Как разработчики стратегии хоронили

Несколько дней назад Блэр Фрейзер из Ironclad в интервью RPS сказал, что стратегии умирают. Мол, слишком нишевый жанр, чтобы выжить и именно поэтому Ironclad вместо Sins of a Solar Empire 2 делает MOBA Sins of a Dark Empire.

Я на него сразу обиделся за то, что SOASE2 нет, но и без этого считаю, что он неправ.

Например, одна из самых популярных мобильных игр, которая зарабатывает миллион долларов в сутки — это Clash of Clans, асинхронная стратегия. Не ферма, подчеркну, как кажется на первый взгляд, а стратегия, пусть и упрощенная.

Другой пример — пошаговые стратегии, которые сейчас анонсируются прям как грибы после дождя. Скажем, вот Age of Wonders III с возможным портом на планшеты. Или Leviathan: Warships от Paradox (и тоже под планшеты включительно). И проект Джона Шейфера, главного дизайнера Civilization V, пошаговая стратегия At the Gates.

Это только то, что анонсировали за последнюю неделю, я не вспоминаю Banner Saga и ей подобные.

То есть, рынок стратегий меняется. Очевидно, что с появлением планшетов, стратегии должны оптимизироваться под другую схему управления и скорость реакции. Хорошая новость в том, что мы наконец-то получаем стратегии, а не щелкалки на скорость, как иногда бывает в «классических» RTS.

А, кстати, забавно, когда появились RTS, многие мои знакомые варгеймеры говорили о смерти жанра стратегий. Сейчас, когда пошаговые игры возвращаются, другие люди говорят то же самое.

Дискас, что ли?

  • xhouse

    Кто то прогнозировал 2012 бум стратегий.

  • Ну он по-моему 2012-й год не называл 🙂

  • DiodorOFF

    Я вот тоже все жду…

  • F

    Термин «асинхронная стратегия» я видел только в этом блоге — что это?

  • И чего все так не любят эти «классические» RTS? Мне кажется, что если б в Европе какой-нибудь starcraft был культом как в Корее, то и поводов поговорить про вымирание жанра было бы меньше. И не надо говорить про то, что мол у среднестатистического игрока разрез глаз не тот и apm немного до 300 не дотягивает. 100 метров не каждый за 10 секунд пробежать сможет, но от этого легкая атлетика не перестает быть интересной или менее «живой».

    Другое дело мобильные платформы. На них не разгуляеш

  • А что тут дискас?)) Тотал Вар живее всех живых, Старик 2 тоже. CoH2 — ждут очень, DoW 3 — даже анонс ждут с нетерпением и т.д. и т.п. И это только самые громкие имена…
    Стратегии вечны — факт.

  • Я люблю классические стратегии, просто технически они больше про тактику, чем про стратегию.

  • правильно «стратегия с асинхронным PVP»

  • Max Savenkov

    Вот да, планшеты для TBS идеальная платформа. Не понимаю, почему их там не миллионы 🙂 Вон, клон Panzer General быстрым поиском всего один находится, и тот корявый какой-то…

  • Fenix

    Я не представляю себе как люди будут играть в классические RTS на планшете и тапать по экрану 300 раз в секунду.

  • Вам нужно срочно брать билет на вечерний рейс в Сеул!

  • Стало быть Heart of the Swarm и новый C&C не ждете? 🙂

  • Я и Wings of Liberty не прошел.

    Так что не жду, но куплю 🙂

  • Fenix

    Интересно, а кто раньше был издателем у серий CoH и DoW, и где он сейчас?
    И сделали бы вообще SC2, если бы не было WoW?

  • Fenix

    Типичный пользователь Steam

  • Guest

    Неужели из-за сложности не прошли? Я вот ради сюжета досидел до конца.

  • в 2012 был XCOM. Некоторых, простите, порвало только с одного него.

  • Проблемы с продажами RTS, как мне кажется, начались в период, когда появилось последнее поколение консолей, и еще не развилась нормальная цифровая дистрибуция на PC. Помните, сколько было попыток сделать RTS на консолях?.. Удачных кейсов вроде бы так и не было.

  • Брайан

    Ну, издатель-то явно не из-за стратегий прогорел. Что DoW, что СoH — игры отличные. Да и старкрафт бы сделали, от WoW там только деньги, а уж на продолжение старкрафта деньги бы дал кто угодно.

  • Очень приятно, будем знакомы.

  • bloodredfrog

    «Что DoW, что СoH — игры отличные», но деньги продолжает приносить CoD.

  • Неа, как-то скучно, что ли. Уже даже на easy начинал

  • Давайте хоронить шоколадные печеньки, потому что макароны зарабатывают больше денег.

  • bloodredfrog

    А действительно больше?

  • Fenix

    Я ради ачивок на всех сложностях прошел. Вот только в мультиплеере я от этого раком быть не перестал((

  • Всего три слова — Sega — Total — War

  • Shoogo

    Вот для ознакомления, стратегии намеченные на этот год http://www.pcgamer.com/2013/01/01/2013-preview/12/

  • стоит пройти хотя бы из-за кат-сцен между миссиями с классной озвучкой 🙂

  • Есть кучи классных пошаговых стратегий 90х годов, которые я очень жду на айпаде.

  • Fenix

    Нет, я не хороню стратегии из-за того, что CoD хорошо продается. Более того — я вообще их не хороню. Я просто не разделяю мнения о том, что стратегии это прямо наше все.

  • Гость

    стратегии все же писишный жанр, где мало играют, и еще меньше покупают. стим конечно делает большое дело, и стимбокс должен поднять интерес к платформе.

  • SXX

    Плохие разработчики стратегий умирают, только и всего.
    SOASE была хорошей игрой, но во многом повторила судьбу Supreme Commander от GPG.
    Т.е в момент когда надо было шлифовать мультиплеер, выпускать патчи и растить комьюнити разработчики просто похоронили свой продукт под тонной багов и недоработок в балансе.

    Хорошо, что есть студии которые занимаются производством шедевров, а не пытаются наштамповать как можно больше сырых продуктов.

  • «хотсит в героев» что ли?

  • он просто героическая стратегия а настоящий хком был тактикой с тайкуном

  • SXX

    Просто надо уметь делать качественный продукт для своей аудитории, тогда и играют много и покупают все. Те же парадоксы нашли свою нишу и явно не испытывают мифических PC-проблем.
    Вон Endless Space вышла и у разработчиков тоже явно нет никаких проблем.

    А все потому, что стратегии это как раз тот жанр для которого модель непрерывной разработки подходит может даже лучше, чем для MMO.
    Очень жаль, что многие студии этого до сих пор не поняли и продолжают штамповать продукт с удобствами «на улице» и забивать на его поддержку через месяц после релиза.

  • герои например убили жанр тбс. отличный повод резануть серпом по микроменеджменту — объеденить 8 различных юнитов со своими уникальными способностями в отряды и ограничить схватки до отряд на отряд. AOW конечно разрешает что-то вроде 5 таких ортрядов одновременно, но опять ограничение остаётся. то ли раньше веселье было перемещать пару сотен юнитов в М.А.Х. по одному в течении получаса.

    игры в принципе становятся проще, взять хотя бы превращение ритмгейма принц персии 4 в киношного асасина. на этом фоне веселят разработчики, противопоставляющие себя упрощению игр, путём разработки простеньких игр, но с нереальной тяжестью. как будто сложность (complexity) и тяжесть (hardness) — одно и то же.

  • Если бы не было WoW, SC2 сделали бы ещё быстрее

  • > если б в Европе какой-нибудь starcraft был культом как в Корее

    http://www.youtube.com/watch?v=zFWX5APBzZ4&feature=player_embedded

  • herohascome

    Halo Wars.

  • herohascome

    Терпеть не могу слово «шедевр». Особенно если эти «шедевры» производят как на конвейере.

  • Почти половина с датой выхода «хорошо если 2013» 🙁

  • Гоу в Дюну или РедАлерт?!

  • Щёлкалки на скорость это да! С эртээсом у меня както не сложилось, а пошаговые… Недавно нашла ностальгия и я загамал в купленные в стиме на распродаже пятые герои. Которые, сукины дети, оказались на английском (я-то понадеялся на родной), что впрочем не беда, но осадочек-с. А ещё Warlock — Master of the Arcane — прекрасная русская игра, которую я никак не пройду, но невзирая на это, она мне очень нравится. А когда куплю планшет (пока не нужен), то точно буду играть в простенькие сессионные стратежки, коли таковые найдутся.

  • AquaMID

    На самом деле в Wol лучшая сингловая кампания среди всех rts эвар.

  • SXX

    Возможно я неправильное слово выбрал, совсем не то сказать хотел.
    Просто если раньше стратегии от года в год прогрессировали, то сейчас сказать новое слово в жанре достаточно сложно.
    Т.е намного сложнее сделать такой продукт, чтобы вся аудитория сказала «вау», вылезла из своих любимых игр и его купила.
    Потому как графику уже особо не сделаешь лучше, масштаб тоже сложновато, сюжет? Ну только если его пилить для уже готовой фан базы. Происходит это во многом потому, что бюджетная вилка жанра тоже устоялась и все отлично знают, что если увеличить бюджет в два раза, то скорее всего не окупится.

    Именно поэтому из количества все перешло в качество.
    Можно сколько угодно ностальгировать по старым добрым временам, но я лично смотрел правде в глаза.
    Да, многие старые стратегии были хороши, в них новые идеи появлялись пачками, но количество свежего выпускаемого шлака просто зашкаливало.

  • ‮‮‮

    А все потому, что стратегии это как раз тот жанр для которого модель непрерывной разработки подходит может даже лучше, чем для MMO.

    Непрерывной разработке нужны деньги. Как монетизировать RTS? Фритуплей, прости г-ди?

  • Может быть я не прав, но если кейс удачный — где продолжение?

  • Чтобы нервы не страдали, мы стали играть только игры 3×3 и 4х4 🙂

  • SXX

    Можно продавать разнообразные «шапки-мини-длц» как делает парадокс. Аудитория полноценных стратегий в среднем более платежеспособная нежели аудитория социалок.
    Т.е без проблем расчехлит кредитку и оплатит дополнительные скины для юнитов, музыку или другие не влияющие на баланс вещи.

  • Классические RTS конкретно почти что вымерли, да.
    А так-то рай на одном только iPad в этом году.

  • herohascome

    Давайте пригласим в подкаст директора макаронной фабрики!

  • herohascome

    Смотря что считать удачным. Отзывы хорошие, продажи — не знаю.

  • Речь конечно же про продажи.
    Если рассуждать логически, то если бы продажи были хорошими — то продолжение бы таки вышло.

  • Shoogo

    Но суть то в том, что их навалом.

  • Shmatter

    Да врут они всё. Этот как PC хоронят уже черте какой год. Хоронят, хоронят да никак не закопают почему-то. А почему?, даже задуматься никто из хоронящих не желает.

  • Shmatter

    если бы издатель не страдал, извЕните, хуитой типа уродским Homefront и до нельзя ужасным Space Marines, а концентрировался на своих сильных сторонах — стратегиях. То может он и не был бы там где есть. Ну еще Udraw зарешал.

  • VitalyFomichev

    Проблема стратегий в том, что большинство людей играют в игры, как обычное развлечение после работы на часик. И стратегии для «легкой жвачки» перед сном совершенно не подходят. Там надо думать, надо готовиться, надо развлекать себя. И нет быстрого и легкого способа получения эмоций и ощущений. Не смотря на то, что часто в стратегиям осознание своей крутости превосходит тоже самое в любом шутере.

  • Shmatter

    навалом еще не значит что будут, если большинство из них прогорит в процессе разработки и отправится на кладбище игр? То что там жирный список ничего не значит.

  • Shmatter

    по моему Warlock нельзя пройти, там нету сюжетной кампании как таковой.

  • Sins of a Dark Empire, кстати, выглядит как большая ошибка. MOBA сейчас делают все, чем их будет так выделяться? Вот чем выделялся бы SoSE 2 (особенно, если бы они первую часть не выдоили насухо бесконечными аддонами) — понятно. А вот очередная МОБА — чем она лучше других? Очередное странное решение сделанное, как будто, по совету маркетологов, футурологов и прочих странных людей.

  • Shmatter

    потому что в стратегиях думать надо…. и долго, а в тбс так тем более. Разработчики почему то считают что на айпадах не та аудитория — Press x to win. Впрочем я с ними согласен.

  • Shmatter

    жанр не вымирает, вымирают студии. Чем больше студии вымрет тем более рынок изголодается по таким играм. Кто смотри на разработку в горизонте лет 5-7 мотайте на ус.

  • Shmatter

    а не будет на планшетах классических ртс….

  • Shmatter

    код приносит деньги потому что у всех на слуху. THQ лично перед вами отчитывалась что Dow и Coh убыточны? то-то же…..Когда мы мега успешны, мы орем об этом на весь мир, тогда все остальные даже просто успешные начинают считаться неудачниками.

  • Все очень просто, первая игра в линейке работает на будущее, на то, как ты будешь продавать вторую часть. А Тейлор сглупил и прогнулся в Supreme Commander 2, который, продался, насколько я понимаю, ощутимо получше, но для поклонников серию буквально похоронил.

  • Shoogo

    Вы путаете с кикстартером…

  • SXX

    Тейлор сам по себе вряд ли вообще что либо решал, т.к права на серию принадлежали THQ.
    Не согласился бы делать он, отдали бы заказ другой студии.

    А вот THQ глупили очень часто, что их и привело к ожидаемому результату.

  • Гость

    парадоксы нашли нишу, но сильно в свои проекты не вкладываются, выдавая посредственное качество. зато с интересными идеями, надо отдать им должное.
    старкрафт 3 купят, тотал вор 10 купят, а полностью новая игра может запросто провалиться, никто рисковать большими бюджетами в этой нише не хочет. собирать мелочь на кикстартере для узкого круга фанатов, но опять же используя старые имена.

  • Guest

    Хах и мне нравятся как раз стратегии со строительством баз и нанятием войск в реальном времени наподобии CNC, да вот сейчас они редкость. Довольствуюсь пока Сёгуном и Wargame EE, очень уж мне эти французские Eugen Systems нравятся после отличной игры RUSE

  • Слушай, скорее да. Я давненько не играл в уорлока, так что забыл этот нюанс. Но сессии там длиннющие, не на пару часов, поэтому проходить их мне вот лично очень тяжело. Вот бы подобного рода скирмиш на 2-3 часика =)

  • SXX

    Если у парадоксов «посредственное качество», то у кого по твоему глобальные стратегии лучше?
    К тому же зачем вообще рисковать большими суммами?

    Для стратегии не нужна лицензия на Unreal Engine, не нужны 10 миллионов на CGI ролики, стратегии даже сюжет иметь не обязательно.

    Фишка ведь как раз в том, что можно подготовить минимально рабочий проект и начинать собирать вокруг себя аудиторию, понимать что аудитории нравится, а что нет, начинать собирать предзаказы.
    Т.е для того чтобы проверить концепт новой игры совершенно не обязательно рисковать миллионами.

  • Гость

    про «посредственное качество» я имел ввиду популярную магику, которую потом добили патчами, но первое впечатление самое важное, и именно оно висит на метакритике 🙂
    может с другими играми у них лучше, но они сами говорили, что у компании такая политика, иметь в разработке несколько недорогих игр, и если одна из них провалится, ничего плохого не случится (к сожалению, источник не могу сейчас найти, может что путаю)

  • Oleg V. Volkov

    Это вы японцам расскажите.

  • Дмитрий Ткаченко

    верните классические ртс! я хочу строить базы!
    после дар крусейда для меня не было вахи.
    генералов мне верните: ) и не фтп какой-то, а полноценную игру! властелин колец на стол мне, будьте любезны!
    п.с. старкрафт пародия на ваху, интересует только компания — мп идет лесом.

  • Ну, не совсем, там ты строишь оборону, а враги ее атакуют.

    Оборона — игра про tower defense по сути, где надо направлять врагов и прятать ресурсы и главное здание.

    Атака — игра про грамотный выбор войск и грамотное их применение — всех сразу с одной точки посылать нельзя, потому что бомбы, распыляться не всегда можно, плюс есть еще воздушные юниты и спеллы.

    Не Starcraft, средний бой на 3 минуты, но весело 🙂

  • SXX

    Ну так это называется дифференциация рисков. И в этом нет совершенно ничего плохого, это и для создания стратегий он подходит как никак лучше.

    Стратегия это как раз тот жанр который всегда можно запатчить.

    Первое впечатление может быть важным для игры которой ты отдашь 10-30 часов своего времени. Но стратегии это другой жанр вообще, тут аудитория которая готова отдать игре по 8-20 часов каждую неделю (!!).
    А потому аудитория обычно понимает, что безбажного софта не бывает, что AI тоже не сразу идеален, что иногда надо наложить временный фикс, и так далее…
    Для сравнения: Witcher 2 это очень хорошая игра, но играл я в неё (её брал на GOG*е поэтому тут моя оценка) наверное часов 90-100. А в Supreme Commander цифра наверное будет порядка 1200-1500. Знаю некоторых людей у которых сейчас в Crusader Kings 2 уже по 500 часов наиграно, хотя она выпущена год назад 🙂

    Т.е любитель мультиплеерных RTS или глобальных стратегий на одну игру может потратить больше времени, чем какой нибудь консольщик на все купленные игры.
    Именно поэтому такая аудитория может заплатить в 4 раза больше денег, чем любая другая, главное её правильно мотивировать. 🙂

  • Ashby

    Я особо и не помню времени, когда стратегий было прям море. Их всегда выходило немного, но радовать они могли очень долго. Если речь именно об RTS, то тут, возможно, правда, но фанаты стратегий не одними RTS же живут.

  • Nekitosh0

    Пусть сколько угодно хоронят. Эти мудаки ради пиара готовы любой бред нести.

    ПС3 у них с технологичным графоном, ПК игры не продаются, на консолях нет пиратства, а теперь стратегии умирают(помню в 2002 тож про это все говорили).

    Только вот в стратегии можно играть десятилетиями (редалерт, тибериум, цива, стронгхгхолд, скоро еще и кох1), а многие шутеры кроме винов 2000-2005 на 1 раз. Даже эконом стратегии и те выходят(тропико, маjesty, поселенцы, омерта, симсити).

    ПК как всегда на коне ибо стратегии и рпг продолжают радовать. К коху, редалерту2 новые карты целыми пачками штампуют, а в 3 героях, циве и вовсе генератор карт.

  • 96-й-2000-й…

  • звучит ничотак

  • Ashby

    Опять же, сколько там RTS было? Не спорю, самые плодотворные года, но в 2013 об этом вдруг вспомнить, когда схожая ситуация уже несколько лет держится.

  • Гелла

    Кажущаяся смерть. Просто в хорошие стратегии можно играть и десять лет спустя, и несколько месяцев кряду, в то время, как в остальное… ну, вы поняли.

  • Дмитрий Ткаченко

    а я тупо старым генералами :))