Про киберспорт

В 2012-м году внезапно оказалось, что киберспорт не умер, а снова возвращается в моду. За несколько лет до этого киберспорт успели похоронить игровые журналы и core-геймеры, а бренды, ранее спонсировавшие чемпионаты, один за одним отказывались от этой чести.

Почему киберспорт умер и воскрес в массовом сознании?

Мне кажется, что тут удачно совпали два фактора.

Во-первых, к нам снова вернулись честные игры. Честные — в смысле чистый skill-based без прогресса, как Counter-Strike в сравнении с Black Ops. Да, формально у того же LOL есть прогресс, но максимальный уровень обычный игрок выбивает за месяц, а дальше все на скилле. Или возьмем Dota 2, которая выходит еще честнее, потому что там нет никаких очков развития за пределами сессии и все чемпионы открыты сразу.

А во-вторых, у нас теперь есть высококачественный стриминг — Twitch.TV и Youtube. По важности их развитие сравнимо с появлением кабельного телевидения — внезапно видеоконтент могут делать не только крупные национальные организации, но и энтузиасты. Посмотрите, например, на моего любимого Вилата, который за несколько лет из клубного комментатора стал официальным кастером всемирного чемпионата по Dota 2.

В результате киберспорт теперь любят все. World of Tanks организовывает свой чемпионат, Actision признается в любви киберспортсменам и обещает всякое интересное в будущем.

Мне очень интересно, что из этого выйдет, особенно из инициативы Wargaming и Activision, потому что у них игры как раз «нечестные» — про развитие, а не только про умение.

Причем мы все понимаем, что пресловутая честность при переносе из большого спорта имеет мало значения — у топовых команд все танки открыты, оружие добыто и персонажи прокачаны. Но мне кажется иллюзия: «да я сейчас выйду на поле и покажу им как надо мячик гонять» — немалая часть популярности классического спорта. А игры с развитием выходят ближе к какой-нибудь «Формуле-1», чья популярность и близко не сравнится с футболом.

Что вы по этому поводу думаете?

  • Поддержка разработчиком киберспорта = 98% успеха.
    RIP TF2.

  • Ну насчет «нечестности» игр Activision я бы поставил в пример LOL, в Black Ops максимальный уровень выбирвается за неделю плотной игры. Да и не всегда он означает крутость игрока, там очень много зависит от скилла.

    Почему по БФ3 так мало крупных чемпов ? Там можно интересные чемпы делать по командную работу, с ограничениями на читерское оборудование.

  • Andrew Kosenko

    Как показал опыт Вентилей, киберспорт — отличный способ привлечь внимание к своей игре. Даже я,ничерта не понимавший в Доте 2 человек, во время Интэрнешинола (2,5 миллиона призовых) смотрел все матчи и не спал до 6 утра, переживая за украинцев НаВи. А дальше я просто пришел в ту самую доту и просадил в ней 500 часов. Того же самого от меня добиваются Варгейминг с Активижином.

  • Garion

    Еще важную роль играет насколько интересно смотреть игру даже не разбираясь в ней.
    Взять тот же ск2, армии дерутся, все наглядно + комментаторы объясняют что к чему. Я вот в ск2 не играю уже давно, но чемпионаты смотрю до сих пор.
    К ЛоЛ и Доте это немножко в меньшей степени относится но там тоже есть толика зрелищности даже для непосвященного зрителя.
    А вот кс и подобное мне смотреть абсолютно не интересно, не видно общей картины (если ты сам не разбираешься на приличном уровне в игре) кто-то кого-то убивает, камеры переключаются с одного игрока на другого постоянно.
    В общем, должна быть зрелищность и низкий порог вхождения непосвященного зрителя, но и в то же время глубина деталей и нюансов для опытных игроков.

  • pok3mon

    Не совсем так: тенденцию задал StarCraft 2 еще в 2010 году. С той поры зрительская база всех соответствующих игр растет в геометрической прогрессии, а SC остается основной дисциплиной на всех серьезных мероприятиях.

  • Garion

    ЛоЛ сейчас немного теснит ск, зрителей больше.

  • jusio

    Тенденции тут следующие, сейчас всё больше начинает рулить комьюнити, чем какие-либо организации. О том же TF2 я вообще не знал что это довольно популярная вещь в competitive gaming. Просто у них свои организации, и класть они хотели на Clanbase, ESL, WCG и IEM. Так же меня есть подозрение что майнрафт тоже станет эдаким представителем competitive gaming, ибо записи с hunger games смотрит невероятно большое количество народу, некоторые на ютубе прославились только за счёт участия в Hunger Games.

  • >Но мне кажется иллюзия: “да я сейчас выйду на поле и покажу им как надо мячик гонять”

    Мне кажется не только это. Еще массы наконец-то врубились за годы вовоподобных ММОРПГ в то что левел-бейзед игры работают плохо и на уровнях отличных от соревновательного (который т.н. «эндгейм контент») неинтересно и главное — три калеки играет.

    И если в том же лоле первым левелом можно относительно успешно играть со «взрослыми», т.е. основной массой, то там была обязаловка, на которую тратить время не хотелось. Нормальные люди это и так понимали, а чтобы массово врубились все — надо было потерпеть )

  • Всеми нами любимый Вилат недавно сказал, что у топового европейского ск2 игрока Стефано зарплата в организации Evil Geniuses 8 тысяч долларов в месяц. Если все это и дальше будет расти подобными темпами, о киберспорте скоро будут говорить все, кому не лень.

  • pok3mon

    Он давно теснит SC2 по количеству зрителей, но преимущественно за счет американского рынка и подстегиваемый целенаправленными финансовыми вливаниями Riot. Профессиональные организации поддерживают его постольку-поскольку. Думаю, в ближайшее время стоит ждать сильного тандема SC2 и DOTA2 на большинстве турниров.

  • Комьюнити естьи у Червяков и у до сих пор живых чемпионатов по 3ьим Героям, массовость это играм не дает. Без поддержки разработчика — никуда.

  • Riot платит топам из их турнира зарплаты, правда не такие высокие. Но это ж только часть денег, еще есть спонсорские.

  • Впервые слышу про Hunger Games в Minecraft, но звучит многообещающе 🙂

  • Уровень — да, а анлоки?

    По BF3 — уж очень большие команды выходят, там меньше чем 10х10 играть нет смысла.

  • Garion

    Профессиональные организации?) Это показывает только то что Райот сами могут спонсировать и хостить чемпионаты по своей игре и они активно это делают.

  • pok3mon

    Wargaming ничего не добьется за рамками искусственных промо-дисциплин. Даже исключая примат прокачки над всем остальным, их игра с позиции зрителя уныла до физической боли.) А вот у Call of Duty есть потенциал, но смена поколений/неправильный выбор технологии могут многое изменить.

  • Она может и уныла, но она понятная.

  • pok3mon

    SC2 с позиции зрителя тоже понятен, а по зрелищности сравним с футболом.

  • Mrmb

    Аналогично, только наоборот, смотрю CS: GO, а SC 2, Dota и LOL вообще не интересны. И нормально, не я же играю в него 😀 Не, на самом деле смотреть-то можно все, только почему-то шутеры особо не жалует публика.

  • jusio

    Согласен на счёт поддержки разработчиков, это очень чётко видно на примере Wolfenstein Enemy Territory. Просто в случае TF2 это комьюнити реально большое, и есть серьёзный приток новых игроков, и есть отличная поддержка от разработчика. Я больше говорил о том что роль «киберспортивных» организаций будет становится меньше и меньше, и в конце концов, каждая киберспортивная дисциплина (игра) будет иметь свою собственную организацию.

  • Дж Свифт

    Тут уже писали, что код и танки как-раз про скил? И там и там не вов, раскачка идет не очень долго. да и имба- оружия/машин нет нигде (хотя какая из колды кибердисциплина?) На чемпах всем выдают спец акки с идентичными машинами.
    Вообще в танках очень много от скила зависит. Многие это очень быстро понимают. но большинство и после 5+ к боев продолжают ездить на тяжах по центру, и «Светить» всем своими «помидорными» 44% винрейта.

  • Ну вот те же танки на топовых уровнях отличаются от мид-левелов совсем не радикально.

    Или Black Ops, там по-моему что лоу, что мид, что хай — все едино 🙂

  • Ты хочешь сказать что готов на тракторе выехать против прокачанного тяжа с полным обвесом и назвать это честным боем? 🙂

    Для равных условий,особенно у крутых игроков, выбор обвеса и техники должен быть одинаковым.

  • LOL и DOTA легко читать по счету. Команда, у которой больше киллов — выигрывает. А как именно она завалила этого чувака на миде уже не так важно, важно, что победили и +1 в счет.

    Это как в футболе — не все понимают про закручивания, подкаты и так далее, но смотрят же.

  • Дж Свифт

    Ну нет конечно.
    но, например скиловый игрок на танке 8 лвл вполне вероятно сможет разобрать нуба на 10.
    Дело в другом- народ играет, качается, понимает основы и принципы. А потом едут на чемп, и им там дадут любой танк. Плюс на чемпах есть специальный режим 7/42 со своими правилами(очень оригинальный), в котором всеми гранями и сверкает талант и рукастость игроков.

  • ‮‮‮

    Лолчто? Это как такое возможно? Любая РТС с точки зрения постороннего Васи, не знающего даже базовых деталей — мельтешение разноцветных юнитов. Тогда как квейки-каунтерстрайки-трайбсы понятны интуитивно.

  • Мне кажется, что специальный режим — это вообще не очень правильно. А тренироваться для него как?

  • На самом деле КС и Квейк — нет, стратегии выходят понятнее, там хотя бы визуально видно, кто побеждает

  • pok3mon

    Shootmania хорошо решает проблему недостатка «общей картины»(да и вообще в основе своей классный соревновательный шутер), но усилиями Nadeo о ней скоро уже никто не вспомнит.

  • Mrmb

    Вообще проблема киберспорта, в том, что игры делают не для специфической е-спорт аудитории, а для обычных игроков. Первые вечно не довольны, ибо им нужен чисто соревновательный проект — пример CS: GO — обосрали все задолго до выхода, количество зрителей упало в несколько раз, на 5 негативных отзывов проф. игроков приходилось 2 положительных. При этом спонсоры те самые сели в лужу попросту, ведущие организаторы турниров убрали CS 1.6, так как устарел. При этом самое, что забавное, денег выделяется больше, чем в 2011-2012, но реальный толчок даст только Valve с International’ом как в Доте 2. Еще они стали исправлять игру в этом направлении, что радует.
    p.s И дальше бы смотрел CS 1.6 с удовольствием, ибо уровень и сложность профессиональной игры была на пике, дошло до того, что использовали старые тактики и стратегии 2005-2006 годов 🙂 А еще она смотрелась просто офигенно, не раз слышал сравнения типа КС он как футбол и все тут, простенький и классный.

  • ‮‮‮

    Не понял, а в квейке не видно? Вот тебе дуэль, два чувака бегают стреляют друг в друга. Большой счетчик фрагов на экране. Кто кого больше убил — тот и выигрывает. Даже если ни черта не знаешь про тайминг, контроль и прочие премудрости, что тут может быть визуально непонятно?

  • Дж Свифт

    Честно- сам не играл. Сама картошка обещает ввести такие бои вместо (или вместе) ротных. Отличается от обычного боя тем, что в каждой команде по 7 игроков и им на составление сетапа дается 42 очка, где 1 очко- 1 лвл танка. т.е танк 8 лвл- 8 очков. Вот и берут парни даже танки 1 лвл в такие бои, получается, все уровни нужны.
    Тренеруются команды в обычных тренеровочных комнатах.

  • Дуэльный — да, но сколько у нас популярных дуэльных видов спорта?

    А командный надо смотреть уже в специальном режиме, чтобы что-то понять.

    В этом плане Dota 2 понятнее, даром, что навороченная и сложная.

    Мне кажется, что BO или BF3 тоже понятнее будут

  • Спонсорские в той же Dota 2 обычно ограничиваются в 200$ на человека и вычеты призовых (обычно 10%)

  • Mrmb

    Квейк он понятный, в смысле, ну бегают чуваки, стреляют и прыгают, но там много тонкостей. Ты вот привел пример с футболом, смотреть то можно, но если не знаешь правил, как нужно штрафной удар исполнять и пр. уже не так интересно. КС же понятней некуда, если ты играл в шутеры, все просто, комментаторы объясняют происходящее. Много непонятных слов во всех играх, и человеку со стороны это все как с другой планеты — тоже одна из проблем.

  • Torick

    В официальных чемпионатах World of Warcraft участие принимали только команды, состоящие из персонажей максимального уровня. Даже, по-моему, какой-то ценз по экипировке был.

  • Дж Свифт

    Да. к стати про КС. По мне так в этом плане он всегда будет популярнее, чем колда. Он понятнее и проще,да и зрителю интереснее смотреть на скил игрока, чем на прилитевший вертолет, который уработал половину команды противника)

  • Mrmb

    Потому я надеюсь на промод для КС’а 🙂 И хочу возвращения старой доброй контры.

  • А как вам игруля Warsow? Это как Quake 3, только полностью бесплатная (даже с открытым исходным кодом), намного быстрее и в стиле, напоминающем Borderlands. Может в Steam появиться, но пока, увы, голосов на Greenlight чуть меньше 10000.

  • Дж Свифт

    Дуэльный квейк ОЧЕНЬ УНЫЛЫЙ, Прям пипец как. Да и «графон», не каждый, скажем так, сможет такое смотреть.

  • >по зрелищности сравним с европейским футболом.

    который уныл до безобразия )

    старкрафт не смотрел, просто сравнение дурацкое

  • ‮‮‮

    Ну это уже другой вопрос, речь о том что происходящее там понятно любому ежу, по-моему

  • pok3mon

    Нормальные комментаторы дают хотя-бы косвенное представление о процессе в течении первых минут.

  • Mrmb

    Еще немного негатива, киберспорт в России мертв, а пресса никакая. А так все отлично.

  • Дж Свифт

    В России,игровая бумажная пресса всегда была никакая. Ну и проф. сайты про игры для школьников больше пишут про «ПЫЭС4 или БАКС ДРАНГО, шожевыбрать, ктоже соснул, 10 из 10 господи» За инфой про чемпионаты и за стримами нужно пройти на сайты по этим играм или на офф. каналы на тытрубе.

  • pok3mon

    Пожалуй, да.)

  • peroxide

    Согласен. Shootmania — отличная альтернатива. Играю 4-ый день, но пока так и не понял что в ней не то.

  • ‮‮‮

    киберспорт в России мертв

    Считаю, что нагибаторский менталитет все равно даст о себе знать где-нибудь, рано или поздно.

  • здесь столько глупых фактических заблуждений в тексте, что как-то даже стыдно становится. вот честно.

  • Жги, давай 🙂

  • Разочарованный Иван

    Но он прав.

  • Ну и ты жги. 🙂

  • Mrmb

    Что-то все смешалось у тебя, кони, люди, велосипеды и машины.
    Просто ссылка, попробуй отыщи там TF 2 http://ru.twitch.tv/directory и посмотри количество смотрящих.
    Игрокам нужны соревнования, соревнованиям нужны спонсоры, спонсорам нужна отдача от организаций и турниров, все звенья важны. Так вот, TF 2 вне главной движухи. Игра может и крутая, не спорю, свое сообщество есть. По Cross Fire тоже оно огромное, а толку, перспектив дальше WCG нет и не предвидится.

  • WOT там после War Z, как-то совсем невесело

  • Mrmb

    дело даже не в нем

  • на картах из клоз квотерс очень даже можно 4х4 или 8х8

  • Garion

    Я о том и говорил, смотреть шутеры интересно только тем кто сами в них хорошо играют, а тот же ск2 многие смотрят не играя в ск2 с тех пор как они прошли кампанию.

  • Mrmb

    Чувак, я про киберспортивные сайты, типа киберфайта, гудгейма и проплея. Та же киберарена.тв как СМИ не очень.

  • Mrmb

    ой, разница в пару сотен, можно всем блогом завалится и восстановить справедливость, хе-хе

  • Киберспорт в танках это соревнование на специально выделенных аккаунтах с идентичными машинами. Можно взять любой уровень. В формате 7/42 до 8 уровня. Это в офлайн турнирах
    В онлайн-турнирах и отборочных опять же играют на своем аккаунте на машинах до 8 уровня в формате 7/42. Прокачка 8 уровня до топа это, 4-5 дней игры по 4 часа Весь обвес это 3 модуля. «Нафармить» можно за день прямо во время прокачки танка. Больше никаких спецобвесов не существует в природе. И все это не потратив ни копейки. Премиум аккаунт за 300 рублей ускоряет все в полтора раза.

  • pok3mon

    Некачественные интерфейс и матчмейкинг, привязка к малопопулярной платформе Maniaplanet.

  • F1bonacc1

    Про низкую популярность Формулы 1 я бы поспорил. Хотя если взять СНГ, то наверное киберспорт уже популярнее чем многие виды спорта.

    Мне кажется киберспорт будет развиваться по законам большого жанра. Интерес бизнеса к командам и трурнирам, развитие стрим-сервисов и ориентир на широкую аудиторию сделают свое дело. Интересно во всем этом то, что именно киберспорт может нанести серьезный урон по диванному геймингу и консолям. Пока все хоронят PC как платформу, никто так и не придумал как играть в CS или DotA 2 на геймпаде.

  • ‮‮‮

    Вряд ли. Тут есть еще такой момент, как требовательность к неизменности игры.

    Если взять тот же КС, настоящий профессиональный уровень там начался после 1.6, когда серьезные изменения механики прекратились (до этого игру несколько раз перелопачивали чуть ли не заново). Если ты взглянешь как играли в 2005 и как играют сейчас — это по сути две разных игры, хотя технически механика игры не менялась с тех пор.

    А на игру, которая не менялась 6 лет или больше, трудно привлечь много зрителей.

  • peroxide

    Всё же хочется верить, что в финальной версии хотя бы матчмейкинг подкрутят, а со всем остальным можно смириться. И ещё у них с PR-ом что-то странное, мне кажется.

  • ‮‮‮

    Мертворожденная для киберспорта игра, даже несмотря на неплохой соревновательный геймплей. Изначально создана как клон CPMA, но тот хотя бы опирался на Q3 (так в итоге и не вытянул, только расколов сообщество), а тут создано задротами для задротов. Для того, чтобы игра жила, нужна поддержка какой-либо серьезной компании.

  • Киберспорт сейчас жив ровно настолько, насколько ему позволяют разработчики игр. Раньше киберспорт был самодостаточным явлением. Тогда игры своим качеством и спортивной составляющей находили армию пользователей, причем не простых, а стремящихся соревноваться. Тогда это был настоящий чистый спорт.

    С искусственным убийством CS 1.6 в принципе сменилась эпоха и чистый киберспорт исчез. Фактически сейчас можно выделить 4 лидирующие дисциплины — это LoL, DoTa 2, SC II и WoT. Все эти дисциплины разительно отличаются от других, причем не играбельностью, зрелищностью или пригодностью для соревнований (тут скорее наоборот за исключением SC II), а поддержкой со стороны разработчиков. Только благодаря разработчикам эти игры впереди.

    Если сложить призовые фонды турниров по этим играм за год, то окажется, что призовые, которые выставляют разработчики игр на свои турниры больше, чем все остальные призовые вместе взятые. Более того, ранее, когда разработчики не спонсировали киберспорт, денег от других спонсоров в киберспорте было значительно больше. Фактически отток спонсорских денег из киберспорта продолжился, просто он гиперкомпенсировался притоком денег от разработчиков игр.

    Резюмируя можно отметить следующее.

    1) Сегодня киберспорт — не спорт, а один из видов развлечений, своего рода шоу, имеющее со спортом только одну общую деталь — есть соревновательный процесс. Настоящим чистым спортом были Quake 3, CS 1.6, WC3, CS.

    2) Дисциплинами киберспорта становятся не игры, которые поддерживает комунити, а те игры, что поддерживаются разработчиками.

    3) Киберспортивными дисциплинами сегодня имеют шанс стать только игры, монетизация в которых может быть привязана к киберспорту. WoT, DoTa2, LoL — все эти игры используют киберспорт для увеличения количества подписчиков, готовых платить деньги за абонементы или внутриигровые плюшки. 99% этих геймеров никогда ничего не достигнут в киберспорте, но они подпитываются надеждой достичь, их греют цифры и это заставляет их платить.

    Киберспорт действительно переживает новый виток развития благодаря разработчикам. Огромные призовые фонды способствуют росту аудитории и остальных параметров роста и этому абсолютно не мешают малая смотрибельность и высокий порог вовлеченности игр вроде DoTa2, LoL или WoT.

    Другой вопрос, что теперь не будет профессиональных киберспортсменов, которые набирали опыт по 4-5 лет, тренировались годами и верили, что у них есть будущее. Сегодняшний киберспорт — это дисциплины на 1-3 года и, как следствие, обнуление опыта спортсменов после каждой смены дисциплин.

    Не будет в киберспорте ни школы, ни методологии, ни тренеров, ни селекции, ни роста молодых кадров и резерва, что есть во всех нормальных видах спорта. Не будет из-за смены дисциплин в любой момент, когда разработчик захочет похоронить предыдущую игру и продвинуть новую. В замен будет много денег!

    Безусловно найдутся как противники, так и приверженцы нынешней ситуации в киберспорте. Если кому интересно мое мнение, как человека, посвятившего 10 лет жизни киберспорту — можете прочесть здесь ( http://gameinside.ua/show_column.php?column_id=391 ) и здесь ( http://gameinside.ua/show_column.php?column_id=391 )

  • ‮‮‮

    В трайбсе тоже верили, хехе. А тот прямо и позиционировался для еспорта. В результате ни матчмейкинга, ни заметных турниров.

  • Ну, то есть как в LOL первый месяц — фарм есть. О чем я и говорю

  • Но игроков у него как у ЛОЛа же, а отрыв в девяносто раз

  • Кстати, да, я только что побегал.

    Но оно хаотичное выходит, нет глобальной стратегии какой-то

  • Garion

    Далеко не всегда так, нужно смотреть на голд лид чтоб понять кто в преимуществе.

  • Я бы тоже сказал, что 2010-2011 уже стало ясно. У ск2 как раз был пик, лол набирал обороты, ну и где-то рядом были файтинги, которые кричали, что они — не киберспорт

  • Vitriol

    Проблема танков гораздо глубже, для полноценного киберспорта ориентированного на умении игрока в игре присутствует слишком много рандома. Есть шанс пожара, есть шанс подрыва боеукладки мгновенно уничтожающий танк и уйма других шансов. Несомненно умение важно и командование командой тоже очень важно, но рандом в механике игры в отдельных случаях может перечеркнуть умение и командование.

  • SC2 турниры по-прежнему по большей части существуют незавимо от Близзардов. Ну, разве что патчи выпускают чаще.

    Дота первая тоже развивалась сама органично, Дота вторая просто добавила удобный интерфейс.

    Про LoL и WoT трудно сказать, где бы они были, если бы не турниры от самих разработчиков, но тут надо учитывать, что в них играет в десять раз больше людей, чем в тот же ск2. Те же ESL начали проводить еженедельные онлайны по ним с какого года?

    Все остальные игры (не считая файтингов) в принципе на успешные киберспортивные дисциплины сейчас не тянут, увы

  • Ну всё-таки в футболе всегда понятно, у кого мяч, и как он далеко от ворот. Следить за игрой, только глядя на счёт — это как-то странно. Чтобы понимать что-то больше, чем собственно счёт — нужно либо самому определённое количество игр сыграть, либо долго смотреть те же стримы. Я ни на доту/лол, ни на кс смотреть без скуки не могу, потому что нифига не понятно.

    С другой стороны, на записи 4на4 матчей бф3 могу смотреть без проблем — хотя бы потому, что сам по этим картам бегал

  • ЛоЛ теснит за счёт количества активно играющих игроков, ск2 хорош как раз тем, что очень много неиграющих зрителей

  • Твое во-вторых очень правильное. Когда Фаталити выигрывал красный Феррари в Q3, посмотреть это было нельзя — разве что запись где-то выложат. Было просто событие, про которое говорили. Сейчас у киберспорта есть зрители, т.е. с пивом перед ТВ с друзьями можно не только футбол смотреть. А где зрители — там и реклама, и спонсоры.

  • why so slow

    «новость» запоздала года на полтора, когда Активижн и Вальв вложились по ляму в призовые фонды для своих игр, и кучанарода стала смотреть старик в ГСЛ даже с платной(!) подпиской на стримы.

  • Это не новость, я потому с 2012 и начал. А написал из-за сразу двух статей на Forbes про киберспорт

  • ‮‮‮

    Когда Фаталити выигрывал красный Феррари в QW

    Починил это для тебя. В Q3 уже вполне были и трансляции, и вся сопутствующая инфраструктура. И вообще, пик популярности еспорта пришелся именно на 2000-2003

  • Спасибо, ошибся. Только Фаталити играл в Q3, а Феррари выиграл Деннис Фонг. Память подвела чойта.

    А во времена популярности Q3 широкополосный интернет все-таки еще не стал абсолютным стандартом, интернет еще не был ого-го. Поэтому возможность смотреть была, да, но вот как сейчас купить за $10 билет в Доте 2, получить бонус в игре и смотреть онлайн в хорошем качестве на русском языке — о таком даже не думали.

  • Семен Семеныч

    так то так, но механика и терминология моб для обывателя это китайская грамота, от и до. если в ск2 казулу в проматчах сложно вкурить только макроуровень с базами, микро-уровень более или менее понятен, то в дотах этих непонятных техник как грязи. в этом плане близзам проще найти нового игрока.

    с другой стороны в ск2 планка входа «в клуб» сейчас куда выше, чем в мобах, так что долгосрочной мотивации меньше.

  • Семен Семеныч

    не знаю, следствие или причина, но большую роль среди прочего сыграло появление действительно классных комментаторов, как хаски в ск2 или тобиван в доте.

  • Семен Семеныч

    ну и вилат, куда ж без него. жаль только что комментировать он по-хорошему не умеет, берет эмоциями.

    еще бы WoT обрел такого озерова вместо замухрышей вроде паши и котофея, вообще торт.

  • ‮‮‮

    Какая-то сплошная субьективщина.

    1) SC не был «чистым киберспортом»? Файтинги? Почему?

    2) Насколько я понимаю, ты исходишь из собственного определения еспорта как спонсируемого подобия ногомячевой экосистемы, и почему-то хочешь его видеть очень похожим на традиционный спорт, не понимая, что соревновательный геймплей предоставляет на порядок больше организационной гибкости, чем реальный спорт.

    По ссылке вообще не читал дальше «кривого и убогого» UT. Это же
    абсолютно холиварный вопрос, и после такой категоричности твое мнение
    мало что значит, на мой взгляд. Я тоже за Q3 (играл на приличном уровне
    годах в 2000-2003), но «идеальным соревновательно» он никогда не был, проблем у него валом. Да и практически любую игру можно развить до состояния, пригодного для компетишена, была бы мотивация.

  • Ну в первую очередь мне почему-то подумалось: «Скачать порно без SMS». Наверное потому что, а не пофиг ли воскресает киберспорт или умирает? Задроты всегда найдуться что-то организовать. Обычный (гей)мер наоборот, никогда ни в какой киберспорт не пойдёт.

  • игры стали зрелищными. куда интереснее смотреть на сочную картинку и всякие бум-бабах в StarCraft 2 или Dota 2 чем исключительно на скилл игроков

  • Если человек не играл в квейк — ничего не понятно — камера перемещается огромными скачками, игроки не ходят, а носятся как дурные.

  • Jaggens

    Я нашел одну: «киберспорт не умер, а снова возвращается в моду».

    Киберспорт никогда не «умирал», он всегда был на фоне. Просто индустрия растет быстрее, и до появления твитча, овн3д и бума игровых сетей ютуба киберспорт не мог успевтаь за общей динамикой, создавая впечатление стагнации жанра. В 2010-11 появились персоны с ютуба и того же твитча, которые стали активно продвигать убийство времени просмотром матчей СК2; за Старкрафтом на пир подтянулись ЛоЛ, на территории СНГ расцвел WoT, на шум слетелись новые запоминающиеся лица (например тот же Вилат, Husky, TotalBiscuit, Artosis).

    Все-таки смерть — это какое-то движение, произведенное действие. А киберспорт на протяжении многих лет с взрыва Q3A стоял на месте, как статичный объект, и не было путей или средств наверстать.

  • AquaMID

    >А дальше я просто пришел в ту самую доту и просадил в ней 500 часов

    Да вы любитель страданий и боли.

  • Все крупные турниры по SC2 идут исключительно при поддержке Blizzard, просто с привлечением дополнительных спонсоров.

    Дота 1 развивалась, но так и не стала киберспортом. Ее не поддерживал ни один крупный турнир и чемпионаты собирали смешное количество игроков (мы в том числе не раз проводили). Киберспортом доту сделали Valve, объявив International

    ESL проводит турниры по множеству игр, но кроме них по этим играм никто ничего не проводит — это не киберспорт, а способ максимально увеличить аудиторию для привлечения спонсоров. Все эти турниры не выходят за уровень маленьких онлайновых событий, так как собирают смешное количество участников в сравнении с другими играми. LoL и WoT стали собирать много только после поддержки разработчиками.

  • 1) SC был чистым киберспортом, я об этом говорил в контексте, просто среди игр забыл упомянуть, но упомянул WC3. CS заслуживает еще большего уважения, чем WC3.

    Файтинги отличная киберспортивная дисциплина и зрелищная к тому же, но они не сбалансированы, не приспособлены по многим параметрам, потому их никто не воспринимал всерьез. Ну и идут на консолях, а киберспорт традиционно развивался на PC и спонсировался хардварными спонсорами, для которых консоли не интересны.

    2) Я исхожу не из собственного определения, я из общепринятого. Если все без исключения виды спорта подпадают под это определение и только один единственный киберспорт не подпадает. Чисто лигически можно предположить, что киберспорт просто не спорт, а нечто другое.

    Это не делает его хуже, просто зачем подменять понятия?

    Ну что до компетентности, то я был судьей и организатором подавляющего большинства крупных турниров в Украине по SC, CS, Q3, WC3 и т.д. , в том числе и всех турниров WCG с 2002 года. Тот же UT о котором ты говоришь никогда небыл спортом. Его, как сейчас КСГО, пытались насильно продвигать.

  • Пик популярности пришелся на 2005-2007. Турниры собирали бешеное количество игроков. У нас только на Асусы по КС приходило на лан порядка 50-80 команд (до 400 участников)

    В 2000-2003 годах в СНГ киберспорта практически небыло. Он был в Корее, Швеции и паре развитых европейских стран. С Украине в подвалах играли в Q3 и SC, но это было самое начало.

  • вы вообще о чем?wc3 tft вышел в 2003 если мне не изменяет память,уже через 2-3 года начались турниры по доте.основной дисциплиной сейчас остается lol,как мне кажется.

  • Я и не писал, что он умирал. Я писал, что так думали 🙂

  • ‮‮‮

    Весь этот пост говорит о твоей предвзятости в сторону конкретно твоей специфики, мне лично трудно воспринимать всерьез написанное, когда ты пытаешься говорить за всех.

    Например в совершенно неформально организованном спидраннинге, не имеющем присутствия на каких-либо ивентах и каких-либо строгих правил, соревновательности не меньше, чем в любой из раскрученных дисциплин. Причем иногда она далеко выходит за пределы игры в сторону метагейма, см например TAS. Файтинг-сообщество вообще отдельно от основной «тусовки», и странно говорить, что никто их не воспринимает всерьез, их соревновательный уровень стабильно высок, присутствуют они на сцене едва ли не дольше всех остальных, а спонсорство, размеры и количество ивентов — дело десятое. Главное само состязание, а не шоу вокруг него, не так ли?

    И т.д. Не стоит фиксироваться на одном определенном видении, состоятельность которого вовсе не так железобетонна, как кажется — раскрученные виды весьма ощутимо «болтает» последние лет 7-8 и их будущее под вопросом, в то время как андерграунд всегда стабильно на плаву и всегда готов меняться.

  • Итог, хочешь шарить — нужно поиграть в игру? Возможно, но так кучу зрителей не наберешь

  • Почитал комменты. Вот тут полно людей шарит в играх и все такое. А теперь я покажу ситуацию с другой стороны. Я толком не играл с начала нулевых. Да, по вашим меркам я динозавр и вообще не целевая группа. Очень может быть, но я продолжу.

    Итак, я не играю, но брат регулярно играет и смотрит Доту, еще что-то там. Т.е. я вижу это и мне кажется что, по крайней мере Дота, это достаточно зрелищно. куда-то все бегут, наваляли/получили и т.д. Я понимаю общий принцип, но всяких тонкостей, кто есть кто, что вот тут кто-то провернул что-то нереально крутое, а тут слил по полной — я этого не вижу, т.к. не знаю.

    Дота дотой, но я готов погрузиться и в другие игры, если это не будет очень затратно по времени и мне покажут не все-все-все, а адекватный уровень нагрузки. Скажем я готов потратить 2-3 дня по часу-полтора, чтобы въехать. А теперь вопрос вот где мне нубу в этом всем почитать/посмотреть. Существует ли площадка для погружения или такие как я балласт и «пошел щенок»?

  • лолд, артосис всегда известный был. и как игрок, и как комментатор гомтв

  • «но преимущественно за счет американского рынка»

    заметно, что ты абсолютно не в курсе киберспорта. не слышал никогда про OnGameNet?

  • ‮‮‮

    > Тот же UT о котором ты говоришь никогда не был спортом. Его, как сейчас
    КСГО, пытались насильно продвигать. Турниры собирали смешное количество
    участников и игра умерла сразу, как от нее отказались турниры, которые
    отказались очень быстро, так как игра провалилась среди игроков.

    Ну да, конечно, а Q3 не пытались насильно продвигать. Он набрал критическую массу в основном за счет того что был технически более совершенен и огромной казуальной стартовой популярности, за счет маркетинговой политики id (особенно при запуске), за счет того что был уже раскрученным брендом и имел серьезное комьюнити с предыдущих частей. При этом под соревновательную игру он был заточен просто ужасно, как и анрил (напомнить качество оригинальной q3dm6 и прочих карт?). Это не делает анрил менее скучным конечно (так оно и есть), но не надо делать из мухи слона все же.

    Опять же, был и есть QW, был и есть не взлетевший CPMA, был и есть очень специфический Tribes (но который по соревновательности командных режимов оставил далеко позади все скоростные FPS, включая квейк), было еще много чего непопулярного и не взлетевшего в крупных масштабах, но говорить об более низком уровне этого всего как минимум странно.

  • Гость

    Вообще для того кто больше ничего не видел сразу совет: посмотрите что-нибудь еще. Есть куда более зрелищные игры, из них есть даже те, в которых полным нубам легко начинать.

  • omggamer

    Зато средний матч укладывается в 10 минут. Плюс микроменеджмента в ВоТ практически нет, так что зритель понимает все происходящее.

  • На запрос о спидраннинге гугл выдает аж 5 ссылок. Разве об этом можно говорить серьезно? По поводу файтингов — я достаточно не плохо играл в SK 3-4 и знаю, что юзабельны буквально несколько персонажей — остальные статисты. В том же КС команды карты и оружие не просто достаточно сбалансированы, команды меняются сторонами и полностью уравнивают баланс.

    После ваших примеров понимаю, что спор просто не имеет смысла, вы о киберспорте имеете очень туманное представление.

  • Итого, снова все сводится к тому, что нужно играть?

    Я и сам так вообще-то думаю, что без погружения в игру хорошего интереса не достичь.

    Но мне интересно, есть ли все же игры, в которых чтобы смотреть турниры (хоть с каким-то интересом), НЕ нужно предварительно провести в них 50+ часов?

  • Хотите больше узнать о квейке — почитайте архивы gameinside.ua
    Тогда, когда появился CPMA о расколе небыло и речи, к тому времени квейк был мертв на большинстве турниров.

    В реальности же было следующее. Турниры только в Украине на лане собирали по 50-100 участников, были выработаны четкие правила. ДМ6, которая была не сбалансирована, вошла в пул дуэльных карт позже времен расцвета квейка.

    iD кроме первого турнира с ферари никогда больше не поддерживали квейк на турнирах. Исключение — квейккон, который хоть и ценен, но не сравним с турнирами Valve, да и ехать туда нужно было за свои.

    Затем квейк насильно заменили на WCG на UT, причем именно из-за отказа iD поддерживать свою игру и все остальные организаторы тоже попробовали сделать замену. Из этого ничего не вышло, так как на турниры по UT приходило по 5-10 человек. В одном из городов на отборочные WCG в Украине на три призовых места пришло 2 человека! такой провал был только с NFS. При этом на игры вроде WC3 и FIFA приходило по 30-50 человек в каждом городе.

    Вскоре игру из-за низкой популярности с WCG и других турниров убрали, а квейк так и не вернули. Он остался только на Дримхаке и ESWC и то с малыми призовыми фондами скорее из уважения к дисциплине. Дожил в виде QL на турнирах квейк и до наших дней в отличие от искусственно раскрученного UT, который умер сразу после того, как его сняли с WCG.

  • ‮‮‮

    > На запрос о спидраннинге гугл выдает аж 5 ссылок.

    Действительно, после такого «перла» полагаю, что дальнейший разговор бессмысленен.

  • спросите у 100 человек знают ли они что такое спидраннинг и спросите у них же про киберспорт. Вы бы еще вышивание на скорость к киберспорту прировняли.

  • omggamer

    Несогласен про «нечестность» ВоТ по сравнению с ЛоЛ.

    Во-первых, выкачать нужный танк игрок тоже может менее, чем за месяц. Танк 8-го уровня, например, непринужденно выкачивается за две недели, а задрот может взять его за дня четыре.

    Во-вторых, командная тактика в ВоТ значит гораздо больше, чем личный скилл игрока — в отличие от разных вариантов ДоТы. Например, потому что нет развития боевой единицы в течении игровой сессии.

    Возможно, иллюзия «нечестности» возникает из-за организационных сложностей. Там, где в ДоТе «го, я создал» — в ВоТе долгие сборы, недобор, афк и прочие «рейдовые» прелести. А затраты на поддержание команды в боевом состоянии? Не зря в ВоТе действуют полноценные кланы.

    Сравнивать ВоТ и ЛоЛ — это как футбол сравнивать с пляжным воллейболом: и там, и там игра про мяч и сетку — но какие-то они разные.

  • Мертвая шлюха

    А теперь взгляд на нынешний кибер спорт со стороны ничего не понимающего в нем юзера: Спор о том жив ли он или вышел из состояния комы абсолютно не имеет значение. Давайте рассмотрим сначала о каком рынке мы говорим? Если Европа то он там себя всегда отлично чувствовал. Если страны СНГ то тут картина немного иная. У нас был популярен КС и СК2 но о массовом помешательстве речи не было.
    Были комьюнити в от двух до пяти тысяч человек. Которые сами себе устраивали региональные турниры. Все изменилось с приходом нескольких факторов которые мало кто учитывает (далее по их значимости):

    1) NAVI да да… Именно они подняли интерес к кибер спорту в глазах стран СНГ!!! Те кто ранее и не слышал о таком явлении после побед NAVI стали гуглить и просвещаться. У нас и до них были отличные спортсмены но никто из них так небыл распиарен, точнее о них просто не говорили так массово. Это также как и на эстраде, в селах сиднем сидят много хороших исполнителей но слушают Потапа ибо он есть и его знают. А кто там в селе?

    2) Открытие Кибер Спорт Арены в Киеве: В Донецке они не имели такого влияния на киберспорт Украины. Открыться в Столице и сразу же притянуть к себе десяток самых жирных кибер ивентов было невиданным решением. Нас стали называть кибер столицей!!!!

    3) Dota 2. И не смейтесь именно благодаря этой дисциплине ринулись сотни тысяч новых потребителей. Огромное количество людей от мала до велика ринулось покорять мид!!! Тем более что достать инвайт не проблема их уже не берут даже бесплатно. И опять же NAVI и их выигрышный лям подняли настоящий бум в Украине и странах СНГ.

  • ‮‮‮

    > Тогда, когда появился CPMA о расколе небыло и речи, к тому времени квейк был мертв на большинстве турниров.

    Когда появился CPMA, Quake 3 не существовало в природе. Изначально это был мод для частичного переноса геймплея QW в Q2, назывался CPM и появился он в 1999 году. На Q3 его перенесли уже спустя несколько месяцев после выхода.

    Вообще, твои посты очень хорошо показывают уровень изоляции СНГ-комьюнити, особенно тех лет. Продолжай, я не против.

  • При чем тут СНГ? Возьми все крупные турниры тех лет например WCG и CPL — ни на одном турнире не использовался CPMA. Как надстройка использовался OSP мод, но он не менял физику. СНГ и Украина в те времена полностью копировали мировые тенденции, как в плане правил проведения турниров так и в плане модов и тд, даже конфиги тогда все копировали с иностранных отцов.

    Пусть даже CPMA и существовал, но какое это имеет значение, если для киберспорта он ничего не значил? О нем знала горстка людей. Впоследствии он фактически нигде на крупных турнирах не использовался, оставаясь уделом группы энтузиастов.

    Мы конечно можем тут спорить насчет знаний в области киберспорта, но для меня это даже не увлечение, а основная работа, на которой я зарабатываю уже порядка 10 лет ))

  • Все эти факторы имели место быть, другой вопрос, что сейчас в Киберарене не осталось турниров кроме финалов Старладдер. К победам НаВи все привыкли, ну а дота2 да, мегапопулярна.

  • Alex Shevadrov

    Ясно, понятно.

  • ‮‮‮

    > О нем знала горстка людей. Впоследствии он фактически нигде на крупных турнирах не использовался, оставаясь уделом группы энтузиастов.

    С этого я и начал. Спор о терминах, по сути. Я считаю еспортом любую игру достаточного уровня состязательности и качества сообщества, а громкость турниров и популярность — второстепенным фактором. Ты считаешь еспортом все, что относится непосредственно к твоей работе, а все остальное — к спорту не относится и вообще «я про это не слышал, играют полтора анонима, поэтому оно вообще не существует». При этом называешь свое мнение общепринятым и говоришь ну очень предвзято. Не знать про андерграунд-направления как минимум близоруко для человека, работающего в этой области.

  • Так вот кто стоит за отвратительнейшей организацией WCG в украине…

  • LOL тоже «нечестный». 🙂

    Я говорю про то, что есть игры, где сразу все открыто, а есть игры с прокачкой.

    И формально вторые — это другой спорт, как Формула-1 в сравнении с футболом.

  • Есть спорт с его составляющими — сформированным комунити, командами, организациями, турнирами, рейтингами, школой и прочим, а есть просто увлечение группы людей. То, что несколько человек увлекается какой-то игрой не есть спортом — этого недостаточно. С этого может начаться превращение дисциплины в спорт, но может и не начаться.

    В ваших увлечениях нет ничего плохого, как и в том, что они могут не быть спортом. В конце концов в поедании пончиков тоже соревнуются, но ведь это не спорт, вы со мной согласны?

  • ‮‮‮

    > В конце концов в поедании пончиков тоже соревнуются

    Я хотел было ответить, но не вижу смысла спорить с аргументами такого уровня.

    И да — это не «мое увлечение».

  • ichik

    Это от уровня игры зависит и от комментатора в гост-режиме. Чемпионатные игры типа MLG проходят очень быстро, обе команды в полном составе чаще всего тусуются на весьма ограниченной территории, ну и как там именно они друг друга убивают может и не очень ясно зрителю, но кто победил очевидно.

  • Shmatter

    120 коментов… Блог Галенкина читают одни киберспортсмены?

  • Не совсем. Абсолютным показателем является кол-во голды/экспы на команду и пронесённые стороны(в лоле нет). А башни, убийства, фарм — это лишь способы достижения.

  • ward2

    Полный трындец.
    Дистрофики сидят фапают за компом, вместо того что бы выйти на улицу и пытаются это объяснить какой-то мнимой возможностью зарабатывать какие-то деньги.

  • Не согласен на счет килов xD Часто бывает так, что команда выигрывает по килам, но потом сливается изза не удачного тим файта… А в качестве комментатора посмотри Каспера и TobiWan)))

  • Так в этом же и интерес — выигрывали, слили, проигрывают.

    Важно, что есть понятный простой параметр — килы или золото. Килы понятнее 🙂

  • человек

    «В результате киберспорт теперь любят все» — как это громко звучит

  • Михаил Хорхоров

    видимо не хотят жечь( печально

  • Юрій Білоусов

    киберспорт это исключительно пиар самого игрового проекта, тот же старкрафт или WoW
    миллионы желающих стать кибер спортсменами покупают игру или подписку в надежде заработать несколько сотен тысяч долларов на команду, в результате это удается единицам
    и что характерно во всей системе этих взаимодействий меньше всего заработают сами спортсмены, разработчики радуются продажам, те кто занимаются трансляциями радуются полученным с рекламы денег

  • Юрій Білоусов

    это как в 3х3 аренах в WoW смотреть кто больше урона нанес противникам вместо того у кого все убиты, а 40-50 минутные бои это вполне нормально для арена торнаментов

  • qwertasdf

    Возвращайся в свой мдк или откуда ты там вылез.

  • qwertasdf

    Если те, кто занимаются трансляциями получают такую часть прибыли как ты говоришь, то я не вижу проблемы — чтобы не потерять свои деньги им придется вкладываться в спортсменов. В чём я не прав?

  • qwertasdf

    У тебя максимализм. Я обычный геймер и смотрю временами матчи, если их посоветует брат, который в теме. Мне норм. ЧЯДНТ?

  • Vasya Vasin

    я про доту так скажу: играл где-то года 3 подряд очень плотно, потом был перерыв несколько лет и недавно я стал пытаться следить за дота2 — очень сложно. только после того как я сам наиграл где-то месяц я опять стал понимать что вообще происходит в тимфайтах. РТС, мне кажется, в этом плане проще

  • ward2

    что такое мдк ?

  • ward2

    доту смотреть не интересно.
    по 5 летнему опыту игры в доту1 могу сказать.
    недавно попытался посмотреть доту2 и замесы героев 5на5.
    ничего хорошего из этого не вышло.

  • ward2

    это называется слепой патриотизм.
    не разбираться в игре, но по причине участия в ней хохляцких_кацапских дрыщей смотреть чемпионаты.

    играя в доту 5 лет я не посмотрел ни одного чемпионата.

  • ward2

    SC2 и футбол…
    не пиши ничего

  • qwertasdf

    То место, где обитают луркоёбы употребляющие слова типа «фапать» не к месту.

  • я думаю по этому поводу купить контру Го

  • Юрій Білоусов

    спортсменов мотивируют солидные призовые, зачем дополнительная мотивация еще и от трансляций

  • Юрій Білоусов

    кстати twitch поощряет создателей качественного контента http://www.twitch.tv/p/partners

  • ward2

    кто такие «луркоёбы» ?

  • qwertasdf
  • Да что вы говорите? Из СНГ Украина единственная страна, которая выигрывала звание лучших отборочных среди более чем 70 стран мира. Не говоря уже о том, что те люди, которые сегодня чемпионы мира росли в первую очередь на турнирах WCG.

  • скажу как человек, открывший Доту только со второй части, ни разу не игравший, только смотрю каждый день. Да, она интересная счетчиком убийств, мощными замесами, где ты смотришь кого сколько убили, смотришь на графики опыта и золота, потом становится интересно наблюдать за движениями мышки и камеры отдельных игроков, а потом начинаешь интересоваться предметами в инвентаре у героев, понимать их, и каждый раз становится все интереснеее и интереснее. Это похоже на грамотно продуманный интерфейс, где все сложное раскрывается только при необходимости, а на поверхности все просто. Я почти ни в че не играю теперь, только зырю в доту, думаю о жизни.

  • Эм, что-то не пойму, что значит «исключительно при поддержке»? Дать разрешение на проведение турнира и завайтлистить айпишники — это да, необходимость для всех турниров. В целом, больше ничего от Близзардов и не требуется (если турнир онлайновый и призовые меньше 10к — то и это не нужно). Куча людей организуют турниры всех уровней, не прося ничего от Близзардов

  • О том и разговор, что доту и кс без опыта игры смотреть очень сложно, с ск2 гораздо легче

  • Я понял, спасибо

  • Кто? Трайбс вроде не замахивался на киберспорт.

  • ‮‮‮

    как же не замахивался, когда про него изначально говорили исключительно как скилл-бейсд и состязательную игру.

    комьюнити наяривало на фантазии о светлом соревновательном будущем, а хайрез их кормил завтраками до и после релиза, в результате за год запилив ноль целых одну десятую от необходимого, и турниров соответственно не было вообще, кроме первой пары унылых промо-игр. Механика-то позволяет соревноваться (я бы сказал в командной игре оно далеко впереди того же квейка например), но F2P и похуизм разрабов не дает.

  • Deny

    Ну наверное турниры по CS, или иным FPS — там по сути легче разобраться а выглядят более зрелищно.

    А вообще думаю, что да, нужно играть и много. Хорошие игровые проекты тем и отличаются, что вот ты вроде уже разобрался и неплохо играешь, но проходит месяц-полгода-год в этой игре, и неожиданно ты начинаешь понимать кучу нюансов которых раньше не видел, но которые играют большое значение.

    Думаю, что даже наблюдая за игрой в шахматы очень сложно понять принципы сходу, если никто не объяснил правила, а тонкости разнообразных стратегий понять еще тяжелее. В комп. играх все происходит намного быстрей, разобраться еще тяжелее, просто наблюдая.

  • Tevton

    какая разница понятно или непонятно, когда главное зрелище. вот кёрлинг тоже очень понятный вид спорта ))

  • Alexey Vagarenko

    Инфографика о деньгах в старкрафте:

    http://dathost.net/growth-in-starcraft-as-an-esport.php

  • Просто почитайте вот эту статью и вникните в цифры — http://cyberfight.ru/site/news/95052/

  • Blizzard непосредственно спонсирует GSL/GSTL и свои собственные турниры (Blizzcon, BWC). По вашей ссылке примерно тоже самое и написано.

    Да, то, что самые большие призовые — именно на GSL — это круто, но экосистема есть и за их пределами. При этом в GSL более 90% участников живут в одном городе, а американским и европейским турнирам нужно ещё думать, как оплатить переезд и проживание приглашённых/квалифицированных участников, а на это в случае MLG и IPL может уйти сумма гораздо большая, чем призовой фонд (корейские команды очень не любят сами оплачивать проезд своих игроков).

    При этом у того же GSL ещё есть и титульные спонсоры, и платные подписчики по всему миру (с самой высокой стоимостью «билета» среди любого киберспорта, наверное) и вообще за ними целый телеканал (пусть и не такой большой, как OGN). Так что не думаю, что эти 2 с половиной миллиона призовых были целиком из карманов Морхейма и Котика

    Собственно, в чём отличие ск2 от лола — у лола вообще нет никакой «органичной» экосистемы — турниры, кланы, игроки и кастеры спонсируются непосредственно Райотами. В ск2 же — куча самодостаточных организаций, которые вполне успешно могут существовать без помощи Близзардов

  • Kilgort

    «Мой любимый вилат…» Это ты про это матерящееся быдло? Я был лучшего мнения о тебе Сергей.