7. Kickstarter, Steam Greenlight и публичное финансирование игр

В седьмом подкасте мы обсуждаем публичное финансирование игр с помощью Kickstarter, говорим о Greenlight, а Сергей Климов делится опытом совместной с GOG.com акции «плати сколько хочешь» по серии Divinity.

Ведущие — Сергей Галёнкин, Михаил Кузьмин и Сергей Климов.

1. Седьмой подкаст Galyonkin.com     

UPD: По поводу Nordic Games, упомянутых в подкасте — у них и правда есть права на Silent Storm на Steam, это моя ошибка. Я полагал, что у нас все еще действует эксклюзив с GOG.com.

Ссылки на кикстартеры, о которых идет речь в подкасте:

Skyjacker (собрал 128К из 200К, провалился) — делают ребята из Украины, почитайте заодно интервью с их лидером.

Divine Space (собрал 5К из 100К).

Shaker: Old-school RPG (233K из 1M).

Nexus 2: The Gods Awaken (127K из 650K).

И игра Криса Робертса — Star Citizen.

Скачать можно тут, подписаться по RSS или добавить в iTunes. Полный список подкастов есть на сайте Galyonkin.com.

Подкаст есть и в списке iTunes, его можно найти через приложение «Подкасты» по запросу «galyonkin».

Музыка: Michael Chapman — Goodwill Cowboys Ride Again.

  • Подпишусь-ка на комментарии 🙂

  • Ktototam

    хорошо

  • подлёнкин же!

  • Обратил внимание на Star Sitizen. Задонатил. Ушел пересматривать Battlestar Galactica.

  • Гость

    Может кто-то и смеется над отказом в будущих версиях винды от игр 18+, но у меня мурашки по кожи ползут от мысли, что «игры с зеленой кровью» будут делать не только для Австралии, а вообще. Смеяться будем, когда винда запретит заходить на порносайты.

  • Андрей Москаленко

    Что вы за люди такие!? Поспать не дадут!

  • Спасибо за подкаст. У меня небольшой вопрос:

    Сергей (Галёнкин) говорил, что если «просто выложить проект на Greenlight и ждать», то толку будет мало, и что нужно призывать туда аудиторию. Собственно вопрос — где ее брать? И каким образом собирать и созывать на проект?

    Например, во время релиза нашей небольшой игры (скорее ее дэмо версии, поэтому распространялась бесплатно), мы разместили ссылку на нее:
    — на официальном форуме по движку AGS (на котором она была сделана);
    — на сайте по инди играм http://gamin.ru/ — собрали примерно 130 комментариев;
    — трейлер на Youtube — 2 651 просмотров;
    — и была попытка разместить на indiedb.com но почему то не прошли модерацию, причины неизвестны. Плюс несколько других небольших сайтов.

    После этого появилось несколько ревью зарубежных, но на сайтах типа http://jayisgames.com которые не очень посещаемые. Было несколько let’s play’ев — немецкий, французский, русский и английский, но с минимальными просмотрами, и пара людей еще почему то сами перевели игру на Испанский.

    В итоге это дало: где-то 6 247 скачиваний за рубежом (из тех что возможно отследить), количество в России вычислить не удалось вообще, но пусть будет примерно столько же. Пусть будет в итоге 12 000 человек которые решили скачать/посмотреть бесплатную игру, кто из них будет вкладывать деньги на Kickstarter и голосовать на Greenlight, сказать трудно. Поэтому где брать людей? Спасибо.

  • А чем офис riot то пугает ? Скромные машины. Вообще кстати ни Марк ни Брендон особо не отличались машинами никогда.

  • skiorh

    Сергей Климов добавляет аду в подкаст (в хорошем смысле). Сначала у вас было именно чаепитие в моноклях, а щас не только интересно, но и смешно)

  • Вангую Windows8 Pornoble Edition.

  • Nikita_b

    Да, это на самом деле реально первая игра, которая с одной стороны безумно эпична, а с другой она бы никогда не появилась без этой системы. Я тоже задонатил, и очень надеюсь, что они все-таки соберут два, а лучше четыре лимона.

  • По поводу проектов Steam Greenlight, про которые мы говорили: пытаются зайти второй раз, после уже полученного отказа, Afterfall (http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=92922183; рейтинг на Metacritic: 50% на основе 20 обзоров) и Postal 2 (http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=93000640; Meta-рейтинг тоже в районе плинтуса). Разработчики первой игры лезут, добавив к названию «Extended Edition», разработчики второй — «Complete». Лично мне кажется, что это как если бы платформа отказалась от игры «Скучное дерьмо», а разработчики бы занесли новую версию на обзор, под названием «Скучное дерьмо: Complete & Extended Edition». То есть суть проектов не изменилась ни фига.

  • Проект Steam Greenlight, который показывает профессионализм подавшей его команды — а потому, верю, пройдёт отбор, если и не в понедельник 15/10, то в ближайшее время: Giana Sisters (http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=92852223). Во-первых, это не просто Black Forest Games (немецкая), это бывшие Spellbound (Desperados и проч.). Во-вторых, они запустили эту же игру на Kickstarter’e, и успешно собрали $186K (www.kickstarter.com/projects/project-giana/project-giana). И это — хороший индикатор востребованности проекта для Steam’a. Что касается вопроса, почему их отправили всё же для начала в лягушатник a.k.a. Steam Greenlight — см. скрин, история проектов студии — это история упадка, сейчас вроде как наметился положительный сдвиг, но лучше не рисковать, пусть докажут.

  • А вот проект из Steam Greenlight, который даёт смешанные ощущения: Forge (http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=91594665). На странице SG — ролик со словами «альфа», на фоне указанной даты ожидаемого релиза «декабрь» (то есть около двух месяцев осталось — от альфы до релиза?). Говорят, что инди-студия, но строят PvP lobby-based online проект. Запускались уже на Kickstarter’e (http://www.kickstarter.com/projects/166522941/forge), и пролетели как фанера над Парижем ($76K собрано из $300K запрошенных, в августе; там же написано было, что игра выйдет в ноябре — то есть сроки пляшут только так). Не уверен, что эту игру утвердят до того, как она запустится и докажет право на существование хорошим рейтингом. Уж очень велик пока разрыв между заявленным и продемонстрированным.

  • Я спросил ребят из Riot, что они думают про Valve. Да, говорят, старики, песок из них сыпется уже, наша игра их игры порвала давно и надолго. Я спросил потом Valve, что они думают про Riot. Найс офис, говорят. Ну и весёлые они. А больше сказать пока нечего, говорят. Лично мне стиль «мы круче, чем сваренные яйца» не очень импонирует в геймдеве. Вот Zynga была такая крутая. И как-то растеряла внезапно многих ключевых сотрудников, получается — они за кэш работали, не за идею. Создавать что-то гениальное, работая за кэш… наверное, возможно, но я сразу примеров привести не смогу сейчас. Google гордился тем, что за сотрудниками автобус присылают. Valve гордится тем, что позволяет работать как хочешь. А Riot гордятся тем, что они номер 1 здесь, номер 1 там, что купили офис у Yahoo и дальше только звёзды. Это по-американски очень. И давай посмотрим теперь на их российский офис — который ДВА ГОДА открыть не могут, а когда откроют, ждёи открытий в плане нанятых талантов ;-).

  • Ещё одна изгра из Steam Greenlight, и эта игра мне очень нравится: Secrets of Grindea (http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=92916246). Студия создана тремя шведскими студентами (напоминает историю Frictional, не правда ли?), над проектом ребята работают уже 2 года, сфокусированы только на одной игре, для одной платформы. Вот их блог: http://www.secretsofgrindea.com/index.php/dev-blog, очень мило и открыто.

  • В общем, от списка новых проектов, утверждённых к релизу через Steam Greenlight, я бы ожидал проектов, которые имеют бета-версию или даже релиз-кандидат, вменяемых разработчиков (студию), и минимум несколько сотен комментариев на площадке. И голосование игроков, это не главный фактор — это просто индикатор.

  • Vasya Vasin

    пока лучший эпизод

  • Этот подкаст как StarCraft среди RTS и WoW среди MMO — убивает в сухую все остальные игровые подкасты 🙂 Шикарно, и с каждым выпуском всё более и более интересно.

  • Чаепитие в моноклях в первых выпусках еще было потому, что мы сами не знали, в каком формате надо работать. Вот, кажется, начинаем понимать 🙂

  • Оу!

  • На самом деле мы хотим не совсем про игры и летсплейщину делать. Больше уклона в бизнес и разработку. Поэтому приглашает всех разработчиков, кому есть что сказать на любимую тему, которая может стать темой выпуска.

  • Да, понятно, что все равно слово за Valve. Интересно, сохранят ли они регулярность пропуска проектов или вообще забьют. Также непонятно, как долго будут висеть проекты-аутсайдеры.

  • наверное, аутсайдеров будут чистить по последней активности игроков на странице; из первой 10-ки Valve пропустили проект с copyright issues. на этот раз я бы надеялся не на места в условном топе по популярности (иначе они бы такой топ сделали открытым), а на места в порядке близости выхода и реализуемости. в этом плане «Эадор», кстати, у которого и демка есть играбельная, может и войти в число утверждённых завтра.

  • Довольно интересный проект Blackspace http://kck.st/PP8eqV, но по каким то причинам денег не собирает. Хотя даже на гринлайте есть.

  • Не успел вопрос в твиттер кинуть, как-то все слишком быстро произошло! Хотел узнать каким играм участники подкаста давали денег на кикстартере, почему.
    Насчет подкаста: как обычно интересно слушать, очень информативно получается. Получаем дозу внутриотраслевого инсайда, так сказать 🙂 Ждем мультиязычного подкаста.

  • Microsoft слышит вас!

  • С каждым разом всё лучше. Вообще нравится, что в меру серьёзно, но не постно, и без детсада с матюками и шутками для младшего школьного возраста.
    P.S: А кто в конце так леди Гагу, можно ссылочку?

  • Супер !

  • Это Эрик Картман из South Park: http://www.youtube.com/watch?v=qST5eVLudrQ

  • herohascome

    нк

  • herohascome

    Да Галенкин жи, разве не слышно?

  • На самом деле, многим как раз нравится в вашем подкасте спокойная домашняя обстановка.

  • Спасибо

  • предположу, что (а) дайте денег — мы 10 лет работали в ЕА над спортивными играми, а теперь хотим сделать RTS, это не самый лёгкий способ вызвать позитивные эмоции 😉 (б) я прочитал страницу на KS, потом посмотрел на ролик; мне рассказали, какие эти три перца крутые, но не показали скриншотов; за меня даже домыслили вопрос с формулировкой «парни, вы такие крутые…» — это как зайти на сайд поп-группы, где девчонки обсуждают, какие они красивые и талантливые 😉 (в) если ребята начинают составом 2 разработчика + 1 продюсер, что же они забыли про PR-менеджера? сейчас 14/10, они запустились 18/09, но я только что от вас про проект узнал; потому что без профессионалов PR за пару недель построить отношения с прессой и рассказать об игре практически unreal. на KS в комментариях также рассказали про проблемы с тиерами — not excitng, как-то так. ну и цена. я думаю, они должны были бы целиться на $19.99, и судя по распроданному первому тиеру, публика так же думает. а ребята хотят $39.99. если не расстроятся, то могут вполне перезапустить в Q1 2013 на основе демки + более низкой цены + фокусе на проекте, а не на себе любимых Ж-)

  • Project Eternity.

  • усилия, которые надо прикладывать на привлечение аудитории, обратно пропорциональны качеству материала; каждый сам решает, что лучше — сделать классную версию и отправить 3-4 сайтам, или налепить скринов и разослать на 30-40. аудитория есть следствие материала, только так — и никак иначе, и чем дальше, тем больше так будет. поэтому ответ такой: аудитория сама придёт, если будет, на что посмотреть и во что поиграть. Frictional, TaleWorlds, etc. собрали с нуля коммьюнити — из шведской деревни и из турецкой столицы соответственно. удастся и вам, если проект стоящий.

  • Этим лично мне и нравится ваш подкаст. Так держать! 🙂

  • ок, но до подтоида еще далеко http://www.youtube.com/watch?v=RThjdKyTkHk 🙂

  • Спасибо большое за ответ, Сергей.

  • disarmadillo

    Все радуете и радуете! Если в подкасте еще и Климов навсегда пропишется, то это будет… вау.

  • Сергей уже никуда не денется: он микрофон купил. Не отвертится! 🙂

  • Скриншотов? Там же длинное геймплейное видео. Вот скорее пиара не хватает, ответ «в» =) И надеюсь, что перезапустят, идея то интересная.

  • Я записываю подкаст исключительно в цилиндре!

  • Я нашел тебе новую обложку к подкасту!

    http://files-cdn.formspring.me/photos/20120209/n4f33f266c9902.jpg

  • LOL!

  • вот вы наверное как эта студия думаете — если есть видео, то можно игнорить запрос на скриншоты ) а я не перевариваю описание проекта без скриншотов, показывающих интерфейс и то, как же я именно играть-то буду )

  • Кстати, не парьтесь, если подкаст выходит долгим, так даже лучше! Ну если уж совсем, то можно и на части побить. А еще не отпускайте Сергея из подкаста, у вас классное трио 🙂

  • Для меня вот метраж тоже важен — я под подкасты засыпаю, поэтому чем дольше идет, тем лучше 🙂

  • DarkN0rth

    Подкаст отличный. Про «женщин ГУЛАГа» это 5, куда только всякое либеральное говно не дотянется.

  • Inetto

    Отлично. Час-полтора — самый любимый мною хронометраж подкастов. Можно и дольше, а вот получасовых выпусков малова-то. Так держать!:) Было очень интересно, только следуя логике вашей беседы будущее Greenlight незавидно. Не хочется, чтобы этот проект по прошествии времени превратился в никому (даже для Valve) не интересную помойку.

  • расстроен, что опоздал на их кампанию на KS? можешь ещё сдать womenofthegulag.com.

  • на KS скринов не было, и это не помогло им собирать деньги + на скринах с SG я лично не понял, что это за интерфейс и как в это играть..

  • Valve доработают, платформа ещё очень сырая. после первых серий утверждённых проектов и обсуждений игроками будет, вероятно, новый интерфейс, который обопрётся на использование текущей системы.

  • art6677

    Лол, на 1 адовую кухну 2 ваших подкаста по времени выходит, куда торопитесь так))

  • Aizenn Prosto

    Я и не знал, что мир разработки игр настолько увлекательный!
    Спасибо за подкасты!

  • Ну не согласен с тем что на гринлайте плохо с играми и там сплошной трешак. Есть и достойные проекты. По крайней мере два украинских Сradle раз http://gameway.com.ua/igrovye-novosti/19045-ukrainskaya-sradle-voshla-v-top-50-na-greenlight-gameway-rekomenduet-podderzhat-igru.html Эадор два http://gameway.com.ua/igrovye-novosti/18404-hotite-chtobyi-novyiy-eador-poyavilsya-v-steam-podderzhite-proekt-na-greenlight.html

  • Уже не смешно, правда.

  • Эадор там для сбора комьюнити…

  • Послушал подкаст, спасибо 🙂 Кстати, слушал, заполняя базу новых платежей, полученных от бекеров за последний сутки на наши PayPal/Amazon.
    Хочу ответить Сергею Климову на вопрос, почему мы не отдолжили 80К, чтобы снять свои 128К. Собственно, нам этот вопрос задавали многие бекеры во время кампании, поэтому отвечу тут то же самое, что отвечал на КС бекерам:

    Мы этого не сделали сознательно, потому как нам действительно требуется определённая минимальная сумма, которая позволит нам выполнить наши обещания. Поэтому я предпочёл не собрать, чем оказаться в позиции якобы выигранной кампании на КС, но в реальной позиции, когда нам всё равно надо будет искать эти недостающие деньги. Зато мы получили 1) засветку в прессе 2) первичное коммьюнити и 3) открытый шанс запустить новые кампании и таки собрать деньги, чего бы не произошло, попытайся мы мухлевать с суммами.
    Когда стало ясно, что мы вряд ли доберём нужную сумму, мы запустили сайт Digi Store, и объявили о том, что там можно будет дать нам денег и получить те же призы, которые были обещаны на КС — порядка 500 бекеров уже доказали нам своё отношение к игре, воспользовавшись нашим предложением. Сейчас мы действуем по плану В — «разделяй и побеждай» Мы продолжаем общаться с нашими тремя тыс. бекеров, неделю назад запустили форум игры (полностью открыт только для тех, кто дал нам денег, и для журналистов, для остальных — рид-онли) и сейчас готовимся к новому КС. Т.е. говоря военными терминами, бой проигран, но война не окончена. Мы отступили на укреплённые позиции, подтянули резервы, перегруппировали войска и готовимся к новому наступлению.

  • приблизительно с таким подходом многие команды вылетали, да 😉 я открыл сейчас KS страницу проекта. нажал на PLAY на «главном» ролике — который под заголовком висит, называется in-depth. прошло полминуты ролика, пока ни черта не показали, только две говорящие головы. характерен фрагмент 00:45-00:55 — я что, не видел картинок роботов? или эффектов flare? на 01:40 мне стало так скучно, что я ролик закрыл. и вот вопрос: в чём проблема скринов-то положить на страницу? и рассказать про игру, про продукт, а не про то, что «проект совмещает некоторые особенности жанра RTS с особенностями проектов, ориентированных на физику»..?

  • Женя, привет! Если совсем откровенно — ничто не помешало бы тебе действовать по плану Б, собрав $128K на KS, вложив в разработку и параллельно продвигая свой store + работая с прессой. Но это взгляд со стороны, конечно же. По поводу текущего плана — я бы обратил внимание на последние кампании, где пресса извещается об игре на KS заранее, с формулировкой «эй, ребята — мы через месяц запустимся на KS, хотите пока на демку посмотреть?». если ресурсы интересны, то медиа напишет про asset release + KS is forthcoming. также на удивление ОК работает IndieGoGo. и да, ты прав, KS — это всего одна битва в войне за аудиторию ) удачи!

  • «Эадор» мог бы попасть сразу с релизом на Steam, если продюсеры отправили бы играбельную версию в Valve — там видно, что всё ОК с проектом. То есть, это как раз пример проекта, которому Greenlight не нужен )

  • Привет, Сергей! Ну насчёт «не помешает» — нас бы сразу засыпали вопросами «так вам таки что не хватает наших денег?» А так неудобные вопросы сами собой отпали 🙂 Ну и [шёпотом] — глядя на динамику приходов, план В, похоже, принесёт значительно больше денег, чем даже было по плану А 😉
    По поводу кампании в прессе перед стартом — дык, как раз и начинаем её 🙂 Скоро будет, следи за прессой 😉 Сейчас как раз ввожу журналистов в форум и оговариваем публикации. Просто следующий кикстартер будет не про весь Скайджекер, а про часть, с небольшим голом в 20-30К и стретчем. Т.е. свои 20-30К мы вынесем по-любому, а всё,что соберём сверху — будет нас радовать и позволит сделать ещё больше. Тема следующего КС будет вот это http://www.skyjackergame.com/alien-spaceships/ но на Юнити, под РС. Мак, иОС и Андроид (с ОЙА так ея) и с расширенным функционалом — можно будет не просто разбирать вораблики (ок 80 моделей), но и пострелять по ним в окне сборки, позапускать движки, а в стретч гол забъём и возможность полетать в окошке сборки. Игрокам — новая прикольная мини-игра, нам — деньги на портирование и настройка нашего контента в Юнити, который потом и будет использоваться в основной игре (а Скайджекере)
    Проведём эту кампанию, через пару месяцев запустим новую — мультиплеер или мини игры в ангаре — как игроки выберут. Ну и по планам кампания по переводу книг на английский. В общем, как меня уже кто-то назвал — серийный кикстартер :))

  • Shmatter

    и снова хороший подкаст, благодарствую вам бояре…….=)))))

  • Там есть сугубо геймплейный ролик.

  • сможете описать мне здесь словами тот игровой процесс, который там показан за первые 25 секунд? я только что просмотрел, геймплеем там и не пахнет. драматическая музыка. флэры. и? следующие 25 секунд показали мне, что робот может таскать какие-то штуки, и далее я видел взрывы, без связи с действиями игрока. всё. занавес. это хардкор, это не для меня.

  • Снова годный и чрезвычайно годный подкаст. Жду следующего.

  • Олег, а какая у вас игра? как с вами связаться?

  • DarkN0rth

    Спасибо, не рукопожатен, пропущу неполживый гешефт. Зашлю ссылочку Щаранскому, он одобрит.

  • R-al

    На тему кикстартера — видел вакансию программиста, «для создания игр для кикстартера» ) бизнес однако!

  • отличный подкаст, продолжайте в том же духе. Больше про индустрию.

  • интересно, это нанимают «до» — для питча — или «после» — когда деньги получены и надо, блин, что-то наконец делать? LOL )

  • lakoros

    Отличные подкасты. Спасибо. Хоть я и не имею отношения к игровой индустрии, но всё равно слушать интересно.

  • Хм… Тогда уж пора название более… демократичное. 🙂 Что-то в формате «ГКК». 🙂

  • Эхх.. У модуля есть ракетные, в игре присутствует терраформинг, ко всему этому прекручена построика баз, добыча ресурсов и некий конфлик. (я англ знаю плохо так что хз)

  • Спасибо за подкаст. Покупаю старые игры в стиме.

  • мне эта игра настолько изначально понравилась, что я даже начал месяца три-четыре назад читать их devlog. И, надо признать, апрув именно этой игры на гринлайт, несказанно греет душу.

  • Jack Tour

    Скорее, «до») Чтобы что-то показать, собрать бабла и… Кстати, а что там с «и»? Кикстартер как-то контролирует, на что идут собранные деньги? Кто вообще несет ответственность, если разработчики проекта наобещают с три короба, а потом просто исчезнут или не сделают все обещанное?

  • Jack Tour

    Desperados была просто великолепна. И ребята получили подтверждение, что проходят)

  • Jack Tour

    Отличный подкаст, послушал с большим удовольствием. Вот такой вопрос возник — почему этот Гринлайт такой неудобный?! Я как обычно в Стим захожу — как в клиент же. А там предлагают смотреть по 10 (кажется) игр за раз выбранного анра, а потом перемешать — и все. Зашел сейчас через сайт — там удобнее, но все равно, скажем, в РПГ — 178 тайтлов сейчас. Пусть половина отпадает на этапе обложки. Как же любому игроку вообще хоть на 1/100 посмотреть этих игр?
    Получается, что если ты об игре не знаешь заранее, что она на Greenlight, фиг ты ее там найдешь. И дальше ситуация будет только ухудшаться, так как игр станет, возможно, еще больше (если Steam не введет каку-то премодерацию). Получается, что без прессы или других каналов общения с игроками — никуда, не так ли?

  • Jack Tour

    У меня еще вопрос к Сергею Климову — сколько, по Вашим оценкам, должна игра получить голосов, чтобы быть одобренной? Сейчас, кажется, не видно пользователям, сколько какая игра голосов получила, или я ошибаюсь?

  • Спасибо, посмеялся.
    И согласен, что риоты бросают понты.
    30 млн игроков — показатель только численный, но при этом качество хромает. Недавно был финал второго сезона в Лос-Анджелесе. 2 млн зеленых призовых, пафос, сцена, потребление 5% всего интернет-траффика США, но все же 2 или 3 раза все вырубалось и игры пришлось перенести. А как бы турниры они проводят уже не первый год.Клиент их вообще верх идиотизма. Если в доте все работает как часы, то в LoL у меня месяцами не отображались друзья в списке, постоянные падения pvp.net и т.д. Написано все через жопу на Adobe AIR. Steam тоже падает временами, но у доты хотя бы клиент цельный, а но состоящий из частей как у Riot.Был случай, когда они разрешили игрокам сохранять мастерки — типа талантов в ВоВе. Так через пару дней сломали, так как мастерки хранились не на сервере, а на компьютере игрока.В плане интерфейса у них тоже все печально. Если доту выпустили почти сразу готовой к потреблению, то тут начали шевелиться только после запуска этой самой доты. Игра, конечно, у них веселая и некоторые моменты в ней реализованы вообще на 5, но реализация всего ставит их на второе место.

  • Здорово!) Даже не заметил как прошел час!) Было очень интересно, жду с нетерпением следующего выпуска!)

  • Отлично! Просто отлично! По времени подкаста не сдерживайте себя — чем длиннее, тем лучше. не ну правда — хорошо же сидите. И слушать такие подкасты одно удовольствие.
    А по поводу Стима и цифровой дистрибуции есть несколько вопросов.
    1. Я так понял что есть 2 варианта попасть на Стим. Это: а) Напрямик и б) Через Greenlight. НО! Есть и третий вариант. Пару лет назад Барышников из 1С, на ДТФе предлагал за агентскую комиссию протащить игру в Стим через каталог 1С. Жаль что этот вариант не был затронут, так как для проектов, которых завернули напрямую, этот вариант может стать более удобным, чем Greenlight. Ну потеряют в денежке. Зато сильно быстрее попадут в Стим и еще пачку цифровых магазинов помельче.
    2. Второй вопрос касается конкурентов Стима. В частности Нивал почему то, штурму Стима, предпочел эксклюзивное соглашение с GOG. Следовательно это достаточно выгодно. А вот насколько? Представляют ли все цифровые конкуренты Стима вместе или по отдельности хоть какую то грозную силу или адекватную альтернативу как для разработчика, так и для потребителя?
    3. Не проще ли рядовому инди окучить сначала различные Yuplay, GOG и тд и только потом идти на труднодоступный Стим?

  • 2-5К