Про этичность free-to-play

На Gamasutra большая спорная статья про охоту на китов в f2p-играх и я думаю, что вам стоит ее почитать.

Если вкратце, то сначала автор приводит примеры людей, зависимых от игр и тратящих на них слишком много свободного времени и денег, а потом обсуждает эти примеры с представителями индустрии, у которых хватило духу пойти на диалог.

Примеры страшные — там фигурирует мама, заигравшаяся настолько, что ее сын пошел торговать наркотиками. Якобы, потому что информация от «друга семьи».

Там еще замечателен психолог, который говорит, что игры используют те же механизмы для привыкания, что и гэмблинг. Психолог конечно прав: эти механизмы (случайная непропорциональная выдача награды) используются еще и в книгах, шопинге, фототуризме, сексе и в принципе любой деятельности без четкой однозначной связи между усилиями и результатом.

Я думаю, что в комментариях сейчас будет продуктивная дискуссия без взаимных оскорблений, но пока она не началась, хочу тоже высказаться. Мне кажется, что ориентация на китов, приведенная в пример в статье, очень неправильная — нельзя ставить судьбу команды и игры в зависимость от небольшого процента пользователей. Здоровая механика с небольшим ARPU, но высокими конверсиями делает игру лучше, разработчика стабильнее, а мир добрее — как пример посмотрите на WOT и LOL, где платят по чуть-чуть, но зато многие.

  • Артур

    Free-to-play не должна влиять на механику, только на графическую составляющею. Основная мысль такова.

  • kefear

    ЧТО

  • Полагаю, Артур имел в виду, что донат не должен превращаться в pay to win и оставаться исключительно косметикой

  • svchk

    Шапочки в TF

  • Aizenn Simple

    Шапки!

  • А разве нельзя ограничить донат сферху с помощью механики этого доната? то есть 50 баксов в месяц есть во что вкладывать, а вот уже 80 — не во что, совсем не во что.

  • Написать статью автора побудило собственное пристрастие и пострадал он именно от того, что стал тратить все деньги на шапки в TF. Как говориться в статье, pay-to-win усугубляет проблему, но она существует и без него.

  • Phil

    что шапки в тф?в доте 2 по моему идеальный пример f2p.Еще бы при запуске просили выбрать какой вариант запустить — с магазином или без.

  • А еще когда я был маленький, родители мне рассказывали про знакомого отца, который тратил все деньги на книги, буквально спал на книгах, дома у него не было ничего кроме книг и с женщинами он не общался, потому что читал книги.

    Я тогда очень впечатлился, но читать меньше не стал.

  • Артур

    Тут дело в том, чем раньше ты стал покупать в TF2, ( В идеале с релиза ) тем больше ты заработал. Поэтому автор полный нубец.

  • В нормальных играх так и есть — не то, чтобы совсем не во что, но отдача начинает уменьшаться, если тратишь сильно много.

  • Шапки как раз влияют на баланс! Потому что когда берешь последнюю точку на Dustbowl, половина команды стоит в идле и торгует шапками!!!

  • По-моему это разные вещи «выше X долларов в месяц не во что вкладываться» и «выше X долларов в месяц отдача заметно падает». Да не то что разные, так и вовсе противоположные.
    Вот например сколько там заточка 11го уровня в PW или чём-то таком для фулл-сета стоит? Тысяч 100 рублей?

  • Anton Zemskov

    потратил 2 года на ТФ2. Когда Вся история с шапками достигла размеров абсурда я просто забил на него ибо это была уже совершенно иная игра.

    В Доте это все было практически с самого начала, но в ней как то не так мусолит глаз. Каюсь что сам потратил 15 уе. они ушли на сет и на билет в стар ладер.

  • У PW в этом плане монетизация необычная — с ростом твоего уровня деньги тратятся эффективнее, а не наоборот, как обычно.

    Ну то есть фул-фиол заточка нубу будет стоить дороже

  • Я после шапок поиграл месяц (потому что свежие нубы) и бросил, какой-то ад начался вместо игры 🙂

  • Панда Иванов

    играю в симпсонов несколько месяцев и потратил только 33 рубля на лотерею

    еа етого и добивалась((((((

  • Панда Иванов

    общество осуждает трату денег в f2p, поэтому приходится скрывать. засмеют же.

  • Общество столько всего осуждает, что проще забить

  • Гость

    Один знакомый психиатр в конце 90ых выиграл в казино 8к$,
    через полгода остался без квартиры и с огромным кредитом. До сих пор живет на
    съемной. Выигрыш был его первой игрой в казино.
    Вполне верю в статью.

  • acdimon

    *оба заточены бесплатно на одном Золотом Веке (300 рублей в месяц)*

    Бесплатность такая бесплатность.

  • Higel

    По LoL конкретные цифры было бы очень интересно увидеть — на фоне конкурентов конкретно их модель совсем не кажется удачной.

  • Без ЗВ был бы год. Я с ЗВ играю, не могу точно оценить, как было бы без него

  • У них крайне низкий ARPU, но высокая виральность. Конверсии вроде средние по палате, не чета WOT

  • Higel

    Я предполагал что наоборот, плохая конверсия, АРПУ среднее.

  • А почему? Главная ценность в игре — чемпионы, которых можно нагриндить. Соответственно народ покупает или чемпионов или шкурки для них — это не очень частая покупка, отсюда и низкий ARPU.

    В WOT надо прокачать танк и экипаж, соответственно у них есть регулярный платеж после того, как ты добрался до нового, считай, чемпиона. В LOL такого нет, базовые руны гриндятся довольно быстро и подходят для многих героев. Бустеры покупают только совсем нубы типа меня, регулярно играющие на них не тратятся.

  • В казино можно выиграть деньги, здесь — нет. Все потраченные в игре деньги — потрачены безвозвратно, ни у кого нет иллюзий на этот счет. Редкие продажи акаунтов — все же исключения.

  • Anton Zemskov

    меня больше всего начало подкашивать оружие которое не должно было влиять на баланс но все таки влияло. Вся игра превратилась в костюмированный бордель. Вечные обмены шапок и оружия… Просто возрождение троещенского рынка в виртуальной среде.

  • Руслан

    Механика физиологическая та же, в счёт идёт положительное подкрепление при совершении действия (ставке в казино или покупке в игровом магазине), ассоциативно разные вещи (ставка на реальные деньги в надежде на выигрыш и покупка в игровом проекте) имеют одинаковую физиологическую составляющую.

  • Вы что-то разные вещи путаете в своем комментарии.

    Но, да, механика похожа — потому что она универсальна и имеется вообще везде, где нет 100% гарантии одинакового повторяемого результата.

    Ключевое отличие — возможность выиграть деньги, из-за чего казино регулируются, а, например, фотографирование котиков — нет.

  • Higel

    И на чемпионов и на скины слишком высокие цены и одновременно слишком странные тарифы на RP.

    Самый дешевый чемпион обойдется условно в 5 евро — тех RP, что за 2,5 евро на чемпиона не хватит. Та же ситуация с новыми чемпионами — чтобы купить нужно вложить 7.5 евро. В обоих случаях, от покупки RP остается остаток, которого не хватит на еще одного чемпиона.

    Все это создает хороший такой заградительный барьер для совершения покупок, тем более для спонтанных. Не думаю, что процент игроков, которых не заботит вопрос что конкретно они получают за свои деньги выше 5. И поэтому конверсия вряд ли выше 10-15%. А арпу за счет тарифов выше среднего.

    Пример хорошей монетизации в МОБАх — это, например, HoN. За 5-10 евро игрок получает гораздо больше радости. И по стримам хорошо заметна разница в разнообразии используемых скинов по сравнению с LoLом.

  • руслан

    Я имею ввиду что «Все потраченные в игре деньги — потрачены безвозвратно, ни у кого нет иллюзий на этот счет» c точки зрения игрока, точнее с точки зрения регуляции его мозга — идёт один и тот же процесс. Который заставляет его продолжать принимать иррациональные решения etc.

  • Ну да, я ж привел пример — фотографирование 🙂 Когда скилл влияет на результат, но гарантии не дает. Люди десятки тысяч долларов на фототехнику выкидывают 🙂

  • Higel

    Ну и немного в сторону, то как сделали f2p в Rift вызывает уважение. Там хорошо буквально всё, и при этом никаких ограничений для игрока. В SWTOR противоположная ситуация. Очень было бы интересно узнать и у тех и других цифры, надеюсь Трион ими поделятся.

  • Руслан

    Зато экономику двигают к выходу из кризиса по Кругману:)

  • Роман Воронцов

    Еще круче пример: ученые, которые экспериментируют и проводят исследования в погоне за научным открытием. Тоже весьма азартное занятие.

  • Eugene Pougatch

    Ээээ откуда берется регулярный платеж на прокачку танка и экипажа? Там как раз наиболее популярный платеж — прем-акк, что и есть бустер. Нагриндить точно так же все можно, и в целом не особо сложно вообще без доната.

  • Eugene Pougatch

    ученые — не совсем, а вот практики (химики-фармакологи, например) — идеальный пример.

  • Роман Воронцов

    Однако Капитан подсказывает, что между ними и игроками в онлайн-игры есть некоторая существенная разница.

  • Eugene Pougatch

    Давайте сюда свои мелкие звездочки, вот вам большая

  • Конечно можно, но в танках это нужнее, чем в Лоле.

    Там же конверсия опыта осталась или нет?

  • weitergeo

    «Это совершенно бесплатно. Это цена одной буханки хлеба.»

  • Eugene Pougatch

    осталась, но в целом перевод накопленного «фиксированного» на отдельном танке опыта в свободный за голду — это не шибко частый случай, для особо нетерпеливых альош с зудом в седле. хотя признаюсь, я один раз делал, когда прокачка до следующего танка была уж очень мучительной.

  • JackOfDiamonds

    Все эти истории про заигравшихся людей грешат тем, что как правило, вырваны из контекста, давайте не идти на поводу у дешевых охотников за сенсациями.
    Вот, например, ролик про «заигравшуюся маму»:

    http://www.youtube.com/watch?v=XyCk2ygkqEU

    Касательно охоты на китов. На конгрегейте — киты основной источник для существования игр, см. например slideshare Emily Geer. Для клиентских f2p — киты скорее зло. Их доля в общем доходе не существенна, а вот вред от них (в аттришне) весьма ощутим.

  • Леонид Таркин

    ну вы сравнили… Сколько качественных книг есть и сколько фтп игр…

  • Леонид Таркин

    ну до прихода стима в СНГ, общество в принципе осуждало траты на игры

  • Arkutas

    На меня знакомые все еще смотрят как хз на кого, а не очень знакомые делают такое странное лицо и больше не разговаривают

  • Гена Воробьев

    Поцентное соотношение, я думаю, примерно одинаковое.

  • Леонид Таркин

    я к тому, что в литературе есть что «бороздить» из-за абсолютного, а не относительного превосходства

  • sergey titov

    От 800m до 1.2b в год. в зависимости от источника.
    Не очень удачной — ну Ok 🙂

  • Друня

    Не соглашусь. До интернета все всегда покупали игры, только это были пиратские диски, но деньги за них отдавались настоящие и, по тем временам, более весомые чем сейчас.

  • Дмитрий Лысенко

    На Лайнедж 2 в прошлом году я потратил около двух тысяч долларов. За последние несколько лет тысяч пять-шесть. Сервер, пиратский, конечно. После появления ГоДа на руоф забил, но и там оставил не мало.

    Наркотики не продаю, детей на панель не выставил, уровень жизни никак не изменился. Я покупал заточенный шмот. Для себя и для КП. Это не давало преимущество, это давало возможность играть наравне с теми, кто задротит 24/7. У них шмот и покупался )

  • SaThero

    есть TF2 classic

  • SaThero

    так они для себя делали.. а потом внезапно и самая популярная ммоба

  • urfin

    В Hellgate Global например некоторые премиум-штуки раздают за выпавшие из мобов купоны, алсо кое-что можно купить за внутриигровую валюту на аукционе, как ф2п неплохо, но по сравнению с синглом многое и усложнили.

  • Dmitry Tronin

    по тем временам это по каким?
    я вот например в детстве диски покупал по 70р или по 100 с лишним

  • Dmitry Tronin

    а я как купил tf2 году где то в 2009 так и не играю толком
    одно время вроде нравилось потом быстро надоело
    с тех пор как игра стала f2p даже и не пробовал ее
    наверстать упущенное чтоли

  • Vit

    А откуда мнение, что покупаются в большей степени чемпионы, а не шкурки?
    По меньшей мере, с год назад гораздо активнее покупались именно скины, которые могут быть дешевле чемпиона а могут и дороже.
    Почему-то не учтено, что покупается в среднем не «чемпион» by itself, а сразу набор со шкуркой который несколько дороже чемпиона.
    Хотя, если посмотреть на вопрос чуть шире, то конверсия 10% при подобной плеербазе — это вполне себе неплохо.

    До сих пор считаю модель монетизации LoL одной из самых успешных в истории f2p. Никакого p2win, даже p2notgrind нету толком. Что еще больше увеличивает плеербазу.

  • Vit

    Вообще никогда не понимал аналогии.
    Мне казалось, что я таки плачу либо за конкретный товар (приведенные выше шкурки в LoL, либо за некую «услугу» (double XP, например). Но никак не ставлю деньги с некой «надеждой» на то что они каким-либо образом отобьются или приумножатся.
    Другими словами я плачу за способ развлечься. Как в кино сходить.

  • Вы читайте комментарий перед тем как отвечать, ок?

  • Higel

    Я не писал, что больше покупают, скины или чемпионов. Это не мои слова. Если с год назад покупались больше скины — то эта информация, если она в интернетах есть, как раз мне и интересна.

    Ни в одной MOBA p2win нет. Если мы не берем в расчет тот факт, что периодически новые герои выпускаются чуть более сильными, чем хочется сообществу. В ЛоЛе есть руны, слабенький p2win и не слабенький p2notgrind. Я что-то о рунах 3 уровня забыл, с ними получается ARPPU еще выше — надо и чемпионов напокупать на 30 уровне и сеты рун под них.

  • Vit

    В интернетах была за первый сезон информация. Дальше — не видел, хотя может и была.
    Руны, если я правильно помню, нельзя за RP покупать. Там получается неоднозначная ситуация с покупкой чемпиона и необходимостью гриндить под него руны (ну т.е. технически можно купить буст внутриигровой валюты и нагриндить руны быстрее).

    Я не имел ввиду что Вы где-то не правы, лишь говорю что цифра в 7.5 не совсем точна. Средний платеж Риоты (вроде бы) нигде не приводили, но исходя из форумной болтовни получается нечто вроде 15-20 в качестве среднего платежа (т.е чемпион (пара чемпионов) +шкурка+ остается некая сумма, которая, скорее всего, уйдет на RP буст для фарма рун)

  • Vit

    Ок, я стараюсь так и делать:)

  • Shmatter

    стакан наполовину полон или пуст? Условно после покупки остался остаток в виде 2.5 евро. Новый чемп стоит 5 евро. Не стимул ли это для игрока позже занести еще что бы добить до 5 евро и купить еще одного чемпа. По моему здесь на все это и расчет и он правильный.

  • Shmatter

    все хотят заработать 200к за год. Американская мечта.

  • Higel

    Для кого-то этот расчет работает, кого-то отталкивает. Чем меньше факторов, мешающих донату, тем лучше разработчику живется.

  • One

    Главный трюк free2play игр заключается в том, что игрока убеждают в том, что он сможет играть бесплатно, забывая сказать о том, что играя бесплатно, он будет просто пищей для тех, кто платит. То есть налицо введение в заблуждение.

    Собственно на этом и строится монетизация большинства корейско-китайских free2play — если человек втянулся в игру, он будет вынужден платить, чтобы не быть заведомо слабее других платящих. И чем больше заплатил — тем больше возможностей для нагиба. А есть еще и соперничество между платящими, благодаря которому ставки сильно возрастают.

    Элементы гэмблинга там тоже есть — в виде различных сундуков удачи.

    Насколько это все этично — каждый решает сам.

    Есть free2play с более мягкой монетизацией, да. Как wot, где продают не нагиб как таковой, а только скорость прокачки.,Мухлюют с балансом при этом, стимулируя прокачку за деньги, но не жестко, так что можно понять и простить.

  • Читатель

    Эдак можно докатиться до вопроса о ответственности бизнеса перед обществом.
    Предъявляешь разработчикам, мол, зачем детей оббираете, они говорят их начальство заставляет, спрашиваешь начальство, оно разводит руками, мол, мы только сказалиработникам, что всех уволим если игра не окупится, а это они сами жесткий донат делают.

  • Mike22

    Из этого есть лишь один выход — отказаться от такой чуши, как «ответственность бизнеса перед обществом». Потому как общество состоит из совершеннолетних граждан (для детей есть определенные ограничения-маркировки), которые сами отвечают за свою жизнь. А если кто-то не может отвечать за свою жизнь, то пусть сдаст паспорт и идет к психотерапевту.

  • Mike22

    В России принята немного другая модель для f2p. И никто от нее отказываться не собирается, похоже.

  • Yaspis

    «Touching story……except that «Mom» is an in-game character that gives you gifts and letters.» (: