50. Виталий ‘v1lat’ Волочай о киберспорте

Виталий ‘v1lat’ Волочай, известный комментатор киберспортивных игр, рассказывает об аудитории киберспорта, заработках киберспортсменов, признании дисциплин в Азии и мире, а так же о том, почему Na’Vi круче чем «Динамо» (Киев).

Ведущие — Сергей Галёнкин, Михаил Кузьмин и Сергей Климов.

А гостем следующего выпуска будет Леонид Енин, старший художник по концептам в Square Enix в Монреале (бывшая студия Eidos). Вопросы ему можно задать здесь.

1. Пятидесятый подкаст     

Скачать подкаст можно по этой прямой ссылке (76 Мб)

Содержание:

00:00:00 Вступление
00:01:00 Свежие мероприятия
00:03:00 Почему начал комментировать игры?
00:08:00 Комментаторы как мостик от игры к зрителям
00:12:00 Эмоции или факты
00:14:00 Аудитория Виталия
00:15:00 Как зарабатывает Starladder
00:17:00 Подход к киберспорту Valve и Riot
00:19:00 Киберспортсмены и дисциплины
00:20:00 Призовые деньги и заработки
00:22:00 Как начался Starladder
00:25:00 Киберспортивные игры и что делает игру киберспортом
00:30:00 Читеры, ставки, договорные матчи
00:34:00 Как стать киберспортсменом
00:37:00 Аудитория болельщиков
00:39:00 Спонсоры киберспорта
00:41:00 Украина и азиаты
00:45:00 Возраст выхода из киберспорта
00:53:00 Вопросы

Подписаться на подкаст можно по RSS или добавить в iTunes. Полный список подкастов есть на сайте Galyonkin.com.

Подкаст есть и в списке iTunes, его можно найти через приложение «Подкасты» по запросу «galyonkin».

Музыка: Michael Chapman — Goodwill Cowboys Ride Again

  • Андрей Москаленко

    Найс)!

  • Xiradice

    Ну а теперь пойду спать 🙂

  • Вау, уже 50 выпуск? С юбилеем! 🙂

  • Спасибо!

  • Rolecon (28-29/09) — http://rolecon.ru

    #GamesNightVRN (27/09) — http://gamesnightvrn.eventbrite.com (будет видео)

    #GamesNightMoscow про Unity (28/09) — http://gamesnightmu.eventbrite.com

    Мастер-класс Марчина Ивински в Киеве (01/10) — http://projekt-red.eventbrite.com/, в Москве (02/10) — http://screamschool.ru/masterclasses/m/?id=306

    А также, в ближайшее время будут новости про #GamesNightDnepr (Днепропетровск) и #GamesNightKGD (в Калининграде).

  • Алексей Байда

    И что, есть шанс, что говорящие головы даже заедут в Днепропетровск?
    ждём, ждём )

  • chudic

    Совершенно случайно посмотрел Na’Vi vs TongFu на Ti3, и все, открыл для себя киперспорт, в частности Дотан 🙂

    Спасибо Вилату и компании, проДодан с вашими комментариями понятен такому нубасу как я!!!!

  • Влад

    Не дослушал еще.
    Но… странные удивления от ведущих про то, что сейчас мало киберспортивных игр. Соревновательность ведет к разочарованию и неприятным чувствам.
    Тот же Прайм Ворлд по моим ощущениям слишком сильно пытается все это сгладить.
    Ну и еще просто опасно делать соревновательные игры 1 на 1, потому что придется придумывать действительно сложные и глубокие механики. И еще потому, что тогда человека неподготовленного начнут разбирать на части в каждой партии и он сразу бросит это дело.

  • Dmitriy Martinovskiy

    Две главные game_dev и cybersport персоны моего твиттера в одном подкасте! Крутотенечка!

  • Xiradice

    Дослушал до конца. Вилат пиво не рекламирует. Но почти все у него под пиво. Спасибо Сергею, что пригласил Вилата. Очень интересно было послушать Вилата, когда он не был ведущим! Жду теперь выпуска с зерогравити.

    Хотя честно сказать, киборспортивному задроту вилат ничего нового не рассказал.

  • Вилата много не бывает. Отличный подкаст.

  • Симеон

    хотел скачать с тунца, чтобы утром в электричке время скоротать — но там его нет почему-то =( только 49-й выпуск последний.

  • Присоединяюсь, поздравляши. Юбилейный, да еще и с Вилатом. Крутота!

  • Вы вновь сделали мой день!.. авансом. Надеюсь Вилат там не сильно упоролся =^___^=

    ЗЫ: А вот за следующего гостя ещё более смачное мерси! Будем думать вопросы.

  • Так вот что за команда Астана Дрэгонс. Такую команду чуть не развалили ппц, учитывая, что там всего 5 чел., потеря двух очень болезненна. Ведь тимплей в CS строится на стабильности, там нет замен как в реальных видах спорта, тоже самое и с моба, кстати.
    С прафсоюзом все не так радужно, насколько я знаю, есть русская федерация, но она не государственная и юридически они бессильны. Да и сайт судя по всему мертвый, последняя новость за август 2012 г.
    P.s С юбилейным выпуском вас! Слушаю с самого начала.

  • JejoOkocha

    Сравнение аудитории трансляций игр Navi и сборной убило просто: 85 тысяч в Twitch против 65 на стадионе:) Аудитория сборной: 65 на стадионе + минимум 5-10 миллионов в Украине по тв + столько же в Англии и во всем мире. Зачем вообще сравнивать футбол и киберспорт. Футбол — это религия уже лет 50 как, а вот будущее киберспорта еще весьма туманно.

  • Виктор Ковалев

    вопрос был не столько про обычных игроков и пабы,сколько о сотрудниках организаций)))но и на этом спасибо))

  • Cadmus

    Половина моих вопросов сама собой отпала, половину озвучили, так что я доволен.
    Что очень верно, это то, что движения для обретение серьезности и уважения киберспорта в массах должны идти с нескольких сторон — со стороны разработчиков, они должны уважать тех для кого производят продукт, и закладывать не только коммерческие механики, со стороны коммьюнити (ну в принципе как раз эта часть сейчас максимально сильна), и со стороны классических СМИ, которые уже должны наконец перестать кривляться и попытаться вникнуть в то, что важно уже для огромного пласта людей, а не эти репортажи снимать про «я буду устанавливать все игры».

    Я верю,что осталось совсем немного времени, до того, как киберспорт получит широчайшее признание. Почему? Потому что уже наступил этап, на котором даже супер ретрограды говорят (как Климов любит говорить=)) «I see it works». Игроки ездят по всему миру, игроки получают приличные деньги, на игроков смотрят сотни тысяч. Даже мои родители, которые два по пять в компьютерах, были впечатлены, когда я на пальцах объяснил им что такое Интернешенал, кто вышел в финал и что там разыгрывалось.

    А моба игры популярны так сильно и пригодны для просмотра не кор аудиторией, на мой взгляд, по очень простой причине — там матч представляет собой связанную интересную историю, которая имеет структуру, похожую на структуру хорошего романа. У нас есть интерлюдия где нас знакомят с действующими лицами (читай героями=)), завязка, это первые минуты когда расходятся по линиям и совершают первые попытки каких-то разводов и хитрых мувов, у нас есть такая срединная часть где происходит много движухи и есть кульминация где есть последний штурм и цитадель врага падает =) Я это вижу именно так.
    Поэтому если человеку который вообще не шарит в доте, включить трансляцию интернешенала, когда еще идет драфт, еще не сделали ни одного игрового клика, но драма уже началась, показать ему камеры с кабинок игроков, которые были на инте, где кто-то сидит спокойно, кто-то ногами трясет, какие то команды сгрудились около своего капитана, что-то яростно обсуждают, видны эмоции на лицах игроков, которые либо довольны тем что у них получилось провернуть задуманное, или наоборот хмурятся потому, что где-то их удалось развести и теперь матч будет очень сложным — он сам втянется, без особых усилий. А затем когда Вилатушка свой харизмой, своими эмоциями по синусоиде начнет его обрабатывать, в зависимости от ситуации на карте, то все, это уже наш солдат к концу игры, он уже идет фоловинги в твиче ставить и клиент качать.
    Дота как футболл, только лучше, потому что время не ограничено и не всегда побеждает тот, у кого числа на табло больше. А побеждает самый крутой и умный.

  • Cadmus

    Ну тут я согласен, не учитывать трансляции как-то странно =) Но зато соотношение побед в спорте и киберспорте, остается за последним, а это ведь тоже важно, это привлечет людей, просто они еще не знают об этом. Потому что религия религией, а болеть за своих, которые еще и крутые и тащат, куда приятней, чем за негров в динамо которые ничего не выигрывают. (Живу не в Украине =))

  • nowheresafe

    По поводу «рабочего» возраста киберспортсмена — спортивные гимнастки тоже после 25 никому не нужны, но живут же как-то, уходят в тренеры. Киберспортсмены тоже так делать могут. Тут проблема в том что не всякая игра 10 лет прожить может. Ну вот в идеале ещё семь лет Денди в дотку затащит, а потом? Чему ему учить новых киберспортсменов когда моба всем надоест?

  • Dmitriy Martinovskiy

    У Денди есть высшее в запасе вроде и вообще не пропадет.

  • Малкольм

    Осталось пригласить уборщицу из EA

  • chudic

    Все правильно сравнивают. А с чем сравнивать по вашему, с Большой стиркой?

  • GenElCon

    Сергей, будут ли какие-нибудь записи с места?
    Очень хотелось бы послушать про Unity, но я студент, как и многие здесь, и не успеваю в субботу.(

  • >а вот будущее киберспорта еще весьма туманно.
    Вы к нам на машине времени из 1998?

  • Timur Suleimanov

    велкам ту брейв нью ворлд:)

  • Ktototam5

    и она расскажет как Ричитило её насиловал в подсобке, заставляя платить
    микроплатежи

  • У DOTA2 есть одна большая проблема: доступность, accessibility. Это как транслировать смесь крикета с американским футболом, размешанную бейсбольными правилами, на аудиторию, которая ни одной из этих игр еще и не видела. Трудно уследить за происходящим, а пока этого не будет — не будет массовости. Да, «ниша» будет расти — игровые телеканалы тому пример — но для прайм-тайма на национальном TV нужно будет вырастить целое поколение, которое играло в моба-игры, а это нереально.

  • Спортивные гимнастки уходят не в тренеры, а в «Единую Россию»!

  • У киберспорта в RU/UA/BY есть большое будущее — больше, чем у футбола, — хотя бы потому, что в этом виде наши спортсмены kick major ass. И очень приятно болеть за украинцев, выходящих в финал международного турнира — в то время как болеть за футболистов не сильно получается, увы, нет таких результатов. Именно с этой точки зрения киберспорт даёт русскоязычной аудитории живых «героев», команды, которые «свои», а не купленные за тридевять земель, и это для любого спорта важно.

  • Andrey Chudaev

    Вилата с удовольствием послушаю, и с юбилеем вас!
    А когда следующий англоязычный выпуск планируется?

  • Переходы стабилизируются, как только появятся framework контракты игроков с командами. Если игроки будут участвовать в доходах от спонсорских денег и спонсоры подписаны на несколько сезонов, а выплаты привязаны в игре в этом промежутке, то переход в другую команду должен быть очень дорогим для игрока, это с одной стороны.

    А с другой, командам и спортивным организациям нужна система, при которой игрок не можем «спрыгнуть», если подписан на многолетний контракт с кем-то уже. И всё это придёт, как и в обычном спорте, просто время пройти должно, как только будут major money. Потому что если я как компания вкладываю $mm в команду, то мне нужна уверенность, что другая компания не предложит чуть больше и выиграет в результате сезон + заберет моих игроков, на которых я ставил, которые должны были быть послами моего бренда в тусовке.

  • начало октября, будет Саймон из Johnny Atom Production.

  • в Воронеже будет видеозапись, ребята обещали (нас там не будет)

    в Москве на Unity я пока не знаю решения, запросил «Навигатор» — но они очень заняты были на прошлой неделе. так что пока не уверен. в крайнем случае запишу на диктофон, а там видно будет.

  • Gadzhega

    Ну это вообще то реально. Посмоте на феномен старкрафта в Корее. Если брать динамику роста той-же доты, то можно предположить что через лет 10 она таки выйдет на уровень с большим спортом. Посмотрите только что билеты на просмотр турниров в дота тв добавляют чуть ли не еженедельно. И появляются постоянно новые чемпионаты которые люди постоянно смотрят.

  • Andrey Chudaev

    Марчина Ивински было бы здорово, а Фреда Фирста можно слушать вообще бесконечно!)

  • кстати! Ивински будет раньше, мы его утром 3-го пишем, а я совсем забыл.

  • В Корее — без проблем, в остальном мире — …

    Всё же SC в западном мире так и остался нишей.

  • Gadzhega

    Ну я смотрю тот же старладдер с самого начала и динамика роста наблюдается просто нереальная. Если в прошлом году на твиче его смотрели 10-30 тысяч человек а в доте около 1500, то Этот сезон на твиче смотрят минимум от 30к до 100к людей а в доте около 10к. И это только онлайн отборы и только русский стрим я беру во внимание. А вот лан финалы как по мне будут смотреть минимум 100к-150к человек, и опять же это только русский стрим. Феномен доты реально растет очень большими темпами. И многое для этого делает вальв. Если они не забросят это дело, то вполне возможно что эта киберспортивная дисциплина таки выстрелит во всем мире.

  • Мы выложим с перерывом, чтобы не было двух англоязычных подряд.

  • я не смогу! может, Серёга?

  • accessibility — это когда по телеканалу 5М готовы смотреть. когда будет 500К, это успех — но это не тот случай, когда «Советский спорт» откроет колонку DOTA2 🙂

  • Gadzhega

    По моему чем дальше тем меньше людей смотрит телевизор. Лично я не смотрел бы киберспорт по телевизору. Мне удобнее купить виртуальный билет долларов за 10 на просмотр в самой доте и смотреть в любой удобный для меня момент. При этом просмотр полностью интерактивный. Я могу выбрать себе любого комментатора, могу включить свободный просмотр и гулять себе по карте просматривая именно то что интересно мне а не то что комментатор показывает. Могу просматривать интерактивную статистику в реальном времени. Там есть возможность даже включить вид от лица игрока и смотреть как именно он играет вплоть до движений мышки на экране. Valve проделали грандиозную работу для того чтоб людям было удобно. При этом совсем не обязательно платить за это деньги. Можно смотреть трансляцию на твиче, а если не успел то в кратчайшие строки запись появляется на youtube. Насколько я знаю то финал The International 3 смотрели (без учета Китая) больше миллиона человек. При этом русский стрим который шел ночью с воскресенья на понедельник смотрели больше 100к людей. Так что телевиденье для киберспорта, имхо, не нужно.

  • речь не про TV как «способ доставки», речь про барьер в 1М зрителей. например, War Thunder сейчас остановился на Steam на 15-18К CCU, это тоже пример того, что чтобы перепрыгнуть выше, нужны какие-то структурные изменения.

    Виталий помогает популяризировать и разъяснять, что происходит в текущих играх, если будет больший фокус на этом — будет выход на mass market.

  • Gadzhega

    Ну в Украине (да и в России тоже) телеканалам пофиг на киберспорт, им дай политику и турецкие сериалы для домохозяек. Вот в Швеции, например, киберспорт взялись поддерживать уже на уровне правительства. Если не ошибаюсь игроку команды The Alliance правительство сменило фамилию на Магнуссон из-за его выдающейся игры за героя Магнус. Они получили вроде даже спонсорство от правительства, так как не состоят ни в одной организации а являются независимой командой. В мире вполне возможно что киберспорт выйдет на ТВ, а вот в СНГ… это будет ооочень сложно, да и по сути никому не нужно.

  • Алексей Байда

    ну да, это ж не по столицам шастать 😉

  • Dima

    322=)

  • chudic

    Любишь игры!?
    Разбираешся в киберспорте!?

  • Eddie

    >>>А гостем следующего выпуска будет Леонид Енин, старший художник по концептам в Square Enix в Монреале (бывшая студия Eidos).
    Это которая Eidos Montreal (DX:HR и новый Thief) или какая-то другая?

    Юбилейный выпуск получился отличным!

  • Если подписан, то он должен быть в списке сразу же. А если не подписан, то появится только через пару дней. Так iTunes работает.

    Если подписан и нет в списке, тут можно исправить отписавшись и подписавшись заново.

  • ShaDUA

    Спасибо за подкаст, ребята! Насчёт роли комментатора в привлечении интереса к игре, у меня отец посмотрел запись финалов второго The International, в частности где v1lat комментировал. Ему понравился комментатор, а также заинтересовал геймплей, и теперь он уже год как играет в доту2 🙂

  • nice 🙂 сколько лет отцу — до 45 или после?

  • не надо ждать поддержки от правительства и проч., все эти институты сильно консервативны (за исключениями вроде Сингапура или Канады, который игровую индустрию резко прокачивают) и они придут только тогда, когда уже успех киберспорта состоится как факт.

    надо просто по возможности не забывать о самом важном фокусе на сегодня для спорта: открытости, доступности, возможности человеку увидеть трансляцию и понять, что это релевантно и для него. что есть, за кого поболеть, что это «наши ребята», и что можно классно поболеть за них, потому что есть реальные шансы у Украины или у России победить на всемирном турнире.

  • Gadzhega

    Кстати на счет отцов. У меня отец, 46-лет, Смотрит со мной стримы по доте, но не играеет в нее. Зато периодически любит играть в мультиплеер Battlefield 3 и когда-то часов 30 нагонял в мультиплеере Black Ops. Он больше по части шутеров. А вот стримчики посмотреть любит. Нифига не понимает но ему интересно и он болеет за наших.

  • Gadzhega

    На счет открытости, как минимум в Украине с этим проблем нет. Я теперь про доту. Потому что есть старладдер у которых есть аматорская лига в которой может учавствовать кто угодно с вохможностью подниматься потом в про серию а оттуда и на стар серию. Так же вальв очень офигенно реализовали систему команд с рейтингами и остальными фишками. По доте чуть ли не ежедневно проводятся любительские турниры с призовыми от 100$ и выше в которых может принять участие каждый. Так что с открытостью проблем нет. А популярность киберспорта растет уже экспоненциально и деньги в нем крутятся очень большие так что в недалеком будущем можно ожидать приличного скачка в этой сфере.

  • tima

    Вилату респект, в доту не играю и мало че там понимаю но игры Нави смотрю ради бешеных каментов и зарубы))

  • porkiuss

    Поздравляем с 50)

  • fjaevyo

    Сергей, в этом подкасте присутсвовал комментатор, как он сам выразился, первого типа. Эмоциональный. Предлагаю вам сделать подкаст в продолжение этой темы и пригласить уже комментатора аналитического. Зовут его Alex007 (по нику призываю не судить). Парень проводит довольно глубокий анализ игр Старкрафта 2. Это уже другая публика и другой взгляд на игру. В общем, я думаю, вы ни разу не пожалеете о таком подкасте и получиться ничуть не хуже. Ну и напоследок скажу, что он украинец.

  • Мой батя в гробу видал мп игры «ГДЕ НЕТ КОНЦА»
    Играет во все новинки на консолях (TLOU раза 4 прошел уже), в основном любит шутеры, адвенчуры и всякие игры где есть какой-то базовый экшен без надобности вникания в циферки/разговоры. А еще за компом залипает за «найди хуйню на экране» играми. Правда под них он обычно спит.
    Любимая серия игр — хало. Первые 2 части раз по 15-20 прошел.

    Ему 48

  • Gadzhega

    А я вот отца к геймпаду никак приучить не могу. Вот он часто сидел и смотрел как я играю в ассасинс крид, или там в дарк соулс. Ему нравиться, но с падом играть у него не выходит, а переучиваться терпения не хватает 🙁

  • Ну мой отец немалых размеров и весьма ленивый в домашних условиях, по этому валяние на диване с джойстиком для него святое. Возможно просто у вас диван неудобный!

  • Вилат скорее является примером «универсального» комментатора. Его можно посадить комментировать почти любую игру, которую он может даже и не знать, но сделать хоть какое-то шоу у него получится.
    Все эти аналитики в большинстве случаев расчитаны либо на новичков (узнать что-то новое, послушать про матчасть и т.д.), либо на тех кто не любит шум и гам (что плохо сочетается с играми). В общем комментатор может крутым и компетентным, но с большой вероятностью слушатели подкаста, которые не интересуются игрой комментатора, скорее всего умрут со скуки.

  • LorD

    Отличный выпуск!

  • Gadzhega

    Диван удобный. По выходным отец с него не слазит и с утра до вечера смотрит канал «Охота и Рыбалка» проблема в том что он привык к клавомыши и шутанам остальное ему с клавомыши не удобно играть а с пада лень учиться.

  • 5M разве не было на TI3 глобально?

    Ты сейчас скорее говоришь про проникновение массы — это круто и все такое, но во времена глобализации и Интернета совершенно неважно для глобальных же брендов. Локальные — да, им лучше в обычный спорт

  • fjaevyo

    Я отдаю себе отчет в том, какой это комментатор. И то что он занимается аналитикой, совсем не значит что его не интересно слушать. Я не играю Старкрафт, тем не менее я довольно давно смотрю стримы Алекса. И это всегда интересно и профессианально. И главное ему есть что рассказыть в подкасте о самом Старкрафте, чем он отличается от других дисциплин, о прогеймерах Европы и СНГ, а также корейцах в частности. Не делай предвзятых заявлений.

  • Godville

    Это тот самый Вилат, который комментировал ЛоЛ в Киеве и называл баффы «рунами»? Спасибо, такая аналитика мне не нужна.

  • Мы не планируем освещать одну и ту же тему в нескольких выпусках подряд. То есть через полгода или в следующем сезоне — да, вполне. Но не сейчас.

    То есть вот мы позвали летсплееров в позапрошлый раз, видимо в следующий раз позовем не раньше весны.

  • Hello Danger

    А можно ссылку на интервью для ICTV? 🙂

  • bdgtw

    А вроде обещали небольшой подкастик с музыкантом, забыл с кем. Я его пропустил?

  • Cadmus

    Оно вырастет потому, что уже растет. Нет смысла пытаться отжать старперов у сериалов про ментов и шоу со звездами на первом канале. У нас есть уже те кому 20, 15 и 10 лет, значит через 5 лет (типичный цикл хорошей дисциплины) у нас будут те кому 25, 20, 15 и 10 лет. Сколько их будет? Много.

  • Cadmus

    Старкрафт возрос там, где был подходящий менталитет, для СНГ подходят моба и шутаны, собственно это и так видно по их популярности.

  • Кирилл

    Отличный гость, шикарный выпуск 🙂 Спасибо!

  • Sergey Frolov

    У нас много успешных видов спорта с героями. Например, волейбол (недавно чемпионат европы женщины выиграли). Но их популярность рядом не стоит с футболом. Проблема киберспорта в его сложности и непонятности для неподготовленного зрителя, это никогда не позволит стать ему действительно массовым, прям-таки «народным».

  • Взять того же Fatal1ty. Живет как-то, материнские платы ASrock до сих пор с его именем выпускают. У Денди отличная харизма, уж кто, а он точно не пропадет.

  • Shmatter

    с юбилеейным шоле. Хотя 100-й будет более юбилейным.

  • Vasya Vasin

    War Thunder на стиме не очень удачный пример, они вышли в открытую бету больше года назад и все это время росли. в сумме у них сейчас вроде больше 50к

  • JejoOkocha

    Динамо — это боль) А вот про соотношение побед в спорте и киберспорте очень спорно опять все. Украина имела на прошлой Олимпиаде олимпийских чемпионов в шести дисциплинах, правда всего там было 302 комплекта наград, то есть всего 2%. Также, каждый год чемпионами мира становятся больше десяти украинских спортсменов, учитывая неолимпийские виды спорта. А вообще, сравнивать спорт наивысших достижений и киберспорт слегка некоректно. На той же Олимпиаде принимали участие 11 тысяч спортсменов из 204 стран мира. На последнем WCG 2012 500 участников из 40 стран и Украина не завоевала ни одной медали.

  • JejoOkocha

    Будущее киберспорта — это, как минимум, основание федераций в самых крупных странах мира, признание Олимпийским комитетом, увеличение капитализации хотя бы до уровня некоторых, не самых крупных спортивных турниров (к примеру призовой фонд Лиги Чемпионов этого года 1,66 миллиарда долларов), улучшение репутации и общественное признание киберспорта во всем мире. Поедьте в Африку или на Ямайку, к примеру, и спросите там, что такое киберспорт) Зато местные ребята точно знают по именам всех местных футбольных звезд, бегунов на короткие и длинные дистанции и т.д.

  • Igor Mosyagin

    разве не это (разбор на части) и происходит в старкрафте? Или старкрафт это пример глубокой механики?

  • Shmatter

    а вы поедьте в африку и ямайку и спросите там, что такое спорт (ну кроме футбола, ведь спорт только в футбол не вперсяже?) и ответят вам тоже что и про киберспорт — я гарантирую это.

  • Igor Mosyagin

    Зато бонус киберспорта в том, что в него «активная молодёжь» сейчас играет больше и чаще волейбола.

  • Shmatter

    и то и другое.

  • Поедьте в Африку и спросите что такое компьютер 🙂

  • Shmatter

    они до стима набрали уже многочисленную аудиторию. У них не будет таких мильенов как у варгейминга. А те 3 млн+ которые есть сейчас уже играют в течении всей опен беты. Мои френды разделилсь примерно на две половины — одна половина перелезла на клиент в стиме, как только вартандер там появился. . А вторая так и осталась на standalone клиенте. Причем и те и те играют уже достаточно долго. Я думаю стим привел в большинстве своем не новых, а все тех же старых, которые возжелали что бы их игры были в одном месте, как стим это и предлагает.

  • SoliD

    Кстати про длинные лиги в файтингах, это возможно, в годах 2008-2009 была в Киеве небольшая лига длинной в полгода по guilty gear с регулярными состязаниями и рейтингами.

  • Maximilian Mansur

    Спасибо за подкаст (и с юбилеем)
    Насчет Файнтингов, затронутых в конце — файтинги не развиваются, потому что у них нет Онлайн-составляющей. То есть вообще почти нет. Любой файтинг работает на «фреймах», где 1 фрейм = 1/60 секунды. Всякие удары могут занимать 8 фреймов, 12 фреймов, 10 фреймов…. При таких условиях пинг больше 20-30 убивает игру в онлайне/делает ее не похожей на оффлайн очень сильно.
    По этой же причине (точнее по моему мнению) В файтингах не может быть лиг, длинных турниров с круговой системой и так далее. К слову, канал того же Денди, где онный просто играет в паблик-матчах со случайными людьми набирает 20тыс. зрителей. Канал одного из самых известных в Мортал Комбат Сцене игрока Perfect Legend я заставал с… 52 зрителям.
    Я думаю до какого-то резкого скачка в развитии файтингов ситуация с ними в Киберспорте особо не изменится — в век клубов и неплохого интернета киберспорт в 1ую очередь должен быть у каждого на его мониторе, а не на стадионе. Стадион потом приложится.
    P.S. А файтинги не торопятся меняться — из готовящихся/в разработке, что я знаю, и Skullgirls и Killer Instinct работают на старых принципах.

  • JejoOkocha

    В футболе принято болеть не только за клубы и игроков, которые «kick major ass». Более того, такого рода болельщики называются «глориками» и презираются большинством остальных. За фут.клубы болеют целыми поколениями, независимо от успехов. Я болею за то же Динамо с семи лет, мать его) Меня учили за него болеть дед и отец. Когда еще не было никакого интернета, все мои друзья жили от матча до матча. Да, сейчас молодое поколение увлекается комп.играми очень сильно, но только единицы относятся к этому, как к соревнованию, или спорту. Футболом же, по-прежнему занимаются очень многие. Так как никаких опросов или исcледований на эту тему не встречал, рискну субьективно предположить, что в целом по Украине (не только в крупных городах с кабельным интернетом и сетью комп.клубов) среди аудитории до 25 лет за киберспорт болеют/занимаются им не больше 3 % ребят. В то время, как связаных с футболом уж точно не менее 25-30%, если не больше. Честно говоря пусть такое соотношение и остается. Киберспорт, мягко говоря, не самое лучшее занятие для здорового образа жизни, хотя он имеет другие важные плюсы, и, несомненно, заслуживает быть признанным и популярным.

  • Hater

    есть подозрение что речь шла о новом канале

    http://www.youtube.com/watch?v=CkbZo9xXfrk

  • JejoOkocha

    Ну ok, с Африкой пример не самый удачный вышел) В подавляющем болишинстве стран третьего мира о киберспорте не слышал вообще никто. Но футбол до них уже добрался, при чем не вчера. Еще с восьмидесятых, главное событие континентального масштаба в Африке — Кубок африканских наций по футболу. У них футболисты, настолько популярны, что баллотируются в президенты (Джордж Веа). Киберспорт — очень технологичный вид спорта. Он для больших и развитых городов и сравнивать его с обычным спортом пока нет особого смысла, вот что я хочу донести.

  • mermaid

    Помедленнее, я слушать не успеваю!

  • SoliD

    Современные файтинги имеют довольно неплохо поставленный онлайн, имеющий задержки в 2 фрейма (что сравнимо с лагом монитора, например) и механизмы сглаживания, и потому в онлайне весьма неплохи. Механика у файтингов в основе остаётся прежней, это да. Но я думаю, причина непопулярности файтингов не в отсутствии онлайн-составляющей, она там есть.

  • ShaDUA

    Ровно 45. Он у меня любитель поиграть, начиная еще с Sega Mega Drive. Но вот МОВА жанр открыл для себя, как раз благодаря стриму
    Вилата.

  • Дмитрий

    Про ВВП на турнире по танкам — это серьезно?

  • ShaDUA

    А у меня наоборот, я сидел и смотрел как отец играет в Dark Souls на боксе 🙂 Меня же почему-то игра не цепляет вообще…

  • Merry

    Вот на счет комьюнити . Я вот играю давно ,и да ,сначала было очень много таких антитипов. Но когда я набил свои 300 побед , я стал попадать в бои с рейтенгом 200-1к побед . И вот такие антитипы там почти не встречаются

  • Ионна

    плюсую вопрос
    есть пара вопросов, которые проще задать в контексте Thief

  • acdimon

    Ох, да. Куча раков любящих смотреть дотку. Тупик игростроя.

  • небольшой, на час где-то, записан с Кириллом Покровским и Ильёй Рогозиным. ждёт монтажа Михаила!

  • это большой плюс работе Виталия тогда!

  • я не имею в виду War Thunder вообще, я имею в виду конкретно на Стиме: 50М+ игроков зарегистрировано, но выше 18К CCU не поднимаются показатели пока, потому что для этого нужно построить бренд, для чего нужен американский офис или по крайней мере серьезный издательский офис в Москве — которого у «Гайдзинов» пока нет. при том, что 18К CCU на Стиме — это уже круто (сравните с Prime World Defenders, например), но это все равно ниша. и за пределы не выйти органикой, похоже.

    также и DOTA2. да, будет 1М CCU, но пока не будет усилий на упрощение восприятия, будет барьер, которые многие просто не перепрыгнут. на TV люди смотрят на трансляцию и говорят: ребята, это какая-то азбука, которой мы не знаем.

  • представьте, что, например, вы живете в Днепропетровске (условно), и есть киберкоманда Cyber Dnepr, которая занимает хорошие места. вы, скорее всего, будете болеть за неё, даже переехав в Киев или в LA. потому что они «свои» и их 7-е место круче, чем 1-е какой-нибудь общенациональной команды. я этот аспект имел в виду — на примере покера по крайней мере вижу, как за парней из северной Швеции болеет весь север. потому что они «свои» и надирают задницу китайцам и стокгольмцам )

  • bdgtw

    А, ок, ясно, спасибо.

  • bdgtw

    А, ок, ясно, спасибо.

  • JejoOkocha

    Думаю болел бы) А, вообще, боление — дело очень сложное, обплетенное традициями и порой непонятное. Бывают случаи, когда в небольшом городке на 10 тысяч жителей возникает фан-клуб какого-нибудь регги-певца из Ямайки, про которого и на родине знают мало)) Или вот был случай , когда Динамо играло с английским фут.клубом Арсенал в Киеве. На матч пришло пару сотен болельщиков Арсенала с киевского фан-клуба и классно поддерживали его, хотя сами живут и родились в Киеве.

  • w_a_r_d

    старкрафт явно не сложнее доты.

  • w_a_r_d

    БЛИН КЛИМОВ КАК ТЫ ЗА***Л
    НЕЛЬЗЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЭТИХ ИГРАХ.
    Сколько уже можно педалить эти вопросы о призовых.

  • Kravtsov Semyon

    Спасибо за Выпуск, очень многое для себя подчерпнул и довольно сильно пересмотрел свое мнение о киберспорте.

  • kefear

    Мне нечего сказать по подкасту поскольку я ещё не послушал, поэтому скажу что было бы здорово послушать подкаст про маркетинг/PR, что учить, и куда искать работу, чтобы взяли в игровую индустрию на эти должности и всё такое прочее.

  • Garrett

    блин, а ведь когда-то мои дети будут так говорить обо мне, 100 % :-/
    страшно

  • Gadzhega

    Мои не будут, потому что папа будет идти в ногу со временем 🙂

  • Артемьев Дмитрий

    К сожалению, можно. Избранным, на не избранных 🙁

  • васек

    Скажите что за трек в конце играет?

  • Cadmus

    Они все равно играют, значит приносят деньги или хотя бы трафик. Но для нас в текущей беседе важно что они СМОТРЯТ, создают аудиторию.

  • Завидую, мой батя за 15 лет игральнинга никогда выше изи сложности ничего не ставил, перепроходит игры по 5-10 раз и всегда только на изи. Лет 5-10 назад я помогал проходить ему каждого второго босса и всякие «сложные» места. Затем у меня ушло года 2 чтобы отучить его от того, чтобы звать меня при первой же трудности.

  • AquaMID

    Ещё весьма ок аналитические комментаторы это Miker и Abver, например

  • Timur Suleimanov

    васек, будьте внимательнее

  • Bisbarmyak Mudarisov

    хачу нахибать двух хохлушек

  • В планах подкаст с британским пиаром

  • dizelok

    > корпоратив

  • LXj

    Не хочу ругать доту — не на мой вкус игра, но знаю, что Valve её хорошо развивают, а Вилат её хорошо комментирует.

    Но про StarCraft вы какой-то бред рассказали. Позовите Alex007 в следующий раз, пожалуйста!

  • Maxim

    +1. Выпуск отличный, гость — молодец.

  • похоже, нет —

    »

    Турнир «Уральская сталь 2013» сегодня стартует в Нижнем Тагиле

    26.09.2013

    Сегодня, 26 сентября, в Нижнем Тагиле состоится открытие турнира «Уральская сталь 2013» по компьютерной игре World of Tanks. Это будет уже третье по счету соревнование, и оно впервые пройдёт непосредственно на Урале. Турнир обещает стать самым крупным чемпионатом Свердловской области. Он продлится с 26 по 28 сентября. Посетить его можно во Дворце культуры им. И.В. Окунева.

    В рамках мероприятия 26–27 сентября четыре лучшие команды Wargaming.net League сразятся в серии шоу-матчей, чтобы разделить внушительный денежный приз. Болельщиков ждут захватывающие танковые баталии, ведь в турнире участвуют такие профессионалы как Virtus.pro, Na`Vi, RR-Unity и Team Dignitas.

    Лучшие танкисты Урала также смогут показать свое мастерство: 28 сентября пройдет открытый турнир в киберспортивном формате 7/42, где будет разыгран самый большой для региона призовой фонд в $24 000.

    В последний день соревнований для всех посетителей Дворца культуры им. И. В. Окунева будет работать игровая зона World of Tanks. Поклонники проекта смогут испытать свои силы в личном зачёте, выйдя в бой на любой технике, которая когда-либо была представлена в игре. Участвуя в конкурсах, они получат шанс стать обладателями игрового золота, премиум техники и призов от партнёров «Уральской стали 2013». Кроме того, во время турнира состоится встреча с разработчиками игры, которые ответят на самые актуальные вопросы игроков.»

  • Andrii Vintsevych

    А мне укр. футбольные комментаторы нравятся. Когда смотрел футбол с русскими комментаторами, было скучновато.

  • Michael

    С такими тренировками к 25-ти годам геморрой гарантирован, да и зарплата не особо впечатлила, думал будет больше.

  • Александр Терсков

    Привет!
    Играю уже 2 года в PANZAR — отличная киберспортивная игра, думаю одна из немногих достойных игр созданных в России. Но вы о ней ни сказали ни слова. Что вы думаете о PANZAR? Было бы интересно послушать человека из студии PANZAR.

  • Александр Терсков

    Привет! Что скажете про Панзар? Годится для киберспорта?

  • Michael

    Хм, вот Виталий говорит, что после окончания киберспортивной карьеры можно пойти в игржур/летсплеить и т.д. НО, зачем задротить до 27 лет одну-единственную игру, когда можно распиариться и переключиться на летсплеи?

  • uleboole

    Однако «корпоратив в каждой игре должен быть!»

  • Baloot

    Эти турниры позволяют вовлекать «несерьёзно играющих» в ряды «серьёзно играющих». Но они не делают ничего для привлечения человека извне в коммьюнити.
    К примеру: футбольные правила в их простейшей форме (надо загнать мяч в рамку, не касаясь руками) известны практически всем. И не вдаваясь в подробности любой человек может включить трансляцию матча и понять кто побеждает (есть счёт на экране) и что происходит.
    В сегодняшних MOBA же такой простоты нет. Говорю по личному опыту: даже имея 2годичный опыт игры в первую доту и 3 года опыта в ЛоЛе я далеко не всегда могу понять происходящее в матче в Доте 2.