Что же сделал Джон Ричителло?

Когда говорят о недавнем увольнении Джона Ричителло (Ричитьелло?), почему-то вспоминают только его последний период работы на должности CEO Electronic Arts — с 2007-го по 2013-й год. Это было не самое удачное время для EA, и, если честно, это было не самое удачное время для мировой экономики в целом. Но, если посмотреть на игровую индустрию, EA все эти годы падала, в то время как игровая индустрия вообще-то росла.
[divider][columns width=»2/3″ class=»coldivider-right margin-left»]

Это были девяностые, мы выживали, как могли

Джон Ричителло уже был президентом Electronic Arts c 1997 года по 2004 годы (он сменил на этом посту Ларри Пробста, который стал CEO). И период с 1997 по 2004 ознаменовался самым значительным ростом акций Electronic Arts за всю ее историю — с 7,5 долларов за штуку до 66 долларов. Почти в девять раз.

Разумеется, снаружи нельзя сказать наверняка, была ли в этом заслуга Джона или Ларри, но до 1997 года, пока Ричителло не пришел в Electronic Arts, никакого такого роста не было. Поэтому акционеры закономерно приписали заслуги ему.

Ричителло начал с покупки Maxis. Вообще, судя по его участию в Elevation Partners, которую он основал после ухода из EA, Ричителло всегда был про покупку и продажу студий. И именно в период его руководства Electronic Arts стала крупным издателем, который делал вообще все. Да, компания издавала игры сторонних студий и до этого, но при Ричителло она стала массово приобретать эти самые сторонние студии. Приобретать и убивать, к сожалению.

Место, куда студии приходят умирать

С 1997 по 2004-й год EA купила Maxis, Westwood, Tiburon, Dreamworks Interactive, Kesmai, Pogo, Black Box и Criterion — это не считая менее известных компаний, которых еще полдесятка. Покупки студий были и до Ричителло (Bullfrog, Origin), но не с таким размахом. И, скажем честно, по крайней мере наследие Maxis и Criterion не пропало бесследно в недрах EA, как игры Молинье и Гэрриота.

Когда Ричителло ушел, в EA началась стагнация. В смысле, можно долго говорить о том, что даже при нем Electronic Arts не делала революций, но после его ухода акции EA замерли и рост прекратился. Поэтому в 2007-м году акционеры купили Ричителло назад — вместе с Bioware и Pandemic.

Злые языки говорят, что хитроумный Ричителло ушел из EA только ради того, чтобы провернуть сделку с Bioware (она принадлежала основанному им фонду Elevation Partners), но вероятно и то, что акционеры, привыкшие к росту акций, запаниковали, когда он прекратился, и купили Ричителло за 775 миллионов долларов — вместе с Bioware и Pandemic, разумеется.

И еще вопрос, за кого акционеры платили в первую очередь — за Ричителло или студии.
[/columns][columns width=»1/3″ last=true]
[pullquote type=»3″]…Злые языки говорят, что хитроумный Ричителло ушел из EA только ради того, чтобы провернуть сделку с Bioware…[/pullquote]
[/columns][divider][columns width=»1/3″]
[pullquote type=»3″]…оказалось, что Ричителло на роль спасителя не тянет…[/pullquote]
[/columns][columns width=»2/3″ class=»coldivider-left margin-right» last=true]

Миссия Мессии

Но как и во многих крупных компаниях до этого оказалось, что Ричителло на роль спасителя не тянет. Да, под его руководством компания росла десять лет назад — но это был период взрывного роста игровой индустрии и, скажем честно, Electronic Arts во многом банально повезло. Когда же в мире случился экономический кризис, а игровая индустрия вступила в очередной переломный момент истории, быть счастливчиком оказалось недостаточно.

Всегда сложно отделить везение и коньюнктуру рынка от усилий конкретных людей, плюс на экономический кризис действительно можно списать многое, поэтому Ричителло оставался у руля Electronic Arts целых шесть лет, продолжая вести ту же политику, которая привела компанию к успеху в девяностые.

Проблема в том, что ситуация изменилась. В период роста индустрии действительно важно покупать всех, кого только можно, даже если приходится переплачивать. Доля растущего рынка, предела которому пока не видно, важнее, чем операционная эффективность и даже прибыльность.

А вот в период стагнации или реформирования очень важно избавиться от лишнего, оптимизировать компанию и зарабатывать, наконец, деньги. Примерно так поступила Activision, избавившаяся от всех студий, которые не приносили много денег и сконцентрировавшаяся на трех брендах — Blizzard, Call of Duty и Skylanders.

Реформатор, визионер и другие модные слова

Впрочем, Джон Ричителло это понимал не хуже нас с вами. И поэтому Electronic Arts боролась не за игровой рынок в целом, а за новые ниши — которые росли и на которых приобретения действительно имеют смысл. EA бросилась в MMO, социальные и мобильные игры, но успеха достигла, увы, только на мобильных устройствах, причем невероятно высокой ценой.

Я думаю, что в ММО проблемой EA стало использование подписки и ритейлового подхода к продвижению игр — что Warhammer Online, что The Old Republic были банально слишком сырыми и пустыми для того, чтобы за них платили подписку после первых нескольких месяцев. Социальный рынок прекратил расти раньше, чем EA успела победить конкурентов, а вот мобильные игры продолжают рост и здесь у EA пока что все замечательно.

Что осталось?

Ричителло уходит из-за плохих финансовых показателей компании. Переход игр в полностью цифровую эпоху затянулся (и, положа руку на сердце, до сих пор так и не произошел) и ставка EA на безритейловое будущее пока что не сыграла. Но при этом Ричителло оставляет Electronic Arts с сильным мобильным подразделением, собственным сервисом цифровой дистрибьюции (40 миллионов игроков!), лучшей RPG-студией в мире и вторым по популярности шутером.

Это, согласитесь, немало.
[/columns][divider]

  • «собственным сервисом цифровой дистрибьюции (40 миллионов игроков!)»

    Давайте только проясним, сервис то цифровой, но продает игры только на пк, а юзеров подсасывает отовсюду, т.е. по сути 40 миллионов это же игроков еа, а не покупателей контента ориджина?

  • Он еще с мобилок их берет, получается где-то 25 на ПК и 20 на мобилках (часть пересекается), если не ошибаюсь.

  • Shoogo

    Говорят проблема у них из того, что креативные люди уже ушли из EA давным давно.

  • Origin подкосил EA, лучше бы сотрудничали со Steam’ом и не выпендривались. Меньше бы гнева было в их сторону, это точно.

  • xhouse
  • Glauzer

    И денег. А чем меньше денег, тем лучше. Ой, подождите.

  • 01

    Не понимаю хайпа вокруг этого чувака. Успех компании (или неуспех) зависит от многих факторов и десятков людей.

  • Но от руководителя чуть больше, чем от других сотрудников

  • Даже если не говорить о качестве игр, то лучшая РПГ-студия в мире (если мы имеем в виду WRPG в сингле), это Bethesda, а никак не Bioware, которая даже 5 миллионов копий отдельной игры продать не в состоянии. А если говорить о качестве НЕСУБЪЕКТИВНО, то Bioware легко закопают и CD Projekt и Bethesda, потому что они выпускают доделанные игры, а не скопипасченный Dragon Age II, провалившийся в продажах, по признанию самих Bioware, и Mass Effect 3, в котором пришлось столько всего порезать, чтобы уложиться в сроки, что потом пришлось доделывать еще год (зато F2P мультиплеер вышел хорошим, да).

    Bioware сильно перелопачена ЕА и неизвестно, какого качества игры будет выпускать они в будущем. Так что я бы точно не стал ставить это в заслугу Джону. С точки зрения финансов, Bioware себя не окупила, с точки зрения игроков — сильно запятнала.

  • Из Bioware уже сбежали все. кто только мог, это правда.

  • 0gg1

    Извините за тупой вопрос, а что значит второй по популярности шутер?

  • Мы же смотрим со стороны потребителя, а не компании. Все мои знакомые, которые являются потребителями игр EA, не довольный сервисом Origin. Пусть делают свой магазин Origin, но не убирают игры со Steam’a, а если их тогда перестанут покупать в Origin, то это уже проблема EA, что они не могут предложить конкурентоспособный на фоне Steam’a сервис.

  • Я как потребитель и Steam недоволен, в плане дружелюбия к клиенту GOG.com лучше.

  • Y-Z

    я бы еще назвал его «публично-известной-фигурой:)

  • Ориджин как программа для запуска некоторых игр EA не так уж и плох, но постоянно там что-то покупать, то, что есть в стиме — это нет.

  • Y-Z

    то, что технологичный BF, в данном случае под номером 3 в массе проигрывает CoD-у

  • Потребитель, то выигрывает от любой конкуренции между сервисами. Тот же gog заставляет Steam шевелится как-то, но все-таки gog и Steam не удаляют у себя игры друг друга. При этом, следует учесть, что Steam и gog прежде всего являются дистрибьюторами продукции разных производителей, а не эксклюзивными представителями одного, как это есть у EA с Origin, несмотря на некоторое количество игр и других издателей.

  • Что-то я не видел на Origin или GOG.com игр от Valve 🙂 А вот CD Project свое продает на Steam.

  • Y-Z

    GOG ниша, много они продают «больших» тайтлов?

  • Сергей Сергеевич Сергеев

    Грёбаный EA со своим выродком origin’ом, убивают все студии. Надеюсь BF выдержит и не умрет как все к чему прикосается EA.

  • Valve работают над этим, он становится всё лучше и лучше.

  • Мало. Но я говорил не про объемы, а про то, что они дружелюбнее к покупателю, чем Steam.

  • disarmadillo

    Кстати, вот есть в GOG старые игры с мультиплеером, но можно ли в них поиграть? Сервера еще поддерживают?

  • Тем временем EA предлагает бесплатную игру, всем, кто купил SimCity до 25 марта. Я выбрал DS3.

  • У Steam есть идеологические особенности, из-за которых они никогда не будут такими же удобными как GOG. Это DRM и социалка.

  • сервис цифровой дистибьюции на 40 миллионов игроков — это Origin что ли?

  • От разработчика же зависит. Скажем сервера «Блицкриг 2» до сих пор работают, вот думаем турнир в честь десятилетия серии сделать.

  • Я думаю, что Steam прежде всего надо воспринимать как сервис дистрибуции продукции именно от разных издателей, а вот Origin — прежде всего именно EA, а другие издатели — это уже второстепенно. В Origin больше всего продукции EA, но ведь в Steam продукции Valve совсем не преобладающее количество по сравнению с другими. Вообще факт остается фактом: Origin никому не нравится, им пользуются только из-за вынужденности, при равных условиях покупки (доступность и цена) игру предпочтут купить скорее в Steam чем в Origin, так как на это влияет много факторов (социальные взаимодействия комьюнити, поддержка модов и т.д. в Steam лучше).
    И вообще Valve — корпорация добра. 🙂

  • Ага, я тоже. Остальное все есть, кроме Warfighter

  • сорри, накосячил, кажется правда про 40 миллионов. просто я видел цифру в 1.2 миллиона, но это видимо единовременные пользователи

  • + и — одновременно. Хотя лично я, не считаю что GOG сильно удобнее чем Steam.

  • Google уже был корпорацией добра 🙂

    Вообще то, что на Origin мало других издателей — это недоработка EA, а не фишка сервиса. Я думаю, что они будут ее потихоньку исправлять, потому что миру нужно хотя бы две системы ЦД для конкуренции.

  • Юрій Білоусов

    реформатор, визионер я б сказал другим словом, профанатор
    как можно было от издателя культовых в начале 2000-ых игр скатится в стероидного гиганта которого все ненавидят

  • Markus

    «…лучшей RPG-студией в мире»

    Подавился печеньем.

  • На гоге и игры попроще, скажем прямо старье и классика, потому без DRM. Ну а социалка, она же не навязчива.

  • В том и дело, что конкуренция нужна, когда оба игрока имеют почти одинаковые силы. Тогда и будет борьба за потребителя качеством сервиса, а не искусственными ограничениями игр. Origin появился гораздо позже Steam, он пришел на готовый рынок почти. Чтобы выиграть у Steam’a EA надо было делать свой сервис гораздо лучше Steam’a по всем показателям. Чтобы выиграть конкуренцию, им надо было учится на ошибках и недоработках Steam, тогда и игроки были бы довольные, и для Steam’a и других сервисов конкуренция пошла бы только на пользу.

  • Даже если ненавязчива — это принципиальная особенность Steam, которая делает ее неудобной для части потребителей и от которой они не могут отказаться, потому что остальные потребители любят Стим именно из-за нее.

    Это как New Coke и Pepsi.

  • Когда в 2004 или 2005 или каком-там не помню году вышел Steam — срач вокруг него и убогость функционала была огромной, это потом они допилили многое.

  • Проекты валв, тесно связаны с самим стим(браузер-серверов, VAC и т.д.). А ведьмак и в ориджене есть, вот сейчас по скидке идёт. Но вот чего там не будет, так это Армы 3 и DayZ т.к. опять же тесное взаимодействие с функционалом стима(vac, сервера)

  • Y-Z

    отсутствие DRM , рег. ограничений и тяжеловатого клиента несомненно большие плюсы:)

  • Так еще и консольщики, в последних играх еа origin встроен как сервис.

  • Потихоньку? У них это «потихоньку» уже второй год длится. Только пресс-релизы штампуют, скольких они подписали в свой сервис, а игры-то где?

  • Как-то боюсь я за будущее «лучшей RPG-студии»: еще парочка громких провалов — и можно будет прощаться уже с ней, на одном громком наследии ведь не выедешь.

  • Да, было дело. 🙂 Но Steam тогда был по сути первым. А сейчас Origin выходит уже когда всем правит Steam. Чтобы выгодно обыграть Steam, им надо было сделать все возможное, чтобы их сервис стал лучше, только так можно перетянуть игроков добровольно, а не вынужденно, когда все всё равно в большинство игр играют на Steam’e, а на Origin ходят только из-за игр EA и при этом еще посылая компании лучи гнева. 🙂

  • «Лучше» — не работает. Надо, чтобы был другим. EA убрала из Steam свои игры и сделала Origin достаточно другим, кстати.

  • Коллеги, «это просто бизнес, и ничего больше», как говорит мафия. Большинству высших функционеров корпораций глубоко насрать на вас, как на потребителей. Их зона ответственности — держатели акций, большинству из которых также глубоко насрать на вас (нас), как потребителей. Их волнует доходность вложений, потому что какой-нибудь пенсионный фонд, купивший акции ЕА в период того самого десятикратного роста, отвечает перед своими вкладчиками, которым насрать вообще на всё, кроме денег, которые они получат, выйдя на пенсию. А то, что Джон ушёл именно сейчас, может иметь массу скрытых подоплёк, никак не связанных с процессами, которые мы наблюдаем и на основе которых пытаемся делать глубокомысленные выводы.

  • Почему «лучше» не работает? Вот сейчас Origin «другой», а толку? Игроки плюются, что социальное взаимодействие и поддержка модов у Origin совсем никакое. Я вообще считаю, что именно поддержка модов (и распродажи, конечно) может стать главным и достаточно серьезным козырем Valve с их Steambox’ом в борьбе против других консолей следующего (ну уже почти нынешнего) поколения.

  • Потому что побеждает не лучший продукт, а тот, который первым занял значительную долю на рынке. И второе место занимает не второй по качеству продукт, а тот, кто достаточно отличается от лидера.

  • Максим Востриков

    как-то так пока что.

  • Экономику придумали плохие люди

  • Максим Востриков

    даже не в плане списка сервисов онлайн-дистрибуции
    а с точки зрения опыта покупки/запуска отдельной игры

  • А как же игры Blizzard и, как некоторые считают, Valve, которые приходили уже в готовый жанр и делали качественные лучшие продукты, которые потом со временем сами диктовали всем моду и воспринимались уже как родоначальники жанров, повысив определенную планку. И об этом многие говорят, что именно эти компании заново открывают для всех и популяризируют определенный жанр именно своими играми, которые по сути ничего нового не предлагают, кроме того, что они лучше своих конкурентов (как это сейчас происходит с DotA2). RTS были и до Warcraft’a и Starcraft’a, MMORPG были и до WoW’a, а сетевые командные шутеры были и до Counter-Strike. 🙂
    Так что я не согласен с тем, что надо сделать продукт в чем-то просто другим, а не лучше своего конкурента.

  • booblik

    да они все друг друга стоят

  • booblik

    публичный же
    его по имени знают самые дремучие — ибо мелькает с самой блокбастерной зари игровой индустрии

  • Игры — это произведения искусства, а сервисы цифровой дистрибьюции — это бизнесы 🙂 Ну то есть тут немного другие правила.

  • booblik

    они так за год «доделали» МЕ3, что без слез на этот мусор смотреть невозможно

  • booblik

    а что такого в БФ, что он может умереть? мультиплеер?
    или вы боитесь что БФ закроют вообще — так в этом нет смысла, пока он востребован.
    вы бы еще сказали, что ЕА может купить права на домино и уничтожить эту игру…

  • booblik

    ключевое слово — гигант
    весь этот «культ» ничего не стоил в денежном эквиваленте, а сейчас ЕА многомиллионный гигант.

  • Где та грань между искусством и бизнесом? 🙂 Сейчас одни говорят, что все игры — это только искусство, а другие заявляют, что искусством можно считать только мелкое инди… И кто тут прав? Видимо, каждый для себя определяет соотношение творческого и коммерческого начала в игре.. 🙂

  • bloodredfrog

    А что у ориджина такого принципиально другого?

  • bloodredfrog

    Умение придумать новые способы монетизации, красиво и ненавязчиво встроить микротранзакции в игру — это тоже своего рода искусство. 🙂

  • Кстати, мне интересен новый f2p Command & Conquer, но мне не нравится его эксклюзивность для Origin и я волнуюсь, что там наворотят ад с доением микротранзакций… Была бы это игра Valve, я бы не беспокоился за f2p, у них более лояльная модель.

  • Отнюдь. Просто попытки увязывать персону с компанией и её продукцией в случае большой публичной корпорации не всегда уместны. Джон, на мой взгляд, один из самых бесцветных персонажей индустрии последнего времени.

  • Юрій Білоусов

    «культ» стоил не только денег, но и уважения и лояльности геймеров, что в долгосрочной перспективе прибыльнее чем только деньги

  • Владимир Вербов

    а кто сейчас объективно лучше?
    бесезда? обсидиан? сидипрожект?
    вопрос, вкуса, конечно. но биовар не меньше причин назвать лучшей, чем и их
    а свои проблемы есть у каждой

  • herohascome

    Ублюдочный интерфейс магазина, наверное.

  • Семен Семеныч

    почему такое внимание к этому персонажу? кто его знал до ухода, кроме отдельных людей в индустрии? яннп

  • herohascome

    Потому что это был СЕО крупнейшей игровой компании, наверное. Хотя не уверен.

  • booblik

    кстати нет) культ — всегда нечто особенное, а деньги можно заработать только на массовом — нужны массы потребителей, которым можно впарить — так работают все, в том числе и игроделы, охочие до денег.

  • From Software
    Deal with it

  • Но они не сделали ни одной рпг.
    Нет, серьезно.

  • herohascome

    Надо было брать Bejeweled 3. Вот это действительно удачный триквел.

  • Семен Семеныч

    пока он был СЕО, вы что-то о нем слышали? ну хотя бы на уровне Котика, я уже не говорю о Ньюэлле

  • Он постоянно в новостях светился, на самом деле. А Котик последнее время молчит.

  • herohascome

    Слышал, конечно. «Ричитьелло сказал, Ричитьелло заявил, Ричитьелло объяснил» и все в таком духе.

  • Владимир Вербов

    лол

  • Семен Семеныч

    значит я все пропустил 🙁

  • А Близы делают лицо кирпичем и скоро уже год как обещают PvP.

  • Еще бы знать, что это. 🙂

  • «лучшей RPG-студией в мире» — они купили СD Project red?!
    …Аааа это вы про ТУ студию, которая была лучшей, пока они её не купили — аааа… ну конечно…
    Вообще же это часть известной истории — нечто успешное растет-растет-растет… до тех пор, пока любое их действие не становится слишком затратным из-за костности огромной бюрократической машины и удорожания практически любого действия, что на динамичном рынке ведет к постепенной утрате позиций. Да и вообще, неужели кто-то верит, что возможно эффективное управление суммами с девятью нулями?
    Если вспомнить, как у них все серенько и печально с релизами за последний год… Плюс репутационные издержки из-за неэффективной политики, они ведь для народа теперь символ громозкой и бездушной корпоративной машины, губящей интересные игры… Если даже я, при выходе Dead Space 3 поймал себя на мысли «еще один сиквел от ЕА…» — то чего ждать-то…

  • Ну так если корпорация, ориентированная на работу с широкими массами покупателей, уж слишком явно дает понять, что им на них насрать — покупатели потихоньку начинают расходиться. Это известное дело, просто существует какой-то предел в накоплении капитала, когда держатели акций перестают это понимать и замечать, поскольку эффективное управление средствами и контроль за реальной эффективностью проводимой политики теряются в лабиринтах огромной и неэффективной бюрократии. Плюс кажется, что вот Вася Пупкин раз купил ФИФА, поругался, два купил — поругался и ничего и третью купит… и может и вправду купит… а потом бац — четвертую уже нет.
    Имидж ЕА сейчс ужасен и прямо связан с их, скажем так, не самой дружественной к потребителю политикой. Может держателям акций и насрать, конечно…

  • Через американский прокси на Ориджине появляется Portal и еще много чего интересного.

  • Shmatter

    Да вы че, самые крутые Team Meat это же понятно. Вот во второй части мит боя добавят експу и все станет окэй.

  • В свое время убито на Warhammer online 2 года, так вот, проект не сыроват, его просто перестали поддерживать. Тупо забили, и народ — ливанул. И так со всеми проектами, они вроде и круты и амбициозны но в трех из пяти проектах чувствуется, что где-то недопилили, обламались или вот как упоминалось выше просто забили. Как вывод, в худшем случае участь THQ, в лучшем…

  • Markus

    Они были лучшими. Когда-то.

    Ваш вопрос надо задавать в 2014, после выхода Ведьмака 3 и, наверное, Project Eternity. Сейчас «лучшие» это в переводе «то, что слабее воняет».

  • Он вышел сырым. Я играл со старта и выжрал весь контент за два месяца, там на последнем тире вообще ничего не было 🙁

  • «лучшей RPG-студией в мире»

    Безотносительно качества — Bethesda же лучшая, не? BioWare были на коне после ME2 и DA, а сейчас их репутация поубавилась; в то же время вышел Skyrim.

  • лучшей RPG-студией в мире — довольно спорная фраза, тем более у этой студии голова на вольные хлеба ушла)

  • Вот самыми крутыми Биовари были как раз ПОСЛЕ покупки, правда недолго. Серии ME и DA начались под присмотром EA.

  • Ktototam2

    обычный бизнес-клоун, наймут нового… продавца пылесосов к примеру LOL

  • austin powders

    С меня хватило БФ3 на ориджине, который запускался через сайт и только на русском. С тех пор ничего от ЕА не покупаю. В Симсити поиграть конечно хочется, но моих денег ЕА не увидит, в ближайшее время, по крайней мере.

  • Как-то так

  • ну хотя бы это начало напоминать целостную игру, пускай и хуевую довольно

  • Blue Lantern

    Обсидиан вообще смешно с такими названиями рядом ставить. Ну как впрочем и сидипрожект, хотя он могут реабилитироваться со своим Киберпанком

  • Valeriy Nikolenko

    Почему никто не вспоминает о, на мой взгляд, глобальном минусе Стима, который состоит в том, что он продает старые игры в неоптимизированном для современных ПК состоянии!?! Для меня это одна из ужаснейших ошибок в их политике, т.к. там большая коллекция классики и я не могу себе представить, как можно ее продавать «as is»!

  • О Хоспаде, брат по разуму. Он тоже в это играл!!!!! )))))))

  • Михаил Хорхоров

    Чем, Сергей? Меня к примеру, стим устраивает полностью

  • Valeriy Nikolenko

    ОМГ! Убить не значит закрыть, а значит угробить, в т.ч. и ежегодными релизами новых частей, как многие боятся.

  • Гость

    Большое спасибо за статью. Вы и Сергей Климов очень хорошо об этом написали.

  • Valeriy Nikolenko

    На вольные пива, скорее. 😉

  • Valeriy Nikolenko

    А это так неудобно? Мне Батллог в кайф! Не пойму.

  • 1. Онлайн и ДРМ
    2. Невозможность запустить разные игры на разных компах одновременно
    3. Социалка

  • Цитата: «Ричителло оставляет Electronic Arts с сильным мобильным подразделением, собственным сервисом цифровой дистрибьюции (40 миллионов игроков!), лучшей RPG-студией в мире и вторым по популярности шутером.»

    А EA Sports? Они по моему вообще монополисты в спортивных стимуляторах (ну разве что кроме NBA, который слили 2К).

  • Anonymous
  • EA вообще с Madden начиналась, тут заслуга не Ричителло 🙂

  • Как по мне, то при Ричителло все было скорее хорошо, чем плохо. Правда, в последнее время политика EA в отношении покупателей переходит все границы дозволенного. Вот, например, подробности BF4, в которых прямо говорится, что МЫ УЖЕ РАБОТАЕМ НАД ДЛЦ, ГОТОВЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ!

    Я понимаю, что EA просто хочет заработать, все хотят заработать, но сейчас вот об этом они говорят как-то неприлично громко, чувствуешь себя дойной коровой, задача которой — регулярно открывать кошелек.

  • Yuri Usov

    Mass Effect делался под присмотром Microsoft, а никак не ЕА

  • Alex

    Поиграйте в Baldurs Gate, Neverwinter Nights и KotOR.

  • Alex

    Совершенно верно. Если МЕ3 признана лучшей ролевой(!!!) игрой 2012, то это как бы намекает, да.

  • Начались = вышли первые игры.

  • Ну, я про распиаренность и количество фанатов говорю. В KotOR играл, отличная RPG, жаль что твист знал.

  • Ага, ME 2007-го года, это год, когда их ЕА купила ВСЕ БЛАГОДАРЯ ИМ )), DA первый восемь лет делали… второй был сделан за полтора года… Уже при ЕА потому что.
    Вообще реально лучшие игры BioWare — Jade Empire, Mass Effect и Dragon Age это как раз ПЕРЕД покупкой — дальше пошло известно что…

  • Yuri Usov

    Что за лол? То есть, раз ЕА купила Биовар за месяц до выхода МЕ1, то собственно окуительность игры это заслуга ЕА?))) Там на рекламу даже Майкрософт тратилась по большей части)

  • объективно лучше тот, кто больше всего собрал на метакритике + продал больше всего копий. Это Бесезда конечно же.

  • Deny

    Да, через браузер мне показалось вполне себе удобно. А вот игра неинтересная и оружие одно-единственное, только скины разные. Есть более интересные шутеры даже в сегменте F2P и с более вменяемой ценой чем БФ+аддоны.

  • Deny

    Та потому что он как не скажет что-то, геймеры помидоры ящиками несут)

  • Deny

    Спасибо за статью! Побольше бы таких материалов, всякие новости можно прочитать где угодно, а вот с толковыми авторскими мнениями и мыслями наблюдается дефицит.

  • disquoz123antonimous

    >программа для запуска некоторых игр

    Ебануться.

    — С любовью. Человек из прошлого.

  • Ну хотя бы SquareEnix. Это иной подход к RPG, но даже отбросив нравится-не нравится, BioWare как-то и десятой части SquareEnix не покрывает.

  • Я ничего про кач-во игр и заслугу ЕА не писал, читай внимательнее 🙂

  • Alex

    Смешно? Nwn2, не? Уже сейчас их новая игра Project Eternity выглядит гораздо привлекательнее, чем DA Инквизитор от сами знаете кого.

  • Хрен с ним с масс эффектом, был же великий КотОР!!!

  • 40кк учётных записей это не 40кк игроков

    в моей тусовочке (~40 человек) у каждого есть ориджин, но даже в бф3 уже не играет никто. а это ещё не учитывая акки зареганые лишь ради халявной игры (которые они раздавали уже дважды), чтобы потом толкнуть акк на вторичном рынке.

  • они все равноценное убожество

  • они трижды сливали пароли, угнать акк через оффициальный сапорт можно, самого саппорта нет, опять таки панкбастер, опять таки 0 полезных функций, опять таки заставляет инсталировать и регаться в очередном не нужном мусоре, длц к своим играм приобрести можно только на сайтах разработчиков, регаясь в ещё одном мусоре.

    мусорцепшн

  • Yuri Usov

    «Вот самыми крутыми Биовари были как раз ПОСЛЕ покупки»……

  • Ахуеть, человек из прошлого.
    А вообще у нас еще много веселого есть 🙂

  • Там даже секретный ответ не поменять толком, надо звонить в саппорт. Мне после трех звонков, которые обошлись в 30 руб. (а я даже не дозвонился), было проще забить на аккаунт и новый зарегать. До того жадные до денег, что не могут бесплатные звонки сделать, при том что вменяемый саппорт отсутствует.

  • 5 лет назад я считал еа фирмой делающей средней руки так себе игры, но предоставляющей в обмен великолепный саппорт (на тот момент бука уже стала совсем обдолбанной). сейчас я считаю еа делающей средней руки так себе игры и предоставляющей абсолютно дегенеративный саппорт любым из способов.

  • Ричителло в подкаст! Кстати, в Ориджин есть одна очень крутая фишка — стримминг игры без всякх доп. программ. Ввели бы такое в Стим — было бы здорово (правда что-то мне подсказывает ни Твитч, ни Стим с такой нагрузкой не справятся).

  • Принял с сохой, а сдал с ядерным оружием, хы

  • Иван Ефимов

    МЕ 1 издавала Майкрософт. Драгон Эйдж разрабатывали с 2004 года. Так что нет)

  • Иван Ефимов

    Вообще-то на Хбоксе игру издавала Майкрософт.

  • «Ну, я про распиаренность и количество фанатов говорю.»

  • Ага.

  • >>BioWare
    >>лучшая РПГ-студия

    я не просил такого будущего! :'(

  • Никита Чиколкин

    В мире много идиотов, что тут еще сказать.

  • Никита Чиколкин

    Плохой пример. Эти ребята, во-первых, представители абсолютно другой культуры, а во-вторых, за последнюю пятилетку они не сделали практически ничего по-настоящему качественного и доступного для всех, разве что пару игр на PSP и NDS. В смысле сами, в качестве издателя они довольно-таки неплохи.

  • Безесда и Сидипрожект, да. Обсидиан это Байовэа для бедных.

  • PomidorOFF

    «А вот игра неинтересная и оружие одно-единственное, только скины разные.»
    Это про COD, вы попутали. 🙂

    «Есть более интересные шутеры даже в сегменте F2P» просто LOL

  • Deny

    Вы в COD играли или только на «ютубе проходили»?

    «просто LOL» — просто вы F2P шутеры не видели. Если открыть глаза и внимательно посмотреть вокруг, то есть много достойных игр которые были выпущены не EA или UBI. Но на школосайтах о них не пишут к счастью. Извините если оскорбил вашу святую любовь к шутеру всех времен и народов=)

  • PomidorOFF

    «Извините если оскорбил вашу святую любовь к шутеру всех времен и народов=)»

    видимо это я должен был вам сказать.

    COD играл все части, последней поделки от трешярд мне хватило правда бесплатных выходных.

    «просто вы F2P шутеры не видели»

    А можно конкретней? Играл в Warface, BF:P4F, BF:Heroes, Blackligh Retribution, Planetside 2, TF 2, еще какой то калл пробовал… Что именно вас прямо так впечатлило что круче BF3? Хотелось бы все таки услышать мнение эксперта о мегакрутых бесплатных шутерах. Пока только голословные утверждения и поливание говном без аргументов.

    «Но на школосайтах о них не пишут к счастью»

    Может вам стоит вернуться туда с такими намеками? Не буду говорить что я игровые сервера контры устанавливал когда вы еще в пеленки пачкали, потому как не имею ни малейшего понятия о вашем возрасте, и мне как то монопенисуарно.:)

    ИМХО у вас просто батхерд по поводу BF3 (Battlelog,EA,Origin,цена и т.д. и т.п.), о качестве игры это ничего не говорит.

  • Deny

    Мне кажется батхерт именно у вас, судя по кол-ву бессмысленного текста. Оставляю вас с ним наедине.

  • PomidorOFF

    Когда кажется — креститься надо!
    Слив засчитан.

  • booblik

    омг! если каждый год выпускать домино не пластмассовым, а деревянным/железным/золотым/картонным — это убьет игру?

  • Valeriy Nikolenko

    Нет, просто, если выпускать их каждый, то рано или поздно фантазия, ресурсы, желание, и дальше по списку, скорее всего, закончится!

  • Анатолий ♫

    Поясните про «социалку». Имелось ввиду сообщество?

  • Ростислав

    действительно 🙁

  • Valeriy Nikolenko

    Надеюсь, это не сарказм?

  • Ростислав

    нет, не сарказм. Где-то с год назад купил в стиме фоллаут 1 и 2 часть: так и не удалось в них нормально поиграть, жуткие графические артефакты, видео не проигрывается, вылетает с ошибками.

  • Valeriy Nikolenko

    Тогда Вы меня понимаете. Обидно страшно, и даже не нахожу ответа, почему так. Как вариант — «просто бизнес, ничего личного».
    А Фоллаут, как и некоторые другие страрые игрушки, я все таки нормально прошел после нескольких манипуляций и применения сторонних (не стимовских) припарок.