Почему рецензенты должны получать игры бесплатно

Это будет очень короткий пост, просто этот вопрос довольно часто задают те, кто в журналистике не работал.

Так вот, есть такое понятие, как «невозвратные издержки» — это то, что вы заплатили за какой-то продукт и вернуть не можете: цена билета в кино, диска с игрой, разработки собственного движка или суда с Apple. Иногда эти невозвратные издержки приводят к иррациональным решениям — так называемое Sunk Cost Fallacy.

Вкратце — человек, который потратил деньги на что-то скорее будет его защищать, чем тот, кто денег не тратил. Это относится не только к играм, но к любым вложениям в товары не первой необходимости.

В тех случаях, когда у покупателя был выбор, он будет этот выбор оправдывать — Android или Apple, Black Ops II или и дальше играть в Mark of Ninja.

Если выбора не было (туалетная бумага, хлеб), то и оправдывать себя не за что.

Когда рецензент получает игру бесплатно, у него не образуется «невозвратных издержек» и желания ее оправдывать.

Есть другая проблема — каждый человек чувствует себя обязанным, получая подарок. Но это относится скорее к коллекционкам, дорогой сувенирке и прочим необычным вещам, потому что просто игры в сезон прессе выдают десятками в месяц. Это «станки-станки-станки» из старого анекдота.

Почитайте еще про эскалацию этого феномена, когда человек продолжает покупать и хвалить плохой продукт только потому, что в него уже вложено слишком много средств и эмоций — и поэтому сложно сменить четвертый iPhone на Android или третью PlayStation на Xbox.

Вспомнил еще один забавный случай, рассказывали коллеги из Британии. Когда-то один дистрибьютор автомобилей организовал журналистам одного издания очень выгодную скидку на определенную марку автомобиля. Хорошего автомобиля, что вы. И следующие пять лет этот журнал единодушно и совершенно искренне хвалил данную модель: хорошая машина за свои деньги («невозвратные издержки»), все друзья на такой ездят («социальное давление»), да и в дистрибьюторе — хорошие парни («обязанность поблагодарить»).

  • пересылайте промо версии приму в дар за милую душу.

  • xhouse

    1.

  • Роман Перов

    Готов подписаться под каждым словом, так как сам уже год пишу (а недавно начал монтировать) обзоры на игры как любитель. Это приносит большую пользу в качестве навыка и призовых мест на различных игровых порталах. Поэтому возможно торренты вполне могут пригождаться поначалу тем, кто пробует себя в качестве игровых критиков. Однако, сам предпочитаю покупать лицензию по мере возможности.

  • Роман Перов

    Свяжись с чуваками торгующими, Стим-кодами и рекламируй их магазин. А они тебе игры нахаляву =)

  • А сколько было еще смешных историй из серии «Ах, вы на нашу игру уничижительную рецензию написали? Ну все, присылать вам ревью-копии больше не будем».

  • Владимир Кирменёв

    но в целом да для правильной рецензии игры нужно быть оторванным от сопутствующего, например в большинстве обзоров про дьябло 3 было чуть ли не по два абзаца про проблеммы запуска, что конечно печально, но в обзоре который должен быть актуальным минимум год для этого есть всего 2 строки. я даже видел обзор который был полностью построен вокруг проблем запуска про саму игру гдето шесть строчек умещающихся в твит.(впрочем говно-обзоры они на то и говно-обзоры)

    ЗЫ некоторые примеры синтетические.

  • Есть еще один прикол — цена игры — достаточно важный тоже фактор, и его желательно тоже учитывать по ситуации, даже если лично игру получил бесплатно «по работе».
    А вообще — мне кажется, ситуация с «купил за свои деньги» не настолько однобока. То есть, кто-то станет защищать (потому что, раз купил, то не говно же купил), а кто-то станет жалеть, что потратил деньги и станет более злостно игру критиковать, чем она того, возможно, заслуживает.

  • 2. Эмоциональные вложения сильнее финансовых, но тут ничего не поделаешь.
    3. Чтобы перестали задавать вопрос, вынесенный в заголовок. Я свои игры в основном покупаю, хотя иногда 1С-Софтклаб по старой дружбе выдает коды.

  • 2 > В изданиях редактор не выбирает наобум, кому отдать игру на рецензию. А именно из опыта и предпочтений конкретного автора. Любит и разбирается в ММО? Тогда сможет сказать, хорошая эта новая конкретная MMO, или нет.

  • И сколько из них реально потом не присылали ревью-копии? 🙂

  • Jaggens

    А ревьюеры и критики — это уже одна ниша в индустрии?

  • Duran

    А почему именно защищать? Если я потратил свои кровные на что-то, что оказалось не того качества, на которое я рассчитывал и вдобавок я не имею возможности его вернуть — я буду это скорее ругать, причем более ожесточенно чем те, которые получили это на халяву. Когда ты не тратил деньги, тебе нет смысла особо изгаляться, не зря же говорят — на халяву и уксус сладкий.

  • Владимир Кирменёв

    тут сильно не повернёшься вариант один найти тех конкретных обзорщиков мнению которых ты доверяешь и оценочные схемы игры близки к твоим, но также полезно читать тех у кокго противоположное мнение. я за тех журналистов которые пишут для людей умеющих делать осознанный выбор, остальным всёравно не угодишь.

  • Большим изданиям и порталам продолжали присылать. А вот маленьких вполне могут игнорировать, если те не идут на попятную. Но это мои домыслы, я не в курсе.

  • Да, цену надо учитывать.

    Но еще надо понимать, что цена относительна — и не только в сравнении с другими играми (покупать Black Ops II за 60 баксов, когда Quantum Conundrum сейчас бесплатно в PS Plus?), но и с доходами игроков.

  • Вообще-то нет, не будешь. Публично не будешь, потому что это был твой выбор: покупать или нет и ты совершил ошибку. Большинство людей не будут это публично признавать: лучше промолчат, чем станут ругать.

  • «продолжает покупать и хвалить плохой продукт» «сложно сменить четвертый iPhone на Android» 0_o Ну у вас и выбор примеров, батенька.

  • Да, я потому и сказал «по ситуации». То есть, это как и вопрос с вещами, которые *может* исправят патчами — лучше учитывать, но возможно не сильно акцентировать. Ну, разве что если, конечно, не когда какое-то совсем редкостное говно за 60 баксов. Или как с Кейн и Линч 2 вышло — на консолях при старте за полные 60 баксов это был ужас. При покупке в Steam за 5 баксов это очень классная атмосферная штука)

  • На практике обычно высылают, потому что это симбиоз — пресса нужна издателям так же, как и издатели прессе.

    Мелким могут и просто так не высылать, вне зависимости от того, какой была предыдущая рецензия.

  • Четвертый Android на iPhone, ок? 🙂

  • xhouse

    Ну то есть недавно была поднята тема пиратства и журналистики — считать ли журналистом — играющего в пиратку.
    Добавив этот пост — подытожу к чему я вел. Получаем: тоже самое — что пиратка, что игра выдана бесплатно — не должно влиять на то насколько хорош игровой журналист.

  • No way. Это вообще разных ниш продукты. Samsung может и рада перейти на iOS6, да ктож ей даст?

  • Про патчи в консольных версиях более-менее понятно что делать — куча народу игру не пропатчит, надо писать про глюки. А вот с онлайновыми играми, непонятно — они через полгода могут отличаться в лучшую и худшую сторону..

  • В США была какая-то лазейка про fair use, в том смысле, что для общественного блага («РАССКАЗАТЬ ВСЮ ПРАВДУ ПРО RESIDENT EVIL!») пиратские продукты можно использовать.

    Но в современном мире пиратская игра — обрезок, по нему рецензию все равно не напишешь.

  • Duran

    Так я же игровой журналист — обзор моя работа, покупка все равно вынужденная. В конце-концов репутация, нет?

  • Если покупка именно вынужденная, без выбора — хвалить не будешь скорее всего, да.

  • herohascome

    Ну вот и новая отмазка для пиратов готова: «Я не пират, я — тонкий игровой ценитель!»

  • Так ведь часто про тех кто качает с торрентов говорят что они не ценят то что достается на халяву. А на журналистов это не распространяется разве?

  • Да ладно, смартфон и смартфон, ЦА очень сильно пересекаются

  • Скажем так, в сферическом вакууме рецензент должен быть профессионалом, разбираться в индустрии и этим отличаться от детей с торрентов.

  • И оба, заметим, хорошие. Никаких там «Так много усилий вложено, что не хочет менять плохой продукт на хороший».

  • И оба, заметим, хорошие. Никаких там «Так много усилий вложено, что не хочет менять плохой продукт на хороший».

  • Ага, и именно поэтому аудитории iPhone и Android так грызутся по всему Интернету

  • Ага, и именно поэтому аудитории iPhone и Android так грызутся по всему Интернету

  • Рецензенты.

  • Рецензенты.

  • Да, правильно

  • Да, правильно

  • xhouse

    Выдаваемые басплатно игры — ведь тоже могут содержать баги, глюки, лаги. Все ли такие игры — можно считать «не обрезками» — тоесть тотже мультиплеер работает в них?
    Я не против выдавания и только за — я скорее интересуюсь кому выдавать эти игры — тоесть — как выбирают издатели/разработчики. И есть ли лимит — или чем болше тем лучше.

  • Для первых рецензий выбирают издания покрупнее и журналистов полояльнее — но с этим легко бороться, если рецензии распределяет главред. В последнее время правда популярна лазейка «присылайте рецензента к нам в офис, мы боимся пиратов», но в нее уже никто не верит.

    А игры для рецензий второй очереди раздают по-моему вообще всем.

  • dmishe

    >суда с Apple

    новые цены на чипы спасут отца демократии

  • эффект четко виден на графике, который я строил пару лет назад по данным IGN (а также геймспота и метакритика, и там получаются похожие кривые). на картинке — плотности распределения оценок для 535 игр, вышедших на Xbox 360 на середину 2010 года (по 10-балльной шкале) — видно, что средневзвешенное пользовательских оценок сильно смещено вправо, и дисперсия гораздо меньше. вообще там довольно интересные результаты вылезали — к примеру, что оценки журналистов действительно влияют на объем продаж (если считать данные VGchartz валидными), но опубликовать так и не вышло, к сожалению

  • А я такое почитал бы

  • кстати, на escapist-expo Ятзи или Стерлинг говорили то же самое

  • MG

    +1, я бы тоже почитал. более того, давайте подготовим это и опубликуем.

  • xhouse

    Итого — у читающего не должно возникать вопросов — как была получена игра. Но здается это волнует только вот наших читателей/игроков, я бы удивился если бы возник такой вопрос читая IGN, GI, Polygon(случайная выборка), что говорит о том что зависть фиговая штука. Также и рецензент не должен акцентировать как была получена игра — с одной стороны пахнет хвастовством, с другой качественней/хуже игра от этого не станет.

  • Расскажу из личного опыта отношений с издателями. Все они дают игры на обзор бесплатно и это правильно с разных точек зрения. В то же время, многие не дают игры, когда знают, что конкретный их проект получился плохим. Тогда либо нет обзора вообще, либо если автор покупает за свои, то здесь уже игре не позавидуешь, в основном он на ней отрывается по полной. Поэтому вывод, даже если вы дорогие издатели знаете что проект проходной получился, лучше дать игру прессе, ну да сегодня у вас такой себе проект, но все равно даже у весьма проходной игры есть своя аудитория и она об игре узнает-почитает из обзора. В противном случае такую проходную игру, купленную за свои, могут оценить еще хуже чем она есть на самом деле.

  • Был хороший TED talk на эту тему. http://www.ted.com/talks/dan_gilbert_asks_why_are_we_happy.html

  • Эх. У меня вообще был пост не про то, как игрожур получает игру, а про то, какой он подает пример игрокам, если пиратит. Звучит одинаково, но акценты разные.
    Дальше. Западные читатели не задают вопросов, потому что у них вообще так не заведено лол, да и у нас не часто, просто иногда всплывает.
    Конечно не должен, я вообще не видел, чтобы кто-то писал об этом.

  • От блогера до редактора Страны Игр — один шаг!

  • xhouse

    Ну вот скажи мне какой акцент будет у Dreamfall Longest jorney — пиратской рецензии и полученной бесплатно версии. Если никто не напишет о том как они получили игру.
    Пост у тебя как раз и про то и про это — чья рецензия кому понравится — того и будут читать — и тут уже будет не важно(как это обычно бывает) пиратка или нет. И в итоге все клали на то какой пример подает рецензент.

  • Это глупо, конечно, сравнивать переход с iPhone на Андроид с играми.
    Я не могу так перекатится из-за разросшейся яблоифраструктуры дома и всей музыки, приложений и всего остального в iTunes, что уже стало удобно для меня.
    А переход c PS3 на XBOX тем болие. Я уже накопил игорей и как коробочных, так и в PSN. игра. я почти что только в консольные или сониэксклюзивы (потому что мало играю, да и мультиплатформа редко бывает win-ом). Купил бы Бокс, но просто не понимаю, зачем он мне будет нужен? Ведь для мультиплатформы есть PC.

  • Ну если я писал пост, то может мне виднее, о чем он? Или ты это тоже оспоришь?
    Ты просто зацепился за одну тему и все.
    И если судить с твоей колокольни, то ты прав офк, можно писать и по пираткам, дело хозяйское.

  • Булщит. Что, мало в инете постов типа «Ходил в кино, уснул. Фильм — говно»?

  • amadej

    и другим бы почитать дал, ага? 😉
    PS i’m fucking serious
    PPS давайте, уже, договаривайтесь между собой )

  • В общем и целом ты прав. Хотя надо не забывать и другую сторону медали — тем, что добрые поступки могут на тебе же и каюкнуться. Типа делаешь людям добро просто так, ничего взамен не требуешь. Люди это (что ничего не должны) знают. Теоретически. Но на практике внутри их продолжает гложить чувство обязанности. Чувство негативное, которое никак не убрать (тем более что обычно люди сами не понимают, почему же им неспокойно). И начинают ассоциировать душещемящие ощущения с личностью добродеятеля, с соответствующими выводами, действиями и подлянками. Поэтому делать добро надо крайне осторожно, а когда делать, то требовать взамен какую-нибудь символическую трату. Хотя догадываюсь, что такой проблемы у игрожуров нет т.к. рецензия выступает в роли этой платы.

  • можно подумать об этом — напишите мне на фейсбуке, например

  • Да! Имеенно потому, что объективно доказать, что что-то лучше, практически невозможно.

  • Так получается для издателя выгоднее не давать игры, тогда можно увеличить положительные отзывы для своих игр.

  • Извечная дилемма — за деньги или бесплатно получать контент для рецензирования. Конечно, существует опасность, что заплатив деньги человек начнет оправдывать свои вложения, но ведь очень сильно зависит от человека. Оправдывать обычно начинают лишь в том случае, если потрачены серьезные. Например, игры для мобильных платформ по доллару-двум можно закупать пачками (если ты не нищий студент, конечно), тогда как закупать в таких объемах автомобили или игры для консолей (разные порядки, но суть та же — малодоступное удовольствие для широких масс) может крайне ограниченный контингент.

    Решение этой проблемы довольно простое. Журналист обязан писать о том, что ему доступно, о том, чью ценность он полностью осознает. Смешно читать обзоры дорогостоящих смартфонов за авторством бедных студентов, которые смогут себе позволить объект обзора/рецензии приобрести лишь в кредит.

    Дисбаланс оценки по цене объекта рецензии зависит напрямую от того, кто пишет. Вот вы, Сергей, можете себе позволить десятки гаджетов, игр, можете кататься по выставкам, и ваше мнение в глазах читателей выглядит объективным. В тоже время обзор игры или гаджета от непонятного юноши будет предвзятым априори. Пусть он сотни гаджетов через свои руки пропустил, в сотни игр поиграл — если он не может позволить себе это купить, то и скорректировать оценку в контексте «за эту цену — оценка такая» не сможет. Просто потому, как нет у него денег.

  • Но тогда рецензий будет меньше и они будут позже

  • Дилемма) Просто в статье указан только один вид последствий

  • О чем? 🙂

  • dracula_x

    Теперь понятно, почему так много поклонников у Samsung 🙂

  • Ха! Вот ровно обратная ситуация. Бокс + экосистема вся на винде и даже не передать, с каким облегчением я сбагрил 4S свой и с каким удовольствием купил нормальный Андроид.
    Но вот насчет «перекатиться» я даже не думал если честно. Рассматриваю конечно покупку б/ушной PS3 для эксклюзивов. Но имхо, консоли друг другу никак не мешают, чего нельзя сказать о девайсах, которые завязаны на домашнюю экосистему.

  • Касательно мировой, то бишь американской игровой прессы — согласен. Касательно СНГ — не тот уровень у прессы, что бы им вообще что то давать. Причем сами виноваты. Если издатель дает рекламу в журнал — давление оказывает главред. Дескать они же кормильцы наши, а ты что? Или если журналист откушал водочки с черной икрой на презентации — давление уже оказывает продюсер проекта. Типа или выблевывай черную икру или проникнись симпатией к проекту на момент написания обзора или превью. Кроме того, если прессу не причесывать и вообще за ней не следить, то уйдя в самостоятельное плавание игрожуры начнут выдавать адские опусы, как это было с прошлогодней КРИ. Все тут как то сложно )

  • Какая индустрия — такая и пресса.

  • Типа кто-то другой раздает телефоны бесплатно? 🙂

  • Роман Перов

    Я имел ввиду критические обзоры — рецензии. Мои видеообзоры тоже сделаны по образу рецензий, со значительным количеством критики. Если хотите найти мои работы погуглите по имени меня — не хочу здесь оставлять внешние ссылки. И кстати, к словам придираться — тролльчатиной пахнуть =)

  • meat

    Вот из-за второго пункта на мнение шурнашлюх уже лет 5 как наплевать. Зачем слушать продолжение маркетингового отдела, если можно почитать комментарии пользователей, которые уже купили и обожглись?
    Взять хотя бы недавний хком, все журнашлюхи как один орали что это игра года, достойный наследний ufo, 10 из 10 итд. И ни один не заикнулся про убитую в говно тактическую систему, которая даже хуже оригинала, не говоря о том же сайлент шторме. Хотя на форумах из-за этого игру смешивали с говном и правильно делали.

  • Я купил XCOM и я по-прежнему считаю его хорошей игрой. Может не «10 из 10», но очень хорошей.

    Что я делаю не так?

  • Jacken

    не раз ходил в кино на плохие фильмы и из-за того, что я заплатил за билет, лучше они не становились.
    к покупке игр всегда подхожу основательно и плохих игр у меня в коллекции нет. если бы я ошибся, то просто продал бы игру на барахолке и забыл о ней. мы же не в пещерах живем все таки, чтобы играть в говно только потому что оно у нас есть.

  • Anhra

    Большое спасибо за статью! Давно об этом думал, но не мог выразить словами. Я насчёт игр делаю так: прохожу один раз, если через некоторое время хочется вернуться к игре — значит она любимая, покупаю =) Никаких издержек =D

  • datacat

    Посыл понятен, но конкретно в UFO тактическую систему заменили на другую механику, а олдфаги орали главным образом из-за того, что оно не было похоже на старые игры. Мне, например, эта механика вполне нравится.

    так что этот способ ничуть не лучше. Старперы хают все, что не похоже на то, к чему они привыкли, новичкам не с чем сравнивать. В результате получается несколько замкнутых кругов серклджерка и единицы алмазов в тоннах говна.

  • во-первых кино ни при чем, там не выбирают а идут на то что в прокате.

    а во-вторых в инете сильно больше отзывов по эплу (деабло3, китайские автомобили, выбирай что угодно) где post-purchase rationalisation в полный рост

  • Иван

    «» — на маке альт+Ъ, альт+шифт+Ъ.

  • Обзоры тоже пишутся по тем играм, которые только что вышли. Выбирать особо не приходится. К тому же Сергей сам приводит в пример кино и «цену билета».

  • Я вам щас расскажу почему.
    У вас только 4S. Одним островом в море. Конечно, он будет казаться обрубком во всех отношениях. Скажу даже такое, синхронизация закладок между устройствами стала для меня откровением,
    А уж против нормально Андроида, я, кстати ничего против не имею. Только вот экосистема, с-с-с.
    Чесно, я не знаю как сейчас там с экосистемой XBOX + Windows, но когда я брал PS3, на ней были и те игры, которых не было на PC и вроде как тем же PSMS можно было организовать потоковое видео почти в любом формате, лишь бы Wi-Fi канала хватило.
    Я не говорю, что вы не правы (разве я говорил?). Просто причина того, что я остаюсь с той же Sony PS3 в том, что она уже и аксессуарами обросла, и Ucharted, с Killzone и Resistamce я бы не поменял на Halo и Gears of War. А iPhone. Ну вы поняли меня, покупать один только айфон в любом случае глупо, без собратьев он не может львиной доли своих приятных фич 🙂

  • Artem Arhipov

    Так правильно ли я понимаю сермяжную правду сего поста, что покупаю=склонен хвалить, а значит издателям просто нет резона раздавать ключевые релизы бесплатно? Ведь если потенциальный хит, то жур помнется-пожмется, но раскошелится на.

  • В перечисленном списке не хватает откровенных пресс-туров, чтобы редакция полюбила игру ещё на этапе её полировки. Поездки в HQ Порше и оценки NFSWM2012 нам как бы говорят, что журналисты это любят, да.

  • amadej

    что первый даёт второму почитать материал, и, если он ок, раздаёт чтиво дальше )

  • Jaggens

    Я и не придирался, а задал вопрос, ответ на который меня интересовал. Видеть тролльчатину там, где ее и в помине нет — это достаточно тревожный звоночек.

  • Meat

    Я в первую очередь покупал xcom как тактику. Во вторую очередь как продолжателя серии и только в третюю как хорошую игру. Первые 2 пункта требуют более глубокого вникания, 3-й нет. Первые сутки я тоже считал это игрой года и только после долгих разборов наступило разачарование. Возможно вы сильно не вникали в игру, или не большой фанат тактик.

  • meat

    Другая механика — это е5. Тут, кастрированная механика первых частей. Если тот же сайлент шторм был прыжком вперёд, по отношению к ja и ufo, то тут прыжок назад относительно механики и разрушаемость на уровне 95 года(а может даже и хуже). Стратегическая и тактическая часть лучше не стала, но появились красивые катсцены со взлётом интерсептера, аплодисментами на сбитую тарелку и зелёный свитер. Но, как говорится про ммо: «В первый день видишь солнце, траву, героя и монстра, в 101-й день видишь статы, лут, дпс и мобов».

  • поэтому я качаю с торентов)

  • Конечно одна. С развитием интернета критиком может быть кто угодно. Раньше была проблема, что о новом фильме или книге можно написать только в газете или журнале, потому был только ограниченный контингент людей. Появился интернет и это исчезло, так же как и исчезла «элитность» критики, как имевшей эксклюзивные проходы на показы. А в эпоху до видео и интернета, фильмы можно было увидеть только в кинотеатрах. Даже старые, вышедшие много лет назад.

    Со временем появилось видео, которое убило «элитность». теперь даже житель деревушки в Пенсильвании может посмотреть фильм, который показывали только в ограниченном прокате. А появление интернета, еще и убило возможность на эксклюзивное право высказывания.

    Теперь разница только в том, кто и как умеет высказывать свои мысли на словах. И только. А тут уже нет значения, работаешь ли ты в издании, или любитель с блогом. Всё зависит от навыков и владения языком.