Можно ли считать Dota-подобные игры стратегиями?

У последователей Dota есть несколько определений. Самое простое и понятное — Dota-подобные игры, но поскольку Dota со дня на день может стать торговой маркой, в основном используются два определения — громоздкое MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) и менее громоздкое action strategy.

Так вот, у нас на работе возник спор о том, можно ли считать Dota-подобные игры стратегиями даже с пометкой «action»? С одной стороны управляешь одним юнитом пусть и в команде, с другой — в action RPG от RPG тоже только циферки и ничего, их в итоге признали ролевыми играми.

Голосуйте, а свой вариант и почему вы его выбрали пишите в комментариях.


  • Скорее Акшон-тактик-рпг

  • Считаю, что да. Ведь смысл примерно тот же, находясь в равных условиях изначально, накопить побольше сил (раскачаться) и навалять противнику до того, как он наваляет тебе.

  • Да, только с оговорками типа «Геройского РПГ» или Дота-РПГ.

  • Нет, но я и Diablo за ролевую игру не считаю.

  • Не вижу разницы, если честно

  • Аноним

    Не фанат подобных игр, но думаю что можно. Для начала ноги у них растут из вполне себе стратегии Warcraft 3. Во-вторых, стратегия совсем не обязательно про много юнитов. И в-третьих тут главное стратегически мыслить, как идти, кого прикрыть, на что обращать внимание в первую очередь. Фактически это как вырезать из большой стратегии небольшой кусок про борьбу двух баз в разгар сражения. Как-то так.

  • Arlekino

    W40k dow2 же ж rpg/rts. Вот і дота так же

  • А почему одним юнитом? В оригинальной dota можно и несколькими управлять.

  • В большинстве последователей и в современной Dota один юнит.

    Хотя возможны варианты, разумеется

  • Аноним

    Уже нельзя

  • Ceo

    Это скорее экшен. Потом РПГ. И только потом уже стратегия.

  • DOW2 по-моему как раз квинтэссенция action/RTS: несколько юнитов, ролевые параметры, экшон! 🙂

  • Аноним

    Почему нет варианта «Я не знаю, что такое ДОТА»?

  • Teabul

    Нет, DOTA — это и есть жанр игры. Собственно в этом, я так понял, и был смысл в оспаривании Близзард зарегистрированного товарного знака «DOTA», т.е. это это все равно, что зарегистрировать за собой товарный знак «adventure», и Близзард именно поэтому сама не регистрировала Dot’у, считая, что название это принадлежит комюнити. 

  • DOTA — Defense of the Ancients, не тянет на определение жанра. Это как говорить, что Diablo — жанр 🙂

  • Стратегией? Нет. Тактикой? Пожалуй.

  • Beast

    Вот именно. Весь спор вокруг притянутого за уши термина «стратегия». То, чем занимается игрок в доту — это тактические решения, как индивидуальные, так и в случае юных наполеонов, злоупотребляющих голосовой связью — это всё равно тактика. Стратегия в мире доты существует только в сюжете, внутри игры не ставится под вопрос необходимость разрушить именно этот вражеский нексус.

  • Teabul

    Roguelike или Tower Defence, например

  • Конечно нет. Вы еще в стратегии ее запишите, потому что это мод варкрафта третьего, ха.

  • Beast

    Но и MOBA ничем не лучше. Определение, построенное вокруг понятия Арены, подразумевающее сессионное, а не непрерывное участие, также подходит для любой многопользовательской битвы, типа Counterstrike.

  • Beast

    …из вполне себе НЕОБОСНОВАННО НАЗВАННОЙ стратегией Warcraft, по сути являющейся симулятором тактического командования…
    …во-вторых, стратегия — это обязательно масштаб, в котором +-100 юнитов мало что решают…
    …в-третьих, если вырезать из большой стратегии кусок, получится, по определению, ТАКТИКА.

  • Beast

    Quake deathmatch тоже подходит. Отожрись, наваляй.

  • CHE6yp

    Потому что это вранье.

  • CHE6yp

    MOBA YOBA ну что за фигня. 
    Совершенно очевидно что это РПГ, только та где роль не отыгрывается, вот и все…

    Мне другое интересно — как будет продаваться игра в которой есть только 1 локация?

  • Так Dota-подобные никто и не продает, даже HON бесплатным стал

  • Предлагаю утвердить термин Your Online Battle Arena и успокоиться.

  • Да, именно тактика. 

    Аналогия. В своё время Cannon Fodder называли стратегией, хотя это была чисто экшн-стрелялка с poin-and-click управлением.

  • Bloodline Champions просто до одури РПГ, ога.

  • CHE6yp

    Но Доту 2 то продавать будут. 
    Хотя конечно в этом случае явно окупится…

  • «РПГ, где роль не отыгрывается»… господи, куда же катится этот мир

  • Нет скорее всего. Похоже Dota 2 изначально на шапках будет работать

  • CHE6yp

    Не играл.

  • Согласен, мне action strategy больше нравится, только не совсем понятно, не вводит ли оно в заблуждение.

  • CHE6yp

    Когда я говорю не отыгрывается роль я имею ввиду что тут нет диалогов и сюжета и все дела. А персонажи, прокачка и все такое — явное рпг.

  • SOPA ACTA protest YOBA!

  • CHE6yp

    Ну это все таки не ТФ2, стиль другой, сюда нельзя вбухивать кучу совершенно бредовых шапок вроде «ШАПКА ИЗ ДЕСУСЕКСА!» или прочего. 
    К тому же — в ТФ2 предметы имеют особые свойства, то бишь например если в команде демо с липучкометом или же с щитом и секирой — тактика будет разной, разной будет и баланс. В такой игре как дота, в которую годами люди задрачивали до посинения, где каждое малейшее новое обновление сопровождается воплями одних и ликованием других — в общем думаю тут такой фокус как мне кажется не пройдет. 

  • Скины, например, вполне сюда ложатся.

    Скины с бонусами — тоже, не вижу проблем 🙂

  • Думаю не совсем коректный вопрос. Стратегии бывают разные, в футболе тоже выстраиваются тренерами стратегии на игру и на сезон.
    Также и в дота-подобных играх есть стратегия, но отнести игру к стратегическому жанру нельзя. Жанр определяет игровой процес игрока. А игровой процес здесь ближе к hack’n’slash ну или action RPG, хотя отыгрыш роли гиперскоростной, в сравнении с традиционным пониманием этого слова.
    Так что ближе всего описание: Multiplayer Action RPG. можно еще конечно добавлять слово онлайн. но я думаю multiplayer во многом его покрывает.

  • Аноним

    Ну я вот честно не знаю (название, конечно слышал, но не более того.)

  • Лучше не стоит, сам префикс «action» тоже особо ничего не значит (в обычных стратегиях экшена нет?). Ничего страшного в том что появился новый жанр =)

    А то на выходе экшн-рпг теперь причисляют к рпг и Дарк Соулз соревнуется в одной категории с Деус Эксом (надо постараться чтоб найти схожие составляющие в обоих играх). Кстати, по-моему самая большая ошибка создателей ДС — позиционирование игры как РПГ: один из лучших же экшн-эдвенчер 2011 (требует внимания, реакции и выдержки) и худшая рпг (роли персонажа нет — есть ходячий манекен для брони).

  • Tv1st

    Если взять по минимуму, определение из вики: 
    «Смысл таких игр заключается в управлении некоторым ресурсом, который необходимо преобразовать в преимущество над противником при помощи оперативного плана, разрабатываемого с учётом меняющейся обстановки», то можно доту назвать стратегией.
    Ну и да, в доте не всегда управляешь одним персонажем. Если брать по минимуму, то еще кура и персонажи на подобие чена, енигмы, дриады и т.д, которые могут кправлять большим количеством крипов, мобов. 
    Ну и тут говорят «внутри игры не ставится под вопрос необходимость разрушить именно этот вражеский нексус». Во время игры появляется много других вопросов: ганки, рошан, бэкдоры и т.д.

  • Думаю что отлично. Миллион продадут точно… хотя нонче это дерьмовый показатель ))

  • Это хотел написать я. Ну ладно )

  • Для многих на паблике именно Your )) Никакой кооперации с командой… попикали керри и сливаются. Ааа.. о чем это я, да, о наболевшем )

  • Аноним

    Сессионная тактическая экшн-РПГ

  • Coyote

    Нет, нельзя. Это больше РПГ чем стратегия. Что-то типа Tactical action-RPG

  • DOTA настолько же стратегия, насколько Counter-Strike и Diablo являются стратегиями. Разве это не очевидно?

  • Дотеры абсолютно беззащитны в Старкрафте, аки младенцы.

  • Ktototam

    Нет, стратегии это всё таки классические пошаговые и реального времени. Глобальные можно также выделить…

  • Ktototam

    Потому что нормальный человек не будет комментировать то о чём не имеет представления.

  • Ktototam

    Правильно, потому что Diablo ActionRPG и в некоторой степени слешер

  • Ktototam

    Слишком узко и не отображает самой сути. Вот к примеру «командная тактическая игра с элементами ролевой игры» более понятно.

  • Таков паблик — бессмысленный и беспощадный.

  • Это экшн. такой же как диабла. от рпг циферки, которые так же в других экшенах встречаются, от стратегии только способ взаимодействия

  • Teabul

    Давно замечено, что 100% в каждой теме оказывается тело, которое обязательно спросит типа так возвышаясь над увлеченно обсуждающей массой — «а кто это?», «а чо это такое?», «а кто все эти люди?» и т.п.

  • Meat

    >Скины с бонусами — тоже, не вижу проблем 🙂

    Какая-то хреновая шутка.

  • Руны в Лоле никого же не смущают

  • правильно, потому что Diablo — action.

  • Примкну — нет, нельзя, потому что это не стратегия, это тактика.

  • blazan

    А старкрафтеры в доте?

  • datacat

    «Диаблоклон», почему бы и нет

  • да не осталось чистых жанров чего голосовать то? откусят ведь!

  • Гость

    Дота это мультиплеерный Tower Defense с элементами Warcraft 3.

  • Аноним

    Офк нельзя.
    Играл в доту лет 5, знаю что это такое.

    Громоздкое определение MOBA можно просто заменить на BA (Battle Arena).

    Интересно кто же предлагал доту называть стратегией ?  ))

    Помнится на одном форуме мне ещё доказывали что в доту и макро есть.
    Макро на одном юните )) 

  • Аноним

    подумал о том же.
    Это просто омфг

  • Аноним

    Ещё одно маленькое добавление — почитал кучу бреда про тактику.
    Тетрис — тоже тактика. УБивать по одному ряду или по 4. Ну и соответственно риск итд итп.

    «Тактика» можно добавить к чему угодно.
    Опять же в доте слабо выражены элементы тактики.

    Да, там можно проиграть замес, сделать телепорт на базу и мегакрипов, потом телепорт назад, отбиться итд.
    Но это исполнение.
    Вы не выбираете направление атак, тут нету каких-то ключевых позиций вокруг которых крутится игра.

    Там есть основополагающие вещи — Фёрстблад, фарм керри, контроль рун, расставление вардов, но поверьте это все так мало смахивает на тактику.
    Ну скажем взять оригинальный Варкрафт3: товер раш, экспанд, фаст эйр, хит&ран быстрыми юнитами.

    Вот скажем где была 100% тактика это Commandos 2.
    Вот это пожалуй для меня эталон тактики из таких игр, где управляешь 1-5 юнитами.
    Но в доте нету и такой тактики.

    НУ разве что играя, не знаю, минером допустим, и минируя по 15 точек на карте — тогда да, появляется некий тактический элемент. Но это один такой герой. 
    Другими вы просто будете бегать и исполнять, и не особо парится насчет тактики.

  • MIke

    ололол пыс пыс нельзя называть стратегией, стратегия это строить копать добывать. а тут мочить всех и вся так что нельзя! олол всем слушать меня!

  • Никак нельзя. Point-and-Click-Top-Down-Action. И то, благодаря крипингу экшОна как-то не очень. А то, что у всех персонажей есть класс, как в той же не-рпг Диабло — еще не говорит, что игра имеет право зваться рпг. Вон, в тимфортрес тоже разные классы, тож эрпЕгой нарекем?

  • Аноним

    Руны как раз за РП не продаются. Руны высасывают из человека ИП, не нарушая иллюзию их изобилия, чтобы игроку пришлось вкладываться в героев кешем.

  • Я про то, что руны одеваются вне сессии, но влияют на эту самую сессию.

    В Дота 2 можно сделать точно так же. А продавать как в ТФ2 — либо покупай, либо надейся на то, что оно выпадет случайным образом.

  • Нет диалогов и сюжета — значит не Role Playing Game.

  • Anonymous

    >Совершенно очевидно что это бутерброд с колбасой, только тот где нет колбасы, вот и все…
    Как уже было сказано, Battle Arena — определение самое емкое, YOBA — самое точное.

  • Kilgort

    Смотря как подходить — с точки зрения маркетинга, как ее видят игроки и с точки зрения теории. С точки зрения маркетинга игра выросла из RTS/RPG Warcraft, потому ее можно считать Ролевой стратегией грубо говоря. А с точки зрения теории нужно провести жанровую декомпозицию. Есть ли в игре элементы стратегии? Какие эти элементы? Ну например есть стратего подобный Minimap, управление близкое к RTS(в лоле например отошли от этой темы). С другой стороны есть level progression, можно одевать на игрока экипировку и можно крипить монтсров + есть PvP = RPG элементы. Но я думаю теоретическая часть нужна скорее геймдизайнерам, в вашем случае, Сергей, как я понимаю нужно на это смотреть с точки зрения маркетинга. Тут хорошим методом было бы провести контент анализ того, как такие игры видит пресса и игроки на форумах, тогда будет верняк. 😉 

  • Rainforests

    Dota-подобные игры — это тактические аркады с элементами ролевой игры. Всё.