32а. Маттиас Кемпке о жизни инди в Германии, квестах и нарративе в играх

В этот раз у нас в гостях немецкий геймдизайнер и бывший инди-разработчик Маттиас Кемпке, который сейчас работает в Daedalic над квестом The Night of the Rabbit. Мы обсуждаем жизнь инди в Германии, что вообще делает инди — инди, говорим про нарратив в играх, истории через миры и миры через истории.

Ведущие — Сергей Галёнкин, Михаил Кузьмин и Сергей Климов.

Это первая версия подкаста, в которой голос Маттиаса не дублирован. Мы не были уверены, что успеем сделать дубляж в приемлемые сроки, а задерживать выпуск не хотелось.

UPD: Андрей Чудаев сделал расшифровку и перевод подкаста, за что ему огромное спасибо.

UPD2: Bob Age сделал версию подкаста с субтитрами, смотрите на ютубе.

1. Тридцать второй подкаст Galyonkin.com     

Скачать подкаст можно по этой прямой ссылке (59 Мб)

Содержание:

00:00:00 Вивчаємо німецьку
00:02:00 Как Маттиас в одиночку в своей спальне сделал игру
00:09:00 Что такое инди и как отличить настоящих инди от пятимиллионных инди
00:15:00 Кикстартер, издатели и хорошая репутация
00:19:00 Какие нарративные инструменты есть в играх, которых нет в кино
00:25:00 Стоит ли играм поднимать серьезные темы?
00:27:00 Сталкер Тарковского и S.T.A.L.K.E.R.
00:32:00 Солярис Лема, Тарковского и Содерберга. И еще как игра
00:34:00 «Анабиоз» без пушек
00:38:00 Игры — генераторы историй
00:48:00 Ответы на вопросы

Игры Маттиаса

What Makes You Tick? (2007)
A Stitch in Time (2010)

Подписаться на подкаст можно по RSS или добавить в iTunes. Полный список подкастов есть на сайте Galyonkin.com.

Подкаст есть и в списке iTunes, его можно найти через приложение «Подкасты» по запросу «galyonkin».

Музыка: Michael Chapman — Goodwill Cowboys Ride Again

  • Ну нихрена себе темы.

  • Откуда вы знаете английский и немецкий?

  • Хорошая память у вас)

  • Я пару лет назад пытался учить немецкий. Ничего не получилось правда, дальше «их бин» не продвинулся.

    А Климов же работает в Германии.

  • Ну да, про Климова всем известно.

    Ну молодцы блин, я как студент ещё с английским не сладился, а тут уже немецкий.

  • Так я в итоге не выучил же 🙂

  • Ну вы то хоть что то знаете 😉

    Вообще не понимаю как у людей столько языков в голове помещается.

    Хорошо что остальное хоть на английском, хех.

    «Бесплатные курсы английско-немецких языков вместе с http://galyonkin.com«

  • Вот интервью с Матиасом про его игру (на Riot Pixels) — http://riotpixels.com/forums/topic/1339-interview-the-night-of-the-rabbit-01032013/

  • AlterEgo

    Галенкин — глава пиар отдела приложения «Подкасты» на iOS.

  • Max

    А вот и первые баги альфы. Ну что за дела?

  • Это не баг, подкаст теперь всегда такой будет!

  • Темп выхода новых подкастов — НРАИЦЦА!

  • Max

    Jetzt haben wir, Deutsch zu lernen =(

  • Я понял эту фразу без Google Translate, мне надо срочно продолжить изучение языка!

  • ПринцессаЛея

    Как громкость регулировать, едрена матрена?

  • Послушал, спасибо за выпуск! Как всегда очень интересно. 🙂 Вторая половина больше понравилась, интересные идеи по развитию инди-направления.
    Я в квесты играл мало вообще, в современные не играл совсем. Любимый квест — The Day of the Tentacle.

  • leet it b

    Ссылку-то на первую игру Матиаса забыли в описании 🙂

  • Через колонки/программный регулятор громкости. Увы.

  • Кстати, гости подкастов чаще всего либо геймдизайнеры, либо менеджеры. Хотелось бы, например, послушать игровых программистов о интересных особенностях и опыте создания игр с технической стороны, и думаю, что не только мне одному.

  • Гость

    Самый правый ползунок 🙂

  • Гость

    Лучший по гейм-дизайну подкаст на сегодня!

  • Гость

    Не в описании, а в комментариях. Вон она ниже: http://galyonkin.com/2013/04/06/32a-matias-kempke-o-zhizni-indi-v-germanii-kvestah-i-narrative-v-igrah/#comment-853504779

  • Гость

    Если бы игры входили в госсектор, мы бы щас тут уже наэкспериментировали что-нибудь гораздо круче адронного коллайдера на деньги налогоплательщиков.

    Надо создавать государство с играми и наукой во топе приоритетов.

  • leet it b

    Вы будете смеяться, но я ни комментария не вижу, ни по ссылке открыть его не могу. :

  • Гость

    Это все дискас. Иногда нужно покликать сортировку «Лучшие» и «Самые новые». Это как-то связано с кэшем, короче проблемы вне нашей юрисдикции.

    В общем вот еще раз та ссылка http://riotpixels.com/forums/topic/1339-interview-the-night-of-the-rabbit-01032013/

  • Друня

    Отличный выпуск!
    Мне вспомнился Fallout: тебе говорят — надо то. А как и где искать, что делать — не понятно. И хочешь не хочешь начинаешь изучать мир. В итоге — легендарная игра, завоевавшая сердца геймеров всего мира. И следующая игра — Arcanum: всегда знаешь что делать и куда идти, в итоге проходишь игру, не изучая огромного и не менее интересного мира, чем Fallout. И игра как то не зацепилась в памяти.
    Можно конечно отвлечься, но как то не правильно, что главный квест висит.

    В общем правы вы, безмерно правы, игры — это exploring.

  • leet it b

    Тогда, наверное, лучше выделить в отдельную ссылку, типа:
    интервью — http://riotpixels.com/the-night-of-the-rabbit-interview/
    сама игра — http://www.lassiegames.com/games/wmyt/
    А то сейчас ведет на форум RP в тему обсуждения интервью.

  • Я тут в большей степени о инди-программерах, которые сами придумывают целесообразность внедрения конкретной фичи, а не о простых «monkey coders», которые воплощают готовые задания и с творчеством в работе имеют дел не более чем варианты использования разных библиотек и т.д.

  • Гость

    «Thank you for letting me talk for so long» — эталонный гость!

  • Mr.Grover

    На анг. подкаст это грустно. Для меня он звучал как: вопрос и 3-5 мин белого шума =)

  • Вступление просто охеренное!

  • SXX

    Тут вся проблема в том, что сами ведущие достаточно далеки от кода. К тому же большинство инди сейчас делают игры на готовых движках/фреймворках, поэтому обсуждать то особо и нечего. Поэтому результат может быть унылый и для программистов, и для менее продвинутой аудитории

  • SXX

    Отличный подкаст и интересный гость! Пожалуйста не переставайте экспериментировать с англоговорящими гостями. Общение на тему разработки игр куда интереснее обсуждения очередных новостей и слухов.

  • Иван Бычко

    даже немецкий разобрал, школа не прошла даром)

  • Gennadiy Manzienko

    Классный выпуск. Спасибо.
    Сергей, а зачем вы дублировали вопросы, ответы же все равно на английском? Может лучше оставить все на инглише тогда? Люди, которые поймут ответы, в состоянии понять и вопросы.

  • Lancelotty

    adventuregamers.com отличный сайт.
    Такого рода игры только там и появляются. Классный подкаст. Спасибо!

  • Вот уж никогда не думал, что пригодится эта картинка!

    http://25.media.tumblr.com/tumblr_mbqllpXK5W1rqmsumo1_500.gif

  • Shoogo

    Я ничего не понял, но прикольно. Они говорили не по русский и смеялись, что еще нужно?

  • Это основа для перевода

  • Блин,так подкаст на английском или на немецком?Если первое то ок,второе то буду ждать дубляжа.

  • Хороший выпуск, данкешон 🙂

  • немецкий, который изучался давно не прошел зря)) А вообще больше англоязычных гостей в подкастах это же прекрасно. Зовите уже Якуба))

  • Давно хочу плеер поменять, но они все так себе

  • Osvald

    Я думаю в подкасте не хватает французкого и немного (Совсем чуть-чуть) китайского.
    А вообще очень круто. Англоязычные подкасты отличная идея.

  • beast

    Наоборот же: в Фолауте к выполнению главного квеста мотивирует таймер, заставляя выбирать более правильный путь, а как таймер убрали — исследовать стало не нужно, потому что галочка рано или поздно сама выставится, если идти куда сказано.

  • beast

    Сколковские нано-игры, было в прошлом подкасте.
    Этот ещё не слушал, неужели «мнение редакции» поменялось?

  • appelco

    Крутой подкаст. Жаль только не на все вопросы ответили… Вообще было бы очень интересно узнать, как вам удалось совместить русские и английские куски подкаста? Слушалось очень интригующе)

  • Это Миша так смонтировал, он крутой

  • Прекрасный подкаст, было ооочень интересно. А сейчас я запустил What makes you tick? и четко увидел то, о чем говорил Матиас, супер.

  • Oleg Abdusalamov

    Т.к. его англ не родной, то его гораздо проще понимать. Я в этот раз вообще все понял, хотя прошлый раз без перевода не врубался

  • Посоветуйте Маттиасу выучить русский ради Стругацких и Тарковского 🙂

  • Job’s Done! Перевел Матиаса, и английские реплики Михаила и Сергеев.
    https://docs.google.com/file/d/0B4e8BvP93BjfVkdiNXp3VmVVZTA/edit?usp=sharing

  • Юрій Білоусов

    только зачем?) его английский вполне понятен, это не американский и даже не британский акцент

  • NB: мы не успели задать Маттиасу все вопросы, присланные к передаче, поэтому в понедельник он прийдёт на Q&A вот сюда:

    http://sergeiklimov.biz/2013/04/matthias-kempke/

    Если у вас есть дополнительные вопросы — задавайте их, пожалуйста, в комментариях по ссылке по-английски или по-немецки.

  • Wow. Superb! Спасибо огромное.

    А сможете добавить русские вопросы, чтобы получился полный транскрипт? Мы бы тогда опубликовали + я заброшу прессе.

  • Юрій Білоусов

    Отличный подкаст, интересный гость и его ответы и видение инди
    хотя бы тут школьный курс немецкого немного пригодился

  • Ок, сделаю и обновлю коммент и ссылку на Google Docs

  • Как пробку достать, блин?

  • passerby

    Сергей, а нет ли какой-нибудь статистики по количеству слушателей? сколько запустило плеер, сколько прошло по прямой ссылке, что-нибудь такое.

  • Друня

    Ой простите, имел ввиду вторую часть. Но на сколько я помню первую (меня она кстати почему то тоже не сильно зацепила), после нахождения чипа не совсем понятно как уничтожать главное зло в мире и тоже необходимо исследовать.

  • 39 тысяч уникальных IP в месяц. В основном с iOS и Android, немного из браузеров. А вот дослушивают или нет — не знаю

  • Офигенно!

  • passerby

    неслабо так, вдвое больше, чем за месяц тот же Бритиш набрал бэкеров для своего SotA, например, лол.

    отличный подкаст, keep it up, больше англояза, если он сильно на статистике не сказывается, засылайте уже Климова к Фарго, чо.

  • Ну так подкаст бесплатный же 🙂

  • passerby

    это ничего, говорят, работы над схемами монетизации развернуты во всю )

  • Да, у Климова много идей!

  • Бесконечно рад слышать иностранную речь в этом подкасте. И сам подкаст, для меня в качестве программиста, даёт ещё одну возможность расширять свои знания вовне от проектирования и кодирования. Спасибо!

  • SandroCrowley

    Чёрт, я только процентов 40 понимаю…Sad but true!(

  • SR

    когда русик появиЦа?

  • удивитно, я розумию 99.5% из того что гутарит чувак из немеции, видать мой английский всётки почти ок.

  • Fordewind

    Amazing. Мне радостно жить с Вами в одной стране.

  • Спасибо за подкаст. И за пересмотр позиции «не будем делать на английском»

  • 60% было против, но эксперимент есть эксперимент 🙂

  • На самом деле я бывший программист, так что на базовом уровне кое-что понимаю. Просто боюсь, что будет либо слишком техническое обсуждение, либо профанация идеи по верхам. Нельзя высшую математику рассказать на пальцах.

  • Shoogo

    А теперь заставьте Маттиаса прочитать это и продавайте запись как длц.

  • Зачем, условно говоря, «высшую математику» в подкастах? Просто какой-то интересный опыт в технической релизации, или также на «философские темы» поговорить, например, про будущее ИИ в играх, перспективы OpenGL и т.д. и т.п. 🙂

  • SXX

    Ты с одной стороны хочешь инди-программистов, а с другой стороны предлагаешь обсуждать OGL и ИИ. Когда ты последний раз видел инди игру не на движке/фреймворке/флеше?

  • SXX

    Ну я сам если говорить про работу с графикой такой же базовый уровень. Просто говорить с человеком который живет в рендере, это тоже самое, что говорить с концепт-артистом. Он может быть очень крутым, но для 99% окружающих людей его работа не сильно отличается от магии.

  • удачный!

  • По статистике — нет, -30% аудитории сразу, и еще какое-то количество скачали подкаст по подписке. но не слушали

  • это лишние отсеиваются =) мне понравилось

  • Ну, не всегда ж делать на английском. Но, по-моему, — время от времени — вполне.

  • Maelstrom

    Че то Вы какой-то бред несете гражданин. Арканум великолепная игра. Великолепная. Там исследовать можно начинать уже с самого начала и к главному квесту придти уже пьяным, диким, бородатым, с интеллектом -5 так как жизнь повидал всю и даже со свиньей на кулаках бился(там это можно сделать). Может не так играли? Просто если Вы для себя уже решили, что все все все «игры — это тока эксплоринг», то рассуждения насчет Арканума выдают в Вас странного человека.

    А так да. В играх мир это отчасти самое главное…. Хотя без мотивации его исследовать он наверно гроша ломанного не стоит.

  • Glauzer

    Большое спасибо за подкаст.

  • Purupururin

    теперь я требую побольше подкастов на английском!

  • чето уши болят слушать английский столько времени 🙂 понимаю большую часть,но как то скучно без срача.

  • Konstantin Vlasenko

    Поздно в этот раз послушал. Возвращаясь к вопросу об инди, хотел бы сказать, что независимую разработку можно идентифицировать по уровню вовлечённости в индустрию, по наличию связей и поддержки от других участников. Если человек (или студия) работает без поддержки, будь-то деньги или участие профессиональных разработчиков, то можно со 100% уверенностью говорить об инди разработке.

  • Konstantin Vlasenko

    Готов на подписку за $5 в месяц, при условии 2 подкастов в неделю =)

  • Гость

    сабы уже появились, ждем ЧИСТЫЙ ЗВУК

  • Друня

    Что то вы как то хреново прочитали мое сообщение, товарищ. Арканум великолепен и мир у него «огромный и не менее интересный, чем Fallout».
    Обязательно его перепройду, забив на мейн квест до самого конца.

  • Bob Age

    Превью подкаста с русскими субтитрами:
    http://youtu.be/IMCxTrpkt6w
    Полную версию издам, если соберу денег на Кикстартере.

  • Eugene_Tkachenko

    Хорошие вопросы — достойные ответы, Маттиас заставляет задуматься, спасибо!
    P.S. Осилил со второй попытки 🙂

  • Aizenn Prosto

    Пришлось сначала слушать, потом читать перевод, потом заново слушать.
    Очень понравилось.
    Дать возможность посещать игровой мир, это многого стоит. Тот же Рэвенхольм ..

  • Henry08

    В Fallout, на самом деле, всё плохо, подобные геймдизайнерские ходы: «игрок, не дурак, сам разберётся…» здорово поднимают порог вхождения. Это не критично, когда учишся в школе, но потратить выходной день, лишь на то, чтоб освоится, не каждый решиться.Не секрет же, что без сарафанного радио, продажи 1-2 Fallout’а не перевалили и за 50к копий. Даже в пресловутом Dark Souls, игрока некоторое время ведут за ручку, чтоб освоился.
    Exploring — это наше всё, но бездумно клепать миры, надеясь, что «как-то оно само организуется» никак нельзя. В Shadow of the Colossus всё просто — 16 врагов, меч-компас и совершенно пустая карта, но исследовать мир интересно, так как в его основе — загадка(и правильный левел дизайн).

  • Саша Дюпачев

    Надо провести новый опрос: кто дослушал до конца?:) Лично я пока не дослушал, но я всегда слушаю подкасты медленно. А что, касается, языкового барьера, то, как оказалось, мои опасения были напрасны, и даже с моим убогим знанием английского речь гостя оказалась на удивление понятной.:) К тому же, сильно помог дубляж вопросов на русский, было время передохнуть после достаточно внимательного вслушивания, чтобы не устать от и не потерять внимание.

    Надеюсь, это не последний подобный эксперимент, и мы еще услышим зарубежных гостей в вашем подкасте.

  • Индюк

    Офигенно. Демандим больше иностранцев 🙂
    Удивительно, что в разговоре про инди и про environment exploration без стрельбы не вспомнилась Dear Esther.

  • У парня классное виденье. Очень понравился подкаст.

  • Gryzovoi

    Подкиньте, пожалуйста, ссылок о нарративе в литературе. Желательно, не статью в википедии, а что-то интереснее. Не могу ничего найти.

  • Maelstrom

    >>вы как то хреново прочитали мое сообщение
    Я видел ваши высказывания. Но сравнения неуместны вообще. Арканум и Фолл это игры одного порядка, только с разными сеттингами и разными подходами к деталям. А вы приписали Фоллу некую «легендарность» уже и сделали его победителем в этом поединке, заявив что Арканум мол «в памяти не засел».
    Значит у вас просто не было мотивации исследовать этот мир… как вы сказали «огромный и не менее интересный».

  • Maelstrom

    Согласен насчет порога вхождения. Благодарен что в нынешнее время подход к созданию игр изменился. Раньше на все это времени было очень много. Сейчас времени на все эти эксплоринг-вещи просто жаль, если мир попросту никакой.
    Насчет Колоссов тоже соглашусь. Игра гениальная в этом плане, да и не только в этом. Хотя казалось бы пустая карта)

  • Vasya Vasin

    Это да, для игры по Солярису по-моему в самый раз пошло бы.

  • bloodredfrog

    Почитал перевод, спасибо.

  • Alderfly

    Предлагаю сделать подкаст немного интерактивнее)

    На экране видны 4 карикатурные головы (ведущие и гость). Кликая левой кнопкой по голове летят помидоры, кликая правой — деньги. Таким образом слушатели будут выказывать свое одобрение или нет по поводу обсуждения и отдельных высказываний. А у вас будет статистика по популярности отдельно взятых ведущих или гостей, по интересности тех или иных частей обсуждения и т.д.

    А еще может ввести звонки слушателей с вопросами? Как на радио. Во время подкаста можно позвонить и задать один вопрос.

  • Друня

    Почему же сравнения не уместны? Игры очень похожи, только сеттинг разный. Не нужно принимать моё отношение к аркануму (хотя оно и очень положительно) как личную обиду.

    Поймите правильно мою мысль, в Fallout игрока форсят изучать мир. Как например также форсят в Mass Effect. В Arcanum — нет, это мое личное предположение, почему игра была менее успешна. С моими друзьями так же обсуждали в свое время Арканум, что прошли его «мимо». Конечно это было связано еще и глючностью продаваемого тогда пиратского дистра, но это нас тогда сильно не останавливало.

  • Вот кстати! Про OpelGL, DIrectX и архитектуру следующего поколение конослей и перспективы портирования игр мне кажется будет очень интересно. Сюда же Linux, SteamBox, MacOS и вот это все. Я бы с удовольствием послушал, только от знающих людей, а то когда на gmboxе в каждом подкасте говорят, что пк — это пятичасовая ебля с драйверами, хочется их всех убить.

  • нет
    нетнетнет
    только не звонки
    нет
    пожалуйста

  • Ага, а потом еще видео, девочку-ведущую в кадр, минус нас, чтоб не нудели и название крутое, типа «Игробоги» 🙂

  • Alderfly

    Упускается шикарная возможность получить звонок от Гейба)))

  • max1mum

    фух, вы пошли еще дальше и почти полностью весь подкаст был англ яз. тяжко, хотя и одолел, но все время так я лично не выдержу) так что решайте вопрос с кикстартером, секретаршей, переводчиком и звукорежиссером)

  • разве 32а не намекает нам на то, что до выходных будет 32б?

  • Aizenn Prosto

    Слушайте наш новый podstarter — «Боги, Михаил и гость».

  • Valeriy Nikolenko

    Там же есть сверху справа ползунок маленький.

  • SXX

    Может про Linux/OSX все же не надо, а? Хотя если Галёнкин позовет в подкаст какого нибудь технаря-линуксоида, то можно и послушать.

    Можно например кого нибудь из Unigine. Они чуть ли ни единственная в мире игровая компания реализующая свежие версии OpenGL, да и с линуксом они хорошо знакомы.

  • SXX

    Не знаю вычитываешь ли ты все коменты, поэтому напишу ещё и тебе ответ. Идея от famiak*а в принципе неплохая поступила.
    Что думаешь про то, чтобы позвать в подкаст кого нибудь из Unigine?

    Они ведь независимая студия, да и единственные в России кто имеет так много опыта работы с OpenGL и Linux.

  • m0NKey bR4in

    Сергей, MediaElement.js (http://mediaelementjs.com/) смотрели? Хотя там дефолтные скины тоже так себе…

  • Maelstrom

    Лично меня(Лично меня) геймплей первого Фолла не увлек. Второй игрался. А вот первый — да нравилось ходить туда сюда, но потом возвращался к сюжету, так как не поклонник постапокалипсиса. В Аркануме тоже можно ходить туда сюда и простора было больше. Единственная проблема там была в том что эффекта исследования не создавалось. У тебя была карта и все. В Фолле то «туман войны», везде неисследованные области, а хочется обозреть все. Вот и создается ощущение что ты там что-то да исследуешь. Да и по сути он был одним из первых кто с таким подходом к миру был. А так мотивации его исследовать вообще никакой не было.

    >>Не нужно принимать моё отношение к аркануму (хотя оно и очень положительно) как личную обиду.

    Обиды нет. Просто мне Фолл не очень понравился даже с «зафорсенным миром». А вот Арканум был одной из первых РПГ с изысками так что… я не особо понимаю почему игра где можно все исследовать «не зацепилась в памяти». Хотя пиратский дистрибутив да помню, создавал много проблем.
    >>В Arcanum — нет, это мое личное предположение, почему игра была менее успешна.

    Если уж говорить об «этом всем», то игры Тройки вообще были не очень успешны…провальны даже. Но от этого они не становились плохими. Свою аудиторию нашли.
    Говорю же без мотивации сложно оценить какой-то мир. Он будет красочным, интересным, со своими тайнами и прочим, но если человек не мотивирован на эти исследования, то хоть палками бей не надо ему это все.

  • ОФИГЕННО!
    Последние 5-7 подкастов даже не дослушивал до конца, потому как слушать новости о ненужных мне выставках и устаревших сплетнях уже откровенно приелось. Но этот подкаст — это что то! Респект за то, что вернулись к истокам, пусть и не по русски.

  • Кстати, может я чего-то не улавливаю, но где можно найти письменные ответы на вопросы комментаторов, которые были обещаны в понедельник?

  • а можно нажить исходники дорожек? хочу начитать текст вольного перевода и при этом не коцать фоновую музыку — по скорости ну никак не выйдет везде влезть ( куцый перевод )

  • Guest
  • henry

    ртом