Главное за год

В продолжение традиции — небольшие размышления по поводу того, чем запомнился 2011-й год. Без сортировки по важности.
[divider]
[columns width=»2/3″ class=»coldivider-right margin-left»]

PS Vita и 3DS

В течение одного года вышли портативные консоли от Nintendo и Sony. Лет пять назад из-за этого была бы невероятная шумиха во всех игровых изданиях, а сейчас максимум осторожный оптимизм. Не совсем понятно, как будут развиваться закрытые проприетарные квазипортативные игровые системы в мире, где полно открытых портативных универсальных.

Очевидно, что все решают игры, но даже у Nintendo с ее беспроигрышной серией из Zelda, Mario и Mario Kart в течение года дела идут не сказать, чтобы хорошо. Хотя и не так плохо, как предрекали скептики.

Планшеты стали консолями

Речь не только про iPad 2, который используется покупателями преимущественно для игр и кино (а не для рассматривания красивых журналов об архитектуре за чашкой мокачино, как планировал Джобс, светлая ему память). Nvidia сейчас так активно двигает ваш любимый графон на планшеты, что скоро форумные дети будут в подписях писать не тайминги памяти и версию видеокарты, а чип любимой планшетки.

Будет забавно, если холивор «ПК-консоли» перерастет в «iPad-Android», с выводом о том, что у Apple нет души.

Всех взломали

Sony, Square Enix, Sega, Codemasters, Steam и так далее. Пять лет назад взлом любимого сайта мог закончиться в худшем случае неприличными комментариями от имени пользователя, а сейчас на кону деньги, игры и АЧИВКИ, ТЫСЯЧИ АЧИВОК. Игровая интернет-индустрия как-то проворонила момент, когда она обошла ритейл и не успела позаботиться о соответствующей защите. Мы еще легко отделались на самом деле, представьте, что будет, если взломают Gmail или, о Господи, Facebook.

Бонусные очки Blizzard за то, что они это увидели раньше всех и успели защититься надежнее остальных.
[/columns][columns width=»1/3″ last=true] 

[/columns][columns width=»2/3″ class=»coldivider-right margin-left»]

Рынок социалок сдувается

Я год назад писал, что социалки вырастут и станут нормальными играми. Был неправ — похоже, что социалки сдуются, зато в нормальных играх появится хорошая социальная составляющая. Опять приведу в пример Blizzard с их интеграцией реальных друзей в Battle.net, но это не единственный способ использования соцграфа в игре, я уверен, что будет лучше.

Инди-бандлы

Вдохновленные успехом Minecraft небольшие разработчики стали делать свои проекты. Вообще это хорошо для индустрии, хорошо для геймеров и для разработчиков бывает тоже неплохо. Но инди стало так много и они такие похожие, что их теперь продают на развес, пачками в виде хамблбандлов. Это наверное приятно для покупателей, но противоречит самой идее инди-игр как самобытных, оригинальных и нишевых — представьте себе бандл в «Ашане» из пяти малоизвестных хипстерских групп.

Безумный free-to-play

У многих f2p ассоциируется с социалками, но эта механика появилась сильно раньше. Причем если на ПК уже пошли серьезные хорошие игры с этой бизнес-моделью, то на планшетах она по-прежнему принимает уродливые формы, вроде недавно вышедших Dungeon Hunter 3 или Tetris с подпиской. Неудивительно, ведь бесплатные игры зарабатывают больше, так что придется перетерпеть, пока до Gameloft и EA не дойдет.
[/columns][columns width=»1/3″ last=true] 
 
[pullquote type=»3″]…представьте себе бандл в «Ашане» из пяти малоизвестных хипстерских групп…[/pullquote]
[/columns]
[columns width=»2/3″ class=»coldivider-right margin-left»]

Steam вышел на российский рынок

И активно забирает деньги у российских издателей игр и розницы, выгоняя их из бизнеса. Я все еще думаю, что монопольное положение Steam может принести индустрии много вреда, но пока что от Valve было все-таки больше пользы.

Плюс, СКИДКИ!

Мор в индустрии блокбастеров

Закрылись создатели STALKER, LA Noire и других хороших игр. Мне больше всего жаль GSC, но говорят что в Австралии Team Bondi тоже была чем-то вроде культа, пусть и недолго.

Думаю, что в Украине новым культом станет 4A Games, у них как раз и продукт хороший, патриотический — постапокалиптическая Москва радует сердце каждого украинского националиста.

Смерть бумажной прессы

Закрылись PC Игры и ЛКИ, Навигатор ушел в астрал. Неудивительно, в эпоху Интернета журналы мало кто читает. В уцелевших «Стране игр» и «Игромании» тоже есть проблемы, причем большие, чем я думал раньше.

Пресса перешла в онлайн, IT-компании перестали выделять бюджеты на бумагу год назад, игровые, полагаю, прекратят в 2012-м.

И еще всеобщее помешательство на сриидиии закончилось. Ура.

А вам что запомнилось в этом году?[/columns][columns width=»1/3″ last=true] 

[/columns][divider]

  • Inkognito

    «СИ» умрёт?

  • Всеобщее помешательство на социалочки и «онет, они убьют гейминг», сменилось на тоже самое только про айфоны. 

  • Думаю, что бумажная версия — да. Но у них как раз есть сайт, они могут туда переехаать, как и Игромания.

  • Spinkedzzz

    отличное 3D в Shadow of Colossus HD 
    пустыня в Uncharted 3
    девять концовок Catherine
    импульсная покупка PSV
    начал все игры покупать в рознице или онлайн, больше не покупаю из английских интернет-магазинов

  • Дюк вышел же.

  • Дюк и Скайрим

  • Read only.

    Я «рид онли», конечно, но все же хочется сказать спасибо за ведение подобного блога. В целом.

  • Сергей, а почему ты считаешь, что помешательство на 3d закончилось?

  • CHE6yp

    Думаешь цифровые журналы будут окупаться? Бумажные хоть покупали оттого что их можно потрогать, цифровые как мне кажется будут просто пара человек брать и сливать в сеть, не?

  • Запомнился этот год тем, что большинство людей стали предпочитать лицензионные  игры пиратским. И в этом большая заслуга Valve. Теперь на меня  смотрят знакомые не как на человека из другого мира, когда видят как я покупаю игры, а с уважением: «Мол, молодец, поддерживаешь разработчика, люди ведь трудились». А об этом год назад даже подумать было сложно. Да и вообще много чего было в этом году хорошего. Удачный год для игровой индустрии, чего стоит только Skyrim или Portal 2.

  • Из рекламы 3DS убрали слова про 3D, Sony прекратила давить на 3D в играх для PS3.
    В кино это никуда не делось, конечно.

  • Точно 🙂 

  • Цифровые — нет, а вот сайты — вполне.

  • :-.

    🙁

  • Аноним

    Меня интересовал такой вопрос. Как окупаются сайты, вроде Игромании.ру? Не за счет же одной рекламы?

  • ну я впервые лет за 5 КУПИЛ игру например) аж 2 раза даже.

  • Не знаю, окупается ли Игромания, но реклама для сайтов такого типа — основной источник дохода

  • Запомнилось противостояние активижн и электроников (CoD vs Battlefield) + выход deus ex который оказался настолько бесподобным, что даже не верится. А вообще спасибо за блог и интересные мысли.

  • Александр Дяченко

    Год больше всего запомнился поворотом в менталитете отечественного потребителя:  использование лицензионной продукции начало входить в привычку у тех, кто активно пользуется интернетом. К людям постепенно приходит понимание преимуществ сервиса над бесплатностью потребления.

  • Аноним

    Просто вспомнилось, как около года назад, примерно, читал относительно игромании, что журнал может жить исключительно за счет продаж самого журнала, без рекламных денег.

  • Ktototam

    Вот вот, эпические провалы аля Crysis 2, Rage, Duke Nukem, Bodycount, Call of Juarez: The Cartel … и тд.
    А ещё же фейспальный костыль для портативки грибоедов

  • Евгений Андже

    Кстати, срач Android vs iPad успешно полыхает сейчас. И да, Apple обвиняют в том, что у неё нет души. )

  • Ktototam

    Ну и как ощущения, что то изменилось в твоей жизни, ты стал более счастливее к примеру?

  • в штатах например в кино больше сеансов не в 3Д, в рекламе по тв и на улице акцентируют на том, что фильм доступен в 2Д. 

  • какой провал для Кризиса, он тремя миллионами продался… 

  • Ktototam

    Не души, а патентов =)  

  • Crysis 2 — провал? О_о

    В Дюке абсолютно все равно, каким он вышел. Сам факт выхода главного долгостроя всея индустрии — уже одно из главных событий года.

  • Эпическое событие 🙂

  • «более счастливее»
    Ну я даже не знаю…

  • Гаврош

    Ну так карма же:)

  • Ktototam

    Это тебе в магазине сказали?

  • Ktototam

    А что эпик вин?
    Тотальное несоответствии заявлениям ПИАРастов, разработчиков, прессы — нас всех наебали, а некоторых, как сообщает нам товарищ Anton, ещё и кинули на бабки 

  • Ktototam

    навоз тоже неплохо продаётся, и чё? суть (гавно) от этого не меняется
    вот люди вкладывают большие деньги в финансовые пирамиды, и чё?
    где связь между их прибылью и общим количеством вложенных средств

     

  • Lumpy

    Сергей Галёнкин ушел из 1С. Чем не знаковое событие 2011 года? 🙂

  • Igor1112

    Мне лично запомнился выход в AppStore GTA 3. Считаю это знаковым событием. А так же выход onlive на планшетах.

  • запомнилось как мы продали варинк 🙂

  • Гаврош

    Да, и самое главное предложили хороший курс обмена грязных зеленых бумажек на оную

  • конечно стал, 48 левел же, 130 часов жизни не прошли зря!

  • А я как-то пропустил этот момент, давай подробнее, что ли? 🙂

  • Оно знаковое разве что для меня лично 🙂

  • Сайту трудно жить с тиража 🙂

  • http://venturebeat.com/2011/08/23/french-investor-pours-money-into-online-warmongers/
    цифры комментить не могу к сожалению 🙂

  • Аноним

    Потому и появился мой вопрос.

  • Аноним

    Абсолютно согласен. Браво, Valve!
    Даже в некотором смысле одновременно смешно и грустно, что это понимание вселяют нашим соотечественникам не словами, а делом иностранные компании, а не отечественные.

    Добавлю сюда лично от себя:
    Бурный рост хитов. Согласитесь, этот год был весьма «жарким» в этом плане.

    «Игромир» постепенно развивается. Да, это все еще далеко от идеала, но уже видно, что отношение к игровой сфере в нашей стране постепенно улучшается (маленькими шажками, но и на том спасибо).

    Mass Effect 2 и Heavy rain получили премию BAFTA. Черт возьми, наконец-то, серьезные люди начинают постепенно осознавать, что игры — это нечто большее, чем просто развлечение.

    Новая часть в серии TES. Лично для меня — событие. 

    Rayman: Origins. Не играл, но восхваляю 🙂  Как Вы сами сказали, Сергей, последний 2д-платформер EVER. Если так, то почему и не событие? 

    Ах да. В этом году я купил столько игр, сколько не покупал за последние пару лет вместе взятых. 

  • Я отдельные игры решил не включать, чтоб холивора не было 🙂

  • Поздравляю, очень круто!

  • Подписываюсь под каждым словом Segal.

    А так же добавлю от себя, что покупка лицензионной игры на просторах СНГ среди геймеров и не очень, стала частым и нормальным явлением, я возможно повторюсь, но эта тенденция только растет.

    Сам же, был любителем лицензии, но столько игр сколько я купил в этом году, хватило бы на 10 предыдущих. В том году около 25 игр в Steam библиотеке… теперь 135 плюс 50-60 DLC >___< Только полтора недели назад я смог ее запустить нормально, без выпадания текстур и прочего УГ…

  • запомнился:
    1. выигрышем Адовой кухней приза — лучший шоу-подкаст года и взятая планка в 40к прослушиваний одного выпуска. Новый формат — взлетел. Парни — красавцы!2. сбором в одном месте проектов, которые будут задавать курс
    3. приходом вгтрк в игровые медиа
     

  • Skyrim же. мало кто думал что получится что-то лучше Обливиона. и внезапно такой лютый вин

  • 2011-й — это первый год в отечественной индустрии без крупных синглплеерных проектов. Вообще. И дальше тенденция всё дальше будет уходить в сторону f2p и портативных устройств. Сиречь ни Звёздных Волков тебе нормальных (не фанатских), ни толковых Дальнобойщиков, ни много чего еще…

  • Не эпик, но добротная хорошая и нормально продавшаяся игра. В отличии, скажем, от первой части.

  • Beast

    Подозреваю, что это всего лишь проявление толерантности к одноглазым, экстремально астигматичным и людям с дефектами пространственного воображения.
    Сеансов в 3d меньше, но они выгоднее — это как консоли против пк.

  • Аноним

    Этот год можно смело называть годом сортирного юмора, и не только сортирного. Bulletstorm, Duke Nukem, Serious Sam, кто еще помнит — назовите.
    Наконец то индустрия научилась шутить (девяностые со своими квестами не в счет)

  • Pavel Kulikov

    И Rift сломали.

    Dear Pavel,We recently discovered that unauthorized intruders gained access to a Trion Worlds account database. The database in question contained information including user names, encrypted passwords, dates of birth, email addresses, billing addresses, and the first and last four digits and expiration dates of customer credit cards. 

  • какой лютый вин?

  • Скайрим конечно говно, но не настолько же.

  • бля, отечественной.

    тогда да.

  • крутой такой. какой вопрос такой и ответ

  • Гейминг убьют, когда убьют геймеров =)

  • Наконец-то. Может и до нас дойдет. А то я уже полгода в кино не хожу.

  • Астрологи объявили месяц стим-распродаж. Количество пользователей стим увеличилось вдвое =)

  • еще год запомнился тем что купил в стиме супер мит боя и он не запускается, блин

  • Из тех игр что я купил в этом году ни одна нормально не играла до первого патча. Разве что Deus Ex. Но там тоже что исправляли.

    Патчи тоже пиратят, но тройной геморрой.

  • нихуя не вижу лютый вин Скайрима ни по одной позиции, кроме продаж разве что

  • сюжет, фриплей, ИИ, сеттинг
    Скайрим будет считаться культовой игрой. и уже считается. а ведь еще небыло DLC и аддонов

  • Роман Глибкович

    ываыва

  • HolyWar

    На счет социалок. А какже выход Zynga на IPO? сколько они там хотят? 15 миллиардов? я думаю что они еще долго проживут

  • Выход у них не задался 🙂

  • Не «Всех взломали», а взлом стал сервисом. У нас весь четверг не работал гугль-докс и поиск. Вчера поиск спросил у меня капчу. Яндекс тоже ложили. Уж про игры и говорить не надо — все понятно, ломали и сервисы, и проекты, и многое другое. Думаю что в 2012 году «конец света» для онлайна наступит, как минимум временный, пока компании не найдут способа каким-то образом активно бороться с взломом.

  • Grim Skin

    На счет steam-а на русском рынке — я ничего, кроме одобрения, высказать не могу. Поскольку из-за идиотских договоров, которые со стимом назаключали российские издатели, ряд игр для меня просто не доступен 🙁