Про издателей

Во время экскурсии в офис Nival Red я рассказывал немного про мое видение будущего игр без издателей.

Собственно, писать тут особо нечего — на мой взгляд классические издатели, которые брали чужой проект, упаковывали его в коробку и продавали, уже на выходе, если не вышли. Процесс продолжается вот уже несколько лет и мне кажется, что сложно было его не заметить.

Классические компании, которых мы считаем издателями, вроде Electronic Arts и Ubisoft больше не издают чужие игры — они разрабатывают игры и продают их сами. Светлое цифровое настоящее привело к тому, что те самые пресловутые жадные издатели наконец-то вымерли — общаться с десятком цифровых платформ куда проще, чем с десятком тысяч обычных магазинов.

Был короткий период, когда издатели существовали на новых рынках — соцсетях и мобильных устройствах. Издателями в таком случае выступали те, у кого был быстрый доступ к аудитории (или «трафло» для наших самых маленьких читателей).

Но платформы быстро закрутили гайки по перетаскиванию аудитории и у издателей больше не осталось ничего, что они могли бы предложить разработчику. Локализация? Найми подрядчика. Пиар? Найми подрядчика. Прямая реклама (опять-таки «трафло») — и тут три миллиона подрядчиков. Раньше еще надо было заботиться про прием денег или там продвижение внутри цифровых магазинов, но сейчас это все делает платформа и берет за это свои честную треть.

Издатели поумнее купили разработчиков и посадили их делать проекты по своим IP. Издатели поглупее или вымерли или ищут сейчас разработчиков еще поглупее, чтобы их издавать и зарабатывать на них деньги.

Повторюсь, ситуация простая — участник рынка имеет право на кусок пирога только в том случае, если создает добавленную стоимость к продукту. Издатели эту добавленную стоимость создавать перестали.

По сути на рынке сейчас есть только платформодержатели с внутренними командами и разработчики. Разработчики бывают большие, как упомянутая EA — с кучей независимых команд и проектов, но это именно разработчики, которые заняты своими играми, а не продажей чужих.

Я думаю, что мелкие издатели будут возникать сами собой на следующих новых рынках — скажем, если вдруг SmartTV попрут, то до появления взрослой платформы там вполне могут некоторое время просуществовать издатели. Издатели все так же прекрасно живут в Китае — потому что для нас это странный непонятный рынок, на который надо выходить осторожно.

Но вот, скажем, русские издатели онлайн-игр потихоньку теряют долю рынка, потому что рынок стал понятным — Riot и Perfect World уже начинают работать тут самостоятельно и дальше их будет только больше. Вопрос только в открытости рынка.

В комментариях пишите, как вы ждали мира без жадных издателей и как игры сразу стали душевнее, хардкорнее и интереснее.

  • nily4

    Сергей, а приведите, пожалуйста, пример классического издателя для наглядности. А лучше несколько и тех, которые не перестроились и теперь вышли или на выходе.

  • Бука, которая теперь дисти
    THQ, который вышел
    CDV, которая на мой взгляд на выходе

  • Пришло время офигенной аналитики!

  • Arkutas

    Ну так, а разве к издателю сейчас разработчик идет не потому, что у него нету денег или вообще или на «найми подрядчика»?

  • За деньгами он теперь идет к инвесторам 🙂

  • Максим

    Дык десять игровых платформ и десяток тысяч магазинов — это как бы дистрибьюции, а паблишер он позаботиться про то чтоб в изданиях осветили, чтоб шумиха небольшую создать перед выходом, с художником познакомит или за музыку. Разве не задача издателя помочь разработчику выпустить как можно более потенциально успешную игру?

  • вася

    Акелла! Многие из эпохи 2000-х искренне ждут когда этот пис ов щит накроется, но к сожалению, почему-то в точности подходя под описание Сергея, не производя ровным счетом ничего, шарага до сих пор на плаву.

  • sdfsdfg

    Дисти?

  • снова максим

    Максим, создатель котражуры или создатели катЗеРоуп писали, что ни разу не пожалели, что издавались через Чилинго. Помог им издатель.

    И если нет место издателю в новом чудесном мире, то про что тогда Чарли Оскар (в тред реквестируется Сергей Климов)?

  • А он же разработчик теперь.

    Чилинго как издатель был нужен на старте рынка, когда рынок непонятный.

  • дистрибьютор

  • А она что-то издает?

  • вася

    Понятия не имею, вроде бы не закрылась, но помню новость, как они за долги какому то банку, расплачивались напечатанными dvd дисками. Это ли не символ уходящей эпохи:)

  • Maxim

    Климов разработчик? А маленький кораблик помогающий большому кораблику, не?

  • Alex Marakesch

    Некоторые видят это издалеко, а я это обнаружил, когда прочитал, что издаваться в Аппстор можно просто заплатив 99 долларов. Конечно здорово, что мы к этому приходим, с интернетом рынок становится более свободным, теперь ты можеш сам все сделать. Но никогда не бывает все так просто, это свобода, которая тяжела, потому что отвечаеш за все сам, и обвинить в провале кого то нельзя. И это хорошо+) Только закаленный в боях человек может достигнуть чего то.

  • Ну вот он сам сейчас придет и расскажет 🙂

  • Семен Красиков

    80% выпускаемого как было калом так и осталось — ничего не поменялось

  • Lexfetisov

    Так стоп. Отмирающие издатели это хорошо и всё такое.
    Но тут одно «но» есть. Обычно когда говорят про «Жадных издателей» имеют ввиду инвесторов, на чьи деньги собственно и делают игры. А вот эти самые инвесторы пока отмирать не собираются, а даже наоборот. Вон по всем прогнозам стоимость разработки ААА будет только расти.

    Так что увы, издатели вымрут, а выражение останется…

  • Analytics Time!

  • т.е. в игровая индустрия стала похожа на киноиндустрию. Разработка (игровые студии / подразделения и малые киностудии) — Продюсирование (то, что по привычке называют издателями / киностудии) — Распространение (платформодержатели / сети кинотеатров)

  • Ktototam5

  • Ivan Stawicki

    Подождите-ка. Есть такое понятие «инди», которое исковеркано тем, что к нему сейчас приписывают абсолютно всех подряд, кто издается без издателя. Так теперь все станут инди? ([шепотом] и даже EA?)

  • Я не понял при чем тут Гришковец?

  • Гость

    оно исковеркано тем, что к нему приписывают тех, кто издается не на свои деньги, зато в игре души вагон.

  • Ubisoft и чужие игры издает, взять хотя бы Call of Juarez Gunslinger

  • Пётр Поросятов

    И как жадные издатели превратились в жадных «разработчиков», скупили все многообещающие, прекрасные команды и закрыли их нахуй, а потом получив новые оригинальные айпи от оставшихся студий-разработчиков, увольняют из них всех, оставляя только названия, а все эти оригинальные айпи размазывают друг с другом пальцем, как говно ботинком, превращая их все в однородную безликую экшон-массу с регеном и перекатами. Будущее — прекрасно.

  • Инди по-моему это компания без значимых инвестиций, где контрольная доля у сотрудников.

  • #покращення

  • Да, удивительно, кстати. Это не их бренд.

  • Антон

    Вообще игры безусловно стали душевнее за последние два года. Как раз благодаря инди, и когда я говорю инди, я не имею ввиду пиксельный сайдскроллер, а что-то типа Antichamber или Shadowrun ( или Natural Selection 2 или Амнезия, дальше см. RPS). И да, у этих игр не было издателя.

  • Но вообще идея в том, что это разработчикам издатели не нужны, а не наоборот 🙂

  • derevvo

    Расскажите теперь где молодые студии будут брать деньги на новый проект, если издатели не нужны?

  • Пётр Поросятов

    Кик…

  • Кикстартер — для старых 🙂

  • Garrett

    ну, я так понимаю, он тоже подрядчик, только по биздеву)

  • Pbs

    Строго говоря, найти инвестора и найти издателя — это разные вещи. Издатель забирает права на игру, хотя в этом есть и плюс, так как разработчик перестает напрямую отвечать за вложенные в него деньги. Инвестору же на игру строго похуй, он требует назад денег с процентами. Как верно отметил Сергей, сейчас разработчикам как таковые издатели не нужны. Деньги можно добыть множеством самых разных способов, но именно благодаря этому издатели стали сильно сговорчивее, и теперь вполне могут выступать в качестве не издателей как таковых, а как соинвесторы. Например, Брайан Фарго заключил договор с Дип Сильвер — они дают ему бабла и отвечают рекламу, собирая прибыль с розничных продаж, а он сохраняет права на игру и право самому вести цифровые продажи.

  • Абзац про глупых разработчиков, которые найдут себе издателя и глупых издателей не купящих девелоперов не выдерживает критики, цифры из числа подрядчиков на рекламу взяты с потолка, кроме того безразницы диктуют издатели условия разработки или игроделятся. А вообще все впереди.

  • Maxim

    Все в кучу смешал! Ок. Дистрибьютор не нужен, издателя забирающего права тоже за борт, а продюсер, а продюсирование? Нужно ли разработчику, маленькой команде забивать этим голову?

  • Spider Jerusalem

    Ассасинов у них отобрали?

  • Spider Jerusalem

    …эсс

  • Mihail Druzhinin

    Это ещё позитивная цифра 😀

  • arseny_info

    Я бы переформулировал: в нынешних реалиях разработчику несложно вырастить внутри себе издателя, отдавая все подряд подрядчикам; но какой-никакой паблишер нужен, чтобы хотя бы управлять всеми этим нанятыми агентствами.

    Совсем другой вопрос — сравнение эффективности работы полноценного паблишера и горстки ребят, которая нанимает миллион внешних подрядчиков. Что-то мне подсказывает, что сравнение не в пользу вторых.

  • Andrii Vintsevych

    Ну так, от всех этих перестановок, закон старджона работать не перестает. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B0

  • Гость

    Sergey Galyonkin про Чарли Оскар :

    >Издатели поглупее или вымерли или ищут сейчас разработчиков
    >еще поглупее, чтобы их издавать и зарабатывать на них деньги.

  • Beton

    А рынок, вернее рынки теперь понятны? Мне кажется роль издатели именно разбираться в трэндах, так как разраб влюблён в свой продукт и не видит в нём изъянов, вот для чего нужны издатели-продюсеры.

  • Moran

    @galyonkin:disqus
    «Perfect World уже начинают работать тут самостоятельно»

    Perfect World оперирует mail.ru.

  • Не путайте компанию и игру