired пишет о судьбе девяти громких игровых Кикстартеров — затянутые сроки, завышенные бюджеты, чрезмерные ожидания.

Я тут похвастаюсь, что я предсказывал некоторое разочарование прессы и масс от Кикстартера, но по-прежнему считаю, что это хороший механизм для обкатки необычных и не очень коммерческих идей — вроде моего любимого FTL, очень неплохого Shadowrun Returns или вот опять же «Легенд Эйзенвальда».

А если люди сами дают деньги Питеру Молинье, то тут не Кикстартер виноват.

Фото: Alexandre Neves Rodrigues

  • [email protected]

    а если молинье сам дает денег на свой проект, то тут кто виноват?

  • MacGul

    Kickstarter наверное будет работать, когда разработчики будут показывать имеющиеся наработки.
    А не кода: «Здравствуйте, я Разработчик Ваших Любимых Игр Детства, дайте пожалуйста денег, у меня Идея есть»

    И не важно Питер Молинье или Тим Шафер.

  • Банковская система!

  • [email protected]

    ftl так и вышел.

  • Sinapsi

    Я готов раз в год/два давать Молинье денег на кикстартере только ради того что бы слушать его голос в dev diary. Еще я бы с удовольствием проспонсировал ему подкаст или аудиокнигу.

  • Язиката Феська

    Ok ok
    Wasteland 2 вийде і подивимось

  • lollipuss

    Я бы дал денег, чтоб он уже скорее на пенсию ушел и забыл про Кикстартер. На пенсии пусть хоть книги пишет, хоть в потолок плюет.

  • René Magritte

    Шадоуран чисто айпад проект. На пк играть интересно, но вырвиглазно все же.

  • Белые пузатые американские девочки с едой в руках бегут в футболках с надписями «the color run». Хм…

  • don-mika

    Хороший пример Star Cirizen. Игру/ разработку разбили на модули, и выпускают по мере готовности. Таким образом такой крупный проект, а всего через год после анонса, игру уже можно пощупать.

  • SXX

    Это не для всех жанров сработает, а только там где мало кода и много арта. Но что показывать разработчикам RTS или симулятора например?

    Разработчики Castle Story вышли на кикстартер с уже готовым прототипом и с идеей «вот вот доделать и игра готова». Прототип выпустили, но из-за большого количества денег они игру начали чуть ли не с ноля переделывать. Они молодцы, уже выпустили альфу, но до готовой игры уже далеко.

    И Planetary Annihilation: никаких наработок не было кроме арта и трейлера, но альфу выпустили в срок и активно пилят.

  • TurboMorph

    Ну всё правильно, если разрабы зафейлят — больше денег никто им не даст. Так и задумано.

  • Jon Irenicus

    😀

  • SXX

    При всей моей любви к Star Citizen качество одного модуля совершенно не гарантирует качество следующего. Пока я вижу что у них есть крутой движок и что они могут делать хорошие модельки.

    Хотя и Crytek тоже делает неплохие бенчмарки, но денег я бы им на кикстартере не дал. 🙂

  • Юрий

    Шафер сдержал обещание по первому проекту, честно и без ипотеки.

  • tima

    я купил и прошел на андроиде!!11 shadowrun, и он прекрасен, хочу еще, спасибо кикстартеру

  • статью на Wired читал чуть раньше сегодня. там не особо про разочарование (разве что про Godus немного :)).
    повышенный бюджет => бОльшая игра => более долгая разработка.
    как и сказал Брайан Фарго, если честно и открыто показывать бэкерам, что и как делается, они всё поймут.
    хотя я не говорю, что проекты не фейлятся. если бы ни один не прогорел, было бы, скорее, странно.

  • Ilya Shilin

    Спасибо за ссылки. Надеюсь многие нужные люди почитают и начнут запускается через Грин лайт.
    Знаю несколько замечательных проектов которые ничего не потеряют если там будут.

  • SXX

    Только надо заметить, что именно у inXile с общением с комьюнити таки вышел FAIL. Информации о процессе разработки очень очень мало.

  • Гость

    ранний доступ конечно крутая штука. раньше ведь тоже игры выходили с «ранним доступом», только ты об этом понимал, когда уже пытался играть в игру, а там ничего не работает, и приходилось ждать десять патчей. а теперь вот честно говорят, игра не готова, десятый патч выйдет через полгода, очень хотим денег.

  • Тимур

    На RP был отличный обзор в трех частях по судьбам кикстартеров, но где-то полгода назад. Там уже было видно, что большинство так или иначе просило время на доработку, например.

  • Прохожий

    Народ вы в greenlight вообще заходили? На те игры смотреть страшно. Тот же Эйзенвальд позор просто и тихий ужас. В чем суть раннего доступа мне кто-то может сказать? Если у тебя нет денег какого хрена ты делаешь игру которую не можешь потянуть. И откуда берутся люди у которых есть желание играть в забагованный кусок нечта?

  • ArtK

    Дал деньги Питеру через Steam Early Access, поиграл в «Годус» 2 раза с перерывом в пару недель и понял, что сильно обманулся на счет игры. Больше Мулинье от меня денег не получит.
    По моему это нормальный вариант развития событий. У разработчика намного больше рисков не получить деньги в следующий раз после удачно-неудачного Кикстартера, так как бекеры не простят «шлак» за свои кровные.

  • По крайней мере это он будет делать исправно, с максимальной задержкой в 1-2 месяца.

  • Алексей Петров

    Есть некий процент людей, которые готовы играть хоть в бету, хоть в альфу. Early Access — для них и для разработчиков. Первые получают свой доступ, вторые — тестирование и ранний поток денег.

  • passerby

    поддержал штук семь проектов за все время, все сугубо ностальгической направленности, сиквелы или «духовные наследники», от известных людей, и все они стабильно двигаются к релизу, подстав ничто не предвещает. я один что-ли никаких вопросов к Кикстартеру не имею?

  • Alexey

    а это потому что неправильное было прототипирование
    а если сделали прототип из картона то ничего они не сделали
    что значит из-за большого количества денег? как это вообще на техпроцесс влиять должно? я отвечу, молчите — НИКАК не должно
    либо у них есть уже что-то, либо ничего нет
    когда все переделывать с нуля из-за того что мол денег много дали это сказка о белом бычке, просто изначально несерьезно подошли и денег давать не надо было

  • SXX

    Ну представь себе, делает команда друзей проект на коленке ради фана и делает все как умеет.

    Потом появляется кикстартер и разработчики думают: — А почему бы и нет? Ну и пробуют собрать свои 80к баксов при почти полной уверенности что проект не взлетит. И тут им дают не 80к, а 700к плюс кучу паблисити.

    Естественно большая часть наколенных наработок полетит на мусорку, т.к аудитория теперь ждёт игру за 700к. И почему ты считаешь, что это плохо? Мне кажется для этого и нужен кикстартер.

  • Аналогично. Пока только одна из поддержаных мной игр вышла, но оказалась небольшим шедевром. (всё ждём подгалёнкина с автором)

  • Alexey

    да-да, конечно
    проект друзей на коленке
    только вот кикстартер не появляется «потом»
    сегодня большинство этих друзей делают проект на коленке фрилансеров таким образом чтобы было эффектно и быстро игнорируя вообще все кроме презентационной части
    это началось еще с пришествия соцсетей и смартов — быстро сделать, быстро продать, а там думать уже по факту
    идея неплохая и по существу правильная, но по факту многие из этих торопыг не могут вырастить из концептуальной демки полноценный продукт
    так что держим в уме то что кикстартеры это в большинстве своем неудачники прошлых бумов прогресса
    что не умаляет важности и нужности самой идеи кикстартера для тех кто работать умеет

  • Nevermind

    Если у тебя нет игры, какого хрена ты говоришь мне, что делать?

    Впрочем, нет, при чем тут игра. Просто, какого хрена?

  • passerby

    вот, кстати, купил Тук-тук, специально две ночи просидел с ним, но так(пока?) и не осилил правила понять, энтузиазма поубавилось.

  • TogusaRusso

    >>Разработчики Castle Story вышли на кикстартер с уже готовым прототипом и с идеей «вот вот доделать и игра готова». Прототип выпустили, но из-за большого количества денег они игру начали чуть ли не с ноля переделывать.

    Для такой фигни вообще-то сиквелы придумали.

  • Гена Воробьев

    Почему «не можешь потянуть»? Тестирование большим количеством игроков может дать гораздо лучшие результаты, чем если бы разработчики все делали в своем бункере.

  • Гена Воробьев

    Типичная игра от Ice-Pick.

  • Gadzhega

    Я вот на Early Access пока купил 2 игры которые имеют очень большой потенциал. Это Kerbal и Prison Architect. Первая очень интересна своей концепцией, вторая — тайкун по которым я так сильно соскучился. Очень радует то, что игры постоянно обновляются. Правда я в них почти не играю но приятно что их допиливают и периодически запуская невооруженным глазом видны изменения. Так же хотел взять Planetary Annihilatin но блин 40 баксов — это слишком.

    З.Ы.: Дефендеров брал тоже в Early Access, да 🙂

  • Janeway

    У Crysis 2 кап на 100фпс — плохой бенчмарк=)

  • passerby

    ну нет, с Мор-утопией, помнится, такой проблемы не было, там правила игры были как раз четко обозначены, только они были слишком жесткими(отошел за сайдквестом, оголодал, заболел, искал магазин, кончилось время, провалил квест дня, умер), отчего ее тоже ни разу не закончил. здесь же нужно пробами и ошибками нащупывать механику, но люди разные, на мой вкус и скилл тут, видимо, проб-ошибок и времени на них затраченного требуется слишком много.

  • SXX

    Зато есть подземный океан с тесселяцией 🙂

  • SXX

    Т.е им надо было релизить мягко говоря кривую игру и потом делать сиквел?

  • TogusaRusso

    «Прототип выпустили, но из-за большого количества денег они игру начали чуть ли не с ноля переделывать.»

    Вы уж определитесь, или прототип был говно или денег им дали слишком много и они занялись выжиганием по дереву.

  • kefear

    Удивлён что все всегда так удивляются задержкам проектов, как будто не нормально, а разработчики всегда уверены что всё доделают вовремя и не добавляют дополнительное время просто потому что что-нибудь да факапнется.

  • wasiaFuse

    Что касается Тормента, да. Но по Wasteland уже есть море информации, видео и скринов.

  • one

    а если молинье сам дает денег на ваш проект, кто тут виноват?

  • Henry08

    А, почему все говорят только о кикстартере, а не о world of mass development? Да эта система расчитана в первую очередь на прибыль и подстёгивает бейкеров именно баблом, но там всё чесно и без лишней романтики. Меркантильные персоны получают иллюзоный шанс на пачку зелёных купюр, фаны — ранний доступ к пре-альфе. Ключевые моменты развития проекта решаются голосованием. Не ко всем играм такая схема подходит, но именитые в прошлом разработчики как бы почти закончились, неизвесные люди с демкой редко получают больше 50к и речь уже идёт только о спонсировании чего-то очень маленького и нишевого. Игры должны стать ближе к игрокам, только вряд ли кикстартер станет соединительным звеном, не для таких целей он создан.

  • bloodredfrog

    Что такого позорного в Эйзенвальде? Я купил её сразу после появления в раннем доступе, и в неё вполне можно было играть. По крайней мере, обучающая кампания проходилась нормально.

  • Иван Ефимов

    Так альфа же ничем не отличается от прототипа, кроме интерфейса?

  • SlowJoe

    Как мне кажется большая проблема Кикстартер проектов это завышенные ожидания игроков. Когда вышел Шэдоуран было много негатива по поводу недополученных молочных рек и кисельных берегов. Хотя разработчики сделали все что обещали и свою часть уговора выполнили на 110 процентов (даже крутой режим матрицы запилили, хотя во время Кикстартера об этом не было речи).

    Вторая большая проблема это то что довольно большую часть денег многие разработчики сразу записывают в прибыль проекта. К примеру вэйстленд с их 3 млн. сборами вместо 900тыс мало изменился по сравнению с изначальной концепцией.

  • Shmatter

    «А если люди сами дают деньги Питеру Молинье, то тут не Кикстартер виноват.»
    В этом виноват сугубо Питер Молинье.

  • Shmatter

    Вы в меру сравнивайте. В сравнении с большей частью проджектов на гринлайте — эйзенвальд так вообще брильянт. А для раннего доступа он вышел вполне здравого качества.

    Вы уж определитесь чего вам хочется. Если графЕки как в крузисе, то да, ензевальд тут сливается. А геймплей у него вполне ок. С учетом просадки пошаговых стратегий-эрпоге на рынке — очень даже ок. Вон у кингс баунти графичка вообще ушлепская по нынешним меркам, а сама по себе игра просто отличная. И вон, год назад новую часть выпустили про энтих викингов на старючем движке (понятно 1С жаждет срубить баблосиков по максимуму пока может) , но народ все равно раскупал как горячие пирожки.

    Про ранний доступ можно спорить сколько угодно и с разных позиций.
    Я лично уверен лишь в одном — спрос рождает предложение и валвы за этим пульсом очень четко следят. Пока будут люди согласные платить за бету-альфу чтоб играть пораньше — все будет. Если такой клиент исчезнет — отрубит Гейб всю эту хуетень с ерли аксесом от стима тут же и не будет сюсюкать и ртянуть сопли.

    В конце концов вас предупреждают , а не наебывают — ранний доступ — все дела, все еще много херни и косяков. Выбор так сказать за вами. Не понравилось — отвернулись и пошли в другую сторону.

    А пока на ерли аксес есть спрос — в выигрыше все.

  • Прохожий

    объясни мне в чем суть такой разработки?
    то есть не так,
    в чем суть тогда вообще твоей работы как разработчика? в чем фан? инди разве они не для того инди, чтобы делать все самому без чьей-то указки? с ёрли аксесс как-то получается что нет.

    ну то есть фан может быть если ты ультра-экстраверт и получаешь кайф от того что вся твоя кухня выливается наружу.
    мне это просто не понятно

  • ooups

    Проблема только в том, что когда придут те кто работать умеет, то доверие пользователей к платформе уже будет подорвано.

  • ooups

    Суть в том что жрать хочется всегда, а не только после выпуска игры и не у всех за спиной стоит жирный издатель который способен терпеливо ждать, кормя вас и вашу семью, пока вы допилите игру своей мечты.

  • Johnny_G

    Что за игра?

  • Прохожий

    тогда иди работай, копай клад, воруй и только потом делай игру мечты
    не жри, не спи, удиви публику.
    кому ты нахрен сдался со своей недоигрой-мечты, которую еще и тестировать все должны

  • Janeway

    В статье написали, что для выхода в ерли аксес нужно >15к голосов. 15к человек хотели бы играть даже в альфа версию игры. В чем твоя проблема?

  • Прохожий

    бесит что неудачникам и лентяям дают возможность зарелизить их недо-дерьмо
    пойду пустырника попью

  • Shmatter

    а с чего ты взял , что если эрли аксес, так прям девелоперы с благоговением ждут когда их игроки, купившие ранние доступ, пукнут?

    Грамотный разработчик — нормальные идеи из общего вокал минорити вычленит и в игру привнесет. Игра станет лучше. Ненормальные идеи, обоснует самым ретивым эрли аксакалам — почему так делать нельзя. Игра снова станет лучше.
    Если ты, как девелопер, так сделать не можешь, то грош цена всем словесным приставкам инди или хуинди.

    И ранний доступ в большинстве своем не про это. Он про то, что бы раньше начать продавать игру с оговорокой. А на свежие деньги допилить ее до годного состояния.

    Для тех кто в танке, еще раз уже процитирую эту самую оговорку — «В конце концов вас предупреждают , а не наебывают — ранний доступ — все дела, все еще много херни и косяков. Выбор так сказать за вами. Не понравилось — отвернулись и пошли в другую сторону.»

    Вон майнкрафт и маунт енд блейд продавались ерли аксес только через свои собственные сайты. Кому было хуже?

    Нотч запилил клевую игру , турки запилили клевую игру. И запилили на ранние деньги, и комюнити еще помогало здравыми идеями и указывало на косяки. В итоге все мы получили отличные игрульки и сотни тысяч довольных игроков, которые про ерли аксес даже не слышали, а приобрели игру уже в готовом виде.

    А стим, то что в свое время делал нотч и турки — сделал более масштабно и централизовано. Так почему если это делал ночт — это нормально? А если делает стим, так это плохо?

  • Прохожий

    приведи еще хотя бы два примера удачного эрли аксесс и я заткнусь в этой теме навеки

  • Shmatter

    я уверен, если ты такой талантливый и удачливый и вообще, то ты сам в эрли аксес пролезешь, со своей личной игрой и зарелизишь там свою крутую игру, не чета всему этому говнищу, которое в стиме есть.

    Или может просто зависть, что одни неудачники зарелизивают недодерьмо, а вторые даже и такого дерьма не могут зарелизить?

  • Janeway

    http://store.steampowered.com/genre/Early%20Access

    Не так там все и плохо

  • ooups

    State of Decay, но там практически готовая игра была. Они сейчас пилят бесплатное длс-песочницу и управление под мышку.

  • Shmatter

    ну затыкаться не обязательно, но prime world:defenders и Dayz приведу в пример. И если prime world классический эрли аксес, то вот dayz ранний доступ, как раз трушный, хардкорный и ближе к нотчевскому варианту. И на этих играх список далеко не заканчивается.
    Игр которые продавались через сайты разработчика с ранним доступом, когда еще стим продавал только халф лайф и контрал-страйк, можно найти не один десяток.

    Не все из этих игр стали успешными и коммерчески в том числе. Главный поинт который я хочу донести — это то что мне некогда тестировать в раннем доступе , а потом проходить игру когда ее нормально запилят.

    Поэтому меня устраивает вариант когда у людей есть деньги и время на эрли аксес — этот эрли аксес помогает девелоперу закончить игру. А я потом покупаю финальный продукт и играю получая фан.

    Есть ли среди раннего доступа говно? Конечно есть.

    Но как я писал про кикстартер, когда то в этом бложике.
    Если на 1 прецедент типа FTL у кикстартера будет 10 фейлов по остальным игровым проектам — то такая выборка меня вполне устраивает. Я бы даже сказал она вполне нормальна.

  • Прохожий

    нет, это безхдуховное дерьмо
    раньше, люди свои игры (свою работу) делали так, что за них умереть было не стыдно
    в век фейсбука и вконтакта все проще, сделай треш, запости, найди 15к необразованных/наивных игроков и ты на волне

  • ooups

    То что лично вам эти игры не нравятся не делают их говном. Может стоит сбавить обороты и уметь ждать? Не нравятся игры с ранним доступом игнорируйте их и играйте в православные игры от активижн, юбисофт и еа, уж они то никогда говна не делают.

  • Janeway

    Так было всегда. Среди сотен говна найдется одна крутая игра.

  • гость

    Тем временем, пиндосское правительство кикстартер запретило:

    http://www.forbes.com/sites/deborahljacobs/2013/10/23/sec-proposes-crowdfunding-rules/

  • Shmatter

    просто пиндосское правительство, хочет кусок от краудфандинга поболее чем ему дают.

  • Алексей

    Я кстати не понимаю ненависти к Молинье. Все жалуются, что вокруг сплошные колловдюти и клоны колловдюти. Человек пытается сделать, что-то оригинальное. Получается не всегда, да. Но это всяко лучше, если бы он выпускал Syndicate 8 на микроплатежах.

  • Shmatter

    Раньше, до века фейсбука. разработка игр считалась несерьезной чухней-чепухней и туда шли только фонаты.
    Тогда соотношение процента фанатично настроенных девелоперов и обычных было очень большим. А фонаты как известно опасные люди — ведь они могу на волне фонатизма делать хорошие игры.

    Сейчас , когда геймдев стал мейнстримом, много в индустрию пришло некомпетентных и незаинтересованных личностей, только и всего.

    Но то что я только что описал — можно проследить в любой отрасли начиная от ее зарождения и продолжая следить за процессом ее развития.

  • Shmatter

    Та он то пытается. Только получается у него либо вообще не игры. Либо очередной black&white да еще и недо-. Уж лучше syndicate 8 на микроплатежах пусть пилит.

  • гость

    Оно запретило собирать более 1 миллиона, то есть стар ситизена больше не будет, а найти двести тысяч на восьмибитную поеботу вменяемые люди и так могли.

  • KenTWOu

    http://steamcommunity.com/app/250380/discussions/0/846966336519048577/#c846966336575093404
    Вот этот ответ разработчиков как бы намекает, что правил/механик там нет.

  • Алексей

    Серия Fable, серия Population, Dungeon Keeper, Syndicate. Да и собственно black&white тоже классный на самом деле. Как концепт с которым можно поиграть, он вполне окей. Я чего-то сомневаюсь, что вы найдете хотя бы десяток людей, которые участвовали с создании стольких хороших И РАЗНЫХ игр.

  • коля

    Однако.

  • Pbs

    Wired это круто конечно, английский знать надо, но вообще-то есть хорошие альтернативы на русском языке. Вот, к примеру, статья на ту же тему фейлов Кикстартера и почему он все равно хорош в качестве полигона: http://www.igromania.ru/articles/214945/Ne_odnoi_strokoi.htm

  • Timur Suleimanov

    ранний доступ — єто конечно хорошо. Но страница описание,видео,скрині — так красиво бівают составлені, что не удерживаешься и покупаешь(не смотря на то что ранний доступ и ті не очень ждал игру),а там забагаваное, полуработающее что-то. Єто моя проблема или у вас тоже такое бівает?:)

  • SXX

    Идею игры прототип показывал отлично, т.е свою функцию выполнял. Насколько я понимаю у них там были серьёзные проблемы с производительностью, может ещё с чем.

    А дали может и слишком много, посмотрим как будет выглядеть доделанная игра — можно будет судить.

  • TogusaRusso

    >>Насколько я понимаю у них там были серьёзные проблемы с производительностью

    Получается, рассчитывая сумму Кикстартера, разработчики проблемы с производительностью исправлять не собирались. Они так и написали в стретч-голах: «Если мы соберем больше 50k баксов, игра не будет адски тормозить на топовых видюхах,» или решили об этих проблемах не упоминать?

  • FoX-Sempai

    Интересно пишут про ели эксес.
    Думаю, стоило сразу бы и ссылку на Легенды в стиме выложить :).

  • Shmatter

    «Fable, серия Population, Dungeon Keeper, Syndicate» — Согласен.
    Но это все когда было-то?

    А что он сделал нормального за последнее время?
    А ничего. И создается впечатление что без той старой команды он сам ничего не может.

  • FrostNova_R

    Давайте обсудим оценку Prime World от IGN в 5.9/10 🙂
    #shotsfired
    Я вот с ними почти во всем согласен.

  • Pbs

    Про ПраймВорлд тут принято говорить как о покойниках — или хорошо, или ничего. IGN правда тоже странное ревью в духе старого AG высрало — понятно что вещь для казуалов которые других игр не видели и выбирают исключительно по обертке, так и надо с этой позиции писать, а то взяли какую-то задротку с Лола, ну она и прошлась со своей колокольни. Аудитории-то совершенно разные.

  • Alexey

    смотри на это шире — как на отбраковку плохих концепций
    или как на отрезвляющую горькую пилюлю
    кикстартер дает слишком много шансов всякому сброду, умеющему завлечь обещаниями, но при этом те кто умеет работать — они тоже там есть и пользуются этими шансами тоже
    а насчет сброда: нужный и полезный пользователям опыт — не всегда позитивный

  • наверное, оно и понятно. WL2 уже глубоко в продакшене. продакшен же Тормента не начнётся, пока WL2 не зарелизится. ибо команда одна.

  • griever_gf

    +1, лично я готов давать (и даю) денег «старым проверенным», нежели каким-то неизвестным хуинди (да, они сделали FTL, но шанс на это 1%). Пусть и дальше продолжают делать, пусть Сега выходит, дам на Шенму-3 и Дримбокс :3

  • griever_gf

    какая-то ОЧЕНЬ избирательная подборка. Где игра Рагнара? (которая собрала поболее, чем половина из списка)