На смерть индустрии

— Пойми, Сергей, игровая индустрия умирает. Во что мы играли последние пару лет? Одни и те же стрелялки, бездумные, глупые, зрелищные, но совершенно безыдейные. Классики прошлых лет нет, никому она не нужна. Новое поколение не вспомнит про те проекты, которыми мы жили, нет, в которых мы жили несколько лет назад! Дальше — путь в никуда, возврата нет, мы перешли Рубикон и катимся в пропасть. Но никто этого не понимает.

Я согласно киваю. Это очевидно — игровой индустрии конец и я один из тех, кому посчастливилось застать ее зарождение, расцвет и смерть в течение человеческой жизни. Мы молча допиваем свой сок и идем на математику.

На дворе 1992 год, мне 14 лет и я знаю всё обо всём на свете.

Потрясения в игровой индустрии происходят с завидной регулярностью раз в несколько лет. Только за последние десять лет у нас были кроссплатформенные, мобильные игры, социальные игры, браузерные игры, стриминг, f2p, MMO, DLC, подписка, казуалки, motion controls.

Каждое из этих нововведений потенциально было разрушительным. Будет ли интересно кому-то нажимать на кнопки, когда можно размахивать мечом? — спрашивал читателей примерно каждый второй журналист из бизнес-прессы. Захочет ли кто-то покупать игры по 60 евро, когда есть похожие корейские бесплатные игры? Стоит ли делать квесты с сюжетом, когда публика любит простые Hidden Object про вампиров?

Если вам больше 14, то давайте я освежу вам память. Фантасмагорию помните? Помните пришествие клонов Diablo и Starcraft, когда казалось, что игры будут двух типов — киношные квесты с живыми актерами и стратегии с элементами action/RPG? Или игры с избыточным насилием, когда после выхода Mortal Kombat играм пророчили роль революционера в медиа, а кто-то ждал от них такой себе Видеодром Кроненберга наяву.

Копнем глубже? Все игры должны были быть на ТВ. Совместив телевизор и телефон можно было создать революционную телепередачу, когда игроки из дому управляют персонажами на экране миллионов телевизоров и сражаются за реальные призы. Вы представляете себе потенциал? Это убьет обычный спорт, потому что каждый — игрок.

С другой стороны, игры никому не нужны. Как показал опыт Atari, это просто фад, пузырь, надутый ушлыми бизнесменами от так называемой «индустрии». Как модная кукла, они продержались на полках всех магазинов всего несколько лет и вот уже никто не хочет покупать очередную поделку. Какие-то квадратики на экране, кому это интересно, лучше купить детворе пару новых Cabbage Patch Dolls, вот они на рынке точно надолго.

Дальше. Представьте себе игру, которая транслируется по спутниковому каналу и выходит эпизодически — как сериал, но интерактивный, который ты включаешь каждую пятницу и проходишь за час-полтора. Чего только не придумают эти японцы.

Еще дальше? Игры? Это где ты крутишь ручку осциллографа, а на экране бегает точка, изображающая шарик для пинг-понга. Что за глупость, сэр?

Иллюстрация: jasinski

  • herohascome

    По-моему, у кого-то прикипело С:

  • Сложно двадцать лет слушать одно и то же про смерть индустрии. 🙂

  • Duran

    Помню читал про смерть кинотеатров, дескать кому они нужны, когда у тебя дома тв.

  • Представьте себе игру, которая транслируется по спутниковому каналу и выходит эпизодически – как сериал, но интерактивный, который ты включаешь каждую пятницу и проходишь за час-полтора. Чего только не придумают эти японцы.

    Ну а как же Walking dead, разве это не этот самый зародыш?

  • У меня для вас новости http://en.wikipedia.org/wiki/Satellaview

  • 0xotHik

    «- Пойми, Сергей, игровая индустрия умирает. Во что мы играли последние пару лет? Одни и те же стрелялки, бездумные, глупые, зрелищные, но совершенно безыдейные. Классики прошлых лет нет, никому она не нужна. Новое поколение не вспомнит про те проекты, которыми мы жили, нет, в которых мы жили несколько лет назад! Дальше – путь в никуда, возврата нет, мы перешли Рубикон и катимся в пропасть. Но никто этого не понимает.»
    Фига себе у вас разговоры были в 14 лет 🙂

  • Смерть игровой индустрии? Не верю, так сказать)

  • И еще они в 14 лет перед школой сок пили, да.

  • В столовке!

  • Solid Eye

    Читаю голосом доктора манхэттена

  • главное, чтоб не Роршаха!

  • Tartaglia

    Надо же, а я уже и забыл про эти опыты с телеком и тефоном в тоновом режиме. Может, и сейчас ещё есть где?

  • Никаких компромисов! Даже перед лицом Армагедона!

  • katarn

    Так правильно, что-то постоянно умирает. 1997-2004 — постоянно были Starcraft/AoE-клоны, сейчас заметных RTS в понимании конца 90-х нет в принципе — только сам Starcraft 2.

    Не вижу никакой проблемы в том, что когда-нибудь вымрут все мои любимые жанры («Назад в будущее 2»: «В эту игру надо играть руками? Фу!»). Просто перестану играть и пофиг.

  • Конечно 🙂

  • мимопроходил

    Для меня кинотеатры уже начали умирать. Завтра премьера фильма по мотивам Silent Hill 3, который будет только в 3D, а я его не вижу.

  • Inetto

    Я в том году в первый класс пошел, и школьный приятель первый раз показал мне спектрум и каратеку.:) Настальгия…

  • А кто говорит то? Обычно те, кто предрекает скорую смерть чего-либо (ПеКа гейминг!), либо вообще некомпетентны, либо просто балаболы.
    И да, новые консоли же должны немного прикрыть рты.

  • Почему нет?
    Еще например Бэйн неплохо декламирует =)

  • Да в комментариях регулярно 🙂

  • Лучший пост за год!)

  • Под Pruit Igoe!

  • та вроде все уже привыкли) это как календарь майя: «вы знаете что мы все умрем 21 декабря?! — да? супер.»

  • Zaku

    «Пхфи, Бетхфен, ихрофхаяая ифия умфт.»

  • игру HUGO такими и были, звонишь на телепередачу и цифрами управлял кузей)

  • Slender man

    3D видят все, как так… или в смысле в вашем кинотеатре нету?

  • Zaku

    Кстати по теме: Супермен станет блогером по причине смерти печатной прессы. В истории супермена правда она, как любой супергерой, помирала уже примерно 3 раза:
    http://www.comicsalliance.com/2012/10/23/superman-quits-daily-planet-newspaper-blogger-lois-lane-news/

  • По поводу блогеров хорошо пошутили в The Newsroom: «Еще одна такая ошибка и ты станешь популярным блогером!»

  • Но идея хорошая, веселая =)

  • Ничего не могу сказать про смерть индустрии, но за картинку огроменное спасибо!

  • крокодил

    У меня только один глаз нормально видит.

  • Mrmb

    Простите пожалуйста.
    А вообще это зло, когда не дают выбора смотреть в 2D или 3D, в этом смысле, кинотеатры, если и не вымирают, то деградируют точно

  • У меня похожая проблема и я в 3D я просто вижу 2D-картинку в очках.

    Правда в хороших кинотеатрах я 3D все же вижу, но я в детстве лечил амблиопию несколько лет.

  • да вы к Ктулху взываете, сударь

  • Solid Eye

    Даааа

  • bigblacksexcop

    Ну, на самом деле, долгая, растягивающаяся на годы, агония не всегда лучше смерти. Классические CRPG умерли, и теперь их не возродить даже Бренде Брэтуэйт. JRPG эпохи SNES умерли. Сменившие их JRPG эпохи PS вслед за всей японской индустрией перенесли жесточайший кризис и перебрались в большинстве своем на портативки, и их выходит все меньше и меньше. Даже мид-кор РПГ Bioware середины нулевых выродились в DA2. Когда тот жанр, который для тебя и есть игры, подстраиваясь в том числе и под технологии, которые вы перечислили, изменяется до неузнаваемости — это хуже чем смерть. Это — зомби и uncanny valley.

  • Trololo

    Есть хорошая относительно свежая книжка Ready Player One, где, помимо сотен отсылок к музыке, фильмам и играм 80-х, есть несколько интересных идей развития игровой индустрии. Например, дать пользователям возможность играть главные роли в своих любимых фильмах. Разумеется, подобные вещи станут возможны только с распространением виртуальной реальности, так что дело не только за идеями, но и за железом.

  • В девяностых как раз было движение: Давайте снимать интерактивные фильмы с разными вариантами исхода, а зритель будет или главным героем (POV) или выбирать, что происходит.

    Из первого только порнуха получилась интерактивная в итоге 🙂

  • не самый плохой результат 🙂

  • Trololo

    Ну это немного другое всё-таки. И я думаю, если бы у нас существовала полноценная виртуальная реальность, такие фильмы пользовались бы большим успехом (не говоря уже о порнухе).

  • игры-сериалы? это на реальном примере или просто придумалось?

    если придумалось — такое можно ведь хорошо продать сейчас. вот в Mass Effect 3 еженедельные ивенты только и держат в мультиплейере до сих пор.

    а потом появится себе такой HBO от компьютерных игр — и будет вам возрождение. каждую неделю — по порции Балдурс Гейта. 🙂

  • блин а че делать то теперь? книжки читать?

  • В девяностых Nintendo пыталась

  • Можно начать с того, что читать посты, которые комментируешь.

  • кажется мне, можно ещё раз попытаться. только не всякой компании это подойдёт. Bethesda или Blizzard такого делать не будут, а вот ЕА могли бы и попытаться.

  • У Telltale неплохо получается

  • Элита! У нас в столовой был либо чай, либо компот.

  • Хах, вот если бы мне в 1995 году, когда я сидел и играл в Super Metroid и неподдельно по детски охуевал просто со вступительного отрезка игры, показали бы хотя бы какой-нибудь HL2, Uncharted или там современных метройдов…

    Я бы просто наложил в штаны от невероятности происходящего и восторга. Да что там, покажи мне в 2004 году Dishonored впечатления были бы не менее бурными. Примеров на этот полёт фантазии может быть много. Каждый может представить, готов побиться об заклад.

    А теперь посмотрите на это ноющее похоронное бюро этой вашей индустрии. По моему, кто-то просто зажрался или им просто пора сменить сферу интересов.

  • Ух ты, клево.

  • Та же история и у меня, ничего, хожу на 3D. Неудобно, конечно, в двух парах очков сидеть, но не смертельно.

  • datacat

    Ерунда, целые жанры не умирают, они иногда впадают в спячку. Например классические космосимы, которые умирали раза 3, начиная с третьей Elite, или скоростные FPS, или данжеон кроулеры, которые вдруг неожиданно воскресали там и сям в новой ипостаси несколько раз. Будет спрос — всегда будет предложение, такие дела.

  • datacat

    > Когда тот жанр, который для тебя и есть игры

    Да кого волнуют проблемы ТАКИХ негров? Ну уж точно не шерифа.

  • Лучше, чем Бэтменовское «WHHHUUUUURS DA TRIGGUURRRRR!!!!!11»

  • Отлично написано! Снимаю шляпу.

  • Серега, ты не совсем прав. Индустрия действительно умирает. Правда, не потому, что в игры люди перестанут играть. Такого никогда не случится. Играть будут, причем еще больше, чем раньше. Проблема в другом.

    Во-первых, еще лет 10 — 15 назад игры в первую очередь делали фантики, т.е. художники и изобретатели, главной целью которых была прежде всего игра для себя, удовольствие от этой игры. Сейчас игры все больше делаются в первую очередь как бизнес-проект, где «они» (т.е. игроки) будут играть и платить деньги. Это сильно выхолащивает идеи и приводит к изрядной одинаковости игр, как направления. Еще пять лет назад игры можно было найти на любой вкус, а сейчас? Когда в последний раз кто-то анонсировал новую стратегию? Да ладно, пусть даже не стратегию, пусть даже что-то тактическое? Нету. Потому что шутеры дают более гарантированный доход при тех же финансовых расходах. А социалки стоят еще меньше, т.е. по параметру прибыль/расходы — они еще выгоднее. Так зачем рисковать? Тем более, что львиная доля рынка это уже нифига не художники. Рынок определяют строго жестянщики и финансисты. Они делают игры не для себя, а для других людей. Для целевой аудитории. Для «гамеров». Для тех, кто описан маркетологами в «портрете игрока».

    Во-вторых, даже в популярных направлениях все интересные идеи игр давно выбраны, а попытка сделать ставку только на визуальные эффекты себя явно не оправдывает. Как следствие, новые игры требуют все больше системных ресурсов, но внешне выглядят мало отличимыми от своих предшественников.

    Ну и в-третьих. Все чаще авторы игр смотрят в первую очередь на деньги, а не на саму игру. Как следствие, новые игры становятся все более и более примитивными и даже внутренне нелогичными, непоследовательными. Контент выедается чрезвычайно быстро и игроки теряют интерес.

    В результате развитие идет по пути еще большего упрощения игры и попытки удешевления стоимости разработки. Как следствие — игр становится больше, качество их — ниже, и, в общем, играть в них уже далеко не так интересно.

    Что, по моему мнению, как раз и есть кризис жанра.

  • Кэп?

  • и прогуливал русский видимо!

  • Боже, ты действительно не понимаешь, что написал ровно тот же абсурд, который доказывали Сергею в посте? Откуда вы, нытики, беретесь. Играйте в игры с «душой». Инди вон расцветают.

  • Браво! Давно не читал настольно увлекательный и прекрасно выстроенный текст. Спасибо, Сергей! 🙂

  • Shmatter

    вчера поиграл в новый MoH который Warfighter — она уже умерла и от нее несет душком, точно…..

  • robot_gobot

    Можно почти все сайты игровой тематики удалять из закладок.

  • Сергей, Вы буржуй, если в вашей столовке был сок, то однозначно буржуй… А может у вас в столовке ещё и столики были, куда сесть можно было? =))))

  • Вообще-то да 🙂

    И с каких это пор томатный сок — буржуйство?

  • в игровой индустрии все движется слишком быстро — появляется, растет и частично увядает за очень короткие сроки. в каждый следующий момент она уже не та, что раньше. отсюда и эти вечные слезы про ее смерть (К.О. mode off)

  • Vadim Vasiliev

    Игровая индустрия будет жить, пока будет публика оплачивающая её (индустрии) существование (прозябание). Про Голливуд говорят, что он тоже давно не тот, нет свежих идей, только спецэффекты. В этом смысле Голливуд и «игровая индустрия» движутся параллельно. Кроме того ИМХО 80$ за игру на консоли — жесть, хотя стоимость билета в кино в США 40$ а там всего лишь 2 часа придуманной иллюзии.
    ,

  • Гость

    Простите за драму, но второй глаз у меня 0,1 первая строчка у окулиста в очках, и я всегда «пользовался» только одним нормальным. Возможно по этому мне обычные фильмы казались «как в жизни», а всем они такими стали только недавно 🙂
    В 3D фильмы смотреть не пробовал, может действительно они в моем случае будут выглядеть как обычные.

  • А, ну у меня 0,3, возможно поэтому.

    Зато в шутерах со снайперкой хорошо, я в Q2 с рельсой рулил.

  • Mrmb

    Ты не прав! Инди для хип… интеллектуалов, у каждой инди есть душа, и даже две, одна автора, другая игры!
    Сказка ложь, да в ней намек, инди-хейтерам урок.

  • Josh K.

    Super Metroid, по-моему, до сих пор не переплюнули. Или сейчас прям настолько все круто? (Я давно не следил за новинками).

  • Трилогия Prime отличная (хотя, там у каждого свой фаворит). Если тянет на ностальгию, то Zero Mission или Fusion. Всё прекрасно эмулируется, к слову.

  • я норм ходил
    а сейчас линзы ношу вообще ок

  • смысл интерактивно виртуально сниматься в уже готовом фильме
    если можно участвовать в новой истории?

  • >Когда в последний раз кто-то анонсировал новую стратегию?

    Целых три космических стратегии зарелизись в Стиме летом.

    >Да ладно, пусть даже не стратегию, пусть даже что-то тактическое?

    X-COM вышел на той неделе.

  • Аноним

    Mudamudamudamudamudamuda-MUDA! ZA WARUDO!

    Не мелочись.

  • Хорошие игры не умерли. Не умер игрострой. Просто количество хороших вещей теперь можно приравнять к статистической погрешности. Но есть игры, есть атмосфера, есть люди и есть конвеер.

  • Oleg

    Не со всем согласен с вами, все таки игры меняются, и люди которым нравятся какие-то определенные типы/жанры игр(или определенная игровая механика), понимают, что какие-то определенные игры сейчас либо не выпускают, либо в меньшем количестве, и найти что-то хорошее не получается. И, в какой-то степени, по отношению к каким-то определенным типам игр индустрия для таких людей мертва, т.к. именно те игры(или какая-то определенная механика тех игр или способа её продажи), что этим людям нравились раньше, сейчас не используются, или используется, но с другими ориентирами. А ваш пост выглядит словно вы «по-умному» хотели нагрубить всем тем, кто говорит, что, мол, индустрия умирает, не разобравшись во всех смыслах того, как именно у кого-то она умирает (Ведь сама по себе она существует, да и при чем хорошо, осваивая новые просторы, но для какого-нибудь определенного человека, которому, скажем, нравились определенные типы игр, индустрия может умирать, т.к. таких игр все меньше и меньше, они все менее и менее качественные). И в какой-то степени именно для определенных игр индустрия умирает(хотя все возможно), но если для человека, которому нравились какие-то одни определенные игры, не во что играть сегодня, наверное, для него и индустрия умерла, как область развлечений.

  • Юрий Антонов

    Мда, системного анализа не хватает, все по верхам, да по верхам

  • datacat

    Не только, эпизоды в 2004-6 пытались продвигать же. Ну и ММО имеют определенные шансы стать сериалами в конце концов, во всяком случае контент там уже давно по расписанию, просто более растянутому.

  • datacat

    близзард кстати уже и так выпускает вов порциями.