49. Сергей Фомин про звук в играх

Сергей Фомин, аудиодиректор компании Wargaming.net рассказывает о звуке в играх, о том, как попасть музыканту в разработку и о том, что определяет качество звука в игре.

Ведущие — Сергей Галёнкин, Михаил Кузьмин и Сергей Климов.

А гостем следующего выпуска будет Виталий ‘v1lat’ Волочай, известный киберспортивный комментатор. Вопросы ему можно задать здесь.

1. Сорок девятый подкаст     

Скачать подкаст можно по этой прямой ссылке (105 Мб)

Содержание:

00:00:00 Вступление
00:02:00 Регата Industry Cup
00:08:15 Games Night Воронеж и Games Night Москва
00:10:00 Rolecon и Sociality Rocks
00:14:00 Ubisoft Digital Days 2013
00:17:30 Про Katauri и Калининград
00:23:30 PS Vita TV
00:26:30 iPhone 5s
00:31:00 Половина Климова, которая работает на Wargaming
00:32:00 Привет, Сергей
00:34:00 За что отвечает аудиодиректор
00:36:00 Как музыканту попасть в индустрию
00:39:00 Чем занимает «звуковик» в свой рабочий день
00:46:00 Как отличить хороший звук от плохого?
00:53:00 Как оценивают и принимают звук в компании?
00:56:00 Как получить хороший звук
00:58:00 Звуковые библиотеки и лицензирование
01:00:00 Можно ли сделать звук на аутсорсе?
01:05:00 Где общаются звуковики в интернете?
01:09:00 Вопросы

Подписаться на подкаст можно по RSS или добавить в iTunes. Полный список подкастов есть на сайте Galyonkin.com.

Подкаст есть и в списке iTunes, его можно найти через приложение «Подкасты» по запросу «galyonkin».

Музыка: Michael Chapman — Goodwill Cowboys Ride Again

  • priestling

    ну что за подстава, прям среди ночи) я спать собирался идти, теперь не уснуть мне — буду мучаться.)

  • Alex Marakesch

    C утра конечно нужна слушать.

  • Sergey Korobeynikov

    Спасибо, как раз в ночной переезд послушаю!

  • Mike

    Я, конечно, извиняюсь, но мне как-то дико слышать даже название темы. Безусловно, WoT — игра популярная и широко известная. Но ее звуки и графика — это примитив и убожество, что очевидно каждому, кто хоть раз ее видел. Я бы с интересом послушал подкаст с человеком раскручивавшим игру — вот он явно гений.

  • Hello Danger

    Предрекаю много боли по поводу FL Studio.

  • feshd

    Сергей как думаете покажут на следующей недели консоль valve? 🙂

    «Но самой значительной для широкой аудитории новостью стала фраза о том, что Valve собирается «принести игры в вашу гостиную». Подробности он пообещал раскрыть на следующей неделе.
    Полностью выступление Гейба можно посмотреть здесь: vk.cc/1PftRC»

  • Дмитрий

    Ох и мутный же подкаст вышел в этот раз. На половину вопросов гость вообще не ответил кажется, а другая часть если и была отвечена, то каким-то странным непонятным путем. У несведущих людей может сложится впечатление, что звук это какая-то хаотичная, философская ахинея. А на самом деле это очень умная и в тоже время простая для понимания профессия.

    Имхо:
    — Визионерство и менеджмент аудио директора это конечно звучит элитно, но какой смысл если на деле твоя работа выглядит посредственно? Звук в Танках и Самолетах не настолько крут, без обид, но любой это скажет. Вот был тут гениальный художник Бахлычев из Близзард и его было интересно слушать.
    — Про контрактную работу вообще мозг забили всем противоречивой информацией. На Западе контрактников приглашают в уже существующую аудио команду и этих людей зовут в основном для созданию контента в уже созданной и настроенной аудио системе, с прописанной аудио логикой и скриптами. Поэтому совет маленьким студиям приглашать звуковиков в последние два, три месяца просто убийственен, нужно следить все таки за донесением своих мыслей.
    Необходимо начинать работу как можно раньше, с периодическим, частичным присутствием звуковика, который будет общаться с гейм-дизайнерами, читать игровую документацию, тесно работать с программистами для написания логической части аудио системы и только когда все скрипты и тулзы будут готовы, можно начинать «клепать» контент. И это даже для небольшой игры.
    — Ну и самомнение гостя конечно тоже странная штука, имхо, не на таких уж он топовых играх работал, чтобы выражать свои мысли в том посыле как в подкасте, то есть визионерство, бла бла бла, двигание прогресса. Вот есть аудио директор в DICE, вот он может заниматься этим, а вы в Танках хотя бы звуки нормальный сделайте сперва.

  • ooups

    Сергеи заполонили всю планету, с этим надо что-то делать.

  • Заходишь к номаду — танки слева, танки справа, танки в стриме, танки в стриме на икскоробке. Заходишь сюда — танки на вечеринке, вечеринка в танке, юбилей танка, летсплееры (еще не доказано что между ними и танками есть разница), звук в танке. Переедьте меня уже кто-нибудь танком.

  • Gadzhega

    Всего 9 коментариев? Интересно сколько скачиваний/прослушиваний? Сдается мне что GTA5 раздавил этот выпуск под своим весом 🙂

  • я, конечно, извиняюсь, но писать, что звуки и графика проекта — «примитив и убожество», и это «очевидно каждому» — это переводить дискуссию на уровень комментаторов YouTube. мне абсолютно неинтересна дискуссия с такими категоричными людьми, чей уровень познаний в индустрии не поднимается выше подобных характеристик.

  • Дмитрий, вы, возможно, слушали по диагонали? ) Сергей советовал как раз как можно раньше приглашать звукового дизайнера в проекты. Про самомнение — я знаю Сергея ещё с тех пор, когда он работал в Gaijin, и визионерство у него было и тогда, за что его коллеги и любили. Давайте поменьше характеристик гостю и побольше обсуждения конкретных вопросов, может?

  • Oleg Korotkov

    все еще работают и не успели зайти:)

  • Дмитрий

    Прослушал момент еще раз, согласен, он говорил про ранее привлечение. Но опять же просто как о фрилансе. Невозможно сделать нормальный звук просто выставив ТЗ аутсорсеру. В 99% случая будет полезнее если вы вовлечете человека полностью в свой проект и он сам будет ставить задачи и это один из самых важных и проблемных моментов.

  • tima

    +1
    блевать хочется от этих танков, притом что они надоели и были удалены уже давно, сейчас еще САМОЛЕТЫ!!!11 же, молодцы воргейминг да очень успешные бла бла , но омфг как же они достали, я думаю все кто просто играет в игры а не делает их будут согласны…

  • porkiuss

    а на счет участия в регате — прошу подробней)

  • tima

    «примитив и убожество» это конечно грубовато, но отображает реальное настроение людей имхо) а то что дискуссия вам интересна только с уровнем познаний в индустрии это печаль, тут очень много людей которые просто играют в игры и которым уже эта ваша «окей окей индустрия» как-то начинает раздражать)

  • Гена Воробьев

    Скоро Сергеи будут вместо зомби в играх и фильмах. Sergey Island, Night of the Sergeys, Living Sergey.

  • Гена Воробьев

    А причем тут GTA?

  • Вот что бывает, когда заканчиваешь монтаж выпуска заполночь 🙂

  • Алексей ///

    Целевая аудитория этого подкаста — люди, интересующиеся индустрией же, не? «Просто играют в игры» пусть и дальше просто играют в игры.

  • kefear

    Аудитория гагатуна и юзи в моих ламповых комментариях? Нет пути.

  • Aizenn Simple

    Sergabe Newell announces own podcast.

  • tima

  • Aizenn Simple

    Сергей Фомин не предлагал свою помощь в монтаже? 🙂

  • привет —

    здесь будет официальный фото/видео отчёт о прошедшей регате:

    https://www.facebook.com/IndustryCup

    ориентируемся по следующей на конец февраля, на Кипре или в Турции

  • он простужен ))

  • ребята, это не подкаст про игры, это подкаст про разработку игр! у нас тут ламповый семинар, бордель и подраться — соседняя дверь )

  • Артемьев Дмитрий

    Все равно как-то много воды и мало конкретики. Прям мифическая работа какая-то. Помню комментарии одного «звуковика», который делал звук к одной из частей Блэйда — говорил, что, например, над звуком исчезновения вампиров долго голову ломал, а потом, бац, поскреб металлической губкой для мытья посуды о железо, записал, смонтировал, наложил фильтры. И, вуаля, готово. Также дыни кидал в лобовое стекло машины, ибо арбузы были не круто. Зачем столько, типа философских, рассуждений?

  • А я бы подрался! 🙂

  • Вася Купкин

    Сергей, бери Xperia Z1(скоро выйдет), он прикольный и узнаваемый, себе возьму, а Айфон и Гнусмас — попса, Nokia не дотягивает, хотя дизайн тоже бомба

  • Дмитрий, там был комментарий про бюджет: если рассуждать вообще без финансовых ограничений, то да, давайте всё делать in-house: mocap, sound design, story, music, visuals, etc. Но для команды с бюджетом, скажем, в $200K на проект, нанять звукового дизайнера на проект — это просто непомерные затраты. И здесь как раз Сергей рассказал про способ работы: начать общаться пораньше, пусть на уровне дня в месяц, и потом договориться о 2-3 месяцах в офисе. С фиксированным бюджетом, но в офисе.

  • без философии на должности Audio Director делать нечего — я вчера ужинал с Кириллом Покровским и Ильёй Рогозиным, у них за 20 лет опыта в звуках и музыке. и оба поддержали Сергея, рассказав про философию звука в фильмах («larger than life»).

  • ребята, это подкаст для тех, кто в индустрии — или на пути в индустрию. я не готов дискутировать «просто про игры». переводя аналогию на порнобизнес, кому-то блондинки нравятся, кому-то брюнетки, но если бы мы делали подкаст про _индустрию_ — мы бы вряд ли обсуждали моделей/актрис, мы бы обсуждали камеры, способы платежей, бюджеты, сроки и конъюнктуру рынка ))

  • Проблема как раз в том, что фактажа мало 🙂 Я вот так и не понял, как сделать звук на бюджете кроме того, что позвать звуковика поработать part-time.

  • для фактов надо было звать не Сергея, директора, а кого-нибудь из его команды, кто выезжает с техникой на запись. лично мне интересней было про философию.

  • Oleg Laz

    Меня (как музыканта) радует уже сам факт того, что вообще подняли эту тему.

  • Артемьев Дмитрий

    Ну так вопросы-то были не только про его должность, как таковую. Но и процесс в общем. Он же технической частью, с двиганием ползунков, насколько я понял тоже не мало работал. Или уже долгая работа в роли «менеджера» и «гуманитария» размыла понятийный аппарат? Просто есть те, кто говорит так специально, чтоб сказать много ни о чем, а есть кто уже автоматически. По подкасту показалось, что первый вариант.

  • Дмитрий

    Сергей, вот это, честное слово, такая чушь. Уже в который раз вижу попытки элитизировать профессию звуковика. Сам работаю в этой сфере и уже просто бесит иногда. Звук — это такая же равноправная часть продакшена как и все остальное, программинг, арт, гейм-дизайн. Да и вообще, по сравнению с артом и программингом. порог вхождения в профессию в звуке крайне низок.

    Просто Сергей Фомин, как видно, немного страдает манией величия и хочет привнести ноту элитартности в свою деятельность. В этом нет ничего плохого когда ты гений в своей области, но когда факты не сходятся со словами, это вызывает недоумение.

    И да, опережая ваш неизбежный комментарий в которых вы вечно правы :), — первый абзац это не мои измышления, а перефразированные слова выдающихся людей из области саунд-дизайна.

  • Артемьев Дмитрий

    Вот так бы сразу, все вопросы отпадают сразу. Зовите технаря какого нибудь! Интересно будет послушать 🙂
    Только не из ВГ! Разнообразие тоже нужно.

  • в принципе, любого гостя этого подкаста можно обвинить в «попытке элитизировать». «слишком умный», говорили в таких ситуациях СССР. нет бы сказать, что в звук идут композиторы-неудачники, и рассказать про звук разрывающегося арбуза ))

  • Дмитрий, а может вам на DTF? ) Там раньше (не знаю, как сейчас) очень любили кого-нибудь обвинить, и потом ожидать, что сейчас человек бросится доказывать, что он не верблюд. Зачем вы пришли сюда в комментарии? Чего вы хотите от своего участия в дискуссии? Показать нам, что для вас здесь было «много воды»? Ну так для кого-то и на выставке Кандинского «много всякой фигни», тут уж кто с чем приходит слушать/смотреть.

  • А давайте мы вас позовём! Вы ведь, судя по комментариям, хорошо в теме разбираетесь, и точно «воду лить» не будете. Да и «понятийный аппарат» у вас наверняка ещё не «размыт» 😛

  • Phil

    урааа,вилат))

  • Дмитрий

    На дтф я не хожу и ругаться не люблю 🙂 Просто ждал интересного общения, а вышло как-то мутно и странно. Ок, больше писать ничего не буду.

  • Артемьев Дмитрий

    Теперь мне доказывать, что я не верблюд? Зачем тогда комментарии существуют? Слушаю подкаст, потому что интересны факты, комментарии вовлеченых в индустрию. А ни разговоры ни о чем. Галенкин вон говорил, что ничего не понял. Потому что все ответы туманом войны покрыты. Стала внутреняя кухня понятна? Да, ладно. Рассказано ровно то, до чего уж и самому догадаться можно.

  • Дмитрий, учитывая, что Сергей готов отвечать на комментарии в этой теме, есть прекрасный способ получить интересное общение: написать —

    Сергей! Здравствуйте! У меня есть вопрос: скажите пожалуйста, как сделать … и что было с … и зачем делают … ?

    — однако если вопросов не задаёте, а только раздаёте характеристики («попытка элитизировать», «много воды»), то вы таким подходом просто закрываете любую возможную дискуссию с вами, потому что вайнеров и хейтеров никто не любит, и тратить на них время не будет.

  • Комментарии существуют для того, чтобы задать вопрос. Уточнить. Высказать отношение.

    Комментарий «Или уже долгая работа в роли «менеджера» и «гуманитария» размыла понятийный аппарат?» считаю деструктивным, ни к чему созидательному он не приведёт, является банальным тиражированием негатива.

    От вас не вижу вопросов в этих комментариях, от вас вижу характеристики. Давайте я про вас напишу: вам долгое общение с онлайне размыло понятийный аппарат? Вы пишете много и ни о чём потому, что реально сказать нечего? Зачем вы столько воды льёте?

    Ну как — понравилось? Позитив видите какой-нибудь в такой дискуссии? Давайте договоримся, что сорить в комментариях к подкасту никто не будет.

  • Артемьев Дмитрий

    А зачем меня звать? Я в этом не сильно разбираюсь. Но мне не мешает данной темой интересоваться. Люблю всякие технические подробности. В общем и ни о чем, много где говорят. Местный же подкаст этим заметно отличается(-лся).
    Или я, как простой смертный. не являюсь вашей ЦА? И моё мнение не интересно? 🙁

  • Реквестирую выпуск про порнобизнес

  • Не удивлюсь если в финале второго сезона подкастов выяснится что Михаил Кузьмин на самом деле Сергей!

  • Gadzhega

    GTA всегда причем 🙂

  • Друня

    Почему то нет разделения «саунд дизайнер» и «композитор». Многие это совмещают, но фактически это разные специализации.

    В гейм деве саунд дизайнер крайне желательно должен разбираться в технологии воспроизведения звуков, а не только отдавать wav файлы. Например в Unity (урезанный FMOD) есть кривые воспроизведения в зависимости от расстояния, фильтры, реверберация и нужно учитывать это. Но частенько отдаются обработанные файлы, а затем ими занимаются программисты, далекие от звука, результат оказывается… средним. Это конечно когда звуковик не в команде.

    А воровать звуки не нужно — их бесплатных море (ищите с лицензией Creative Commons Zero). Так же как и музыки.

    Видно что гость в теме, но почему то рассказал только самые самые верхушки айсберга.
    Интересны были размышления о будущем звука в играх. Какие специфичные фишки используется в WoT например, какие идеи для дальнейшего развития (ведь я так понимаю есть ресурсы для эксперимента).
    В любом случае я безумно рад, что к вопросу звука было привлечено внимание, потому что обычно это вспоминают в самую последнюю очередь.

  • Eddie

    Послушайте, Сергей, у вас же есть возможность записать блиц-интервью с условным Джереми Соулом, чьи заслуги неоспоримы? Просто потому что работы и слова в подкасте Сергея Фомина в своей сумме несколько ммм… неоднозначны)

  • Артемьев Дмитрий

    Ну так я высказал отношение. Или оно должно быть обязательно положительным? А комментарии в таком стиле, мне кажутся вполне логичными, если слушать ответы. Потому что, отвечал руководитель отдела, а отвечают они все одинаково, только отделы меняются.

  • Eddie

    Нет, и это многими не раз подчеркивалось. Прежде всего интересен взгляд профессионалов на вещи «изнутри».

  • Друня

    Извиняюсь, но про философию не было. А вопросы про бюджет как раз к руководителю звуковиков. Просто Варгейминг видимо слишком большой.

  • Yomakadji

    Ух ты. Я-то думал, куда Сергей (к сожалению отчества не знаю) после Гайдзинов отправился работать. А он в WG перешёл. =)

    Помню ещё во времена ламповой ЖЖ, когда народ активно там общался, наткнулся я в этих дебрях на журнал Сергея и мы долго общались в плане тяжёлого гитарного саунда и как его достичь в домашних условиях. Было время, да…
    Потом Сергей ушёл в гуглоплюс, а я забил на ЖЖ, как и многие.
    У меня до сих пор хранятся записи merging, merging 2 и Sailor the cat =)

    Если будет возможность — передавайте, пожалуйста, ему привет и пожелание дальнейшего развития в области и здоровья. 🙂

  • Pbs

    Слушать не буду, так как в играх от ВГ звук гавно, а хотелось бы послушать профессионала. Да и камментарии подтверждают что ничего интересного там нет. Итого, подкаст плохой, осуждаю.

  • Угу. Пастернака не читал, но осуждаю..)

  • Артемьев Дмитрий

    Можете послушать первые полчаса, там все очень хорошо, гость только потом появляется 🙂

  • Знаменитое «Не играл, игра говно»? =)

  • Попрошу без спойлеров!

  • Shmatter

    1е — где послушать/почитать про катаури?
    2е — где будет регистрация на eastlabs с Марчином Ивински?

  • griever_gf

    Ребят, всё замечательно, но где ссылки на Games Night Voronezh и прочие мероприятия? Мб невнимательно смотрел, но не нашёл.

  • Godrik

    Тогда давайте подкаст про игры. Или покажите где находится соседняя дверь.

  • Glauzer

    «Давайте мне сюда подкаст про игры, быстро, на стол!»

  • Семен Семеныч

    я понимаю, что авторы будут защищать любого приглашенного, какую бы антипатию он не вызывал после подкаста, это нормально.

    но действительно гость в этот раз неважный и дело не в танках, или в том что он не профи. просто вещать с такой помпой о себе не презентовав никакой действительно интересной информации… хз кому это надо.

    кстати, очень надеюсь, что подкаст дорастет до такой авторитетности, когда вы не будете стеснятся задавать гостям и неудобные вопросы. тогда не возникнет сомнений, кто профи кто нет и кому можно верить.

  • Mihail Druzhinin

    Я не согласен.
    Играл в танки в ЗБТ, играл полгода после.
    Бросил, надоели в хлам.

    Но вот раздражения в интернетах не вызывают.
    Вот что все тащатся от грёбанного НИ-ЧЕ-ГО в GTAV — вызывает.
    Так что это очень индивидуально.

  • Алексей Колобашкин

    Еще раз , Олег- евангелист , а фамилия у него какая?+ 28 сентября Games Nait , где и когда будет регистрация,заинтриговали))

  • Олег Придюк, http://www.linkedin.com/in/iwozik

    Он был у нас в Киеве на Games Night, выступал.

  • Алексей Колобашкин

    Если честно , у вас самый лучший аналитический подкаст(маркетологи, как уже было сказано в подкасте)) про игровую индустрию, чтобы не говорили, я бы сказал «Адовая Кухня» по серьезному.Если Петр со своей компашкой берет чисто фаном, то у вас просто по косточкам разбирается ВСЕ, приятно послушать, нет аналогов , их не существует, ну вот не слышал я ни у кого обсуждения различных бизнес перемен на рынке игр и вообще компаний, как у вас.
    Что на счет Сергея Галенкина у Gmbox, они пытаются воссоздать Адовую Кухню и ваш подкаст в одном флаконе, но у них не особо хорошо это получается, так как у них позиция игроков или игровой прессы,а не бизнесменов, нет опыта в бизнесе в индустрии , из-за этого они будут страдать ОЧЕНЬ долго , я не отрицаю , что по отдельности они могут многое рассказать , но этот коктель мнений всякий раз сбивает их, выводит их из тонуса. А вы ,Сергей , уже просто привыкли к деловому общению, это очень отчетливо слышится в речи, и ну как-то не в своей тарелке ,что-ли там, без обид, но у вас с Gmbox сложилось какое-то взаимоотношение разработчика игр и прессы.(сдержанный тон), а в этом подкасте про Разработку игр все просто идеально, и друзья и профессия и вообще более налаженое общение что-ли. Но это чисто мое мнение.

  • Алексей Колобашкин

    спасибо , а 28 сентября что будет в москве и где?

  • http://www.eventbrite.com/event/8349352137/efbnen
    внизу анонс. не за что =)

  • Благодарствую за выпуск…и да — ура! Вилат!

  • Vladimir Savin

    пока тишина, невероятно…

  • да, присоединяюсь, хоть и оффтоп…
    Новость свалилась ващпе внезапно. Ещё по лету был слух, что ХЛ3 станет (хотя бы первое время) эксклюзивом для коробки, и будет показана вместе с ней.

  • это к СальниковуЗуеву и Ко. Хз пишут они щас или нет, но за обсуждением игр — туда

  • Алексей Колобашкин

    какая хорошая аудитория)),еще раз спасибо.

  • Влад

    Наверное не надо все же путать. Кухня — это для развлечения, Подкаст Галенкина — для просвещения.
    В Хотлайне действительно формат мне не очень приятный, но это у них скорее еженедельное общение с аудиторией gmbox’a.

    По-моему как-то так.

  • Алексей Колобашкин

    Ты прям в точку попал с этой цитатой! -Кухня — это для развлечения, Подкаст Галенкина — для просвещения.

  • Алексей Колобашкин

    Еще такой формат, что набираются вопросы на какую-то тему , потом отсев и такой блиц в эфире ,красиво, а вот в прямом эфире их все выслушивать, так что разница чувствуется очень сильно.

  • Все хорошо с комментариями, продолжайте.

    Я согласен, что конкретики было мало, в будущем буду настойчивее пинать гостей, чтобы не уходили в визионерство и душу 🙂

  • Mike

    Во-первых, я, как разработчик, разбираюсь в данных вопросах лучше какого-то там менеджера. А во-вторых, я и не предлагал вам дискуссию, так что можете написать еще 100500 комментариев в стиле обиженного ребенка о том, как вы не хотите все это обсуждать.

  • Gmbox.Hotline совсем про другое для другой аудитории. Я их смотрю с удовольствием, но это разное.

  • Алексей Колобашкин

    Тогда у меня к тебе вопрос .Что тебе больше интересней- люди и то ,о чем о ни думают или глобальный анализ тем? Для меня в приоритете 2-ое с логикой и терминологией .

  • Дмитрий

    Ох, Сергей, судя по вашим комментариям, вы прямо любите считать себя превыше остальных 🙂

    > Сергей готов отвечать на комментарии в этой теме, есть прекрасный способ получить интересное общение:
    Да не нужно мне его общение, наслушался я его в подкасте и понятно уже сразу все стало. Уж лучше с Орловским еще раз выпуск переслушать.

    Всегда нужно понимать кто ты и что ты в этом мире. Есть художники, которые работают в Близзард, есть программисты из 4А, которые без шума и криков делают ААА проекты. И, есть завуалированные псевдо-филосовские словосочетания, которыми пытался блистать ваш гость Сергей Фомин в последнем подкасте.

    Корпорация Варгейминг с кучей саунд-дизайнеров и людьми которые занимаются исключительно визионерством это конечно гламурно и стильно, но я лучше поиграю в War Thunder, звук в котором делают всего два человека и который по всем параметрам наперед уделывает «самолеты» Варгейминга.

  • spectrrr

    где можно зарегистрироваться на Games Night Воронеж???

  • Jon Irenicus

    В этом месте захотелось представиться — Меня зовут Сергей Сергеевич, приятно познакомиться 😀

  • Jon Irenicus

    А мне вообще больше нравился видео-подкаст на ITC с Галёнкиным.

  • Дима
  • Хороший выпуск получился. Удивлён, правда, что всего 7 человек в команде. У них же помимо танков в минском офисе ещё и видео поддерживать надо, а это трейлеры, выпуски каких-то танковых передач, постоянные сплэшскрины для любых видео — работы валом же, и семь человек справляются?

  • Пётр Поросятов

    Всё равно не вижу причины всё цензурить, учитывая вольницу в комментариях. Да ещё к тому же захватывать слова, не являющиеся обсценной лексикой, вроде: «сука», «жопа», «мудак» или «педераст».

  • Jon Irenicus

    Согласен Сергей. Но в то же время не вижу плохого в том, что в этом подкасте разговор ушёл в психоакустику. Это кстати, вполне себе научная дисциплина(кто не знает). Придёт другой человек, будет наоборот, рассказывать больше практические вещи. Свою задачу вы выполнили, вопросы были просто отличные и сама тема звука в играх архиважная! Поэтому спасибо, что подняли эту тему, было много интересного! Сергею Фомину спасибо что пришёл.

  • Станислав

    Господа ведущие, думаю стоит игровой индустрии (звук в играх) обратить внимание на звукорежиссеров занятых на производстве рекламы. Работаю звукорежиссером в рекламном агентстве создаю радио и теле рекламу, оформление программ, джинглы, отбивки и т.д. и т.п. и все что говорил Сергей Фомин мне понятно)))))

  • Пётр Поросятов

    >>Nait

  • Пётр Поросятов

    Гаго вчера напел.

  • SXX

    Valve не будет тивоизировать своё железо, а потому все идеи о эксклюзивах лютый бред. Невозможно взять и привязать игры к определенной сборке Linux не подняв целую кучу костылей с ключами и привязками к железу.

  • Arhangel Serafimovichev

    Это(большие нагрузки, зарплата меньше чем у банкиров), наверное, не единственно главные причины, по которой работа в геймдеве профессиональными музыкантами востребована слабее, чем могло бы быть?

  • Школьник Сергей

    Теперь еще и кибер»спортсменов» решил позвать. Кто следующий, школьник сергей качающий с игры торрентов?

  • см. ссылку в комментарии выше

  • GamesNightVRN — 27/09
    https://gamesnightvrn.eventbrite.com

    GamesNightMoscow — 28/09
    http://gamesnightmu.eventbrite.com

    Марчин Ивински/CDProjektRED в Киеве — 01/10
    http://projekt-red.eventbrite.com/

    Марчин Ивински/CDProjektRED в Москве — 02/10
    http://www.screamschool.ru/masterclasses/m/?id=306

  • см. комментарий выше со ссылками

  • Canon40mm

    а когда будет Киевкий GamesNight?

  • Dima G. Kuzmenko

    Как делать звук на бюджете Варгаминг не скажет. Нужно спросить тех, кто работает на заказ.

  • Начать работу раньше над какой игрой?

    Если говорить о WoT, то конечно тут нужны штатные специалисты. Но они например могут только внедрять звук в игру, а создавать звук, музыку, записывать голосовое озвучание прекрасно могут и аутсорсеры.

    Конечно лучше всего, если компания может позволить себе весь контант делать внутри, но это задача трудна даже для такого гиганта, как Варгаминг по ряду причин.

    Если мы говорим о небольших играх, типа iOS, или казуальных, то в этом случае спокойно можно обойтись без штатников — все заказывать на аутсорс.

  • не знаю! я сам буду в Киеве 30/09 и 01/10 с Марчином, вообще хорошо бы.

    также как и GamesNightKGD, про который много говорили — зависит от местных организаторов!

  • Семён Семёнович, мы не против любой критики. Пока это конструктивная критика. Например: прослушав подкаст, я вынес только общие вещи, а хотелось бы конкретики — а, б, в. И тогда мы можем либо кого-то из команды Фомина позвать прямо на эти вопросы, или Сергея попросить здесь написать ответы, или кого-то другого позвать, например из Gaijin’ов, на эту тему. То есть нужна критика, с которой можно работать!

    А с комментариями вроде «игра у вас говно, компания говно, и сам ты тупой» ничего сделать нельзя.

  • ставлю на контроллер

  • я записал интервью с Кириллом Покровским и Ильёй Рогозиным, чьи заслуги вполне неспоримы. и дал им послушать интервью с Фоминым. послушав его, они сказали: «какой правильный парень! мы бы с ним сработались».

  • Отношение должно быть реальным — то есть любым.

    Чего не надо делать — давать характеристики. Гостям, проектам, ведущим.

    Можете написать: не понравилось, что гостю задали так мало конкретных вопросов. Или, не понравилось, что мой вопрос, который я присылал к подкасту, не задали. С этим можно работать.

    С общей характеристикой «чо за дурак» работать нельзя.

    Это как на фотосайтах в обсуждении фотографий с моделями: не надо ругать модель, не надо ругать фотографа, надо обсуждать конкретную фотографию. Никто в этом подкасте не хочет делать «просто потому, что вот так». Все мы хотим повышать полезность подкастов, и для этого нужна обратная связь, с которой можно что-то сделать позитивное в будущем.

  • Eddie

    *** — не мешки ворочать. И, слушая подкаст, мы все с Покровским, Рогозиным (низкий им поклон за их работу кстати) и другими комментаторами в этом кажется убедились. Просто потому что в серии Divinity замечательный звук, в отличии от танков.

  • Дмитрий

    в каком месте было написано про штатных звуковиков?
    речь шла о периодическом участии фрилансера в проекте с самого начала, для построения самой аудио системы и только лишь потом о создании контента

  • Думаю, для проекта такого уровня обязательно должны быть штатные звукеры.

  • Дмитрий

    Я вообще то подразумевал любую игру. Даже проект под iOS, нуждается сперва в прототипировании идей и аудио системы человеком разбирающимся в игровом звуке. Только так можно добиться интересных решений, то есть, когда ты, как звуковик полностью изучил механику и документацию игры. А не просто как обычно — сделал звуки по экселевской таблице и внес в портфолио еще одну серую казуалку;)

  • У вас какая-то другая крайность по-моему )

  • Ray_domkrat

    Большое спасибо Сергею за пиар Ролекона (=
    Кстати, второму Сергею, у нас будут стимпанкеры косплееры, конвент не только про прийти поиграть. Будет место и посмотреть презентации и поучаствовать в круглых столах на темы индустрии настольных игр (вкратце — видеоигры круче, но и тут есть свой хлеб с маслом)
    Кому интересно — я координатор конвента, сайт Ролекона — rolecon.ru
    Спрашивайте (=

    З.Ы. Про звук ничего не знаю, но слушать по организации процесса было интересно.

  • Дмитрий

    Нет, значит вы просто не в курсе что над любой вещью можно работать творчески и с душой.

  • Ок 🙂

  • Spider Jerusalem

    Подкаст-инквизиция!

  • Артемьев Дмитрий

    Ну так у меня и была изначальная претензия, что мало информативно. Нет конкретики. Остальное можно считать эмоциональным фоном. Ка-то так. А так, да — горизонт завален 😀

  • Хорошо! Я вас услышал, эмоции в топку ). Скоро будет спецвыпуск про звук и музыку с Кириллом Покровским и Ильёй Рогозиным.

  • urfin

    а что не так?

  • думаю речь шла не о железе, а о Стиме как платформе или некоей ОС (на подобии Хрома). Ладно, поживём — увидим, думаю им есть чем удивить.

  • Sergey Osipov

    А мне вот у Сереги Фомина, хорошая его, композиция вспомнилась:
    Control Your Life
    Добротный чиптьюн на AY-3-8912 (али YM, али в клонах поймешь, что ставили тогда), с гитарами, вокалом и приятной аранжировкой.
    В общем Галенкин поймет, тема ZX жива, пока мы не умрем.

  • SXX

    ChromeOS это не закрытая платформа, а просто чуть обрезаный линукс (правда более полноценный нежели Android). Там под капотом Xorg и весь линуксовый стек драйверов.

    Valve, имхо не собирается никого удивлять, а последовательно готовит запасной аэродром дабы в случае чего MS не утопили их вместе с собой.

  • Я за интервью с форумным троллем. Интересно, как они совмещают работу с личной жизнью, не мешает ли им полученное образование и как попали в игровую индустрию.

  • «вагина» наше всё

  • Platinum Triple-Star VIP Plus

    Хм… Гм… А как ты себе представляешь глобальный анализ без мыслей экспертов? Беспристрастный разбор процесса создания концепт-арта от маркетолога Галенкина? Глобальный анализ принципов программирования от биздева Климова?

  • Platinum Triple-Star VIP Plus

    Очевидно эксперту не нужно узнавать ничего нового, он же эксперт.

  • Kinrany

    «Выше» в Disqus — понятие субъективное

  • famiak

    Я не очень понимаю, какие нужны познания в индустрии, чтобы это повлияло на мнение «примитив и убожество», поскольку графика и звук и вообще техническая часть игры откровенно примитивны и убоги.

    Люди, которые играют в игры, видят то же самое, что и интересующиеся индустрией. Хотя, может, смысл в том, что «интересоваться индустрией и иметь в ней познания» — это постоянно играть в такое количество индиговна, что после него графика WoTа покажется интересной и фотореалистичной.

  • famiak

    Какой смысл обсуждать вопрос озвучки порноильмов с Прянишниковым, у которого в каждом фильме все записывается на встроенный в камеру говнофон в туалете? Какой смысл с ним же обсждать визуализацию, когда у него три статичных плана, свет лампочками, макияж делается самими моделями косметикой из перехода?

    Аналогия доходчива?

  • famiak

    Нокия не дотягивает до чего? Она на голову выше всех остальных смартфонов.

  • продюсер

    Я «менеджер» вышедший из разработчиков. Я работал и в арт отделе и в программистком.
    И я полагаю, что следуя вашей логике — я разбираюсь вообще прекрасно в этих вопросах.

    И я вам экспертно заявляю — вы не правы. Стыдно за индустрию — если там такие разработчики.

  • разработчик

    Все просто, подкаст не для Вас. Вы не целивая аудитория.
    Это примерно как заявлять производителю грузовиков, что я просто люблю ездить на машине — и грузовик фигня — нужны спорткары.

    Этот подкаст решат другие проблемы и вопросы, чем вы ожидали — для другой аудитории. Но проблема не в подкасте. Слушайте другой подкаст.

  • Alderfly

    Японцы л не выговаривают, они заменяют на р) поэтому по идее они говорили сноубору

  • Алексей Колобашкин

    Ты только что сам ответил на свой вопрос, без эмоций , только на профессиональном опыте человека.

  • Гость

    Тоже очень рад, что обратили внимание на звук. Однако в качестве гостя хотелось видеть человека творческого и успешного в плане всеобщего признания, а не «визионера варгейминга».
    PS Упоминание танков за***вает с каждым разом все больше и больше…

  • Mike

    Если вы про себя — то да, стыдно за индустрию, если там находится люди, считающие, что низкополигональные коробки — это вершина 3D-графики. Где, блядь, нормальные шейдеры? Где бамп? Где самозатенение? Где актуальные деформации?

    Это все — технологии пятилетней давности как минимум, но движок танков отстает от современности лет на 10.

    Что же до звуков, то там вообще все на уровне наколенных поделок.