Про киберспорт

После The International и в преддверии чемпионата по LOL в прессе начали говорить про то, что в этот раз киберспорт наконец-то всерьез и надолго. Вот, например, статья на GI.biz об этом самом — мол, друзья колумниста следят за новостями, следовательно киберспорт существует. Серьезная журналистика.

Киберспорт сильно привязан к массовым играм. Есть в игре более-менее честное соревнование и люди, готовые на него смотреть — будет киберспорт. Спонсоры при этом не являются источником киберспорта, потому что спонсоры как правило прибегают туда, где есть аудитория. Так что сначала игроки и игра — потом спонсоры и деньги.

Я это к тому, что нынешний подъем киберспорта связан с вполне конкретными играми (LOL, DOTA2, WOT), которые живут по вполне конкретой бизнес-модели. Да, Activision проснулась и пытается сделать из COD киберспорт, забрасывая его деньгами, но реально массовые дисциплины — f2p. Я правда не уверен, вписывается ли в эту картину Starcraft II, потому что очень давно не видел чемпионатов по нему. Подскажите в комментариях.

Эмоции, которые движут болельщиками киберспорта, примерно те же, что и у болельщиков спорта обычного. И здесь, как ни парадоксально, чем сложнее дисциплина, тем лучше — и именно поэтому рафинированные «киберспортивные» игры не стали массовыми. В простую игру можно неплохо играть и самому. А за профи имеет смысл следить только если игра сложная. Скажем, я в DOTA2 полный нуб и не могу выполнить ни одну из серьезных командных тактик, которые проворачивают профи — тем интереснее мне смотреть за тем, как они это делают.

Кстати, опрос по этому поводу.


Свой ответ традиционно пишите в комментариях.

  • Yaroslav Kutukov

    По StarCraft 2 полно чемпионатов, сейчас WCS идет

  • >Нет, мне не интересно
    вот

  • mytrwa

    Существует — не существует, а в эмоциональном плане The International, по-моему, уже не уступает футболу.

  • Nikolay Lapko

    По Starcraft II туча чемпионатов, см. Liquipedia: http://wiki.teamliquid.net/starcraft2/Main_Page (вставка справа)

    А вот самые крупные мероприятия http://wiki.teamliquid.net/starcraft2/Premier_Tournaments

  • Corsair

    CoD4 PC 1.7 был киберспортивной дисциплиной в Европе и весьма популярной и это без поддержки Activision и Infinity Ward. Игроки все сами сделали. Вот, посмотрите:

    http://youtu.be/d5poTvpiM-Q

  • LXj
  • Nikolay Lapko
  • Гость

    EVO 2013 недавно тоже шуму наделал в интернете. Его конечно не открывал Гейб, наверно по этому журналисты пропустили 🙂

  • Рома
  • Nikolay Lapko
  • mytrwa

    За что?

  • Влад

    То есть по прайм ворлду принципиально чемпионатов не будет?

  • RaMa_Valiev

    как я рад что я не знаю и не пробовал эту вашу «игру» дота. дайте мне гта5 и мне ничего не надо, а эти школодрочеры пускай f2p играют.
    ЗЫ. давайте давайте, по оценкам теперь проверим эту аудиторию умную)

  • Nikolay Lapko

    :3

  • Прямо сейчас идет второй клановый турнир, скоро финал.

  • LXj

    > Я это к тому, что нынешний подъем киберспорта связан с вполне конкретными играми (LOL, DOTA2, WOT), которые живут по вполне конкретой бизнес-модели. Да, Activision проснулась и пытается сделать из COD киберспорт, забрасывая его деньгами, но реально массовые дисциплины – f2p

    Тут надо заметить, что LOL и WOT их разработчики тоже активно забрасывали деньгами, чтобы они стали киберспортивными, тогда как в той же доте (ещё первой) и старкрафте всё начиналось и развивалось до текущего уровня без вмешательства разработчиков.

    Ну а f2p — это не причина, причина — это популярность самих игр (а f2p играм, очевидно, легче стать популярными). То есть игра должна быть с «лёгким входом» (f2p, простая core механика), но и с высоким skill cap’ом. Плюс она должна быть достаточно интересной и зрелищной для просмотра, а не только для участия.

    И тут у каждой игры по-разному — доту и лол сложно смотреть непосвящённым, но для них это отбивается количеством активно играющих (и понимающих происходящее на экране). В StarCraft’е игроков меньше (не f2p, более сложная механика), но смотреть его легче

  • lakoros

    Мне как-то неинтересно смотреть за такими чемпионатами. Только если какой новый прием изучить или тп. Никаких эмоций, это же пиксели на экране, которыми управляют люди. Вот будут хотя бы боевые реальные роботы тогда да!)

  • mytrwa

    Делить мир на черное и белое, равно как и впадать в крайности, свойственно именно «школодрочерам».

  • Дело говоришь. Причем, обрати внимание, от первого лица шутеры сейчас не в почете — не так интересно смотреть. А в Dota и LoL очень даже «наблюдательная» камера, равно как и в SC2, но он просто сложнее.

  • Nikolay Lapko

    Не знаю, Quake Live смотреть очень интересно — но это все слишком динамично для широкой публики, наверное.

  • В случае с LOL они деньги стали бросать уже когда поперло 🙂 Чемпионаты по LOL еще чуть ли не в бете проводились.

    По f2p и популярности — согласен, что популярность определяет. Но платным играм популярность набрать сложнее и дороже, ни у кого цифр в 30-40 миллионов человек нет.

  • RaMa_Valiev

    вы просто аудиторию этой игры посмотрите, лол. подавляющее большинство несовершеннолетние.

  • bazker

    не стоит корчить из себя олдфага, упоминая гта.

  • Nikolay Lapko

    лол азаза а есть официальные источники с информацией об аудитории Dota?

  • Кстати, рост киберспорта не только с конкретными играми связан — аудитория также увеличилась. Дети подрастают, легко новое осваивают, а «старые» игроки «сердцем не стареют», и даже если не имеют возможности часто играть, посмотреть на планшете трансляцию — самое оно.

  • Mahikan

    «играющиен в доту — малолетние идиоты. кто дизлайкнет — тот идиот» как умно, как свежо, прямо как… ну точно как школота в дота чате. так вам может быть как раз в доту?

  • RaMa_Valiev

    вон выше как раз человек пишет про чаты

  • Plem

    Ахаха, а замес 5х5 в Доте у башен — это не динамично?)) О-оо-очень легко смотрится, ага.
    Я в Доту не игрок, и ни черта не понимаю что с комментами, что без.

  • Nikolay Lapko

    Замесы 5х5 в доте у башен сравнительно редки, в quake live экшн 1х1 идет постоянно и бешеный.

  • mytrwa

    Ты на речь свою посмотри, лол. А у ГТА какая аудитория? Ладно бы RTS какую-нибудь в пример привел.

    Как вообще возраст связан с умом? Вот тебе, судя по сообщениям, по твоей же логике где-то около семнадцати.

  • Я что-то не помню, чтоб планировал ночи напролет (начинаем в десять вечера, заканчиваем на рассвете, и так три дня подряд) смотреть TI’13, но внезапно оказалось, что смотреть его интересней, чем, собственно играть самому.

  • Plem

    Но думаю, стоит все же согласиться, что для новичка замесы в доте, мягко скажем, непонятны.
    Огромное количество героев, магии, и сами спецэффекты весьма яркие и буйные.

  • >>Да, Activision проснулась и пытается сделать из COD киберспорт
    Хм, ну проснулись-то они давно, еще CoD4:MW начинали проталкивать… Вот только за двумя зайцами не угнаться. Там если ориентироваться на серьезный киберспорт, а не на местечковые CoD Exp, надо всю механику менять и сделать её более стабильной. То бишь не обновлять каждый год, а как же тогда «План Котика»? Нет уж!
    >>Я правда не уверен, вписывается ли в эту картину Starcraft II, потому что очень давно не видел чемпионатов по нему.
    Он, как всегда, популярен в Корее, СНГ и Европе, а вот в США популярность падает по двум причинам: не их жанр (они больше к файтингам и шутерам предрасположены) и нормальных игроков там нет. Вот недавно MLG удалили дисциплину SC2 со своего крупного чемпионата — вполне себе показатель. Дальше будет хуже и в остальных регионах, так что играть в SC2 останутся только корейцы, пока не перейдут на местный клон, коих там хватает.

    Вообще в противостоянии LoL vs. Dota2 сейчас больше всего проигрывает Blizzard, им нечем ответить. SC2 теряет популярность и после 3-его адд-она популярнее явно не станет. Что-то там делают с Blizzard All-stars, но всем понятно, что это прыжок в давно ушедший поезд MOBA-игр.

  • Jack Tour

    Я вот что скажу. До этого International киберспорт был мне совершенно неинтересен и я совершенно не понимал, зачем его мне смотреть. Но то, на каком уровне он был проведен, какой хороший был комментарий (английский), и участие украинской команды вплоть до финала меня купило. При этом сам я в Dota 2 до этого тольком не играл, а вот после чемпионата — захотелось, и сейчас пробую понемногу.

    Но к теме чемпионата. Его смотреть было настолько интересно, что даже моя девушка, которая играет только в «Героев», смотрела матчи не без удовольствия (к сожалению, приходилось включать русский комментарий для нее). Мне кажется, киберспортивная часть может привлечь дополнительную адуиторию в проект.

    Большинство e-sport игр построены на f2p модели, потому что нужна большая база зрителей, которым это будет интересно. С платным проектом ее собрать просто сложнее (есть SC, у которого старая история; у CoD большая база, немсотря на платность).

  • Vojevoda

    Так нет срелялок с нормальной, соревновательной механикой.
    Не в CoD же люди будут играть. CoD4, пожалуй, был последним из «новых» шутеров, в который можно было играть соревновательно. Вот и имеем. Старое массы смотреть не хотят, а новое — кривая консольщина.

  • Plem

    И? Самые активные, не значит что большинство. На 10 молчащих совершеннолетних может быть 3 идиота школьника, которые своим выносом мозга весь чат уродуют.
    Офф статистики нет, значит все вилами по воде.

  • Недавно задавался вопросом: а почему вообще не в моде дуэльные дисциплины (Quake, UT .etc)? Пришел к выводу, что там все сводится к демонстрации скилла. Интересных взаимодействий на камеру может разве что TF2 сгенерировать — он командный, классы разные. Но приятнее в такое именно играть. Часами прям не посмотришь. А Доту можно.

    Хотя вру наверное, фрагмуви по Q3 раньше очень клевые были.

  • RaMa_Valiev

    да в гта будет любой играть. я это привел в пример как одну из самых известных и любимых игр большинства. а эта дота что ? в большинстве играют дети ибо это f2p и денег туда не надо

  • mytrwa

    Только в ft2 ли дело? Вот была Дота модом. Наряду с ней была еще туча карт-арен, но только они не взлетели. А Дота взлетела.

  • Виктор Ковалев

    да кстати,ск такая штука,во сколько ни зайди на твич,чтото да происходит,помоему кгруглый год так/

  • Jack Tour

    А еще Blizzard умудряется назначить региональные финала самого крупного SC2 турнира во время the International, а это много говорит о «высочайшем» уровне организации.
    Американцы прекрасо играют/смотрят LoL, хоть это тоже стратегия. Там вот TB уже неоднократно жаловался, что во многом виноваты сами Blizzard, которые все регулярно очень плохо организовыают.

  • mytrwa

    Потрясающая логика. Циферками какими-нибудь владеешь? Или просто так балаболишь?

  • Вот да. Я уж думал, это у меня ностальгия по «старому доброму». Halo еще вроде что-то как-то зажигала, но сейчас сдулась. А как охота прям чтоб взять и пострелять сурово, драйвово, с рейлгана 😀

  • Jack Tour

    популярность первой DotA объяснялась очень хорошей игровой механикой и большой вариативностью при соблюдении прекарсного баланса между героями. То есть, хороший f2p выигрывает по популярности у хорошего платного проекта. А плохие проекты, само собой, популярными вряд ли станут.

  • Yaroslav Kutukov

    Игры НаВи в последней стадии International 3 сплошной валидол

  • >Американцы прекрасо играют/смотрят LoL, хоть это тоже стратегия
    В ЛоЛе и Доте не нужен такой высокий АПМ, как в СК2, там другой уровень майндгейма… И так далее. В общем, хоть это и стратегии, но они очень разные. Думаю, не надо объяснять, почему.

    А с организацией всё плохо, да. Более того, в большинстве эвентов участие Близзард сводиться к одобрению и благословению.

  • RaMa_Valiev

    а ты владеешь чтобы мне так говорить? если у тебя есть опровержительная информация пож-та говори, самому будет интересно узнать. а так если честно я с вас всех фигею. накинулись именно как школьники, минут через 5 уже маму начнут упоминать. я выразил свое мнение

  • Виктор Ковалев

    то,что делают с душой,пролететь не может/жаль что такого про доту вторую не скажешь,но еще не вечер.

  • N1kel

    Riot специально платила денег организаторам что-бы у них на сценах были только туриры по ЛоЛ и никаких других МОВА. Я не говорю ничего плохого про Riot, но это правда было, они запрещали устраивать одновременно турнир по лол и дота/хон (сейчас они уже такого себе позволить не могут в большинстве случаев, т.к. аудитория доты увеличилась, не одним ЛоЛом живы).
    А то что турниры были и до того как они деньги начали вбрасывать, так там уровни турниров были крохотными. Также можно сказать про любую другую игру, к примеру «турниры по скоростному прохождению марио» тоже были, да вот только всем пофиг, а лига сейчас большая, вот все и знают про них (а большая стала из-за аудитории + вброс денег на турниры). Своим ходом народ не очень-то сильно турниры по LoL развивал.
    Говорю как человек прошедший с лигой в ногу пару лет 🙂

  • mytrwa

    До недавних времен f2p проектами были либо ММО, либо МОБА. Они выигрывали у p2p сингл-игр не потому, что они бесплатные. А потому, что неодноразовые. В них можно возвращаться, играть годами, задрачивать.

    А тот же платный WoW дает просраться всем f2p ММО.

  • lakoros

    Эк вам игра нравится) У меня все проще. Когда сам играешь да эмоционально, но когда смотришь — без эмоций.

  • mytrwa

    Мне ничего опровергать и доказывать не надо. Это ты вызвался утверждать что-то, не владея информацией. Иначе говоря — балаболить.

    И хватит уже про школьников. Грамоте выучись для начала. А то горазд только ярлычки вешать.

  • Vojevoda

    Дело даже не в ностальгии. Дело в обычном балансе и продуманности механики. Современные стрелялки путь в никуда. Беда не в консолях, как таковых, а в геймпадах. Игра делается для этого самого геймпада, потом портируется на комп(если вообще портируется). На выхлопе кривой сетевой код, кривый хитбоксы, невменяемая механика повреждений/отдачи и прочее.
    Найдись сейчас издатель, с крепкими ягодицами, способный сделать новый шутер только для ПК, с продуманной сбалансированной механикой, с нормальной графикой(зрителям же надо на что то смотреть), и прочими атрибутами необходимыми для соревновательной дисциплины — будь уверен, она станет кибер спортом через месяц после выхода.

  • acdimon

    На волне истерии с International посмотрел пару игр, не впечатлило. Хотя в свое время было интересно смотреть финалы по ку3 в каком-то из чемпионатов.

  • RaMa_Valiev

    Ты смотри за своей жизнью. Я же тут никого не учил, а то начал мне тут советы раздавать..

  • N1kel

    Лови. И больше не шуми так сильно. Это Dota2.

  • OneMoreShepard

    StarCraft 2 очень даже вписывается. Гуглить WCS, например.

    На счет WOT — wat

  • mytrwa

    Ясно-понятно. Диагноз поставленный по первому твоему посту подтвержден.

    Какая ирония — тупенький семнадцатилетний мальчик с надрывом кричит: «В эту вашу Доту одни школьники играют!!!!»

  • RaMa_Valiev

    ага. это я себе сделал выводы что тут много людей в хуйню играют

  • Jack Tour

    конечно, разные. Мне просто вообще сложно представить просмотр FPS-турнира. Камре из глаз игроков вме время прыгает туда сюда и дергается… Может подташнивать. Или я что-то неправильно себе представляю?

  • mytrwa

    Ты вон лучше на график выше глянь и в угол встань. Пустослов.

  • Jack Tour

    Согласен.

  • Sarhjon

    Конкретно в данном случае (Dota2, LOL, WOT) — это в первую очередь ещё один способ монетизации (рекламусконтекстус) и консолидации комьюнити. (На мой взгляд).

  • beast

    Режим наблюдателя для этого есть. Как и в дотах, так и в FPS, например, в контре.

  • mytrwa
  • А что с QLive? Она же вроде ПК, ф2п и вообще олдскул.

  • beast

    После 25 в мышекликательных играх делать нечего. И все эти трансляции начинают понемногу демотивировать, т.к. хочется ещё немного поиграть «для себя», но при этом формируется осознание того, насколько ты дно в сравнении со средним уровнем игроков.

  • Jack Tour

    то есть, камера с видом сверху и свободным полетом? Все равно остается проблема зрелищности и вариативности. За перестрелками из автоматов скучнее, по-моему, наблюдать, чем за битвой разных фэнтези-героев 🙂 Но это, возможно, исключительно личное предпочтение.

  • chudic

    Азаров Na`Vi к себе тоже приглашал после первого The International, говорил, будем развивать киберспорт. 🙂

  • RaMa_Valiev

    а ты лучше еще раз прочитай мое предложение и пойди лесом.

  • Андрей Москаленко

    Да, я тоже не смотрел, пока не начал в Доту 2 не играть)

  • Jack Tour

    чего, не сказать, что не выполнил обещание. Вон, стабильно Na’Vi продолжают играть в финалах 🙂

  • ArtK

    Близард вообще не знают, что делать с SC2. Сначала хотели запилить магазин карт/модов, потом опять хотели его запилить, и теперь ещё наверное хотят, но время уходит, как и популярность игры, которая поднимается только после нового аддона. Ну и их повсеместные тяжбы с каждым первым по поводу трансляции. Дота2 в этом плане рай для комментаторов, организаторов и игроков.

  • chudic

    Я же смайлик не зря поставил. 🙂

  • Андрей Москаленко

    Азаров тогда же не был премьером.

  • ShaDUA

    Хочется добавить, что немаловажное значение в росте популярности киберспорта, занимает подготовка, организация и непосредственно проведение чемпионатов. Следует отдать должное Valve, за ихний подход к The International. Сам чемпионат выглядит и воспринимается не как какая-нибудь сходка задротов, а как мероприятие способное заинтересовать непосвященных, с комментаторами, бэкстейджами, интервью и так далее. У меня, например, отец смотрел финалы 2-го и 3-го The International, понравился ему комментатор (привет Вилат), да и сам геймплей заинтересовал, хотя до этого о МОВА играх он не слышал ничего. В таких моментах, Blizzard проигрывает в популяризации сетевой составляющей своей игры, как по мне.

  • Да и Янукович им для ТВ руки жал 🙂

  • Дык Дота и как мод бесплатная была же

  • chudic

    Для меня The International 3 стал открытием киберспорта как такового.
    По ощущениям этакая Лига Чемпионов, абсолютно не ожидал шоу такого уровня.

    Есть сомнение на счет того, будет ли интересно зрителям незнакомым с Dota. У меня наиграно за год ~200 часов, и когда я посмотрел Na`Vi — TongFu, рука самовольно потянулась удалять Доту, но потом я вспомнил, что в футбол как Месси я тоже не умею :))

    Не последнюю роль в привлечении моего интереса сыграли конечно же Na`Vi, то что они творят, причем не только в игре, о Боги.. 🙂
    http://www.youtube.com/watch?v=NoliS1Yx1CU

    Турниру 3 года, и Na`Vi 3 раза играют в финале! Пацаны ваще ребята.

  • Не знаю, мне 27, и все отлично в плане поиграть с друзьями в Доту. Это же как футбол — нисколько не демотивирует невозможность играть в какой-нибудь сборной, зато клево погонять мяч в охотку и по возможности. Ну а уж про посмотреть и говорить нечего — большинство болельщиков взрослые.

    Кстати, чтоб не чувствовать себя дном — достаточно просто играть с друзьями в команде. А соло и с хорошим скиллом можно ребятишек безмозглых навстречать.

  • chudic

    Это пропустил. Политики как всегда, делают телодвижения на камеру.
    Еще кстати, в Швеции все игры The Alliance по тв показывали, вот это я понимаю!!!

    Наши блин 3 финала из 3, а только руки жмут 🙂

  • Судя по комментариями, The International (особенно 3) — сам по себе одно из важнейших событий во всем этом киберспорте. Гейб молодец. Ну и хоть что-то под цифрой 3 Valve родили 😉

  • StarCraft II живее всех живых.
    Там Blizzard выкупила одну из крупнейших лиг и пытается как-то централизировать движение, но лиг и без того хватает
    Корейцы, как водится, рулят со страшной силой 🙂

  • HormigaDeLocura

    Думаю, что «как они это делают» — это мотивация не только для нубов. Мне интересно смотреть на хороших игроков в той игре, где я сам не на последнем месте. Большинство смотрящих international играют в доту, все таки. Ну и плюс дико погоду делают комментаторы, тот же вилат, без них новичкам вообще было бы непонятно, где опасный момент, а где нет. Именно они не дают заскучать, глядя на часовые матчи.

  • Vlad Zacartchuk

    Что бы киберспорт взлетел по полной программе, многое нужно менять. Нужно сделать ассоциацию киберспорта для контроля турниров и выплат призовых, а так же для контроля команд. Команды часто меняют составы и не имеют нормальных контрактов с игроками. Либо игроки, либо команда часто не выполняют обязательства. Вот когда это все будет, тогда можно говорить, что киберспорт вырос…

  • Jack Tour

    наверняка, какой-то нишевый канал показывал. У нас на ТВ на такое спроса нет (если про УТ1, его только дедушки смотрят). Ближайшая аудитория у QTV, конечно, но даже у них вряд ли бы такое хорошо смотрели. А трансляция прямых эфиров — дело недешевое.

  • Jack Tour

    Так и я ведь тоже 🙂

  • ArtK

    Вы явно из Комитета по физической культуре и спорту России)

  • Osovich

    Есть один немаловажный фактор в развитии интереса к играм, где присутствует мультиплеер и о котором почему-то здесь никто не упомянул — это отсутствие читов.
    Кому будет интересно играть с человеком у которого проплаченный скилл?
    Кто будет собирать серьёзные команды, если у оппонета «подписка на газетки»?
    Интерес к игре, где читеры правят бал, резко падает через несколько месяцев после её выхода и о каком бы то ни было киберспорте речи уже быть не может.

  • Shmatter

    Это вы сейчас про калофдутие?

  • Osovich

    Как вариант. Но мне ближе Battlefield.

  • Ты намекаешь, что надо бы и налоги заплатить? 🙂

  • Firelion Aensland

    >ждет гта

  • ArtK

    Разговор про киберспорт, и то, как дота и другие игры популяризируют его, а вы начитаете разводить срач и поносить аудиторию неизвестной по вашим словам игры. Не читал но осуждаю… Ремнем в детстве таких как вы надо было больше бить.

  • Osovich

    Киберспорт есть в России, но скорее больше на бумаге: http://www.cybersport.ru/
    Не помню ни одного крупного мероприятия за 12 лет существования этой организации.

  • Levi A-Fun

    вот бы эти корейцы и футбол комментировали))) даже без перевода все эмоции по происходящему понятны)

  • Shmatter

    в бф с читерами не так тяжко. Хотя ща наверное тяжко, давно не заходил.
    Вернее так — в калофдутие ад читерский наступает через месяц в батле через полгода.

  • KiN

    В доте нуб, но тоже смотрю The International и турниры по WoT )

  • Shmatter

    а что плохо быть из комитета по физ культуре?

  • Vlad Zacartchuk

    Я как раз один из тех людей который знает, что такое киберспорт изнутри.
    P.S. Я из Украины xD

  • Ghost

    >к сожалению, приходилось включать русский комментарий для нее
    Ну вот не надо, да. Вилат хорош! И он очень многое делает для популяризации доты. Я вообще интрнешнл смотрел только с его комментариями, это именно того чего мне не хватает в футболе по телеку, так как за монотонной аналитикой не чуствуются драйва. А у Вилата его полно, и дай бог чтобы всегда так было.

  • Osovich

    Тяжко стало с момента выхода Battlefield Bad Company 2, ибо начиная с этой части из игры убрали фрикам и демки, по которым можно было дополнительно хоть как-то запалить нечестных игроков, а после выхода BF3 с PunkBuster все совсем стало плохо.

  • Firelion Aensland

    Последний год мне гораздо интереснее стало не играть в доту, а следить за ней, в частности за про сценой. Анализ игры, просмотр турниров, наблюдение за профессиональными командами — вот чем в первую очередь меня сейчас привлекает дота, а веселые истории о приключениях на дне паба теперь являются чем-то сопутствующим и необязательным. Это старость одолевает?

  • Ghost

    TI3 — это его так журналисты окрестили. У самой же Валв мероприятие проходило под имене The International 2013, так что традиции не были нарушены.

  • chudic
  • chudic

    Это только если 1 место еще раз возьмут! 🙂

  • Inki

    Кто считает киберспорт спортом, тот настоящим спортом (игровым или легкой атлетикой, например), наверное, не занимался. Так можно и олимпиаду по математике и программированию спортом обозвать.

  • Если шахматы и гонки — спорт, то и видеоигры — спорт.

  • chudic

    На itc в теме о The International 3, нашлось очень много народу не согласных с этим. Более того, киберспорт это плохо, фу фу фу 🙂

  • Ronnie_Gardocki

    Мышекликательные рефлексы решают только для фпс аля каэсочка/квака(хотя щас в кс играют все те же старперы)
    В моба-играх 2-3 игрока в команде могут тащить без проблем за счет опыта/стратегического мышления/тимплея и исполнения на уровне «отлично»(что безусловно далеко от убердротов)

  • Inki

    Шахматы это спорт только в мечтах шахматистов и ФИДЕ. Сравнивать гонки и, допустим, дота это даже как-то не смешно.

  • Пётр Поросятов

    По старкрафту шли во время интернейшенала потому что близард дураки. Тоталбисквит из-за этого жутко раговал.

    Но вообще я не могу определиться на что унылее:смотреть на спорт, вместо того чтобы пойти поиграть в футбол или на киберспорт, вместо того чтобы пойти поиграть в игру. Вуайеризм какой-то.

  • Дмитрий Ткаченко

    слежу за файтингами — они как раз достаточно сложны, что бы было чему удивляться : ) профи играют на спец девайсах (файт-стики) и заучивают все тайминги каждого персонажа в игре. я играю. по фану и не заморачиваюсь такими вещами, но посмотреть на игру профессионалов — очень люблю.

  • Дмитрий Ткаченко

    Олимпийский девиз: «Быстрее! Выше! Сильнее!»
    киберспорт следует ему в полной мере. если для кого-то спорт это исключительно физические упражнения, то это лишь проблемы его ограниченного кругозора.

  • Vojevoda

    Она морально старая. Массы не примут.

  • Пётр Поросятов

    Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport— «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

  • Inki

    Спорт исключительно физические упражнения? Вот вы каким видом спорта занимались?
    Спорт — это смесь физической и интеллектуальной деятельности. Когда же говорят про киберспорт обычно начинается подмена понятий. Если есть соревновательный элемент и правила — значит спорт. Тогда шашки, олимпиада по математике, морской бой и фестиваль по поеданию гамбургеров на скорость — спорт.

  • Дмитрий Ткаченко

    читайте внимательнее — это избавит от написания лишних постов.

  • Inki

    Куда же без википедии, как истины в последней инстанции. 🙂

  • Inki

    Не уходите от вопроса: вы каким видом спорта занимались? Мне про «исключительно физические упражнения» интересно.

  • ArtK

    Мое мнение, как человека из вне, что на настоящий момент главное, это популярность и признание среди масс самого феномена как «киберспорт» (в какой бы то не было дисциплине), а потом уже все, что вы описали. А если наоборот, то «заморочки» с организацией убьют все начинания.

  • Пётр Поросятов

    Обосрался — обтекай.

  • N1kel

    Ох…

  • Andrey Krut’ko

    BF сильно портят даже не столько читерасты, сколько макросятники.

  • Vlad Zacartchuk

    Признание уже есть. Как раз уже время изменений и организации…

  • Рома

    Эти корейцы вообще прославились на ТИ3. Я помню когда смотрел самую долгую игру за всю историю (ДК-АЙДЖИ) просто плакал от их комментариев. Здесь тоже есть отличная выдержка от них же http://www.youtube.com/watch?v=5G9O9j0DSII

  • гость

    Дота сделана таким образом, что в нее играть в принципе неинтересно. Это командная игра, а для того чтобы играть в полноценной команде ничем другим кроме игры заниматься нельзя.

  • гость

    Детям объяснили что они могут играть в игру и при этом зарабатывать деньги, теперь стада малолетних идиотов будут яростно просирать молодость, пока госдеп не почешется и не снимет цикл фильмов типа «Как дота угробила мою жизнь» и не покажет по тв.

  • гость

    Экстернализация убытков во все поля.

  • Shmatter

    твою жизнь может угробить не только дота. Еще водка, колеса, трава и даже макдональдс. И все в равной мере на ряду с дотой-нудотой.
    Так что каждый сам выбирает, как ему убиваться.

  • Shmatter

    как говорил мой инструктор — «Если шахматы это спорт, то онанизм это легкая атлетика»

  • гость

    Дети играют в доту поголовно. Проблема для развитых стран явно больше колес.

  • Inki

    Да, да, пригвоздил скопированной цитатой из википедии. Я рад, что вы умеете пользоваться гуглом. 🙂

  • Shmatter

    ну подрастут — половина перелезет на колеса и амфетамины. Половина останется на доте. И играют поголовно не только в развитых, что еще большая проблема и для неразвитых

  • гость

    Да некуда они не перелезут. Просто это киберкотлетство — формирование у малолетних ложного понятия чем можно заниматься по жизни.

  • Shmatter

    макросятники портят лубой шутан. Вот такая поебень

    http://www.bloody.tw/ru/core3/core.asp?MachineCode=

    с легкостью может испортить как калду так и батлу, и вообще.

  • Shmatter

    я начал играть в батлу через полгода после выхода. Да читаки были, но таких явных и в таких количествах как в колде ни разу не видел. Хоть и наиграл часов 100

  • Shmatter

    вы знаете, водка и вещества способствуют тому же и в не меньших же масштабах и я убеждался в этом не раз на сторонних примерах.

    Так что давайте не будем плодить сущностей.

  • гость

    >Так что давайте не будем плодить сущностей.
    Вот поэтому киберкотлетство не нужно

  • Shmatter

    угу, раскажите про «апм только для фпс» старкрафтерам… Вот уж кто после таких слов вас дном назвал бы. А дота тоже где то рядом.

  • Дмитрий Ткаченко

    вы глупый? я высмеял позицию «спорт — это физ упражнения»., а не придерживаюсь её.
    п.с. профессионально — никаким. на уровне секций — футбол, ушу.

  • Shmatter

    >Вот поэтому киберкотлетство не нужно.
    Это тоже самое, что защищать кузнечество, валяние шерсти, плетение лаптей и другие продвинутые профессии 18 века.

    киберакотлетство, как вы говорите появилось ввиду причин с ним не связанных, но как следствие. Это как осуждать профессию сеошника, потому что появился интернет и сайты.

  • А у вас не найдётся ссылки на интересный матч по Virtua Fighter?

  • Osovich

    На паблике это действительно не слишком большая проблема.
    Но вот когда ты проводишь турниры, да еще с призами…

  • Osovich

    А все началось еще в BF2, кликер, смещение хитбоксов, убирание лишних звуков.

  • Можно просирать молодость сидя в офисе или гуляя на вечеринках. Каждому своё.

  • Всё из вышеперечисленного действительно является спортом.

  • Osovich

    — «То есть игра должна быть с «лёгким входом» (f2p, простая core механика),
    но и с высоким skill cap’ом. Плюс она должна быть достаточно интересной
    и зрелищной для просмотра, а не только для участия.»

    Ну вы тут прям как про BF сказали. Лёгкий вход, но для результативности нужен скилл. 🙂

    http://www.youtube.com/watch?v=WXrz2E5pZrw

    Разве не зрелищно? Вот только создатель не стал поддерживать киберспорт в этой игре.
    Отсюда вывод: не все зависит от игроков. 🙂

    p.s. Финал LAN турнира по BF2 в Москве в 2008 году (осень).

  • Vlad Zacartchuk

    World of Tanks тоже F2P. Ты аудитории этой игры расскажи, что они школодрочеры и не могут позволить купить себе нормальных игр xD
    Так же хочу сказать, что через Доту проходит очень много денег. Поэтому все твои комментарии более чем не уместны. Ах да посмотри записи с The International 3, там увидишь сколько народу пришло посмотреть на это и какого возраста там люди…

  • Срыватель покровов

    Никого не интересует то что ты считаешь спортом, а что нет, факт остается фактом.

  • Я не научиться хочу, а повосхищаться 🙂

  • Den Gorbachev

    Для начала: «Из англ. sроrt – сокращения первонач. disport «развлечение, забава», disport «развлекать, забавляться; резвиться», ср.-англ. disporten – то же из ст.-франц. desporter, буквально «относить, отвлекать (от работы)»;»
    Во вторых — вот есть слово «еда».
    Есть разные виды этого самого «еда». Есть «еда» дорогая, из ресторана, есть «еда» недорогая — из фастфуда, можно «еда» сделать самому из продуктов (которые сами по себе тоже могут подпадать под группу «еда»).
    А можно в качестве «еда» использовать то, что собрал у себя на грядке.

  • Den Gorbachev

    Есть спортивное программирование, например.

  • Den Gorbachev

    а ты попробуй с такой же скоростью хотя бы кнопки на мышке и клавиатуре понажимать, как это делают дотеры.
    А еще совместить это дело.
    А еще следить за всем происходящим на экране.
    Я играл в доту дважды, оба раза у меня глаза сходились в дикую кучку и гнулись пальцы.

  • Den Gorbachev

    Часть спорщиков (которые атлеты, борцы, штангисты, видимо), пытаются решить непростой логический вопрос — кто сильнее, атлет или дотер, таким образом доказав «спортивность».
    Выглядит забавно.

  • Cadmus

    Основное преимущество МОБА, в том, что каждый матч это отдельная история, драма начинается еще на выборе героев, уже тут капитаны блефуют и трюкачат. Потом идет ранняя игра, потом мид гейм, потом лейт. Это все связано, все влияет друг на друга. В шутанах раунды слишком инкапсулированы друг от друга, поэтом нет такого валидола. Но в целом командные игры ФТВ. Соло нагиб типа кваки, это как женский большой теннис, вроде красиво, но нахуй надо не ясно.

  • ooups

    А варкрафт3 не был. Все как-то забывают, что дота изначально не самостоятельная игра.

  • ooups

    а я-я-я-й Сергей как можно так про старкрафт писать из Украины, White-ra сильно обидится. Хотя он последнее время сдает конечно, когда тебе за 30 и нужно заботиться о семье то за молодыми не угнаться.

  • гость

    Киберкотлетство появилось в связи с тем, что сделать онлайновую дрочильню и пообещать феррари выгоднее чем делать хорошую игру с большим бюджетом.

  • famiak

    И чо? Каким образом этот график опровергает слова Рамы?

  • HormigaDeLocura

    Ну да, ну так я о том же, восхищаешься всегда сильнее, когда хотя бы чуть-чуть представляешь, насколько это сложно. И опять же, немалую роль здесь комментаторы играют.

  • Ronnie_Gardocki

    Я чет затупил и меня понесло только про командные игры рассуждать. Но старкрафт это все таки совсем другая вещь, в него играет слишком много корейцев.

  • vegasq

    Starcraft 2:

    http://wcs.battle.net/sc2/en

    На геймсконе будет грандфинал. Игрок занявший первое место получит $40,000, что действительно показывает спад интереса.

    Причины возможно в том что из 16 человек вышедших в финал:

    14 корейцев.

    3 европейца.

    1 женщина.

    http://wiki.teamliquid.net/starcraft2/2013_WCS_Season_2

    И дело, как вы понимаете, не в последней.

  • CharlieCharlie

    Ну и женщина не совсем женщина :3

  • Дмитрий Ткаченко

    из файтингов я больше по SF, но и на остальных участников чемпионатов посматриваю. здесь видосы с последнего EVO: http://gmbox.ru/social/content/httpwwwyoutubecomwatchvrdto35-egwm_37447

    но VF там не было. я его давненько не видел, тут вам разве что ютуб поможет или кто-то, кто более заинтересован в этом файтинге. рекомендую посетить http://www.fighting.ru/ — там каждый любитель файтингов найдет инфу по своей игре.

  • CharlieCharlie

    Да ладно? Выше коменты полнятся от «азазазаза, пиксели, азаза не спорт».
    Киберспортивные мероприятия в популярных медиа, по моему, находятся где-то рядом со слесарями на пенсии собирающими автомобили из старых дымовых печей и анимешниками. Очевидное невероятное.

  • Azzy

    А почему про файтинги не слова, чемпионаты регулярные проводятся по ряду серий.

    И кстати, если голосовалка учитывает файтинги, то ответ один, если только Доту и танки, то другой.

  • Семен Красиков
  • CharlieCharlie

    Только drm у третьего варкрафта почти не было. Была проверка через b.net, но все играли через гарену.

  • Songz

    Как не нарушены-то? 201 и… 3. Так ещё же 2+0+1=3. Две тройки сразу! Сразу и Episode 3 и Half-Life 3 confirmed же.

  • Jack Tour

    Я отчасти согласен, и не хочу приуменьшать его заслуг. Но меня сам подход к комментарию ненамого раздражал, на английском он был поспокойнее и меньше было чисто молодежного «базара», скажем так 🙂 хотя Na’Vi матчи я смотрел с ним, потому что «с душой»)

  • ooups

    гарена сильно позже доты появилась.

  • C1aes

    Имхо, игрожур обязан быть в курсе киберспортивных новостей, тем паче, если речь идет о таких играх, как StarCraft 2. Лично для меня это было неприятной неожиданностью в отношении Сергея.
    Что касается непосредственно киберспорта, как явления, то рекомендую почитать эту статью: http://gameinside.ua/?p=33126
    О авторе: http://veselkov.com/?page_id=52
    Один из крупнейших порталов рунета посвященный SC2: http://sc2tv.ru/
    Киберспорт в Южной Корее, тот опыт, который стоит перенимать и нам: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/winnersclick/45480.html
    …В этом интервью посвященном ситуации с CoH2 отечественные масс-медиа показали себя во всей «красе», как люди практически полностью не владеющие информацией по вопросу: http://www.youtube.com/watch?v=kOJzzaF2o8E
    Пока такие «журнализды-оборзеватели» будут у руля ни о какой популяризации киберспорта в социуме не может быть и речи. Отрадно, что люди (Зуев) выступающие со стороны профильных игровых медиа не поддаются на провокации своих «коллег» по цеху. А это значит, что со времени Polosatogo http://www.youtube.com/watch?v=C_o-SI4vACU хоть что-то изменилось в лучшую сторону. Если не журналисты, то хотя бы сами представители игрового коммьюнити. Аминь…

  • Я не игрожур, мне можно.

    Веселкова знаю, он крутой.

  • Я просто не слежу за ним 🙂

  • C1aes

    Знаю, читаю. У него нет новостей о киберспорте, если только в новости не содержится «вау-эффект». Я не в претензии, но в данном контексте он не крутой =)
    З.Ы. Гм… Думалось, что Галенкин таки игрожур, если не по месту работы, то по духу.

  • Vlad Zacartchuk

    В нашей стране в медиа очень мало про киберспорт. А вот за бугром на много больше. Например в Forbes бывают статьи про киберспорт. Поэтому рекомендую вылезти из своего панциря и для начала разобраться, что где и как.

  • AquaMID

    Так ск2 эвентов намного больше чем по доте2. По сути, валв активно учавствует в International, а близзы в своём WCS, всё остальное это небольшие и региональные турниры, участие разработчиков вообще не обязательно.

  • AquaMID

    Вам не кажется, что дорогая(как в производстве так и по цене за диск) игра редкого нынче стратегического жанра вполне естественно будет менее популярна бесплатной доступной для всех игры(игры ли?) с простой и понятной с первого раза механикой? Близзы не дураки потому что не знают как популяризовать ск2, похоже что это реально очень сложно сделать. Люди которые успешно доили и доят WoW, заставляя людей платить подписку в течении многих лет уж должны знать что куда и как популяризовывается.

  • Могу предположить что как раз должен быть какой то баланс сложности. Ну т.е. игра по тому самому близзардовскому «легко освоить, сложно стать мастером». Совершенно не интересно наблюдать за чем то в чем тебе сложно разобраться и с чем сложно себя ассоциировать. Ну т.е. взять тот же футбол, все в детстве гоняли мяч во дворе или на занятиях по физре. Или вот дота (скорее лол, у доты выше порог вхождения) — в нее довольно просто влиться, и пусть даже у тебя ничего не выходит в ранкедах, ты вполне можешь раковать в обычной игре, знать и чувствовать вот это все.
    Тогда у тебя есть эмоции типа вот этих корейских комментаторов, когда герой на экране вытворяет что то невероятное: https://www.youtube.com/watch?v=wkHVLeR72b4

  • Osovich

    В России киберспорт умер по сути не родившись, вижу в Украине вы еще что-то делаете, но в Украине и интернет получил массовое распространение позже, чем у нас.

  • ShaDUA

    Речь скорее идет об огласке события, так или иначе связанного с игрой. Про тот же The International порой говорили по телевизору и даже по радио. Я не говорю, что Близзард дураки и всё такое, я просто немного не пойму, почему они не сделают так. сказать ответ The International, за которым будет интересно смотреть и следить всем. Вместо того что бы драться за аудиторию довольно-таки странными методами.

  • C1aes

    1. Если мерять Россию по лекалам Юж. Кореи, то его можно сказать, что и не было никогда. Но по факту он есть и если не в масштабах всей страны, то есть хорошая представленность русских игроков в том же SC2 на Европе.
    2. Что до того, что массовый инет появился в Украине позже России, то на мой взгляд это спорное заявление. И по сути киберспорт и в Украине и в России появился много раньше массового инета, он образовался в комп. клубах на лан-чемпах.

  • Osovich

    Подозревал что ты ответишь по поводу клубов.
    Но клубы имхо нельзя назвать массовым мероприятием.
    Я сужу по такой игре как BF2, мы начали играть в него со дня выхода в июле 2005 года, с 2007 по 2009 годы проводили ЛАН турниры по нему. В онлайн турнирах у нас принимали участие люди со всей России, даже команды с Дальнего востока умудрялись участвовать в наших турнирах и это с разницей в 7-8 часов!
    А вот в 2008 году к нам подтянулись украинские игроки и подтянулись к нам на три года позже не потому что только тогда узнали о нас, а потому что раньше просто не могли, не было у ребят массово интернета, который позволял бы свободно играть в BF2 до 2008 года.
    И клубы у нас ведь тоже были, но большинство по закрывалось в 2009 году.
    Вот так все весело.

  • Леонид Таркин

    ИМХО, бред это все. В игры надо играть, а не смотреть как это делают другие.

  • C1aes

    А я начал играть в клубах с 1997 года в Украине, в достаточно провинциальном городе. В 2к появился КС и в этом же году в городе прошел 1й крупный чемп по этой игре. Дальше было больше и прошел чемп по Старику на оба турнира приезжали люди из разных областей и команд было около десятка. Nirvana (Симферополь)один из парней, который выиграл этот SC-чемп на следующий год поехал в Корею на гранд-финал пройдя национальные отборочные.
    То что в качестве примера приводится БФ2, то это уже отрыжка от того, что было раньше. Мягко говоря глупо привязывать становление киберспорта к началу массовой игры через инет, оно началось много раньше, как раз тогда когда люди варились в собственном соку в городском/областном клубном движении.
    И да, я что-то не припомню, чтобы в какой-то момент времени я перешел на «ты».

  • Osovich

    У нас, видимо с вами, разные понятия массовости.
    В наших турнирах принимало участие по 64 команды из 8 игроков каждая, из разных городов России.
    Для меня это массовость в какой-то степени, хотя по сравнению с Германией или США, даже 500 игроков в одном турнире это не так много. Или по количеству проводимых в год турниров Европа и США далеко опережают нас.
    Как привлекать массовую аудиторию, если нет интернета?
    Это тяжело и не массово.
    Можно быть чемпионом своего двора, района, города максимум.
    Можно ходить и гордиться этим, в то время как в другом месте есть чемпионы страны и мира.
    Но все вышесказанное это лишь отступление от темы.
    Почему я в первом сообщении упомянул кибеспорт и интернет?
    Все что сейчас происходит в Украине вокруг киберспорта, мы уже прошли, я вижу те же страсти что кипели у нас в 2006-2007 годах.
    Мы думали что будет с киберспортом и как его развивать.
    Мыслей и идей было много, но все в итоге разбились об обыденность. Государство не заинтересовано киберспортсменах, клубы закрываются, мероприятия не поддерживаются.

    — «И да, я что-то не припомню, чтобы в какой-то момент времени я перешел на «ты».»

    Прошу прощения, если не намеренно обидел. 🙂

  • Osovich

    Ну так идите, сыграйте с чемпионом мира по боксу на ринге. 🙂

  • anfyrt

    Я по синглу, мультиплееры/киберспорты не про меня.

  • Леонид Таркин

    уже не раз… в серии Fight night)

  • C1aes

    Понятие массовости привязано к географии. Если в городе 200к жителей, то там никак не будет 64/8 команд.
    Не хочется ссылаться на возраст/игровой и жизненный опыт, но повторюсь — де факто страсти кипели много раньше. А дешевый инет лишь позволил перевести игроков в плоскость массовых онлайн игр. При этом переходе напрочь утратилось чувство плеча т.к. невербальное общение не дает такой скоординированности действий, которое возможно при лан-тренировках/соревнованиях.

    В тоже время современный киберспорт безусловно уже невозможно представить без инета т.к. для того же SC2 он жизненно необходим ввиду политики Близзард продвижения батлнета (желания отжать всё бабло, что возможно) и вообще тренировок с наибольшим кол-вом разноуровневых соперников. НО всё начиналось с малого — с комп. клубов.

    Что касается мифического отставания Украины от России в плане инета/киберспорта — этого не было от слова совсем. Инет появился даже в провинции в том же 2к году. Другой вопрос, что он был дорогой и люди долбили в КС по лану оставаясь на ночь без инета, но если админ был знакомый, то можно было спокойно играть в БК или серфить в сети. Тогда не было 100500 онлайн-серверов КС, как это есть сейчас. Вы просто мыслите категориями современных трендов, а не событий начала 2к о которых вы имеете весьма смутное представление, вероятно потому что были слишком молоды.

    В отношении текущего положения вещей, то на мой взгляд всё предельно четко изложил камрад Vegas в статье ссылка на которую есть в моем 1ом комментарии. Понятие «киберспорт» в этой стране (постсоветское пространство) уже давно стало словом больше относящимся к маркетингу, когда школоте нужно впихнуть мышь за 50$+ нежели к реальным людям/событиям. Киберспортсмены есть, но их мало и больше едва ли будет, ровно до тех пор у людей/нации не поменяется менталитет, а это будет через 1-2 поколения.

  • Osovich

    — «Другой вопрос, что он был дорогой и люди долбили в КС по лану оставаясь на ночь без инета, но если админ был знакомый, то можно было спокойно играть в БК или серфить в сети.»

    Собственно об этом и была мысль в первом сообщении.

    В Украине есть большое сообщество игроков, называется VBIOS, так вот как раз наглядный пример варки с воем соку.

    Ребята фактически до 2008 года играли на локальных серверах провайдера и считали себя «профи» в том же BF2, пока у них не появилась нормальная возможность выйти на просторы интернета и сыграть с более сильными игроками. Мы этот этап проходили до 2004 года, когда модемы ADSL со скоростью в 1Мбит и 1 гигабайтом оплаченного траффика, сменились кабелями и скоростью от 5 Мбит и 15-20 гигабайтами оплаченного траффика, а 3-4 года спустя у многих уже была безлимитка. Я сам сейчас сижу на безлимитке 50 Мбит, десять лет назад такая скорость и безлимитный канал были из область фантастики.

    — «Понятие массовости привязано к географии. Если в городе 200к жителей, то там никак не будет 64/8 команд.»

    Об этом и разговор, именно для этого и нужен интернет, чтобы не по одному бегать в онлайн, а каждый дом на каждой улице мог это сделать. Вот тогда это будет массово, тогда появляется соревновательный элемент, благодаря которому игры с мультиплеером обретают популярность.

    — «Вы просто мыслите категориями современных трендов, а не событий начала
    2к о которых вы имеете весьма смутное представление, вероятно потому что
    были слишком молоды.»

    Ну если вы намного старше моих 39, то видимо да, так и мыслю. 🙂

  • Osovich

    Уже победил во всех мировых онлайн турнирах? 🙂

  • C1aes

    Если я правильно вас понял, то свой первый опыт командной игры в клубе вы получили в 2005 году. Я хочу донести ту простую мысль, что в 2005 киберспорт уже существовал порядка 4-5 лет. Пример тому национальные отборочные на WCG, которые проходили с 2000 года. И если бы не было массовости, не было бы и этих отборочных.
    Если говорить о сегодняшних игроках, то это во многом казуалы, которые как правило не в состоянии играть во что-то сложнее WoT или BF3.
    Сегодняшний доступный интернет порождает огромное количество не менее доступных онлайн забав и тогдашняя гик-увлеченность 2-3 играми не идет ни в какое сравнение с тем, что есть сейчас, когда никто не будет задрачивать только в КС, если есть n-ое количество его клонов с туевой хучей различных свистелок и перделок.
    Другими словами, если будущее и сделало инет более доступным во благо соревновательного элемента игр, то оно же и «убило» тех потенциальных киберспортсменов в угоду 1к и 1 безликой игре, единственная цель которых заставить игрока потратить свое время и деньги.
    Яркий пример современного «киберспорта» — это пресловутый World of Tanks. Игра в которой правит рандом, где танк имеет вероятность пробития. И основную массу казуальных почитателей чуда бел. геймдева не смущает тот факт, что в Квейке, КС, СК нет таких категорий, как не пробил/рикошет, а есть вполне определенный дамаг, который и формирует НОРМАЛЬНЫЙ геймплей. Но зачем же забивать себе голову такими изысканиями ведь Витя Кислый запилил очень не кислый призовой фонд, а стало быть всем плевать на такие нюансы и «про-команды» 30+ лет всяких редов с синдромом паркинсона и болезнью альцгеймера успешно штурмуют «киберспортивный» олимп. В то время, как в Южной Корее возраст 20 лет уже считается «старческим» для про-игры т.к. биологические рефлексы уже не торт и тягаться с 13-14 летними все сложнее и сложнее.
    Так что я конечно завидую вашим сентиментальным верованиям в лучшее будущее киберспорта, но в СНГ он давным-давно себя исчерпал.

  • AquaMID

    Опять же.бесплатность массовость и понятность механики тут на первом месте. SC2 нужно сначала купить, потом пройти сингл, потом научиться играть с ботами и только потом может быть понравится классический мультиплеер. Дота бесплатная и тренировка с AI ботами объясняет все правила игры буквально за полчаса. А ещё комментаторы ск2 матчей как-то не так громко орут, поэтому их заранее не так высоко оценят «обычные зрители». Получается, что чем меньше аудитория тем меньше огласка, это логично.

  • ShaDUA

    Меньше аудитория? Это вряд ли, в сети SC 2 каждый день стабильно 500 000 людей находится. Непонятная механика? Рабочие добывают 2 вида ресурсов, за которые в казармах нанимаются юниты. Что бы понять понравиться всё это или нет, не обязательно покупать игру. Можно скачать стартовую версию и поиграть с ботами, правда ток за терранов, или же через «Призыв», играть в полноценный мультиплеер. А насчёт комментаторов, я не совсем вас понял.

  • AquaMID

    500 000 людей это вы смотрели на «currently in battle.net», то есть, это люди, находящиеся в мен или игре в ск2, диабло 3 и WoW. Конкретно по ск2, я буквально сейчас посмотрел в игре: около 9000 по всему миру, и 1900 в европейском регионе. В доте2, как сообщает PC Gamer, было зафиксировано 329,977 игроков одновременно онлайн. Не стоит забывать, что все кто в доте2, они либо смотрят игры либо сами играют, и это всего один режим, на нём весь фокус с точки зрения распространения и популяризации игры. В ск2 же это всё расфокусировано, то есть некоторые люди играют в кампанию или кастомки, и их считают за «игрока онлайн», хотя ему, может быть, плевать на соревновательный режим ск2. Как-то так.

  • ShaDUA

    Но ведь они начали же вводить все эти стартовые версии и призывы, так почему б теперь не донести и турнирную составляющую в массы? Я думаю, что не только бесплатность доты2 привлекла людей, но также и все эти The International смогли вызвать интерес к игре.

  • Osovich

    Подытожим.
    Вы говорите, что киберспорт в Украине существует уже давно.
    Я не оспариваю это.
    Моя мысль в том, что страсти которые у вас сейчас кипят вокруг киберспорта происходят благодаря тому, что интернет в Украине получил широкое распространение. И сообщество игроков может быстрее и шире консолидироваться вокруг вопросов касающихся киберспорта.

    В России вокруг киберспорта кипели такие же страсти, но немного раньше.
    Вот собственно и все что я пытался сказать своим первым сообщением.
    Желаю Украине, чтобы у неё продолжали развиваться компьютерные клубы, проводились ЛАНы по играм, было много заинтересованных людей в продвижении и развитии киберспорта. 🙂

  • AquaMID

    Я не специалист по пиару и маркетингу, единственное что приходит мне в голову в случае более популярного валвотурнира, так это внимание СМИ к огромному призовому фонду International, а также доступность игры и реклама International в самом клиенте игры.

  • C1aes

    Буду вам признателен, если вы поведаете мне какие именно страсти кипят вокруг украинского киберспорта помимо Navi. Я вполне серьезно, без намека на иронию.

  • Osovich

    Т.е. данная статья не олицетворение страстей?
    http://gameinside.ua/?p=33126

    Если так, то да, ошибочка вышла.

  • C1aes

    Спасибо за ссылку вконтакте.

  • Там не было ни слова про чью-то маму, так что на DOTA-чат не похоже.

  • Red Howlett

    глупость же, просто после 25 к большинству приходит понимание, что нужны деньги и их надо зарабатывать, а у среднего менеджера по продажам доход больше, чем у 90% профессиональных геймеров

  • Kodo

    лол стратегия не больше чем рпг.

  • Stepan Shabanov

    Нет прямой зависимости между бизнес моделью игры и её успехами в киберспорте. Толстые тети смотрят фигурное катание, а офисные менеджеры с кредитным фокусом смотрят Ф1 при этом, они на картинге дай бог пару раз в жизни катались. Чтобы смотреть с интересом фильм не обязательно быть киноактером. Играть в игру в игру и смотреть как играют это два разных продукта.

    Основное фундаментальное изменение в киберспорте за последнее время это то, что он стал продуктом. Продуктом который можно продавать, а не как было раньше: только для собственного потребления.

    Продуктом же он стал в первую очередь из-за качественной подачи. Важно ещё, что сама игра позволяет эту качественную подачу организовать. Например СК, там первые несколько минут нечего смотреть вовсе, а дальше начинается с обоих сторон происходить куча параллельных процессов которые легко могут и не взаимодействовать. Нету фокуса для зрителя.

    Алсо, на мой взгляд, именно с точки зрения киберспорта как продукта ЛоЛ сильно впереди Доты.

  • SellerOf Miracle

    Ну Star Craft II имеет популярность в виде киберспорта у нас здесь в Польше. НА комиконе в Лодзи с месяц назад были такие игры: Дота 2, ЛОЛ, СтарКратф 2 и всякие Тэкины с Мортал Комбатами на консолях)

  • Firepocket

    Перечитал ваши посты по запросу «киберспорт», и всё же оставлю здесь один вопрос.
    Сегодня с одним товарищем возникла вялотекущая дискуссия, в ходе которой было озвучено заявление о том, что киберспорт стимулирует приток денег в игровую индустрию, а следовательно, важен для её развития и появления новых игр — с новыми идеями и механиками.
    Для меня эта связь не столь очевидна, поэтому есть вопрос к человеку, более подкованному в деле игрового маркетинга. А именно — насколько, по-вашему, популярность киберспортивных дисциплин и денежный оборот в этом секторы важны для остальной игровой индустрии и, в частности, для сюжетно-ориентированных одиночных игр, консольных AAA-эксклюзивов и того, чем занимается Nintendo в рамках своих платформ?